- Код статьи
- S0869541525010033-1
- DOI
- 10.31857/S0869541525010033
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер выпуска 1
- Страницы
- 46-63
- Аннотация
- Автомобиль стал не роскошью, а обыденным средством передвижения во всем мире к середине 1970-х годов. В это же время значительная часть населения Земли переместилась в города. В связи с этим можно утверждать, что автомобильные практики, в том числе апотропеические, неразрывно связаны с городской культурой, хотя некоторые их особенности семантически могут быть отнесены к сельским общинным ритуалам. Чаще всего апотропеический обряд совершается при покупке новой машины или после ремонта старой и нацелен на устранение опасностей и бедствий, связанных с автомобилем. Несмотря на культурные различия, обряд структурно в целом повторяет общепринятую для каждого рассматриваемого региона повседневную ритуальную практику. На материалах полевых исследований в Москве и Тегеране, а также на основании анализа японских, тайских и корейских интернет-ресурсов показано, каким образом элементы современной постиндустриальной культуры большого города встраиваются в обрядность.
- Ключевые слова
- автомобиль городская культура апотропеические практики повседневная ритуальная практика
- Дата публикации
- 18.09.2025
- Год выхода
- 2025
- Всего подписок
- 0
- Всего просмотров
- 11
Библиография
- 1. Абрамян Л.А., Пикичян Р.В. Заметки по этнографии современного города. Автомобильная культура Еревана // Этноконтактные зоны в Европейской части СССР (география, динамика, методы изучения) / Ред. Е.М. Поспелов и И.И. Крупник. М.: МФГО, 1989. С. 148–159.
- 2. Ермакова Л.М. Ритуальные тексты нового времени // Синто – путь японских богов: В 2-х т. Т. 1, Очерки по истории синто / Отв. ред. Е.М. Ермакова, Г.Е. Комаровский, А.Н. Мещеряков. СПб.: Гиперион, 2002. С. 689–702.
- 3. Кононенко Р. Автомобильность в России. М.: Вариант, 2011.
- 4. Крыков Е.А. Иррациональное в среде работников медицинского профиля: случай ФГБУ НМИЦ эндокринологии // Медицинская антропология и биоэтика. 2023. № 2 (26). https://doi.org/10.33876/2224-9680/2023-2-26/09
- 5. Кузнецов А., Шайтанова Л. Маршрутное такси на перекрестке режимов справедливости // Социология власти. 2012. № 6–7 (1). C. 137–149.
- 6. Урри Д. Мобильности. М.: Праксис, 2012.
- 7. Хван Кёнсук (황경숙) Ёнопён чхарян унджонджадыре чадончхагосава соксин (Автомобильные обряды и обычаи водителей коммерческого транспорта) // Хангук Минсокхак – Корейский фольклор (한국민속학). 2005. Vol. 42 (12). P. 339–368.
- 8. Щепанская Т.Б. Сравнительная этнография профессий: повседневные практики и культурные коды (Россия, конец XX – начало XXI в.). СПб.: Наука, 2010.
- 9. Case T.I., Fitness J., Cairns D.R., Stevenson R.J. Coping with Uncertainty: Superstitious Strategies and Secondary Control // Journal of Applied Social Psychology. 2004. Vol. 34. No. 4. P. 848–871.
- 10. Hotaka R.J. Harmonizing Cars and Humans in Japan’s Era of Mass Automobility // The Asia-Pacific Journal: Japan Focus. 2011. Vol. 9. No 3.
- 11. Michael M. Co(a)gency and the Car: Attributing Agency in the Case of the “Road Rage” // Machines, Agency and Desire / Eds. B. Brenna, J. Law, I. Moser. Oslo: TMV Skriftserie, 1998. P. 125–141.
- 12. Michael M. The Invisible Car: The Cultural Purification of Road Rage // Car Cultures / Ed. D. Miller. Oxford: Berg, 2001. P. 59–81.
- 13. Miller D. (ed.) Car Cultures. Oxford: Berg, 2001a.
- 14. Miller D. Driven Societies // Car Cultures / Ed. D. Miller. Oxford: Berg, 2001b. P. 1–35.
- 15. Nelson J. Shinto Ritual // Ethnos. 1992. Vol. 51. No. 2. P. 77–104.
- 16. Urry J. The System of “Automobility” // Theory, Culture & Society. 2004. Vol. 21. No. 2. P. 25–39.