Эпистемологический анализ концепции времени в научном наследии Есаи Крымеци
Эпистемологический анализ концепции времени в научном наследии Есаи Крымеци
Аннотация
Код статьи
S1811-833X0000616-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
208-225
Аннотация
Современная наука, несмотря на общепринятые представления об единстве и многообразии форм времени, оставляет неопределенной специфическую природу темпоральности. История развития взглядов на природу времени в отличие от природы пространства не эволюционна и не революционна. В итоге, ключевое звено биологического и когнитивного единства человека расценивается лишь как вспомогательное средство для построения вычисляемой картины мира. С учетом того, что условием синтеза Времени была и остается деятельность сознания, выход из сложившейся ситуации – в конструктивном переходе от онтологических притязаний науки к изучению эпистемологии темпоральности, от вопроса «что есть время» к вопросу «почему возможен его ход». Авторы, на примере малоизвестных данных из исторической памяти армянского народа о средневековом астрономе XV в. Есаи Крымеци, реконструируют первичные когнитивные механизмы секуляризации и десакрализации редставлений о природе времени.
Ключевые слова
эпистемология, Время, эпистемология темпоральности, Есаи Крымеци, армянский календарь, история науки, философия науки
Классификатор
Дата публикации
01.06.2020
Всего подписок
22
Всего просмотров
550
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Акоп Крымеци – армянский космограф XIV–XV веков / Под ред. Д.А. Эйнатян. М.: Наука, 1991. 103 с.
  2. аль-Хасани С. 1001 изобретение. Бессмертное наследие исламской цивилизации. М.: Эксмо, 2016. 352 с.
  3. Аревшатян С. К истории философских школ средневековой Армении (XIV в.). Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1980. 79 с.
  4. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М.: РГГУ, 1995. 448 с.
  5. Бируни А.Р. Избранные произведения. Т. VI: Книга вразумления начаткам науки о звездах. Т.: ФАН, 1975. 328 с.
  6. Есаи Крымеци. Календарь Солнца и Луны / Пер. с арм. Дж. Эйнатян. Ереван: АН АССР, 1990. 115 с.
  7. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента; Наука, 1999. 606 с.
  8. Микаелян В.А. История крымских армян. Киев: Энергия плюс, 2004. 224 с.
  9. Паронян Н.В. Исконные и заимствованные слова в труде Есаи Крымеци «Календарь Солнца и Луны» // Ученые записки АГПУ им. Х. Абовяна. 2013. Т. 1. № 18. С. 61‒70.
  10. Пономарёв А.Л. Население и территория Каффы по данным массарии – бухгалтерской книги казначейства за 1381‒1382 гг. // Причерноморье в Cредние века. 2000. Вып. 4. С. 317‒443.
  11. Птолемей. Альмагест / Пер. с древнегреч. И.Н. Веселовского. М.: Наука. Физмалит, 1998. 672 с.
  12. Свод армянских памятных записей, относящихся к Крыму и сопредельным регионам (XIV–XV вв.) / Сост., перев., прим. Т.Э. Саргсян. Симферополь: Сонат, 2010. 312 с.
  13. Серайдарян Г. Истинное армянское летоисчисление // «Новое армянское слово». 2006. Вып. 4. URL: http://novarm.narod.ru/arch112006/ krug.htm (дата обращения: 30.11.2019).
  14. Тураев Б.А. История Древнего Востока. Т. 1. Л.: ОГИЗ, 1936. 362 с.Ширакаци, 1962 – Анания Ширакаци. Космография / Ред. Л.С. Хачикян.
  15. Ереван: АН Арм. ССР, 1962. 128 с.
  16. Эйнатян Д.А. Акоп Крымеци. Календароведческие труды. Ереван: АН АССР, 1987. 395 с. (На армян.)
  17. Carlbach E. Palace of Time. Jewish Calendar and Culture in Early Modern Europe. N.Y.: Belknap Press, 2011. 304 pp.
  18. Comes R. Armenian Alphanumeric Notation on a 14th Century Iranian Astrolabe Found in Fez // Suhayl. 2005. № 5. P. 243‒251.
  19. Dadoyan S.B. The Armenians in the Medieval Islamic World: Paradigms and Interaction – Seventh to Fourteenth Centuries. Vol. III. L.: Routledge,
  20. 2014. 289 pp.
  21. Langermann Y.T. Science in the Jewish Communities of the Byzantine Cultural Orbit // Science in the Medieval Jewish Communities / Ed. by G. Freudenthal. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2011. P. 435‒453.
  22. Nasr S.H. An Introduction to Islamic Cosmological Doctrine.Conceptions of Nature and Methods Used for Its Study by the Ikhwan Al-Safa’, Al-Biruni, and Ibn Sina. N.Y.: Harvard College, 1964. 318 pp.
  23. Rubenstein R.E. Aristotle’s Children. How Christians, Muslims, and Jews Rediscovered Ancient Wisdom and Illuminated the Middle Ages. Boston: Harcout, 2003. 384 pp.
  24. Sezgin F. Wissenschaft und Technik im Islam, Bd. I. Einführung in die Geschichte der arabisch-islamischen Wissenschaften. Frankfurt am Main. 2003. xii, 218 pp.
  25. Education, Civic Virtue, and Colonialism in Fifteenth-Century Italy: The Ogdoas of Alberto Alfieri / Ed. by C.P. Weinberg, E.A. Matter. Tempe: Arizona Center for Medieval and Renaissance Studies, 2011. 194 pp.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести