Триадичная природа визуального образа как основание репрезентации видимого в коммуникативном пространстве
Триадичная природа визуального образа как основание репрезентации видимого в коммуникативном пространстве
Аннотация
Код статьи
S2413-90840000616-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
125-135
Аннотация
Статья посвящена исследованию природы, структуры, механизмов возникновения и условий существования репрезентаций видимого для прояснения принципов функционирования визуального образа в коммуникативном пространстве. Понимание этих процессов является важным для решения задачи по выявлению принципов организации коммуникационного пространства, в котором на первое место выходит создание образов, мобилизующих иррациональные коннотации. Опираясь на триадичную природу знака в концепции Ч.С. Пирса, автор предлагает собственную методологическую стратегию исследования природы репрезентации видимого, расширяющую теоретический потенциал семиотического анализа образа как иконического знака. Предлагаемая методология опирается на краеугольный камень философии Пирса (фанероскопию) - три трихотомии знака в связи с категориями бытия и познания (Первичность, Вторичность, Третичность). При таком подходе интерпретанта становится не только значением какого-либо термина, а некоторым результатом мыслительных процессов по поводу знака. Знак рассматривается как «матрица» для создания визуальных образов. Новизна предлагаемого исследования заключается в описании триадичной природы визуального образа в коммуникативном пространстве. Доказано, что визуальный образ не является собственно иконическим знаком, он должен рассматриваться как репрезентация видимого в последовательности движения трех модусов бытия (возможности, действительности и реальности). Предложенная трехчастная модель репрезентации видимого позволила раскрыть процессы становления визуального образа в коммуникациях. На основании ключевых положений триадичной теории знака сделан вывод о закономерностях в процессах становления визуальных образов в современной культуре образной экспансии, когда один образ становится образом другого образа и выражает его.
Ключевые слова
образ, визуальность, репрезентации, семиотика, Чальз С. Пирс, триадичность знака, коммуникативное пространство
Классификатор
Дата публикации
01.06.2020
Всего подписок
22
Всего просмотров
512
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Пер. В. Самочина. М.: Прогресс, 1974. 386 с.
  2. Барулин А.Н. Основания семиотики. Знаки, знакомые системы, коммуникация. М.: Спорт и культура, 2000. 263 с.
  3. Бодрийяр Ж. Общество потребления: мифы и структура / Пер. М.М. Самарской: Республика: Культурная революция. 2006. 269 с.
  4. Дебор Г. Общество спектакля / Пер. с фр. C. Офертаса и М. Якубович. М.: Логос, 1999. 224 с.
  5. Колапьетро В. Ч.С. Пирс, 1839‒1914 // Американская философия. Введение. М.: ИдеяПресс, 2008. C. 121‒156.
  6. Лукьянова Н.А. От знака к семиотическим конструкциям коммуникативного пространства. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. 245 с.
  7. Нёт В. Чарльз Сандерс Пирс // Критика и семиотика, 2001. Вып. 3‒4. С. 5‒32.
  8. Савчук, 2013 – Савчук В.В. Феномен поворота в культуре XX века // Международный журнал исследований культур. 2013. № 1. C. 93‒108.
  9. Эко У. Отсутствующая структура / Пер. от итал. В. Резник и А. Погоняйло. СПб.: Симпозиум, 2004. 544 с.
  10. Atkins, R. Peirce, Muybridge, and the Moving Pictures of Thought // Transactions of the Charles S. Peirce Society. Indiana University Press, 2017. P. 511‒527. [https://www.jstor.org/stable/10.2979/trancharpeirsoc.53.4.01, accessed on 01.02.2020].
  11. Boczkowski P., Matassi M., Mitchelstein E. How Young Users Deal With Multiple Platforms: The Role of Meaning-Making in Social Media Repertoires // Journal of computer-mediated communication. 2018. Vol. 23. № 5. P. 245‒259.
  12. Cantor R. Conceptual embodiment in visual semiotics // Semiotica. 2016. Vol. 210. P. 215‒234.
  13. Guagnano G., Mininni G. Translation as sign exploration: A semiotic approach based on Peirce // Semiotica. 2017. Vol. 225. P. 129‒140.
  14. Highfield T. Instagrammatics and digital methods: studying visual social media, from selfies and GIFs to memes and emoji // Communication research and practice. 2016. Vol. 2. No. 1. P. 47‒62.
  15. Prøitz L. Visual social media and affectivity: the impact of the image of Alan Kurdi and young people’s response to the refugee crisis in Oslo and Sheffield // Information, Communication & Society. 2018. Vol. 21. No. 4. P. 548‒563.
  16. Wilson A. The Peircean Solution to Non-Existence Problems: Immediate and Dynamical Objects // Transactions of the Charles S. Peirce Society. 2017. Vol. 53. № 4. P. 528‒552.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести