Review of Kody kommunikatsii s bogami (Mifologiia i ritual’naia plastika ainov) [Codes of Communication with the Gods (Mythology and Ritual Plasticity of the Ainu)], by A.B. Ostrovskii and T.Yu. Sem
Table of contents
Share
QR
Metrics
Review of Kody kommunikatsii s bogami (Mifologiia i ritual’naia plastika ainov) [Codes of Communication with the Gods (Mythology and Ritual Plasticity of the Ainu)], by A.B. Ostrovskii and T.Yu. Sem
Annotation
PII
S086954150008770-7-1
Publication type
Review
Source material for review
Рец. на: Островский А.Б., Сем Т.Ю. Коды коммуникации с богами (Мифология и ритуальная пластика айнов). СПб., 2019
Status
Published
Authors
Marina Osipova 
Affiliation: Pacific National University
Address: 136 Tikhookeanskaia street, Khabarovsk, 680035, Russia
Edition
Pages
198-201
Abstract

     

Received
31.03.2020
Date of publication
31.03.2020
Number of purchasers
29
Views
585
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf Download JATS
1 Выход в свет рецензируемого труда, объединившего под одной обложкой материалы двух авторитетных специалистов, этнографов-североведов А.Б. Островского и Т.Ю. Сем – сотрудников Российского этнографического музея, без сомнения является событием не только для отечественного айноведения, но и для самих айнов. Книга посвящена особенностям духовной культуры народа, о котором вплоть до перестроечных времен говорить и тем более публиковать какие-либо исследования было не принято. Существовал даже прямой запрет на упоминание об айнах в открытой печати (РГАНИ: Ф. 9425. Оп. 1. Д. 827. Л. 20). К сожалению, в настоящее время в СМИ и на страницы сети Интернет хлынул поток информации об этом удивительном коренном малочисленном народе дальневосточных островов, основанный на недостоверных, а порой и фантастических, сведениях. Причем писать и говорить об айнах стали те, кто раньше о них ничего не слышал и в местах их компактного проживания никогда не был. Появление книг, в основе содержания которых лежат научные факты, представленные в доступной для массового читателя форме, каким является это издание, вносит неоценимый вклад не только в айноведение и этнографию КМНС в целом, но и в обеспечение граждан достоверными данными. Помимо этого, в научный оборот вводятся описания одних из самых священных и этномаркирующих айнских предметов – фетишей инау и палочек икуниси/икупасуй из богатейшей коллекции народа, хранящейся в запасниках РЭМа и недоступной для широкой публики, анализируются их функции, форма, но прежде всего – семантика изображенных на них сюжетов.
2 Авторам во введении удалось кратко сказать о многом. Здесь представлены и основная информация о народе, и особенности его материальной и духовной культуры, и до сих пор нерешенные этногенетические проблемы, названы имена зарубежных и отечественных ученых прошлого и настоящего, внесших вклад в исследование разных сторон жизни айнов. Но самое главное – они определили для себя цель, не звучавшую до сих пор ни в одной работе об айнах, – рассмотреть способы ментальной коммуникации людей с богами (с. 6). Забегая вперед, хочется сказать, что поставленная авторами задача блестяще решена.
3 А.Б. Островский и Т.Ю. Сем абсолютно верно поступили, начав свое повествование с глав, посвященных этнической истории (гл. 1) и религиозно-мифологической системе народа (гл. 2). Думаю, этот раздел очень важен, ведь книга предназначена не только для специалистов, но и для широкого круга читателей. А они порой впервые знакомятся с представителями коренного населения Дальнего Востока, чей образ жизни радикально отличается от европейского. Иной является и система верований, основанная на анимизме, уникальны и ритуальные практики айнов. Поэтому такая подготовка читателя к восприятию последующего материала оправдана и необходима.
4 Т.Ю. Сем подробно останавливается на существующих гипотезах происхождения народа, не выделяя ни одну из них как правильную. Она обращается к материальной культуре, демонстрируя традиционный подход в освещении этой стороны жизни людей, кратко, но емко характеризуя их хозяйственную деятельность, поселения и жилища, типы которых выбирались в зависимости от природных условий. Автор описывает виды одежды и способы ее изготовления, рассказывает об искусстве татуировки и украшениях, которыми пользовались айнские мужчины и женщины, а также об особенностях их причесок. Все изложенное подкреплено фотографиями и ссылками на музейные предметы, хранящиеся в РЭМе. Отдельный подраздел главы посвящен способам общения, принятым среди людей. Он настраивает читателя на восприятие дальнейшей информации о приемах коммуникации с божествами. Совершенно по-новому выглядит айнский пантеон в сочетании с анализом иконографии фигурок догу эпохи дзёмон. Во-первых, разработана стройная система, куда вошли покровители всех сфер; во-вторых, автор предлагает считать прообразами анимистических божеств созданные неолитическими насельниками зооморфные и антропоморфные статуэтки. Это довольно смелое предположение, и кто-то, возможно, с ним не согласится, но подобных трактовок истоков происхождения айнского пантеона в научной литературе еще не встречалось, и она имеет право на существование. Во всяком случае, приводимые примеры выглядят убедительно.
5 В главе 3 “Тема взаимодействия с богами в мифологии айнов”, написанной А.Б. Островским, затронута еще одна новая для айноведения проблема. Обосновывая неразрывную связь людей с пантеоном божеств как на генетическом, так и на ментальном уровне, он приводит в качестве доказательств большое количество фольклорных текстов различных авторов, записанных еще в период бытования традиционного мифологического мышления народа. И если о роли фетишей инау и ритуальных палочек икуниси/икупасуй как посредников в коммуникации людей и божеств написано немало, то здесь автор обращает внимание на “медиативную семантику” (с. 61) не только самих предметов, в частности икуниси/икупасуй, но и на несущие глубокий сакральный смысл вырезанные на них изображения.
6 Трудно сегодня увидеть такие этномаркирующие ритуальные практики, как медвежий праздник или шаманский сеанс, и тем более писать о том, что давно ушло в прошлое. Мы можем только обобщить свидетельства очевидцев, разбросанные по разным литературным и архивным источникам, провести сравнения с подобными обрядами соседствующих народов и интерпретировать изложенное с высоты сегодняшнего знания, что попыталась сделать Т.Ю. Сем в главе 4 “Ритуальные практики и сакральные предметы айнов”. Особый интерес представляют обозначенные автором параллели в шаманских церемониях и атрибутике с подобными у тунгусо-маньчжуров. Можно не согласиться с отдельными утверждениями исследовательницы по поводу значения шаманизма в айнском сообществе, трактовками образов фигурок догу или истоков происхождения фетиша инау, но для того и пишутся научные труды, чтобы вызвать дискуссию по интересующему вопросу.
7 Важным разделом книги явилась глава об инау (гл. 6), в которой Т.Ю. Сем осветила все стороны проблемы, связанной с появлением этого фетиша у айнов, и, взяв за основу музейную коллекцию, подробно описала его функции и виды. Автор подчеркнула исключительную роль данного предмета во всех сферах жизни народа и его особую функцию как способа коммуникации человека и божеств (с. 106). Следует отметить, что это фактически первая типология инау в отечественной литературе.
8 Описание значимых для айнов ритуальных предметов продолжает А.Б. Островский, обращаясь к теме мотивов мифа и повседневности в орнаментальных композициях икуниси/икупасуй, или, как их называли европейские исследователи – “усодержателей” (гл. 6). Несмотря на то что существуют довольно весомые работы, посвященные этому объекту, зарубежных ученых, таких, как О. Баба и Ф. Мараини, автору удалось по-новому осветить физическую, ментальную и коммуникативную функции палочек. Помимо выполненного анализа изображений на 198 икуниси/икупасуй он проделал неоценимую работу, введя в научный оборот подробные описания 43 предметов. Применив коммуникативно-символический подход (с. 112), не использовавшийся учеными ранее, А.Б. Островский раскрывает идею возобновления контактов людей и божеств через конкретные символы, вырезанные на икуниси/икупасуй. Автором впервые в айноведении сформулированы и обоснованы основные принципы, заложенные в конструкцию и орнаментику предмета. Он считает, и не без основания, что возобновление регулярной коммуникации с окружающими айнов горным, морским и небесным мирами является базовой темой их мифов (с. 113) и сама конструкция икуниси/икупасуй и изображенная на них композиция задают направление этого общения – от людей к богам. Кроме того, А.Б. Островский возвращается к отмеченной им в главе 3 двунаправленности (от земли до неба, от неба до земли) в мифологических произведениях айнов и усматривает ее также в орнаментике палочки, когда расположенные символы обращены к обоим полюсам предмета. Он говорит и о полисемантичности рисунков и знаков на «усодержателях», к которой предрасполагает их сочетание. Особый интерес в тексте главы 6 представляют интерпретации автора относительно композиций и организационного построения изображений на палочках, хранящихся в РЭМе. Таких подробных объяснений их семантической составляющей ранее никто не предлагал – в основе толкований А.Б. Островского лежат его научные изыскания в области мифологии палеоазиатов (нивхов и айнов). Эта глава – своеобразный энциклопедический справочник. Схема описания, пути и способы выявления семантики изображенного могут служить надежным примером при составлении описания имеющихся в музеях мира не только икуниси/икупасуй, но и айнских ножен и клинков.
9 Подводя итог, можно сказать, что А.Б. Островскому и Т.Ю. Сем удалось в полной мере представить способы ментальной коммуникации людей с богами, охарактеризовать их сакральную суть, представив оба полюса – человеческий и божественный, приведя конкретные примеры из мифологии айнов.
10 К сожалению, авторам не удалось избежать некоторых шероховатостей в тексте. Так, в качестве совета на будущее: когда речь идет об айнах в целом, все-таки хотелось бы видеть уточнения относительно особенностей в материальной и духовной культуре той или иной этнической группы. Несмотря на, казалось бы, единый хозяйственно-культурный тип рыболовов, охотников и собирателей, существовали обусловленные природными условиями качественные различия в их промысловой деятельности, а отсюда – в типах орудий и средствах передвижения, конструкциях жилищ, одежде и ритуальных практиках. Думаю, хотя бы в сноске можно было указать, что айны северных Курильских островов, находившихся под юрисдикцией Российской империи, уже к началу XIX в. – в тот временной период, на который, в основном, опираются авторы – все исповедовали православие. Случились и досадные опечатки. Но они никоим образом не влияют на содержание и могут быть устранены в следующем издании (тираж этой книги, на мой взгляд, недостаточен – всего 120 экз.), которое, надеюсь, последует за этим.
11 К числу бесспорных достоинств книги нужно отнести выполненные на высоком профессиональном уровне фотографии, прекрасное полиграфическое оформление, которое, хоть и не претендует на роскошь, но, тем не менее, привлекает к себе внимание и оставляет приятное впечатление.
12 В заключение хочется сказать, что авторы представили на суд специалистов и общественности богатый и интересный материал, который, уверена, будет высоко оценен читателями.

References

1. RGANI – Rossijskij gosudarstvennyj arkhiv novejshej istorii. F. 9425. Arkhivnyj fond Glavlita TsGAOR SSSR.

Comments

No posts found

Write a review
Translate