ОИФНЭтнографическое обозрение Ethno review

  • ISSN (Print) 0869-5415
  • ISSN (Online) 3034-6274

Брак в миграции: трансформация свадебных обрядов под влиянием миграционного опыта

Код статьи
S30346274S0869-2147483647
DOI
10.7868/S30346274525020103
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Номер выпуска 2
Страницы
181-204
Аннотация
В статье анализируется, как под влиянием миграции трансформируются свадебные обряды выходцев из Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана, проживающих в России. Теоретико-методологической рамкой исследования служит классическая теория лиминальности А. ван Геннепа и В. Тэрнера, согласно которой заключение брака является одним из ключевых обрядов перехода, легитимирующих смену социального статуса индивида как члена группы. Эмпирическая база исследования - глубинные полуструктурированные интервью с членами семей мигрантов, уроженцев среднеазиатских стран, проживающих в Москве и Московской области. Результаты исследования показывают, что степень стремления соблюсти свадебный церемониал и серьезность отношения к нему когерентны степени включенности в отдающее или принимающее общество, которая связана со спецификой и продолжительностью миграционного опыта. Вместе с тем изменение свадебных обрядов в миграции нельзя рассматривать как линейное и однонаправленное. Миграция, в первую очередь, расширяет набор возможных свадебных практик, включая в него как принятые в отдающем и принимающем обществах, так и микшированные промежуточные варианты, одновременно обладающие характеристиками обеих моделей свадебного цикла.
Ключевые слова
свадебные обряды среднеазиатские мигранты лиминальность обряды перехода семьи мигрантов миграция брак
Дата публикации
01.02.2025
Год выхода
2025
Всего подписок
0
Всего просмотров
28

Библиография

  1. 1. Абашин С. Возвращение домой: семейные и миграционные сценарии в Узбекистане // Ab Imperio. 2015а. № 3. С. 125-165.
  2. 2. Абашин С.Н. Очерк девятый. Брак по-комсомольски // Абашин С. Советский кишлак: между колониализмом и модернизацией. М.: Новое литературное обозрение, 2015б. С. 547-611.
  3. 3. Аминов Ф.Ш., Чижова А.А. Современный свадебный обряд в Пенджикенте (Таджикистан) // Кунсткамера. 2019. № 2 (4). С. 7-15. https://doi.org/10.31250/2618-8619-2019-2 (4)-7-15
  4. 4. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993.
  5. 5. Барсукова С.Ю. Ритуальная экономика, или сколько тратят на свадьбу в Средней Азии // Journal of Institutional Studies. 2022. Т. 14 (3). P. 46-58. https://doi.org/10.17835/2076-6297.2022.14.3.046-058
  6. 6. Богданова М.В., Сиротина И.Л. Семиотическое пространство свадебной ритуальности: религиозный канон и социокультурный контекст // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023. Т. 25. № 2 (89). С. 36-43. https://doi.org/10.37313/2413-9645-2023-25-89-36-43
  7. 7. ван Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. M.: Восточная литература, 1999.
  8. 8. Кисляков Н.А. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. Л.: Наука, 1969.
  9. 9. Ларина Е.И. “Ограничительные законы” Узбекистана и социальные нормы, ритуальные практики, ценностные представления общества // Кунсткамера. 2023. № 3 (21). С. 82-98. https://doi.org/10.31250/2618-8619-2023-3 (21)-82-98
  10. 10. Лобачева Н.П. О процессе формирования новой семейной обрядности (по материалам Узбекистана) // Советская этнография. 1972. № 1. С. 3-13.
  11. 11. Лобачева Н.П. К истории сложения института свадебной обрядности (на примере комплексов свадебных обычаев и обрядов народов Средней Азии и Казахстана) // Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана / Отв. ред. Г.П. Снесарев. М.: Наука, 1978. С. 144-175.
  12. 12. Мукомель В.И., Григорьева К.С. (отв. ред.) Адаптация и интеграция мигрантов в России: вызовы, реалии, индикаторы. М.: ФНИСЦ РАН, 2022. https://doi.org/10.19181/monogr.978-5-89697-407-9.2022
  13. 13. Нестерова А.А. Дети, охваченные миграционными процессами: разнообразие, вызовы и диверсификация моделей поддержки // Журнал исследований социальной политики. 2018. Т. 16 (4). С. 645-660. https://doi.org/10.17323/727-0634-2018-16-4-645-660
  14. 14. Осмонова С.К. Свадебные обрядности кыргызов // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2018. № 1 (18). С. 89-93.
  15. 15. Рочева А.Л. “Полуторное” поколение мигрантов: множественная маргинальность (обзор литературы) // Официальный сайт IS РАН. 2011. http://www.isras.ru/publ.html?id=2355
  16. 16. Рош С. (ред.) Семья в Центральной Азии: новые перспективы изучения. Берлин: Klaus Schwarz Verlag, 2017.
  17. 17. Старостина О.В. Современные свадебные обряды таджиков-матчинцев // Кунсткамера. 2021. № 4 (14). С. 153-167. https://doi.org/10.31250/2618-8619-2021-4 (14)-153-167
  18. 18. Тиллаходжаева Х.Д. История древних семейных обрядов и культов народов Средней Азии // Проблемы современной науки и образования. 2019. № 5 (138) С. 27-30.
  19. 19. Турсунов С.Н. Свадебные церемонии населения горных кишлаков Байсуна и Кухитанга // Наука, техника и образование. 2020. № 10 (74). С. 56-60.
  20. 20. Тэрнер В. Символ и ритуал / Сост. и автор предисл. В.А. Бейлис. М.: Наука, 1983.
  21. 21. Флоринская Ю.Ф. Трудовая миграция в Россию (на примере московского региона): уехать нельзя остаться // Демографическое обозрение. 2023. Т. 10 (4). С. 69-85. https://doi.org/10.17323/demreview.v10i4.18809
  22. 22. Хушкадамова Х.О. Семейно-брачные отношения в современном таджикистанском обществе // Социология власти. 2010. № 3. С. 79-88.
  23. 23. Borisova E. “Our Traditions Will Kill Us!”: Negotiating Marriage Celebrations in the Face of Legal Regulation of Tradition in Tajikistan // Oriente Moderno. 2021. No. 100 (2). P. 147-171. https://doi.org/10.1163/22138617-12340248
  24. 24. Cleuziou J. Marriage Practices: Tajikistan // Encyclopedia of Women & Islamic Cultures Online / Ed. S. Joseph. Leiden: Brill, 2019. https://doi.org/10.1163/1872-5309_ewic_COM_002195
  25. 25. Cleuziou J. “What Does Marriage Stand for?” Getting Married and Divorced in Contemporary Tajikistan // Oriente Moderno. 2021. Vol. 100 (2). P. 248-273. https://doi.org/10.1163/22138617-12340251
  26. 26. Cleuziou J., McBrien J. Marriage Quandaries in Central Asia // Oriente Moderno. 2021. Vol. 100 (2). P. 121-146. https://doi.org/10.1163/22138617-12340246
  27. 27. Hartonen V.R., Väisänen P., Karlsson L., Pöllänen S. A Stage of Limbo: A Meta-Synthesis of Refugees’ Liminality // Applied Psychology. Special Issue: Organizational and Vocational Behavior in Times of Crisis. 2022. Vol. 71 (3). P. 1132-1167. https://doi.org/10.1111/apps.12349
  28. 28. Ilkhamov A. Labour Migration and the Ritual Economy of the Uzbek Extended Family // Zeitshrift fur Ethnologie. 2013. Bd. 138 (2). P. 259-284.
  29. 29. Isabaeva E. Leaving to Enable Others to Remain: Remittances and New Moral Economies of Migration in Southern Kyrgyzstan // Central Asian Survey. 2011. Vol. 30 (3-4). P. 541-554 https://doi.org/10.1080/02634937.2011.607917
  30. 30. Kakhkharov J., Ahunov M. Do Migrant Remittances Affect Household Spending? Focus on Wedding Expenditures // Empirical Economics. 2022. Vol. 63 (2). P. 979-1028. https://doi.org/10.1007/s00181-021-02163-8
  31. 31. Raghuram P., Breines M.R., Gunter A. De-Migranticizing as Methodology: Rethinking Migration Studies Through Immobility and Liminality // Comparative Migration Studies. 2024. Vol. 12 (1). https://doi.org/10.1186/s40878-024-00382-3
  32. 32. Reeves M. Black Work, Green Money: Remittances, Ritual, and Domestic Economies in Southern Kyrgyzstan // Slavic Review. 2012. Vol. 71 (1). P. 108-134. https://doi.org/10.5612/slavicreview.71.1.0108
  33. 33. Scott S., Jakobsen T.S., Rye J.F., Visser M.A. Labour Migration, Precarious Work and Liminality // Work in the Global Economy. 2022. Vol. 2 (1). P. 27-45. https://doi.org/10.1332/273241721X16471891313746
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека