ОИФНЭтнографическое обозрение Ethno review

  • ISSN (Print) 0869-5415
  • ISSN (Online) 3034-6274

Апотропеические практики в среде автовладельцев: опыт большого города

Код статьи
S0869541525010033-1
DOI
10.31857/S0869541525010033
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Номер выпуска 1
Страницы
46-63
Аннотация
Автомобиль стал не роскошью, а обыденным средством передвижения во всем мире к середине 1970-х годов. В это же время значительная часть населения Земли переместилась в города. В связи с этим можно утверждать, что автомобильные практики, в том числе апотропеические, неразрывно связаны с городской культурой, хотя некоторые их особенности семантически могут быть отнесены к сельским общинным ритуалам. Чаще всего апотропеический обряд совершается при покупке новой машины или после ремонта старой и нацелен на устранение опасностей и бедствий, связанных с автомобилем. Несмотря на культурные различия, обряд структурно в целом повторяет общепринятую для каждого рассматриваемого региона повседневную ритуальную практику. На материалах полевых исследований в Москве и Тегеране, а также на основании анализа японских, тайских и корейских интернет-ресурсов показано, каким образом элементы современной постиндустриальной культуры большого города встраиваются в обрядность.
Ключевые слова
автомобиль городская культура апотропеические практики повседневная ритуальная практика
Дата публикации
18.09.2025
Год выхода
2025
Всего подписок
0
Всего просмотров
13

Библиография

  1. 1. Абрамян Л.А., Пикичян Р.В. Заметки по этнографии современного города. Автомобильная культура Еревана // Этноконтактные зоны в Европейской части СССР (география, динамика, методы изучения) / Ред. Е.М. Поспелов и И.И. Крупник. М.: МФГО, 1989. С. 148–159.
  2. 2. Ермакова Л.М. Ритуальные тексты нового времени // Синто – путь японских богов: В 2-х т. Т. 1, Очерки по истории синто / Отв. ред. Е.М. Ермакова, Г.Е. Комаровский, А.Н. Мещеряков. СПб.: Гиперион, 2002. С. 689–702.
  3. 3. Кононенко Р. Автомобильность в России. М.: Вариант, 2011.
  4. 4. Крыков Е.А. Иррациональное в среде работников медицинского профиля: случай ФГБУ НМИЦ эндокринологии // Медицинская антропология и биоэтика. 2023. № 2 (26). https://doi.org/10.33876/2224-9680/2023-2-26/09
  5. 5. Кузнецов А., Шайтанова Л. Маршрутное такси на перекрестке режимов справедливости // Социология власти. 2012. № 6–7 (1). C. 137–149.
  6. 6. Урри Д. Мобильности. М.: Праксис, 2012.
  7. 7. Хван Кёнсук (황경숙) Ёнопён чхарян унджонджадыре чадончхагосава соксин (Автомобильные обряды и обычаи водителей коммерческого транспорта) // Хангук Минсокхак – Корейский фольклор (한국민속학). 2005. Vol. 42 (12). P. 339–368.
  8. 8. Щепанская Т.Б. Сравнительная этнография профессий: повседневные практики и культурные коды (Россия, конец XX – начало XXI в.). СПб.: Наука, 2010.
  9. 9. Case T.I., Fitness J., Cairns D.R., Stevenson R.J. Coping with Uncertainty: Superstitious Strategies and Secondary Control // Journal of Applied Social Psychology. 2004. Vol. 34. No. 4. P. 848–871.
  10. 10. Hotaka R.J. Harmonizing Cars and Humans in Japan’s Era of Mass Automobility // The Asia-Pacific Journal: Japan Focus. 2011. Vol. 9. No 3.
  11. 11. Michael M. Co(a)gency and the Car: Attributing Agency in the Case of the “Road Rage” // Machines, Agency and Desire / Eds. B. Brenna, J. Law, I. Moser. Oslo: TMV Skriftserie, 1998. P. 125–141.
  12. 12. Michael M. The Invisible Car: The Cultural Purification of Road Rage // Car Cultures / Ed. D. Miller. Oxford: Berg, 2001. P. 59–81.
  13. 13. Miller D. (ed.) Car Cultures. Oxford: Berg, 2001a.
  14. 14. Miller D. Driven Societies // Car Cultures / Ed. D. Miller. Oxford: Berg, 2001b. P. 1–35.
  15. 15. Nelson J. Shinto Ritual // Ethnos. 1992. Vol. 51. No. 2. P. 77–104.
  16. 16. Urry J. The System of “Automobility” // Theory, Culture & Society. 2004. Vol. 21. No. 2. P. 25–39.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека