- Код статьи
- S086954150017925-7-1
- DOI
- 10.31857/S086954150017925-7
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / №6
- Страницы
- 7-9
- Аннотация
Текст представляет собой введение к тематическому блоку “Коронавирусный вызов обществу и реакция социальных и медицинских антропологов”, в который вошли статьи Д.В. Михеля, Д.И. Тукиной, Т.В. Шипуновой, Т.Л. Куксы.
- Ключевые слова
- COVID-19, дискуссии, интернет-фольклор, культура безопасности, родовспоможение
- Дата публикации
- 23.12.2021
- Год выхода
- 2021
- Всего подписок
- 6
- Всего просмотров
- 115
Продолжающаяся пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 во всех отношениях остается незаурядным событием, воздействующим на судьбы всех социальных групп и слоев населения, всех стран и народов. По масштабу воздействия ее вполне можно сопоставить с мировой войной, в которую вовлечена вся человеческая цивилизация. Масштаб потерь уже исчисляется миллионами жизней, а экономический ущерб еще предстоит оценить. Линия фронта борьбы с коронавирусом проходит через нации, города, учреждения и отдельно взятые человеческие тела; сводки новостей поступают ежедневно. Сообщается точное количество заболевших, выздоровевших и умерших за сутки, за месяц, за весь период пандемии. Темы, связанные с коронавирусом, обсуждаются в телевизионных программах и на страницах газет, на бесчисленных интернет-ресурсах, а также на кухнях, в кафе, студенческих аудиториях, офисах больших и малых организаций. Пандемия COVID-19 с самого начала заслуженно считается инфодемией, а сопровождающий ее поток информации едва ли не заслоняет само событие.
Научные журналы закономерно являются дискуссионными площадками, на которых исследователи, представляющие разные области знания, пытаются поддержать общий разговор о коронавирусном вызове обществу. “Этнографическое обозрение” предоставило возможность группе российских социальных и медицинских антропологов включиться в обсуждение темы пандемии. Наш тематический блок готовился к публикации в тот момент, когда в России отмечался очередной рост заболеваемости COVID-19, а уровень летальности держался на высоком уровне. Характерной приметой очередного этапа пандемии является наличие четырех(!) вакцин российского производства, призванных стать средством сдерживания распространяющейся инфекции.
На каждом этапе нынешний пандемии в фокусе внимания антропологов, наблюдающих за развитием ситуации, оказываются те или иные проблемы. В 2020 г., когда SARS-CoV-2 впервые появился в России, это был беспримерный подвиг врачей, денно и нощно находившихся с тяжелыми больными в “красных зонах” “ковидных” больниц. С появлением более эффективных методов оказания помощи, новых лекарств и новых вакцин большинство исследователей сосредоточились на проблемах жизни всего общества в условиях пандемии. В 2021 г., когда весь мир отсчитывал второй год существования под знаком COVID-19, антропологам стало важно понять: как окружающие их люди адаптировались к новой ковидной реальности? что они говорят о пандемии? в каких информационных пространствах разворачивается этот разговор? научились ли различные социальные группы тем базовым принципам, что позволяют обеспечить их безопасность в условиях высокой вирусной нагрузки? наконец, как рождаются дети в этом новом коронавирусном мире? Вокруг этих вопросов и развернулось обсуждение коронавирусного вызова обществу на страницах “Этнографического обозрения”.
В статье Д.В. Михеля (Москва) акцент сделан на недавно возникшем культурном явлении – дискуссии о пандемии COVID-19, поддержанной наиболее видными интеллектуалами нашего времени. Интеллектуалы показаны как социальная группа, претендующая на то, чтобы быть совестью нации и вести полемику с властью по самым злободневным вопросам. В фокусе внимания автора развивающийся во времени разговор с участием Джорджо Агамбена, Славоя Жижека и Сергея Кургиняна, чьи высказывания были приурочены к тем или иным событиям в рамках новейшей истории пандемии.
Д.И. Тукина (Санкт-Петербург) рассматривает формы интернет-фольклора, возникшие в 2020–2021 гг. в качестве реакции общества на коронавирусный вызов. Особое внимание в статье уделено видеороликам интернет-платформы “ТикТок” периода начала пандемии. Автор показывает, что ТикТок стал важным культурным ресурсом, в рамках которого развивается особая форма фольклора, сохраняющая присущий ему остроту и юмор, – ньюслор; ньюслор отражает новый опыт существования в условиях ковидной регламентации повседневной жизни и самоизоляции.
Статья Т.В. Шипуновой (Санкт-Петербург) посвящена обсуждению формирующейся в условиях COVID-19 у студенток Санкт-Петербургского университета особой культуры безопасности, связанной с острым переживанием необходимости адаптации к установленным ограничениям и ростом ответственности за жизни и здоровье других людей. Автор показывает, что ценности свободы и ответственности остаются важными для этих студенток, но оценки происходящего и его влияние на личную ситуацию в период пандемии неоднозначны.
Т.Л. Кукса (Москва) сделала предметом своего анализа альтернативные формы родовспоможения в условиях пандемии, попытавшись показать, как принимаемые административные ограничения (социальное дистанцирование, самоизоляция и пр.) отразились на практике партнерских родов и индивидуального сопровождения. Опираясь на материалы полевых исследований и анализ документов, автор приходит к выводу, что приостановление и ограничение как присутствий при родах индивидуальных помощниц и партнеров, так и иных немедицинских и семейных вариантов заботы в сфере бюджетного родовспоможения переводит весь процесс в неподконтрольные государству пространства, организуемые многодетными матерями.
Представленные в рамках настоящего тематического блока материалы исследований позволяют обратить внимание на некоторые новые формы ответа общества на коронавирусный вызов и получить представление о том, на что ориентирована работа социальных и медицинских антропологов в новейших условиях.