- PII
- S086954150015497-6-1
- DOI
- 10.31857/S086954150015497-6
- Publication type
- Article
- Status
- Published
- Authors
- Volume/ Edition
- Volume / №3
- Pages
- 83-97
- Abstract
The article is the description and tentative estimation of the attempts to assume the achievements of the whites, and to establish self-government/statehood, made by Five Civilized Tribes – Cherokee, Chickasaw, Choctaw, Creeks, and Seminoles – in the areas of their settlements within the States, from 1776 till 1830. The influence of certain events for relations between those tribes and the whites are examined: of the War for Independence; the adoption of the U.S. Constitution; of “the Indian Rebirth” due to activity of Tecumseh; the prevailing of certain political parties – Federalists, Democratic Republicans, and National Republicans – in federal and local politics. Certain outstanding chiefs, like Alexander McGillivray, John Ross, and others, tried to establish certain models of modus vivendi with Anglo-Saxons, and the difference between those models is also described. The author believes that the possibility to integrate the tribal communities – esp. of Cherokees, Chickasaw, Choctaw, less of Creeks and Seminoles – into political bodies of States actually existed. But the status of States before the Civil War was so high that certain States, esp. Georgia, caught Indian lands, encroaching guarantees given to Indians by the Federal power: for example, by President John Quincy Adams, and by Chief Justice John Marshall. This sort of “scissors” provoked regular conflicts between Indians and whites, and eventually prepared the Removal Act of May 28, 1830.
- Keywords
- Cherokees, Chickasaws, Choctaws, Creeks, Indians of the USA, Seminoles, U.S. Indian Policy
- Date of publication
- 27.06.2021
- Year of publication
- 2021
- Number of purchasers
- 6
- Views
- 87
К концу Войны за независимость (1775–1783) США осуществили свой “первый бросок на Запад”: установили контроль над территорией между Аппалачами и рекой Миссисипи. На юге новые владения США соприкасались с испанскими. Американцы обнаружили, что значительная часть пограничной местности населена не совсем обычными индейцами. Они сохраняли у себя родовой строй и большие семьи с системой родства типа кроу, не отказывались от традиционной промысловой охоты, но жили сравнительно оседло и при обработке земли использовали те же орудия, что и белые. Некоторые из них владели плантациями, на которых трудились негры-рабы. В индейских поселениях жили многочисленные метисы, нередко внешне трудно отличимые от белых. И среди индейцев и метисов было немало грамотных и христиан. Ранее с такими народами – чироками – сталкивались только колонисты Джорджии.
Впоследствии, с 1876 г., за пятью индейскими племенами этого ареала – чикасо, чокто, чироками, криками и семинолами – закрепилось общее название Пять цивилизованных племен (Five Civilized Tribes). В колониальный период были известны четыре из них; этноним “семинолы” стал использоваться только в связи с 1-й Семинольской войной 1816–1818 гг. Язык чироков, переселившихся в Южную Каролину и Теннесси с севера (предположительно с Великих озер), относится к числу ирокезских; прочие четыре племени говорили на родственных друг другу языках маскогской группы.
Британские колониальные власти до 1776 г., а федеральная власть США и власти отдельных штатов – и позже придерживались по отношению к этим индейцам политики сегрегации в разных вариантах. Они либо организовывали резервации по месту обитания коренных народов, либо осуществляли их депортацию на новые территории. До 1871 г. существовала практика заключения с индейскими племенами договоров, по условиям которых от индейцев почти всегда требовали того, что обычно называется “отказом от земли”.
Уточним, чтó это было на самом деле. Бенджамин Горас Хиббард (Benjamin Horace Hibbard, 1870–1955), крупнейший специалист по истории земельного права США, для описания территориальных отношений предложил в качестве базового понятие “общественный домен” (public domain). Это все земли, когда-либо бывшие собственностью США как федерации, в т.ч. и те, что позже были переданы в собственность других юридических субъектов на основании американских законов (Hibbard 1924: 7). Провозглашение независимости США само по себе не означало формирования “общественного домена”: верховным собственником земли каждой колонии, в 1776 г. ставшей штатом, был штат. Девять из 13 штатов заявляли о своих правах на земли за Аллеганами. Представители Мэриленда – одного из четырех “безземельных” штатов – в Континентальном конгрессе1 15 октября 1777 г. предложили передать эти территории в собственность США. “Общественный домен” возник 19 февраля 1780 г., когда штат Нью-Йорк первым отказался в пользу США от своих прав на земли западнее Аппалачей. Джорджия сделала это последней из старых штатов – в 1802 г.
Каждый штат в качестве верховного собственника регистрировал права всех обычных собственников на земли, находящиеся в пределах его территории, т.е. либо признавал их, либо отказывался признать. Права эти могли быть оформлены властями прежних колоний или государств, которым земли принадлежали ранее (напр., испанскими властями во Флориде, французскими в Луизиане). Для американцев было характерно уважительное отношение к подписанным документам. Достаточно отметить, что после присоединения в 1848 г. громадных территорий, захваченных у Мексики, новая администрация признала права на собственность, зарегистрированные мексиканскими властями по мексиканским законам. У индейских же племен, как правило, не было документов на землю, оформленных по законам штатов, федерации или признаваемых США государств. Таким образом, отказывались индейцы не от права собственности, а от “претензий” (claims) на описанные в договорах земли, т.е. от всяких попыток создать юридические основания для законного закрепления ее за собой.
Понятие “договор” американцы обозначали двумя словами: treaty и compact. Compact – это нерасторжимый договор, т.е. такой, который, если он был заключен строго по закону, может быть расторгнут только с согласия всех его участников (напр., договор дарения). На основе compacts штаты оформляли передачу западных земель федерации. Treaty – это договор между суверенными субъектами, для расторжения которого достаточно решения хотя бы одного его участника; обычно так называются международные соглашения. Для подписания условий взаимодействия с индейскими племенами американцы всегда выбирали treaties. Тем самым США как бы оказывали коренным народам высокую честь, заключая с ними договоры как с иностранными суверенами и даже утверждая их голосами 2/3 сенаторов. Но статус treaty предоставлял США легальную возможность в удобный момент отказаться от своих обязательств, аннулировав соглашение своим решением.
По итогам Семилетней войны власть над Восточной Луизианой перешла от Франции к Великобритании. Указом короля Георга III от 7 октября 1763 г. на огромной территории между Великими озерами, р. Миссисипи, 31 с.ш. и Аппалачами учреждалась индейская резервация, где белым запрещалось поселяться и приобретать земли, а торговать можно было только по лицензиям. Между резервацией и зоной, где жили колонисты, британские власти начали проводить разграничительную линию (Indian Boundary Line).
Чироки, чья обширная “страна” охватывала тогда восточную часть нынешнего Теннесси с прилегающими частями Кентукки, Западной Виргинии, обеих Каролин, Джорджии и Алабамы, в начале Французской и индейской войны2 были лояльны англичанам. Однако в 1759 г. у них начались стычки с ополчением Южной Каролины, в которых британская власть оказала поддержку колонистам. В ответ в 1760–1761 гг. чероки сожгли британский форт Лоудон и попытались изгнать англичан.
Проводя теперь внутреннюю границу между зонами поселения индейцев и белых, английские власти 14 октября 1768 г. заключили с чироками договор в Хард-Лейборе (Hard Labor), в Южной Каролине (Prucha 1962: 19–20). Он вызвал сильное недовольство виргинцев, т.к. при таком делении индейцам отводились территории, где уже жили белые. Протесты привели к пересмотру этой линии, что зафиксировал Лочейберский (Lochaber) договор, подписанный 18 октября 1770 г. Чироки уступили свои права на земли в пределах нынешней Западной Виргинии.
Белые колонисты на индейские владения покушались постоянно. Неудивительно поэтому, что за время Войны за независимость США чироки трижды становились на тропу войны против американцев (1776, 1780, 1782): пытались вытеснить их из племенных охотничьих угодий в долинах рек Уотага (Watauga) и Нолличуки (Nollichucky). Несмотря на поддержку лоялистов (сторонников британской метрополии), индейцы были разбиты милицией Джорджии. 16 мая 1777 г. был заключен договор чироков с Южной Каролиной и Джорджией в Деветтс-Корнере (De Wett’s Corner). 2 июля 1777 г. был подписан общий договор США с индейским союзом во главе с чироками (Treaty of Long Island of Holston). Племена вынуждены были отдать все спорные земли. Штаты Северная Каролина и Виргиния в 1777–1781 гг. держали в столичном поселке чироков Экота своих агентов. Континентальному конгрессу в эти годы, в самый разгар Войны за независимость, было не до этого племени.
Отражая второй поход чироков, 16 декабря 1780 г. милиция Виргинии и Каролин разбила их в битве при Бойдс-Крике (Boyd’s Creek). Индейцам не удалось использовать в своих интересах британское наступление на юге. И, как обычно, за поражением последовали уступки земель. 1 ноября 1781 г. Континентальный конгресс постановил назначить уполномоченных для заключения новых договоров с индейцами чироки и чикасо. Однако это решение почти совпало с началом третьего нападения чироков на белые поселения. В ответ в январе 1782 г. генерал Эндрю Пикенс во главе отрядов милиции Южной Каролины и Джорджии вторгся на территорию индейцев и опустошил ее. И 17 октября 1782 г. чироки вынуждены были отказаться в пользу Джорджии от всяких претензий своего племенного союза на земли восточнее р. Чаттахучи (в верховьях этой реки). Договор, заключенный в этот день, был торжественно подтвержден в 1783 г. и надолго определил границу владений коренного народа. 22 сентября 1783 г. Континентальный конгресс своей прокламацией запретил поселение белых на индейских территориях вне юрисдикции какого-либо штата и покупку у чироков земель без своей санкции. Уже заключенные сделки такого рода орган аннулировал (Ibid.: 32).
Хотя в северной части индейской резервации локальные войны продолжались до 1794 г., с южными племенами процесс урегулирования уже начался. Уполномоченные Континентального конгресса заключили договоры от имени США с чироками (28 ноября 1785 г.), чокто (4 января 1786 г.) и чикасо (11 января 1786 г.) Документ с чироками был подписан в Хоупвелле (Hopewell), в Южной Каролине. Индейцы этого племени уступили земли в Северной Каролине западнее горного хребта Блю-Ридж (Blue Ridge), а в Теннесси и Кентукки – южнее р. Камберленд. Они признали за собой статус народа, находящегося “под покровительством” США. По этому договору и по аналогичным с чокто и чикасо США получили согласие индейцев на свой суверенитет над территорией трех племен и право контроля их торговли и вообще внешних связей. Однако документ разрешал руководству каждого племени наказывать членов племени по своим законам. Чироки получили даже право посылать в Континентальный конгресс своего представителя с совещательным голосом, но не воспользовались им (Roland 1966: 5).
7 августа 1786 г. Континентальный конгресс издал ордонанс о регулировании дел, связанных с индейцами. Было еще раз подтверждено исключительное право данного органа покупать у них землю (Ford 1934: 490–493). С этого акта фактически начинается формирование индейских резерваций в США (Prucha 1962: 36). После принятия Конституции США, по закону о создании Военного департамента (7 августа 1789 г.), индейские дела оказались в ведении военных (до 1849 г.)
22 июля 1790 г. президент Дж. Вашингтон подписал Акт Конгресса США о торговле и взаимодействии с индейцами. Торговать с ними белые были вправе только по лицензиям. Договоры покупки земли у индейцев могли быть признаны действительными, но только если они не противоречили договорам США. Белые за убийства и другие преступления против индейцев, совершенные на индейской территории, подлежали наказанию – такому же, как индеец за преступление против белого, совершенное в прилегающем штате. Закон принимался на три года, но эти основные положения были продублированы при продлении его в 1793, 1796, 1799, 1802 гг. (Ibid.: 45–46, 144, 190). Партия федералистов, бывшая тогда у власти, стремилась развивать верфи и мануфактуры. Чтобы сократить отток населения из городов в сельскую местность, федералисты старались поддерживать индейскую угрозу. Поэтому они уважали индейские договоры и старались соблюдать их.
19 мая 1796 г. стал законом “Акт о взаимодействии” (Intercourse Act). Он содержал и статью о выдворении белых с земель, самовольно захваченных у чероков, которая была утверждена после долгих прений (Ibid.: 49–50). Но власти США сгоняли белых поселенцев лишь от случая к случаю, процесс же “просачивания” американцев в индейские пределы был непрерывным, и время от времени новые соглашения фиксировали новое и все более печальное для чероков расположение границ. Так, 2 июля 1791 г. Уильям Блаунт, губернатор Северо-Западной Территории, подписал с ними договор в Холстоне (Treaty of the Holston River), в Теннесси. Чероки уступили земли в западной части Северной Каролины и северо-восточном Теннесси. По смыслу это была ревизия Хоупвеллского договора в пользу белых. 2 октября 1798 г. чероки заключили с США договор в Теллико (Treaty of Tellico), по которому отдали еще три участка земли, главным образом в нынешнем восточном Теннесси (Kappler 1972: 51–52).
Документы подготавливали люди опытные, но все возможные случаи противостояния между индейцами и колонизаторами даже они предугадать не могли. 25 мая 1793 г. чероки Риджи, не зная, что в их отсутствие заключен мир с белыми, убили в 18 милях от Ноксвилла двух белых и украли около 20 лошадей, которых тут же продали (Wilkins 1970: 21). Правительственные агенты немедленно начали расследование. И 26 июня 1794 г. чероки подписали в Филадельфии с правительством США специальный договор о компенсациях за конокрадство. Они согласились, чтобы за каждую лошадь, украденную у белых и не возвращенную в течение трех месяцев, из предназначенной для них федеральной субсидии (annuity) вычиталось по $ 50 (Prucha 1962: 206).
Западнее чироков – на юго-востоке нынешнего Теннесси и южнее Мемфиса, в пределах нынешнего штата Миссисипи – жили чикасо. В Войне за независимость они придерживались нейтралитета, но предоставляли убежище лоялистам и позволяли им жениться на индейских женщинах. В числе укрывшихся был и известный сторонник короля Джеймс Ганн. Он женился на индианке чикасо, владевшей большим домом, организовал плантацию и завез негров-рабов. До конца жизни Ганн ни под каким видом не позволял праздновать в своем поместье 4 июля, но всегда устраивал торжество и общий выходной в день рождения Георга III.
В 1780-х годах миссионеры открыли в поселках чикасо школы. Тогда же в племени возникло разделение на “чистых” и метисов, которое позже только усугубилось. Вождями с тех пор все чаще становились метисы. Они нередко практиковали многоженство, что не мешало им кичиться цивилизованностью (Gibson 1971: 139–144). В конце XVIII в. у чикасо было всего 250 подготовленных бойцов, но они были неплохо вооружены и обучены (Bassett 1906: 74).
После нескольких неудачных попыток вступить вместе с чокто под покровительство Испании, 11 января 1786 г. чикасо заключили договор с США, согласившись на суверенитет американской федерации и получив признание своих прав пользоваться землей.
В середине XVIII в. поселения чокто находились на стыке нынешних штатов Миссисипи (юго-восток) и Алабама (юго-запад), на отдалении от побережья Мексиканского залива. В период англо-французского противоборства большинство из них поддерживало французов, меньшинство – англичан, что в 1748–1750 гг. даже привело к внутриплеменной войне. С 1763 г. территории чокто были под властью Испании. Именно в качестве лояльных подданных последней они поддержали американцев в Войне за независимость. По окончании ее, однако, США заявили свои претензии на прямоугольную полосу земли, составляющую ныне южную половину штатов Миссисипи и Алабама. Американцы ухитрились использовать индейцев в качестве проводников своего геополитического влияния. 4 января 1786 г. США заключили с племенем соглашение, по которому чокто признали суверенитет США, а США – их право жить на занимаемой территории и пользоваться землей. В 1790 г. чокто могли выставить более 4000 бойцов – больше, чем любое из прочих трех “цивилизованных племен”. В 1795 г. по договору Пинкни земли чокто перешли под юрисдикцию США. Вождем племени на многие годы стал Пушматаха (Pushmataha, ок. 1764 – 1824) – “индейский генерал”, состоявший на военной службе США. Гармонию в отношениях чокто с властями нарушал только переселенческий поток.
Крики жили по берегам рек, их деревни располагались тогда в территориальных пределах колонии/штата Джорджия, но группировались по двум ареалам, расстояние между которыми составляло примерно 60–70 км. Верхние крики (Upper) находились на реках Куза и Таллапуза, нижние (Lower) – на р. Чаттахучи. Вместе они могли выставить на войну до 3500 воинов. Ввиду хронической конфронтации с поселенцами Джорджии эти индейцы во время Войны за независимость поддержали англичан.
В 1783 г., после смерти проанглийски настроенного вождя Эмистиго (Emistigo), криков возглавил Александр Мак-Гилливрей (Alexander McGillivray, 1750–1793), сын шотландца и индианки, унаследовавший две плантации неподалеку от нынешнего г. Монтгомери в Алабаме. Этот не только богатый, но и хорошо образованный человек был недюжинным дипломатом, чья цель состояла в том, чтобы, вопреки властям Джорджии, закрепить права племени на занимаемые земли.
31 мая – 1 июня 1784 г. в Пенсаколе испанский губернатор Флориды Эстебан Миро (Miró) созвал “конгресс” с участием криков. 1 июня Мак-Гилливрей подписал с Миро договор о принятии испанского протектората над племенем. Испанцы обязались продавать им все необходимое, даже оружие, а крики – прогонять всех торговцев, кроме испанцев. Мак-Гилливрей стал уполномоченным Испании.
Однако 7 августа 1790 г. он и другие вожди криков заключили в Нью-Йорке с Генри Ноксом, военным министром в правительстве Дж. Вашингтона, два договора, один публичный, другой тайный. Пенсакольский договор был аннулирован. Испанский протекторат над криками сменился американским, а сам Мак-Гилливрей, согласно секретному пункту документа, стал бригадным генералом США с жалованием в $ 1200 в год – это вдвое больше, чем ему платили испанцы.
Старейшины племени отвергли нью-йоркские договоры – возможно, под испанским влиянием. Тогда Мак-Гилливрей заключил с испанским губернатором Флориды Каронделе (Carondelet) новый союз, отменявший договоры с американцами, просил старейшин ратифицировать его, однако 17 февраля 1793 г. умер, так этого и не дождавшись (Edmunds 1980: 41–63). Его преемники 28 октября 1793 г. по инициативе Гайосо де Лемоса (Gayoso de Lemos), испанского коменданта Натчеза, в только что построенном форте Ногалес подписали еще одно соглашение. Оно отменяло нью-йоркские договоры 1790 г., восстанавливало союз и торговые отношения на условиях 1784 г. Вдобавок крики обязались защищать – от американцев, от кого же еще! – Луизиану и Флориду, за что им полагались ежегодные выплаты и подарки от испанцев. Этот документ утратил всякую силу после заключения между Испанией и США договора Пинкни (27 октября 1795 г.), который запрещал подстрекать индейцев к нападению.
Воинственности крикам поубавили и события на севере. 4 августа 1795 г. американский генерал Антони Уэйн после победы над алгонкинами и их союзниками при Фоллен-Тимберсе (20 августа 1794 г.) подписал в Гринвиле договор с шауни и другими северными племенами. США установили протекторат над огромной индейской территорией от Великих озер до Огайо. Крики и чероки более не могли рассчитывать на отвлекающие действия северных индейцев и были вынуждены поддерживать худой мир.
Параллельно переселенческому на западных федеральных территориях шел процесс формирования новых штатов. Субъектами американской федерации стали Кентукки (1792), Теннесси (1796), Огайо (1803), Луизиана (1812), Индиана (1816), Миссисипи (1817), Иллинойс (1818), Алабама (1819) и Миссури (1821). К 1800 г. белые переселенцы, наиболее продвинувшись на запад в районе Нэшвилла, разбили “индейскую страну” почти напополам. Северный круг “восьмерки” составляли будущие Висконсин, Мичиган, Иллинойс, Индиана, 1/3 Огайо. Тамошние племена – ваяндоты, шауни, майами, кикапу – могли выставить около 5 тыс. воинов. Южный круг – будущие Миссисипи, Алабама, запад Джорджии, Теннесси, Кентукки – как раз и был зоной обитания племен, впоследствии названных цивилизованными. Через область криков на территории Алабамы, Джорджии и Теннесси проходили маршруты федеральной почты, и это было опасное место: в 1805 г. несколько белых почтальонов получили там ранения (American State Papers 27: 225–226).
В 1806 г. Текумсе, вождь шауни, нанес визит крикам, черокам, чокто и чикасо и призвал их готовиться к борьбе с белыми. Он проповедовал учение своего брата – пророка Тенскватавы: надо вернуться к образу жизни предков, забыть раздоры, достижения бледнолицых в военном деле заимствовать, а когда борьба начнется, надеяться на помощь Великого Духа.
В 1809–1811 гг. крики активно поддержали движение Текумсе, направленное на формирование индейского государства. В англо-американской войне они воевали на стороне англичан, 30 августа 1813 г. убили около 500 белых в Форт-Миммсе, в Алабаме. Однако генерал Эндрю Джексон 28 марта 1814 г. нанес крикам решающее поражение при Хорсшу-Бенде. По договору в Форт-Джексоне 9 августа 1814 г. крики отказались в пользу США от 2/3 своих земель. Ныне это юг и юго-запад Джорджии (примерно 1/5 территории штата) и средняя часть Алабамы (чуть менее половины штата). (Когда в 1802 г. Джорджия отдала свои западные земли федеральным властям, поселения нижних криков остались в ее пределах, а деревни верхних криков попали под прямую юрисдикцию США. В 1819 г. образовался штат Алабама, и верхние крики оказались под его властью.)
Прочие “цивилизованные племена” к движению Текумсе не примкнули. Чироки примерно с 1800 г. стали переходить на оседлость и строить дома, как у белых. Численность их в это время не превышала 16 тыс. В 1801–1816 гг. у них появились школы, которые основывали главным образом моравские братья, позднее – баптисты, методисты, конгрегационалисты и пресвитериане. Грамотность среди чироков распространилась, хотя своей интеллигенции им создать не удалось (Starkey 1946: 30). В 1808 г. в племени стали издаваться собственные законы и было введено наследование имущества по завещанию (Perdue 1979: 50–51). В 1813–1814 гг. чироки оказали США военную помощь в борьбе против англичан и криков. В 1817 г. у чироков была упразднена должность вождя, а его полномочия были переданы Национальному комитету, президентом которого был избран Джон Росс (McKenney 1855b: 165).
В начале XIX в. чикасо стали посылать молодежь в школы религиозных миссий или просто к белым. Процент грамотных стал расти. Правда, научившись читать и писать, дети из этого племени прекращали заниматься, а когда их пытались заставить – убегали из школ вообще (Gibson 1971: 136). Во время Семинольской войны, 19 октября 1818 г., США заключили с чикасо договор в Олдтауне (Treaty of Old Town), и те уступили земли между реками Теннесси и Миссисипи в пределах будущих штатов Теннесси и Кентукки. За это американские власти обязались выплачивать чикасо по $ 20 тыс. в год в течение 15 лет и погасили некоторые их долги.
“Джефферсоновские республиканцы” почти не пытались обуздать агрессию переселенцев против индейцев. Однако их преемники – “национальные республиканцы” – вернулись к более справедливой политике федералистов. Спикер Палаты представителей Генри Клей в речи в Конгрессе 30–31 марта 1824 г. призвал к созданию “адекватного покровительства”, способствующего развитию промышленности и ремесел. Предложенный им пакет мер получил название “Американская система”. Поддержание цен на землю на высоком уровне рассматривалось как важный рычаг ее реализации. Соблюдение договоров с племенами стало на некоторое время одним из приоритетов политики правительства США, особенно в 1825–1829 гг., когда президентом был Джон Куинси Адамс. Эти обстоятельства предоставили “индейскому возрождению” шанс, который оказался последним.
Помимо президента и военного министра, политикой в отношении племен в это время ведал майор Томас Лорен Мак-Кенни (Thomas Loraine McKenney, 1785–1859), в 1824–1830 гг. суперинтендант по индейским делам. В течение многих лет не только ради профессионального долга, но и из интереса он собирал разнообразные сведения о коренных народах и, в частности, составил коллекцию портретов индейских вождей, выполненных профессиональными рисовальщиками. 17 ноября 1829 г. Мак-Кенни в письме военному министру Джону Итону самокритично высказался об Индейском бюро, которым руководил: это бюро, по его словам, “слишком безвластно, чтобы быть эффективным, и ему слишком строго приходится отвечать за свою слабость” (“too powerless to be effective, and too responsible for its feebleness”) (Satz 1975: 153).
В 1820-х годах колонисты Джорджии при активном попустительстве губернатора штата (в 1823–1827) Джорджа Траупа (George Troup, 1780–1856) начали полное вытеснение криков с их земель. Вождь нижних криков генерал Уильям Макинтош, воевавший под началом генерала Джексона во Флориде, склонен был к максимальным уступкам американцам. 12 февраля 1825 г. представители администрации президента Джеймса Монро и Макинтош заключили 2-й договор в Индиан-Спрингсе (Indian Springs Convention). Крики отдавали правительству США все земли, что у них еще оставались восточнее р. Флинт. Многие индейцы считали, что Макинтош превысил свои полномочия. Вождь Опотле-Йохоло уже во время подписания документа прямо угрожал ему смертью (McKenney 1855a: 284). Верхние крики во главе с Маленьким Принцем (Little Prince) договор не признавали изначально (Stevenson 1905: 226). Совет племени немедленно обратился к правительству США, дезавуировав Макинтоша.
Документ был доставлен в Вашингтон 2 марта 1825 г. Президент Монро отослал его в Сенат. 4 марта в должность вступил новый президент – Адамс. 7 марта Сенат ратифицировал договор. Однако сразу после этого делегаты криков явились в Вашингтон и заявили, что документ подписали лица, не имевшие на то полномочий. Представитель США у криков – полковник Джон Кроуэлл – подтвердил это их заявление! Его характеризовали как совестливого (conscientious) агента: он пытался защитить индейцев, когда видел их правоту. И Адамс после беседы с ними с согласия Сената приостановил действие договора. По поручению президента военный министр Джеймс Барбур написал губернатору Джорджии Траупу, чтобы он и его люди воздержались от захватов до заключения с криками нового соглашения, которого он обещал достичь до 1 сентября 1826 г.
Утром 30 апреля 1825 г. вооруженный отряд примерно из 400 криков, которым командовал Менава (Menawa), окружил большой дом вождя Макинтоша на берегу Чаттахучи. Менава заявил, что Макинтош будет убит за то, что нарушил закон, но никому другому он, Менава, не намерен причинять вреда. Он предложил белым, женщинам и детям покинуть дом. Смешавшись с ними, оттуда ускользнул сын вождя Чилли, тоже подписавший договор. В доме остались только сам Макинтош и вождь Этоми Тастеннагги. Осаждавшие подожгли здание, и когда двое показались в дверях, грянули выстрелы. Макинтош был только ранен, и его добили ударом ножа в сердце (McKenney 1855a: 311–312).
В Вашингтоне 27 июля 1825 г. кабинет обсудил положение в Джорджии на границе с криками. Президент предложил направить губернатору Траупу запрет посылать на индейскую территорию землемеров, а командующему федеральными силами генералу Эдмунду Гейнсу – распоряжение задерживать их.
Крики решили послать в Вашингтон еще одну делегацию, чтобы заключить новое соглашение. В нее включили двух чероков: Джона Риджа (Ridge) и Джозефа Вэнна (Vann). Генерал Гейнс удивился: как черокские вожди могут представлять интересы криков? Крики объяснили, что неграмотны, а нужен же кто-то “из их расы” (“of their own race”), чтобы разобрать английские тексты договоров: пусть едут в качестве секретарей. В начале ноября 1825 г. делегация выдвинулась в Вашингтон. Через Милледжвилл они проследовали в полном парадном индейском облачении, но затем сменили его на обычную одежду белых.
Новые переговоры начались 30 ноября 1825 г. Со стороны США их вел военный министр Барбур. 3 декабря крики представили меморандум, где заявляли о готовности отказаться от всяких претензий на земли восточнее Чаттахучи, но категорически настаивали на правах на территории западнее этой реки. Они не понимали топографических линий на местности и требовали естественных границ. 17 января 1826 г. крики после визита в военное министерство решили, что переговоры провалились. Опотле-Йохоло от отчаяния даже предпринял в этот день попытку самоубийства (Hecht 1972: 433). Вечером Мак-Кенни написал небольшое личное письмо Риджу, где просил его убедить криков пойти на некоторые уступки. Ридж так и сделал (Wilkins 1970: 166–171). На другой день переговоры возобновились. 24 января 1826 г. в Вашингтоне был подписан новый договор США с криками. Его 1-я статья аннулировала договор в Индиан-Спрингсе, хотя родственники убитого Макинтоша получали компенсацию. Индейцы почти ничего не выигрывали. Аннулировались их заявки на все земли восточнее Чаттахучи и на некоторые территории к северу и западу от этой реки. Оставаться в Джорджии крикам было запрещено, за исключением одного крошечного клочка земли (Adams 1875b: 108).
31 января 1826 г. президент Адамс направил этот договор в Сенат. Однако сенатский комитет во главе с Томасом Бентоном из Миссури счел, что он слишком мягок по отношению к крикам! Договор не требовал, в частности, чтобы индейцы покинули Алабаму. Комитет предложил правительству вступить в новые переговоры, пользуясь присутствием в Вашингтоне вождей криков. 31 марта 1826 г. после диалога с последними была принята дополнительная статья к проекту договора, по которой все индейские земли в Джорджии переходили этому штату, а крикам вне границ Джорджии “позволялось” поселиться за Миссисипи. В таком виде Сенат утвердил документ при соотношении голосов 30 к 7, причем семерку недовольных составляли южане, возмущенные тем, что новый договор “оправдывал” убийц Макинтоша (Benton 1854: 59).
2 сентября 1826 г. губернатор Трауп послал землемеров на индейскую территорию. По условиям договора от 24 января 1826 г. он до 1 января 1827 г. не имел права делать этого (Murray 1948: 6). Крики арестовали землемеров из Джорджии. Трауп послал конный отряд, чтобы отбить их. 27 января 1827 г. ситуация обсуждалась на заседании правительства. Достали акт Конгресса от 30 марта 1802 г. и обнаружили, что его 5-я статья запрещает землемерные работы (surveying) в зоне поселения индейцев, 16-я – предписывает вооруженным силам США препятствовать нарушителям границ, а 17-я – требует преследовать таких нарушителей, даже когда они возвращаются в пределы США. Клей высказался за защиту прав индейцев, даже силой. Но Адамс заметил: землемеры отправились на задание по распоряжению властей штата! Если отдать приказ об их аресте, то милиция Джорджии попытается отбить их силой; и каждая сторона будет в своем праве. Барбур предложил послать доверенное лицо к властям этого штата и строго предупредить; тем дело и ограничилось (Adams 1875b: 219–220). А 17 февраля 1827 г. Конгресс высказался в поддержку антииндейских действий губернатора Траупа (Stevenson 1905: 226–227).
Даже самые патриотичные крики убедились, что в конфликте по земельному вопросу власть штата Джорджия сильнее, чем федеральная, и что личная склонность президента Адамса признавать права индейцев на землю помогает мало. 15 ноября 1827 г. американский уполномоченный Мак-Кенни подписал с криками договор об их переселении на запад от Миссисипи (Adams 1875b: 362). По этому документу индейцы уступили Джорджии последний еще остававшийся у них клочок земли в пределах штата. Договор был ратифицирован Сенатом 4 марта 1828 г. Тем самым за счет криков был положен конец конфронтации США и Джорджии. Теперь они оставались только в Алабаме (McKenney 1855a: 313–314). Однако в том же 1829 г. этот штат разделил территорию криков на графства и объявил свою исключительную юрисдикцию над ними. В 1832 г. крики были депортированы в Оклахому.
Чироки в этот период выглядели лучше других защищенными от самовольства властей штатов. Ведь решения о выдворении белых с индейских территорий были в 1818–1819 гг. почти полностью реализованы только применительно к этому племени (Prucha 1962: 175).
В 1824 г. федеральные власти располагали следующими статистическими данными о “стране” чироков. Население – 15 560 чел., в т.ч. негров – 1277 (мужчин – 610, женщин – 667), белых, женатых на женщинах чироки – 147, белых женщин замужем за чироками – 68. Школ – 18. Учащихся – 314. Мельниц – 36. Ткацких станков – 762. Прялок-самопрялок (spinning wheels) – 2486. Плугов – 2923. Лошадей – 7683. Крупного рогатого скота – 22 531 голова. Овец – 2566 голов. Кузниц – 62 (Register of Debates in Congress 1830: 1069). В 1835 г. 210 чироков владели рабами. У индейского плантатора Вэнна их было 110. Правда, кроме него лишь два плантатора имели более 50 рабов, а из остальных 207-ми 168 владели не более 10 рабами (Perdue 1979: 58).
Военный министр Джон Кэлхун в разговоре с госсекретарем Адамсом 24 марта 1824 г. отметил “прогресс чироков в цивилизации”. Они обрабатывают землю, ввели у себя управление через представительство, юриспруденцию, ланкастерские школы, постоянную собственность. Они составляют документы, не отличающиеся от государственных и логичные не менее, чем у белых. У каждого из вождей (Кэлхун назвал четверых: Риджа, Хикса, Лоури и Росса) собственности на $ 50–100 тыс. (Adams 1875a: 318). В 1822 г. у чироков был учрежден верховный суд племени (Perdue 1979: 54–56).
В 1821 г. вождь Секвойя (Gist George Sequoyah, ок. 1760–1770 – 1843) изобрел для языка чироки слоговую азбуку из 85 знаков, главным образом заимствованных из латинского и некоторых других алфавитов: в частности, знак Н читался как “ми”, А – как “го”, К – как “тсо”, Р – как “тлв”. Марион Старки, автор классической монографии о чироках, назвал Секвойю “скромнейшим из Прометеев”. Старки отметил, что инициатива создания азбуки исходила не от миссионеров и не от их учеников, а от тех, кто по-английски не умел ни говорить, ни читать. 5 ноября 1824 г. даже было учреждено “Моральное и литературное общество чирокской нации”.
Некоторые авторы говорят о “чирокском возрождении” середины 1820-х годов. Старки призывает быть сдержаннее. “Их наибольшим приближением к пышности флорентийцев или Перикла были домотканые одеяла, изредка лоскутные [шотландские] юбки, архитектура домов в Нью-Экоте, предназначенных для совета племени и суда, пиленые доски вместо бревенчатых хижин” (Starkey 1946: 77–78). В 1825 г. постоянной столицей стал городок Нью-Экота (штат Джорджия, графство Гордон, ныне исторический парк).
Новые посягательства Джорджии на земли чироков побудили руководство племени обратиться к президенту Монро за защитой. 5 января 1824 г. делегация индейцев прибыла в Вашингтон. В час пополудни 8 января 1824 г. военный министр Кэлхун представил майора Риджа, вождя чироков, президенту. Тот приветствовал Монро высокопарной речью с поминанием Великого Духа, как зафиксировал в дневнике госсекретарь Адамс. Делегаты просили президента и Конгресс о вмешательстве в их отношения со штатом Джорджия. Примечательно, сколь юридически точно описали они характер желаемого вмешательства! Федеральная власть могла бы аннулировать те свои обязательства перед Джорджией, что предполагали непризнание прав чироков на земли в этом штате (“so that provision may be made, by law, to authorize and adjustment between the U. S. and the State of Georgia, so that the former may be released from the existing compact, so far as it respects the extinguishment of the Cherokee title to lands within the chartered limits of Georgia”). В ответ Кэлхун обозначил американскую позицию не менее четко: “Было бы не совместимо с американской системой отношений, если бы индейцы оставались отдельной и особенной общностью, существующей на неопределенных условиях в пределах обозначенных хартией границ Джорджии. Они должны либо интегрироваться в социальную и политическую структуру Джорджии, либо мигрировать на более дикие земли за Миссисипи” (Wilkins 1970: 153–154). Начались трудные переговоры.
12 марта 1824 г. кабинет рассматривал жалобу чироков на нарушение властями Джорджии договора 1802 г. и встречные обвинения должностных лиц штата. Даже Кэлхун возмутился самоуправством последних и сообщил, между прочим, что в Джорджии индейские земли уже разыгрывают в лотерею между потенциальными покупателями (Adams 1875a: 255–256). Конгрессмены от штата ревниво следили за переговорами и негодовали на Кэлхуна за то, что он ведет с чироками дипломатические переговоры по всей форме, называет их джентльменами – а им надо дать понять, что они должны выселяться или их перебьют. 15 апреля 1824 г. вожди чироков выступили в Капитолии, взывая к великодушию американского народа в деле охраны их прав (Wilkins 1970: 155–156). 3 июня 1824 г. делегация индейцев во главе с майором Риджем нанесла прощальный визит президенту Монро. Единственный успех, которого они добились – это данное Кэлхуном обязательство выплачивать племени по $ 1 тыс. в год, как того требовал договор в Теллико 1804 г. Адамс отметил, что красноречие Риджа на этой встрече было более белым и менее индейским, чем в январе. Это было суждение знатока: в прошлом Адамс преподавал риторику в Гарварде.
26 июля 1827 г. совет племени, объявивший себя конвентом, принял документ под названием конституция. Вот его преамбула (опубликованная в газете “Cherokee Phoenix” от 21.02.1828 г.):
Мы, представители народа чирокской нации, собравшиеся на конвент с тем, чтобы водворить законность, обеспечить стабильность, укрепить наше общее благосостояние и гарантировать нам и нашему потомству благословения свободы; признавая, со смирением и благодарностью, праведность всемогущего Правителя вселенной, Который предоставил нам возможность столь благоприятную для всего этого, помог нам и направил нас, – вводим и учреждаем эту конституцию государства черокской нации (цит. по: Starkey 1946: 78–79).
Чироки официально признали себя “христианской” нацией. Кто не верит в Творца и в посмертное воздаяние, не может занимать должности, и его присяга не действительна. В конституции не было никаких признаков национальной финансовой политики: о деньгах не говорились ни слова (на практике использовались деньги США и соседних штатов). Доходы “чирокской нации” складывались из выплат правительством США за земли, уступленные по договорам – это $ 7500 в год (Starkey 1946: 103–104). Вскоре после принятия конституции состоялись выборы, в ходе которых главным вождем избран был Росс, одержавший победу над Уильямом Хиксом (Hicks).
21 февраля 1828 г. в Нью-Экоте вышел в свет первый номер “Cherokee Phoenix” – чирокской газеты с текстом на черокском и английском языках. Прежде всего, в ней была опубликована конституция. Газета издавалась до 31 мая 1834 г.
После победы на президентских выборах 1828 г. Джексона “цивилизованные племена” более не могли рассчитывать даже и на символическую защиту от посягательств центральной власти. Актом отчаяния стал так называемый “Кровавый закон” (Blood Law), предложенный майором Риджем и утвержденный палатами Национального совета чироков 24 октября 1829 г. Он гласил: если какое-либо лицо или лица, не уполномоченные этим органом, заключат договор с США о продаже собственных земель чироков, то такое лицо или лица подлежат смерти. Если они откажутся предстать перед судом, любой член племени вправе их безнаказанно убить (Wilkins 1970: 201–202).
19 декабря 1829 г. Джорджия приняла закон о присоединении территорий чироков к пограничным графствам штата и об аннулировании с 1 июня 1830 г. всех соглашений с этими индейцами. Те сделали попытку обжаловать закон в Верховном суде, указывая, что он противоречит договорам США с племенами. Иск от имени чироков возбудил Уильям Уирт, бывший генеральный атторней США в администрациях Монро и Адамса. Верховный суд принял дело к рассмотрению 5 марта 1831 г., и оно получило название “Чирокская нация против штата Джорджия”. 18 марта верховный судья Джон Маршалл огласил решение. Суд отказал чирокам в иске, оставив закон в силе, и не стал считать индейские племена иностранными государствами, договоры с которыми обладают приоритетом над внутренним законодательством США. Это решение определило существующий статус племен как “dependent domestic nations” – “зависимых отечественных народов”, не обладающих суверенитетом над занимаемой территорией; соглашения же с ними приравнял к обычным законам, которые и отменены могут быть тем же порядком, что и обычные законы.
Боролись чироки долго. Договор о переселении на западный берег Миссисипи Джон Ридж (сын майора Риджа), а также Элиас Будино подписали только 29 декабря 1835 г. в Нью-Экоте. Росс противился переселению. Он собрал подписи 15 665 членов племени за денонсацию нью-экотских документов и даже смог заручиться поддержкой легислатур Массачусетса и квакерской общины Новой Англии. Тем не менее “великий исход по тропе слез” чероки начали 23 мая 1838 г. А 22 июня 1839 г. Джон Ридж был убит в Оклахоме противниками договора, и вождем надолго стал Росс.
О племени чокто Индейское бюро собрало сведения в 1828 г. Его численность равнялась 5 627 чел., среди них – 22 белых в браках с чокто. У племени было 112 голов крупного рогатого скота, 11 661 голова мелкого скота, 3974 лошадей, 22 047 свиней, 136 овец, 530 прялок-самопрялок, 124 ткацких станков, 360 плугов, 7 кузниц, 2 медеплавильни. Имелось 5 школ, в которых учились 150 детей (Register of Debates in Congress 1830: 1070). Такими хозяйственными людьми много лет патриархально управлял Пушматаха, пользовавшийся как авторитетом в своем племени, так и доверием американцев. Но и они испытали на себе всю сокрушающую мощь переселенческого потока на Запад: племени чокто раньше других предложили перемещение за Миссисипи, но не в Оклахому, а в гораздо более благоприятный для жизни Арканзас. 18 октября 1820 г. в форте Доукс-Стенд генералы Джексон и Томас Хиндс подписали с Пушматахой договор (Treaty of Doak’s Stand) об “обмене землями”. Чокто уступали владения в западной и центральной частях штата Миссисипи (5 500 тыс. акров), главным образом в графстве Мэдисон, и получали взамен территории в пределах нынешних Арканзаса и Оклахомы.
Однако арканзасские земли оказались уже заселены белыми. Узнав об этом, чокто отказались перемещаться. В ноябре 1824 г. Пушматаха прибыл в Вашингтон для переговоров о новом варианте переселения. Обсуждение размера компенсации затянулось. В конце декабря Пушматаха неожиданно заразился крупом и умер. Похоронили его в Вашингтоне на кладбище для конгрессменов с воинскими почестями (McKenney 1855a: 185–193). А 20 января 1825 г. Кэлхун подписал в Вашингтоне с делегацией чокто новый договор, согласно которому отведенная для поселения этих индейцев зона находилась в Оклахоме, примыкая к границе с Арканзасом (Prucha 1962: 172–173). Общий совет чокто отказался признать этот документ и принял в 1826 г. конституцию племени, составленную по образцу конституций штатов (Register of Debates in Congress 1830: 1070). С приходом Джексона к власти ситуация стала безнадежной. 27 сентября 1830 г. чокто по договору в Дансинг-Рэббит-Крике (Dancing Rabbit Creek) отдали США все свои земли восточнее Миссисипи и получили взамен территорию в юго-восточной части нынешней Оклахомы (American State Papers 33: 560). Чокто стали первым племенем, подвергнутым депортации. Это случилось в ноябре–декабре 1831 г. Лишь небольшая их часть осталась в штате Миссисипи. Эти чокто стали первой крупной неевропейской группой населения, получившей гражданство США в конце XIX в.
По данным Мак-Кенни, относящимся приблизительно к 1827 г., численность чикасо составляла около 4 тыс. В их поселениях он насчитал до 800 добротных домов, каждый ценою от $ 150 до $ 1–2 тыс. (Register of Debates in Congress 1830: 1070). Отчет агента Аллена военному министру Итону от 7 февраля 1830 г. дает представление об экономической основе такого благополучия. Аллен констатировал, что буйволов у чикасо нет, зато много хороших лошадей и мелкого скота. Шерсть, говядина, свинина производятся на экспорт. Сахар и кофе свои: рабы выращивают на месте. Агент отмечал, что в последние восемь лет у чикасо изменилось к лучшему отношение к женщинам: если раньше их заставляли работать в поле, то теперь они занимаются главным образом домашним хозяйством – делают сыр и масло и содержат дома и себя прилично и чисто, употребляя для этого те же средства и наряды, что и белые (Gibson 1971: 138–139).
Чикасо подлежали перемещению по закону от 28 мая 1830 г. В 1832 г. они еще занимали северную часть общего с чокто ареала южнее Мемфиса, восточнее Виксберга. По переписи 1834 г. численность чикасо составляла 4914 свободных и 1156 рабов (Ibid.: 179). Уступили свою землю они по договорам 1832 г. (Treaty of Pontotoc) и 1834 г., но только в 1837 г. переселились на запад. В довершение бед по дороге их ограбили неизвестные разбойники (Boardman 1975: 69).
Пятое из “цивилизованных племен” – семинолы – стало упоминаться под этим именем только примерно с 1819 г., хотя их обособление от соседних племен связано с событиями начала XVIII в. В 1702 г. полковник Джеймс Мур во главе ополчения Южной Каролины двинулся в земли нижних криков, часть которых ушла во Флориду – под испанскую власть; эти-то индейцы и стали называться Simanoli, Semanole – “беглецы”, “отделившиеся”.
К 1750 г. предки семинолов ассимилировали ямасси и другие мелкие индейские племена Флориды. В 1775–1783 гг. к ним присоединились микосоки (Mikasuki), ушедшие из Джорджии. Наконец в 1813–1814 гг. в состав семинолов вошла часть верхних криков, спасшихся от войск генерала Джексона. И постоянно к ним присоединялись негры, бежавшие с плантаций Южной Каролины и Джорджии. Семинолы не признавали рабства и считали чернокожих полноправными членами племени; одним из вождей семинолов был негр Авраам (Стартеван 1978).
В 1816 г. отряды Джексона вылавливали негров, скрывавшихся в испанской Флориде. Семинолы же укрывали беглецов, и их противостояние с американцами переросло в 1-ю Семинольскую войну (1816–1818). США вели ее на территории, находившейся тогда под испанской юрисдикцией, которая вследствие начавшейся в Латинской Америке войны за независимость была под большим вопросом. В 1817 г. американцы в одной из стычек во Флориде убили пророка и вождя семинолов Хиллис-Хаджо (Hillis Hadjo).
26 марта 1818 г. Джексон на сей раз во главе ополчения Теннесси и Джорджии вторгся во Флориду в районе Таллахасси и занял ее, фактически ликвидировав испанскую власть. 7 апреля ему сдался форт Св. Марка, 24 мая – Пенсакола, 27 мая – Баранкас. Семинолы отступили в болотистые глубинные районы. Восточная Флорида по договору Адамса – Ониса от 22 февраля 1819 г. перешла под власть США.
18 сентября 1823 г. США в Моултри-Крике (Moultrie Creek) заключили первое соглашение с семинолами. По нему индейцы уступили, а американцы получили 5 млн акров. 6-й пункт договора, принятый по требованию семинолов, предусматривал, что правительство США ассигнует $ 1000 ежегодно в течение 20 лет на школу для обучения индейских детей. Ценность образования семинолы понимали.
Флорида была в стороне от основных переселенческих потоков, поэтому серьезное давление на семинолов и их противоборство по-настоящему начались только после принятия Акта о выселении 28 мая 1830 г. Индейцы отказались признать и договор в Пейнс-Лэндинге (Payne’s Landing, 1832), и договор в Форт-Гибсоне (Fort Gibson, 1833). Их ожесточенное сопротивление обернулось 2-й Семинольской войной (1835–1842), которая продолжалась и после пленения и смерти знаменитого Оцеолы (Osceola, 1800–1838). Депортировать в Оклахому удалось лишь часть семинолов: другая часть скрывалась в болотах Флориды, пока в 1880-х годах власти не прекратили их преследование.
Был ли у “цивилизованных племен” шанс вписаться в американское общество по месту своего тогдашнего проживания, сохраняя все ценное из своей традиционной культуры? Это не удалось ни чирокам с семинолами, ценившим образование, ни крикам с чикасо, пренебрегавшим учебой. Это не смогли сделать ни чокто с их подчеркнутой лояльностью США, ни крики, искавшие всякого случая примкнуть к противникам американцев. Однако известно, что Гражданская война застала чироков в Оклахоме, где приверженность рабовладению побудила их поддержать конфедератов, и те без колебаний приняли этих индейцев на военную службу. Можно предположить, что для инкорпорации чироков, чокто и чикасо достаточно было минимальной межрасовой терпимости и стремления к взаимопониманию. Только не таков был дух “джексоновской демократии”! Захватчики племенных земель, видя, что власти попустительствуют им, не желали и думать ни о каких компромиссных решениях индейской проблемы.
References
- 1. Bassett, J.S. 1906. The Federalist System 1789–1801. New York: Harper & Brothers.
- 2. Boardman, F.W. Jr. 1975. America and the Jacksonian Era. 1825–1850. New York: Walck.
- 3. Edmunds, R.D., ed. 1980. American Indian Leaders. Studies in Diversity. Lincoln: University of Nebraska Press.
- 4. Gibson, A.M. 1971. The Chickasaws. Norman: University of Oklahoma Press.
- 5. Hecht, M.B. 1972. John Quincy Adams: A Personal History of an Independent Man. New York: Collier-Macmillan.
- 6. Hibbard, B.H. 1924. A History of the Public Land Policies. New York: The Macmillan Company.
- 7. McKenney, Th.L. 1855. History of the Indian Tribes of North America. Vols. I–II. Philadelphia: T.K. & P.G. Collins for D. Rice & A.N. Hart. Vol. I.
- 8. McKenney, Th.L. 1855. History of the Indian Tribes of North America. Vols. I–II. Philadelphia: T.K. & P.G. Collins for D. Rice & A.N. Hart. Vol. II.
- 9. Murray, P. 1948. The Whig Party in Georgia. 1825–1853. Chapel Hill: University of North Carolina Press.
- 10. Perdue, Th. 1979. Slavery and the Evolution of Cherokee Society. 1540–1866. Knoxville: University of Tennessee Press.
- 11. Prucha, F.P. 1962. American Indian Policy in the Formative Years. The Indian Trade and Intercourse Acts. 1790–1834. Cambridge: Harvard University Press.
- 12. Roland, A. 1966. Great Indian Chiefs. New York: Macmillan.
- 13. Satz, R.N. 1975. American Indian Policy in the Jacksonian Era. Lincoln: University of Nebraska Press.
- 14. Starkey, M.L. 1946. The Cherokee Nation. New York: A.A. Knopf.
- 15. Startevan, V.K. 1978. Iz krikov v seminoly [From Creeks to Seminoles]. In Severoamerikanskie indeitsy [The North American Indians], edited by Yu.P. Averkieva, 66–108. Moscow: Progress.
- 16. Stevenson, R.T. 1905. The Growth of the Nation 1809 to 1837. Philadelphia: Barrie & Sons.
- 17. Wilkins, Th. 1970. Cherokee Tragedy. The Story of the Ridge Family and the Decimation of a People. London: Macmillan.