- Код статьи
- S086954150007385-3-1
- DOI
- 10.31857/S086954150007385-3
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / №5
- Страницы
- 169-188
- Аннотация
Изучение эмпатии и тесно связанных с ней альтруизма и кооперации – одно из самых приоритетных направлений в социальной антропологии, психологии и эволюционных исследованиях по всему миру. Цель данной работы – в среде современного студенчества оценить уровень сопереживания (эмпатии) людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В наши задачи входило измерение тревожности и агрессии у респондентов, оценка связи этих характеристик с эмпатией, определение степени их изменения под влиянием стресса. Пальцевой индекс 2D:4D был использован в качестве маркера пренатальной андрогенизации. Результаты исследования показывают, что человеческое поведение определяется комплексом тесно связанных между собой социальных (культурных) и биологических факторов. Фемининность сама по себе (как отражение пренатальной эстрогенизации мозга), независимо от воздействия среды, предопределяет большее сопереживание, большее сотрудничество (кооперацию) и более выраженные реакции на стрессирующие стимулы.
- Ключевые слова
- эмпатия, альтруизм, тревожность, агрессия, стресс, студенты
- Дата публикации
- 02.12.2019
- Год выхода
- 2019
- Всего подписок
- 70
- Всего просмотров
- 748
Изучение эмпатии и тесно связанных с ней альтруизма и кооперации является одним из самых приоритетных направлений в социальной антропологии, психологии и эволюционных исследованиях по всему миру, о чем свидетельствует множество публикаций на эту тему в самых уважаемых научных изданиях (Baron-Cohen, Wheelwright 2004; Branas-Garza et al. 2013; Butovskaya et al. 2000; Fehr et al. 2013; Jolliffe, Farrington 2004; Rostovtseva et al. 2019; Буркова и др. 2019; Ростовцева, Бутовская 2017, 2018). Научный интерес к кооперативному и альтруистическому поведению возник на заре формирования современных эволюционных представлений; одним из основателей нового направления был российский ученый П.А. Кропоткин, в начале XX в. обративший внимание на роль взаимопомощи в эволюционных процессах (Ростовцева, Бутовская 2018).
Понятие “эмпатия” (от нем. Einfuhlung – “проецировать себя на то, что вы наблюдаете”) впервые появилось в 1909 г. в работе Э. Титченера (Titchener 1909; цит. по Baron-Cohen, Wheelwright 2004). В настоящее время оно обычно определяется с точки зрения двух подходов: 1) аффективного – рассматривающего эмпатию как эмоциональный отклик наблюдателя на аффективное состояние другого человека; 2) когнитивного – подчеркивающего, что эмпатия включает в себя понимание чужих чувств (Baron-Cohen, Wheelwright 2004; Preston, de Waal 2002). В настоящее время исследователи солидарны в том, что эмпатия содержит в себе как эмоциональные, так и когнитивные составляющие, однако какова причинно-следственная связь этих составляющих – по-прежнему один из проблемных вопросов (Cuff et al. 2016; Jolliffe, Farrington 2004). В ряду наиболее универсальных определений следует отметить предложенное Д. Кохеном и Д. Страером: это способность понимать эмоциональное состояние и разделять его. Таким образом, признается, что эмпатия является одновременно познавательным (способность понимать эмоциональное состояние другого человека) и аффективным (разделение эмоционального состояния другого) процессом (Cohen, Strayer 1996). В более ранних работах одни авторы приводят данные, говорящие о том, что когнитивная эмпатия – предпосылка формирования эмоциональной эмпатии (Feshach 1979), другие – что выявляется обратная последовательность (Van Lissa et al. 2013), а третьи – что эти виды эмпатии тесно взаимосвязаны (Garlick 2002; Jensen 1998). Один из основных исследователей эмпатии приматолог Ф. де Вааль считает, что она, позволяя организму быстро соотноситься с состояниями других, прежде всего важна для регулирования социальных взаимодействий, скоординированной деятельности и сотрудничества группы в достижении общих целей. Хотя когнитивная способность восприятия перспективы помогает в этом, она вторична по отношению к базовой форме эмоциональной составляющей эмпатии (Clay et al. 2018; de Waal 2001).
В настоящее время наиболее распространено мнение, что эмпатия – это многогранное явление, состоящее из разных компонентов. Исследователи соглашаются, что ее уровень варьируется от человека к человеку и, следовательно, она может рассматриваться как индивидуальный фактор (Eisenberg, Strayer 1987; Farrington, Jolliffe 2001; Jolliffe, Farrington 2004). Эмпатия влияет на поведение: ожидается, что те индивиды, у кого уровень сопереживания выше, будут более внимательны к чувствам других (Eisenberg et al. 1996; Jolliffe, Farrington 2004; Kaukiainen et al. 1999). Работы нейробиологов показывают, что при решении морально-нравственных дилемм человек руководствуется эмоциональными, а не рациональными мотивами; в одном из исследований, направленных на выявление влияния различных факторов на сопереживание, эмпатию и альтруизм, было обнаружено, что при решении тестов активировались три конкретных области мозга, связанные с эмоциональной сферой (Hsu et al. 2008).
Психологическая основа для развития автономной саморегуляции и приобретения способности эффективно различать эмоциональную экспрессию и намерения других людей закладывается на ранних стадиях онтогенеза благодаря процессу “отзеркаливания”, когда взрослый, осуществляющий уход за ребенком, мимически и вербально повторяет его эмоции (Клименкова 2016; Cotler 2012). При таком взаимодействии ребенок начинает понимать свое состояние и состояние окружающих, причем при формировании надежной привязанности развиваются доверительные близкие отношения и эмпатия, при ненадежной – появляются нарушения в интерперсональной сфере и отмечается более низкая способность к эмпатии (Клименкова 2016). Исследования поведения младенцев показывают, что нарушения в развитии, вызванные пренебрежением/депривацией или, напротив, гиперопекой, негативно влияют на эмпатическое поведение и привязанность, на регуляцию эмоций (de Bellis 2005). Более того, ребенок, сигнализируя о своих состояниях, подвигает взрослых к удовлетворению его потребностей (кормление, тепло, защита), чем вызывает определенную реакцию родителей, которая в свою очередь запускает их определенное эмоциональное состояние, что наводит на мысль о родительском стрессе при восприятии дистресса потомства. Этой связью можно объяснить роль окситоцина в поведении утешения (Burkett et al. 2016; Clay et al. 2018), а также более высокий уровень эмпатии у женщин (Zahn-Waxler et al. 1992). Процесс обучения и развитие интеллекта добавляют “уровни сложности” к основному механизму эмпатии (de Waal 2012). Исследования эмпатии в процессе онтогенеза показали, что различные проявления сочувствия и сопереживания усложняются и усиливаются с возрастом (Light, Zahn-Waxler 2011). Ребенок, особенно когда дело касается физической боли, утешает сначала членов семьи, а потом и других детей. Достижение возраста двух лет знаменует начало ключевого этапа развития эмпатии и просоциального поведения (Decety 2011; Zahn-Waxler et al. 1992). Уже в раннем возрасте дети оснащены эмоциональным инструментарием, который затем развивается и настраивается таким образом, чтобы реагировать на эмоциональное состояние окружающих (Clay et al. 2018).
Развитая способность к эмпатии связана с успешным разрешением конфликтов, просоциальным и альтруистическим поведением (Batson et al. 1987; de Wied et al. 2007; Hoffman 2000). Отсутствие эмпатии или ее низкий уровень “облегчают” проявление антисоциальности или агрессивности (Miller, Eisenberg 1988), именно поэтому, как отмечают криминологи, преступники часто неверно истолковывают намерения других людей и не могут оценить влияние своих собственных действий на окружающих (Farrington 1998). В этом смысле эмпатия имеет большой потенциал для снижения уровня правонарушений, поскольку способность представлять себе страдания другого может препятствовать асоциальному поведению и причинению вреда окружающим. (Blackburn 1993). Существуют программы, направленные на повышение эмпатии у заключенных (о таких программах в Канаде см., напр.: Ross R.R., Ross R. 1995). Однако исследования уровня эмпатии и ее связи с криминальным профилем респондентов неоднозначны и зачастую непоследовательны, т.к. не учитывают многие факторы: интеллект, импульсивность, благосостояние семьи и т.д. (Jolliffe, Farrington 2004).
С эволюционной точки зрения эмпатия – это механизм, лежащий в основе так наз. направленного альтруизма, т.е. альтруизма в ответ на боль, страдание или потребности окружающих. За последние десятилетия накоплены доказательства того, что этот механизм имеет древние филогенетические корни (de Waal 2008). Восприятие эмоционального состояния какого-либо человека автоматически вызывает соответствующее эмоциональное состояние у наблюдающего за ним. Альтруизм, порожденный эмпатией, черпает силы в эмоциональной заинтересованности в благополучии другого индивида. Динамика механизма эмпатии согласуется с предсказаниями теории родственного отбора и теории реципрокного альтруизма (de Waal 2008).
Исследования этологов и приматологов показывают, что эмпатия широко распространена: она встречается и у многих социальных млекопитающих, причем проявляется у детенышей уже в раннем возрасте, и даже у птиц (Clay et al. 2018; de Waal 2012; Decety 2011; Hoffman 2000). Так, у человекообразных обезьян, если одна особь оказалась в бедственном положении, то другая, приближаясь к ней, демонстрирует не только прямой эмоциональный отклик на состояние сородича, но и оценивает причины бедствия, и стремится улучшить ситуацию (Clay et al. 2018; de Waal 2008). Этологами выявлено много сходств в моделях утешения, наблюдаемых у детенышей человекообразных обезьян и у детей (Clay et al. 2018). Собранные к настоящему времени данные доказывают, что аффективные компоненты эмпатии глубоко укоренились в нашем эволюционном прошлом, о чем свидетельствует и механизм эмоционального отклика на эмоции окружающих (Campbell, de Waal 2011; Clay et al. 2018), проявляющийся, например, в синхронности в поведении зевания и в быстрой неосознанной мимике лица (Rapid Facial Mimicry). У обезьян и других животных с большим мозгом наблюдаются эволюционные сдвиги к более когнитивно сложным формам эмпатии – сочувствию и целенаправленной помощи (Clay et al. 2018).
Противоположностью эмпатии и альтруизма является дискриминация по какому-либо признаку. Дискриминация представителей любых меньшинств, в т.ч. инвалидов, навязывание более низкого статуса отличным от других индивидам или группам также имеют эволюционные корни (Мацумото 2002). Приматолог Дж. Гудолл обнаружила, что у человекообразных обезьян действует механизм избегания особей с явными физическими недостатками: так, шимпанзе предпочитают находиться на расстоянии от своих сородичей, после полиомиелита потерявших одну из конечностей (Goodall 1986). Известно и то, что люди, общаясь с инвалидами (калеками, эпилептиками, с имеющими шрамы или родимые пятна на лице), стремятся увеличить дистанцию или встать так, чтобы не видеть “изъяны” (Kleck, Strenta 1980; Rumsey et al. 1982). Боязнь заразиться каким-либо инфекционным заболеванием провоцирует уклонение от общения и избегание лиц с физическими дефектами (Park et al. 2003).
Вместе с тем наблюдения за приматами (больным и старым оказывается помощь, к ним более терпимы остальные члены группы) и данные палеоантропологии указывают на значительный потенциал милосердия и альтруизма у предков Homo sapiens (Бутовская 1988). В условиях бесписьменных обществ полезными оказывались не только молодые люди, но и старые, передававшие накопленный опыт, и дети, представлявшие собой своеобразный резерв группы. По нашим многолетним наблюдениям в Танзании и охотники-собиратели хадза, и скотоводы датога и масаи оказывают поддержку старым и больным, особенно в тех случаях, когда они стараются быть полезными сообществу (Бутовская, Драмбян 2007; ПМА).
Цель данного исследования – оценить в среде современного студенчества уровень сопереживания (эмпатии) людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для этого нами измерялся уровень тревожности и агрессии у респондентов, оценивалась связь этих характеристик с эмпатией, определялась степень их изменения под влиянием стрессирующих факторов.
Гипотеза исследования.
Мы предположили, что индивиды с более высоким уровнем эмпатии будут испытывать тревожность при виде лиц с ОВЗ (использовался набор стимульных фото); что оценка респондентами своей агрессии находится в обратной зависимости от эмпатии; что девушки будут демонстрировать более высокий уровень эмпатии и тревожности и более низкий уровень агрессии (физической).
В данной работе впервые изучалась эмпатия у респондентов, не связанных с социальной работой или медициной. Выборка представляет собой норму без каких-либо патологий. Ранее проведенные исследования, как правило, фокусировались на уровне эмпатии у медицинского или иного персонала, связанного с лечением, реабилитацией инвалидов и лиц с ОВЗ, или у обычных людей – без рассмотрения их отношения к данным категориям.
Объект и методы исследования.
Исследование было проведено среди студентов г. Москвы в 2018 г. В опросах и эксперименте участвовало 119 человек в возрасте от 18 до 27 лет: 40 юношей и 79 девушек. Этническая принадлежность респондентов (по их оценке) распределилась следующим образом: 92% отнесли себя к русским, 5% – к народам Кавказа, 2% – к народам Средней Азии, 1% – к иным народам. Студенты не были представителями медицинских ВУЗов и не получали специальности, связанные с реабилитацией инвалидов или людей с ОВЗ.
На первом этапе все респонденты заполняли: опросник определения склонности к агрессии (Buss, Perry 1992), тест оценки уровня эмпатии (Baron-Cohen, Wheelwright 2004), анкету Спилберга-Ханина – определение уровня личностной тревожности (Спилбергер, Ханин 2002), опросник Revised NEO Personality Inventory (NEO PI-R) по двум из пяти личностных факторов (нейротизм и сотрудничество) (Costa, McCrae 1997). Далее респондентам предъявлялся в случайном порядке набор фотографий людей с ОВЗ/инвалидов (проективный метод). И в заключение испытуемые повторно заполняли все опросники. Таким образом, путем сравнения уровней эмпатии, агрессии и тревожности до и после просмотра стимульных изображений измерялось влияние стресса. Полученные данные были обработаны статистическими методами с помощью программы SPSS-23.
В качестве морфологического показателя взят пальцевой индекс (соотношение длин второго и четвертого пальцев – 2D:4D) на обеих руках, поскольку он является биомаркером пренатальной андрогенизации, отражает уровень половых гормонов и непосредственно связан со сложными формами поведения человека, такими как агрессия, доминирование, склонность к риску, нейротизм и экстраверсия (подробнее см.: Butovskaya et al. 2013, 2015, 2019). Некоторые специалисты полагают, что любая личностная характеристика, на которую оказывает влияние уровень тестостерона и через которую проявляется половой диморфизм, может коррелировать с индексом 2D:4D (Austin et al. 2002). Измерение длин второго и четвертого пальцев проводили по методике Дж. Меннинга: от внутреннего края базального гребня в основании пальца до кончика пальца (Manning, Taylor 2001). Там, где наблюдалось несколько базальных гребней, брался наиболее проксимальный. Индивиды с травмами (вывихи, переломы и любые другие повреждения костей и суставов второго или четвертого пальца) или врожденными дефектами пальцев были исключены из выборки. Каждый палец был измерен дважды с помощью электронного штангенциркуля с точностью 0,01 мм.
Результаты и обсуждение.
В Табл. 1 представлены половые различия по результатам оценки респондентами своего уровня агрессии, эмпатии и тревожности; использован t-критерий Стьюдента для независимых выборок.
Таблица 1. Половые различия на основании показателей эмпатии, тревожности, агрессивного поведения, нейротизма и сотрудничества
N – численность выборки, Mean – среднее значение показателя, SD – стандартное отклонение, t – t-критерий Стьюдента, df – степень свободы, p – достоверность (NS – не значимо)
Пальцевые индексы на обеих руках имеют значимые половые различия (Табл. 1). Этот результат подтверждает данные большинства проведенных на сегодняшний день исследований: 2D:4D свидетельствует о выраженном половом диморфизме; во всех изученных популяциях мужчины, как правило, имеют более низкий пальцевой индекс, что объясняется действием половых гормонов (Butovskaya et al. 2013, 2015, 2019; Manning 2011; Manning, Fink 2018; Rostovtseva et al. 2019; Бутовская, Мкртчан 2016).
Юноши достоверно более высоко оценивали свой уровень физической и вербальной агрессии (Табл. 1). По физической агрессии эти данные согласуются с результатами большинства исследований в самых разных обществах, тогда как уровень вербальной агрессии варьирует в зависимости от культурных норм и установок (Archer, Webb 2006; Butovskaya et al. 2007, 2013, 2015, 2018, 2019; Muñoz-Reyes et al. 2018; Nakano 2001; Rostovtseva et al. 2019 и др.). Девушки характеризовались более высоким уровнем личностной тревожности и сотрудничества (Табл. 1). Следует отметить, что оценки личностной тревожности у юношей были в пределах средних значений (по классификации Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина 31–45 баллов), тогда как у девушек превышали их (46 баллов и выше).
Сопоставление показателей между собой проводилось отдельно для каждого пола с применением метода корреляционного анализа. Юноши с более высокими оценками по эмпатии имели более высокие оценки по вербальной агрессии. Достоверных корреляций эмпатии с другими чертами личности у юношей не обнаружено (Табл. 2).
Таблица 2 . Корреляции между чертами личности (эмпатия, тревожность, агрессия, нейротизм и сотрудничество) у юношей (N=40)
| Физическая агрессия | Вербальная агрессия | Гнев | Враждебность | Нейротизм | Сотрудничество | |
| Физическая агрессия | - | NS | 0,545*** | NS | NS | -0,324* |
| Вербальная агрессия | NS | - | 0,512** | 0,326* | NS | -0,522** |
| Гнев | 0,545*** | 0,512** | - | 0,418** | 0,676*** | -0,450** |
| Враждебность | NS | 0,326* | 0,418** | - | 0,537*** | -0,378** |
| Эмпатия | NS | 0,395** | NS | NS | NS | NS |
| Личностная тревожность | NS | NS | 0,698*** | 0,577*** | 0,878*** | NS |
N – численность выборки, *** корреляция значима на уровне =0,000; ** корреляция значима на уровне <0,01; * корреляция значима на уровне <0,05 (NS – не значимо)
Юноши, более высоко оценивающие свою личностную тревожность, были более нейротичны, гневливы и враждебны. Помимо этого, нейротизм был положительно скоррелирован с гневом и враждебностью (Табл. 2), что говорит о большей эмоциональности и тревожности нейротичных студентов. Сотрудничество, напротив, было в обратной зависимости со всеми показателями (Табл. 2), следовательно, молодые люди, имеющие высокие оценки по сотрудничеству, были менее агрессивны.
Для девушек не было найдено ни одной значимой связи эмпатии с другими чертами личности. Респондентки с высокими оценками по личностной тревожности (как и юноши) были более гневливы, враждебны и нейротичны (Табл. 3). Сотрудничество же было отрицательно скоррелировано со всеми показателями агрессивного поведения, кроме враждебности (Табл. 3).
Таблица 3 . Корреляции между чертами личности (эмпатия, тревожность, агрессия, нейротизм и сотрудничество) у девушек (N=78)
| Физическая агрессия | Вербальная агрессия | Гнев | Враждебность | Нейротизм | Сотрудничество | |
| Физическая агрессия | - | 0,271* | 0,421*** | NS | NS | -0,507*** |
| Вербальная агрессия | 0,271* | - | 0,504*** | NS | NS | -0,379* |
| Гнев | 0,421*** | 0,504*** | - | NS | 0,267* | -0,287** |
| Враждебность | NS | 0,326* | 0,418** | - | 0,699*** | NS |
| Эмпатия | NS | NS | NS | NS | NS | NS |
| Личностная тревожность | NS | NS | 0,221* | 0,642*** | 0,829*** | NS |
N – численность выборки, *** корреляция значима на уровне =0,000; ** корреляция значима на уровне <0,01; * корреляция значима на уровне <0,05 (NS – не значимо)
Сравнительный анализ оценок респондентами психологических черт личности до и после предъявления стимульных изображений показал на общей выборке, что суммарные значения эмпатии, личностной тревожности и агрессии под влиянием просмотра фотографий инвалидов не изменились, наблюдалось лишь небольшое недостоверное снижение оценок по всем шкалам (Рис. 1). Таким образом, снимки не вызывали у московских студентов повышения тревоги и чувства сопереживания, но и не способствовали росту уровня агрессии.
Рис. 1. Различия в оценках респондентами своего уровня эмпатии, тревожности и агрессии до и после предъявления стимульных изображений (для всей выборки – N=119)
Возможно, данные результаты можно объяснить большим влиянием средовых факторов, поскольку в исследовании участвовали студенты, живущие в современном мегаполисе (г. Москва). Ежедневно молодые люди испытывают на себе действие самых разных раздражителей (СМИ, фильмы, реклама, поведение окружающих в транспорте, взаимодействие со множеством знакомых и незнакомых людей и т.д.). Ритм городской жизни сегодня нельзя назвать размеренным, что отражается даже на скорости движения пешеходов: чем крупнее город, тем она выше (Бутовская, Левашова 2004). В результате такого ежедневного стимулирования притупляется острота восприятия и, соответственно, сопереживания другим людям. Кроме того, культура городов, особенно современных мегаполисов, носит анонимный характер. “Современная критическая социология все в большей мере фиксирует ущербность массового индустриального общества, растворяющего индивида в аморфном стандартизированном социуме, в котором почти невозможно различение негативной реальности и ее виртуальной, компьютерно-игровой или видеоверсии” (Кривошеев 2004: 94). Однако экстраполировать полученные данные на любой крупный город представляется нам неправильным. Наше исследование в г. Казани (Республика Татарстан) с преобладанием в выборке татар показало, что воздействие стимульных фотоизображений приводило к повышению показателей ситуативной тревожности и эмпатии у студентов (Буркова и др. 2019). Очевидно, что необходимо проведение дальнейших кросскультурных исследований, чтобы определить какие факторы опосредованно влияют на получаемые результаты.
Далее методом регрессионного анализа оценивалась взаимосвязь изменения эмпатии и психологических и морфологических показателей (достоверными считались различия на уровне значимости p≤0,05). Значимыми для разницы уровня эмпатии до и после просмотра стимульных фотографий оказались такие параметры, как пол (t=3,683; р=0,000), пальцевой индекс на правой руке (t=-3,086; р=0,003) и уровень сотрудничества (доброжелательности) (t=-3,899; р=0,000). Женщины демонстрировали более выраженную реакцию на стресс (Рис. 2), несмотря на то что в общей выборке различия до и после просмотра презентации были не значимы (Рис. 1).
Рис. 2. Различия в оценках респондентами своего уровня эмпатии, тревожности и агрессии до и после предъявления стимульных изображений у юношей (1,00) и девушек (2,00)
Индивиды с более фемининными пальцами (высокий пальцевой индекс), а следовательно, более эстрогенизированным мозгом демонстрировали более выраженную реакцию на стресс и были более склонны к повышению эмпатии после просмотра фото с инвалидами (Рис. 3а; отрицательные значения разницы по шкале Y указывают на повышение уровня эмпатии после предъявления снимков). Респонденты с более высокими базовыми оценками по шкале сотрудничества демонстрировали более выраженную реакцию на стимульные изображения (Рис. 3б).
Рис. 3a. Различия в самооценках по эмпатии до и после просмотра стимульных изображений и связь с пальцевым индексом
Рис. 3б. Различия в самооценках по эмпатии до и после просмотра стимульных изображений и связь с уровнем сотрудничества
Данные результаты отражают влияние на поведение человека базовых биологических характеристик, среди которых одной из основных, связанных с психологическими особенностями индивида, является пол (не гендер). Половые различия по чертам личности уже были отмечены в кросскультурных исследованиях последних лет (Kajonius, Johnson 2018; Kajonius, Mac Giolla 2017). Женщины в силу своей биологической и социальной роли (рождение детей и забота о них) более чувствительны к разным стимулам; многочисленными работами подтверждено, что они более эмпатичны и эмоциональны (Буркова и др. 2019; Davis 2018; Zahn-Waxler et al. 1992; Fumagalli et al. 2010; Youssef et al. 2012).
Пальцевой индекс является базовым индикатором пренатальной андрогенизации и эстрогенизации, влияющих на морфологию тела и психологические характеристики индивида (см. обзор: Hönekopp et al. 2007). Анализ результатов настоящего и более ранних исследований позволяет говорить о связи пальцевых индексов с агрессией, склонностью к риску, нейротизмом, экстраверсией, открытостью опыту, сотрудничеством и добросовестностью, с поиском новых ощущений, предпочтениями в выборе друзей, с импульсивностью, расстройством поведения, с эндокринными заболеваниями и т.д. (подробнее см.: Butovskaya et al. 2013). Исследования возможной зависимости гормонального фона (в т.ч. пальцевого индекса) и кооперативного поведения (Ростовцева, Бутовская 2017, 2018; Fink et al. 2004; Luxen, Buunk 2005; Rostovtseva et al. 2019) указывают на непосредственную связь эмпатии с кооперацией, сотрудничеством и альтруизмом. Результаты, полученные с использованием парных экспериментальных игр (“Диктатор”, “Дилемма заключенного”), также указывают на зависимость альтруистического поведения от пальцевого индекса, подтверждая значимость данного биологического фактора (Ростовцева, Бутовская 2017; Branas-Garza et al. 2013; Galizzi, Nieboer 2015; Sanchez-Pages, Turiegano 2010). Пальцевой индекс показывает и зависимость от сотрудничества (кооперации) по шкале опросника NЕО в разных популяциях (Luxen, Buunk 2005; Rostovtseva et al. 2019). Обобщая имеющиеся данные, можно заключить, что выраженность эмпатии зависит и от биологических характеристик (в данном случае – андрогенизация/эстрогенизация мозга), а не только от воспитания и социального (культурного) воздействия.
Выявленная в ходе нашего исследования взаимосвязь эмпатии (разница до и после предъявления стимула) и сотрудничества также представляется не случайной. Сотрудничество (кооперация) – комплексный социобиологический фактор, который, по всей видимости, отражает и уровень эстрогенизации мозга. С одной стороны, в обществе существуют общепринятые культурные нормы и установки, определяющие данную характеристику, с другой – она дифференцирована по половому признаку. Современные исследования в разных популяциях показывают, что женщины повсеместно набирают более высокие оценки по всем чертам личности пятифакторного опросника (NEO PI-R), в особенности по сотрудничеству и нейротизму (см.: Costa et al. 2001; Kajonius, Johnson 2018; Schmitt et al. 2016). Такие же результаты получены и нами (Табл. 1). Найденная взаимосвязь оценок по сотрудничеству и показателя разницы уровня эмпатии до и после просмотра стимульных фотографий указывает на более выраженную реакцию на стимул (стресс) у женщин. Отметим, что они и более эмпатичны по сравнению с мужчинами. В целом люди с высоким уровнем сотрудничества склонны к кооперации, взаимопомощи, состраданию и успешны в межличностном общении (Costa, McCrae 1992; Marshall et al. 2015; Mooradian et al. 2011). В основе любого кооперативного поведения всегда прослеживается альтруистическое начало, поскольку, объединяясь, индивиды поступаются собственной выгодой ради общих интересов. Согласно современным исследованиям, альтруистическое поведение у человека носит более или менее постоянный характер: люди, склонные проявлять сотрудничество и кооперацию, будут это делать в большинстве случаев (Ростовцева, Бутовская 2018; Cesarini et al. 2008; Fischbacher et al. 2012; Peysakhovich et al. 2014; Volk et al. 2011).
* * *
Результаты данного исследования показывают, что человеческое поведение определяется комплексом тесно связанных между собой социальных (культурных) и биологических факторов. Наша гипотеза подтвердилась при условии учета фактора пола. Девушки демонстрировали более высокие средние оценки по эмпатии, тревожности и сотрудничеству и более низкие по агрессии (физической и вербальной), что согласуется и с более ранними исследованиями. Относительно нашего предположения, что индивиды с более высоким уровнем эмпатии будут испытывать тревожность при виде лиц с ОВЗ, отметим: анализ общей выборки не показал какого-либо значимого изменения уровня эмпатии, тревожности, агрессии до и после просмотра стимульных изображений. Однако полученные результаты говорят о том, что для показателя разницы уровня эмпатии до и после просмотра фотографий инвалидов значимы такие факторы, как пол, пальцевой индекс на правой руке, уровень сотрудничества. Женщины имели более выраженную реакцию на стресс, что, несомненно, связано с их большей эмпатичностью, прослеживаемой на кросскультурном уровне. Индивиды, имеющие более фемининные пальцы, а следовательно, более эстрогенизированный мозг, демонстрировали также более выраженную реакцию на стресс и были более склонны к эмпатии. Респонденты с более высокими базовыми оценками по шкале сотрудничества имели более выраженную реакцию на стимульные фотографии (стресс), что также указывает на влияние базовой биологической характеристики – пола: женщины в разных культурах в целом более склонны к сотрудничеству. Таким образом, фемининность сама по себе (как отражение пренатальной эстрогенизации мозга) является предиктором большего сопереживания (эмпатии) и большего сотрудничества – независимо от воздействия окружающей среды. Однако на выраженность эмпатии влияют как социальные (культурные), так и биологические факторы (андрогенизация/эстрогенизация мозга). Необходимо проведение дальнейших сравнительных исследований для выявления культурных особенностей поведения людей по отношению к инвалидам и лицам с ОВЗ.
Библиография
- 1. ПМА – Полевые материалы экспедиционных выездов авторов в Северную Танзанию (2006–2019 гг.).Буркова В.Н., Феденок Ю.Н., Бутовская М.Л. Эмпатия и интолерантность российской молодежи в отношении инвалидов: половые и личностные различия // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12. № 1. С. 53–69. https://doi.org/10.17759/exppsy.2019120105
- 2. Бутовская М.Л. Перспективы использования этологических материалов и методов в антропологии и этнографии // Советская этнография. 1988. № 5. С. 26–37.
- 3. Бутовская М.Л., Левашова В.В. Скорость движения и язык тела пешеходов в условиях современного города: этологический анализ // Археология, этнография и антропология Евразии. 2004. № 3. С. 147–156.
- 4. Бутовская М.Л., Драмбян М.Ю. Хадза Танзании: традиции и современность // Азия и Африка сегодня. 2007. № 7. С. 105–110.
- 5. Бутовская М.Л., Мкртчян Р.А. Пальцевой индекс и черты личности у армянских студентов: половые различия // Вестник Московского университета. Серия XXIII: Антропология. 2016. № 1. С. 76–85.
- 6. Клименкова Е.Н. Развитие ментализации и эмпатии в онтогенезе: обзор эмпирических исследований // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 4. С. 126–137. https://doi.org/10.17759/cpp.2016240406
- 7. Кривошеев В.В. Особенности аномии в современном российском обществе // Социологические исследования. 2004. № 3. С. 93–97.
- 8. Мацумото Д. Психология и культура: современные исследования. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
- 9. Ростовцева В.В., Бутовская М.Л. Биосоциальные механизмы кооперативного поведения мужчин (на примере русских и бурят) // Вестник Московского университета. Серия XXIII: Антропология. 2017. № 4. С. 107–118.
- 10. Ростовцева В.В., Бутовская М.Л. Социальное доминирование, агрессия и пальцевой индекс (2D:4D) в кооперативном поведении молодых мужчин // Вопросы психологии. 2018. № 4. С. 65–80.
- 11. Спилбергер Ч.Д., Ханин Ю.Л. Исследование тревожности // Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. И.Б. Дерманова. СПб.: Речь, 2002. С. 124–126.
- 12. Archer J., Webb I.A. The Relation Between Scores on the Buss–Perry Aggression Questionnaire and Aggressive Acts, Impulsiveness, Competitiveness, Dominance, and Sexual Jealousy // Aggressive Behavior. 2006. Vol. 32 (5). P. 464–473. https://doi.org/10.1002/ab.20146
- 13. Austin E.J., Manning J.T., McInroy K., Mathews E. A Preliminary Investigation of the Associations Between Personality, Cognitive Ability and Digit Ratio // Personality and Individual Differences. 2002. Vol. 33. P. 1115–1124. https://doi.org/10.1016/S0191-8869 (02)00002-8
- 14. Baron-Cohen S., Wheelwright S. The Empathy Quotient: An Investigation of Adults with Asperger Syndrome or High Functioning Autism, and Normal Sex Differences // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2004. Vol. 34 (2). P. 163–175. https://doi.org/10.1023/B:JADD.0000022607.19833.00
- 15. Batson C.D., Fultz J., Schoenrade P.A. Adults’ Emotional Reactions to the Distress of Others // Empathy and Its Development / Eds. N. Eisenberg, J. Strayer. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. P. 163–184.
- 16. Blackburn R. The Psychology of Criminal Conduct. Chichester: Wiley, 1993.
- 17. Branas-Garza P., Kovarík J., Neyse L. Second-to-Fourth Digit Ratio Has a Non-Monotonic Impact on Altruism // PloS One. 2013. Vol. 8 (4): e60419. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0060419
- 18. Burkett J., Andari E., Johnson Z., et al. Oxytocin Dependent Consolation Behavior in Rodents // Science. 2016. Vol. 351 (6271). P. 375–378. https://doi.org/10.1126/science.aac4785
- 19. Buss A.H., Perry M. The Aggression Questionnaire // Journal of Personality and Social Psychology. 1992. Vol. 63 (3). P. 452–459. https://doi.org/10.1037/0022-3514.63.3.452
- 20. Butovskaya M., Salter F., Diakonov I., Smirnov A. Urban Begging and Ethnic Nepotism in Russia // Human Nature. 2000. Vol. 11 (2). P. 157–182. https://doi.org/10.1007/s12110-000-1017-z
- 21. Butovskaya M., Timentschik V., Burkova V. Aggression, Conflict Resolution, Popularity, and Attitude to School in Russian Adolescents // Aggressive Behavior. 2007. Vol. 32. P. 170–183. https://doi.org/10.1002/ab.20197
- 22. Butovskaya M., Fedenok J., Burkova V., Manning J. Sex Differences in 2D:4D and Aggression in Children and Adolescents from Five Regions of Russia // American Journal of Physical Anthropology. 2013. Vol. 152. P. 130–139. https://doi.org/10.1002/ajpa.22337
- 23. Butovskaya M., Burkova V., Karelin D., Fink B. Digit Ratio (2D:4D), Aggression, and Dominance in the Hadza and the Datoga of Tanzania // American Journal of Human Biology. 2015. Vol. 27 (5). P. 620–627. https://doi.org/10.1002/ajhb.22718
- 24. Butovskaya M.L., Butovskaya P.R., Vasilyev V.A., et al. Serotonergic Gene Polymorphisms (5-HTTLPR, 5 HTR1A, 5 HTR2A), and Population Differences in Aggression: Traditional (Hadza and Datoga) and Industrial (Russians) Populations Compared // Journal of Physiological Anthropology. 2018. Vol. 37 (1). P. 10. https://doi.org/10.1186/s40101-018-0171-0
- 25. Butovskaya M., Burkova V., Karelin D., Filatova V. Association between 2D:4D Ratio and Aggression in Children and Adolescents: Cross-Cultural and Gender Differences // Early Human Development. 2019. Vol. 137: 104823. https://doi.org/10.1016/j.earlhumdev.2019.07.006
- 26. Campbell M.W., de Waal F.B.M. Ingroup-Outgroup Bias in Contagious Yawning by Chimpanzees Supports Link to Empathy // PLoS One. 2011. Vol. 6 (4): e18283. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0018283
- 27. Cesarini D., Dawes C.T., Fowler J.H., et al. Heritability of Cooperative Behavior in the Trust Game // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2008. Vol. 105 (10). P. 3721–3726. https://doi.org/10.1073/pnas.0710069105
- 28. Clay Z., Palagi E., de Waal F.B. Ethological Approaches to Empathy in Primates // Neuronal Correlates of Empathy. P. 5 / Ed. K.Z. Meyza, E. Knapska. San Diego: Elsevier Academic Press, 2018. P. 53–66. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-805397-3.00005-X
- 29. Cohen D., Strayer J. Empathy in Conduct-Disordered and Comparison Youth // Developmental Psychology. 1996. Vol. 32. P. 988–998. http://dx.doi.org/10.1037/0012-1649.32.6.988
- 30. Costa P.T., McCrae R.R. Four Ways Five Factors Are Basic // Personality and Individual Differences. 1992. Vol. 13. P. 653–665. https://doi.org/10.1016/0191-8869 (92)90236-I
- 31. Costa J.P.T., Terracciano A., McCrae R.R. Gender Differences in Personality Traits Across Cultures: Robust and Surprising Findings // Journal of Personality and Social Psychology. 2001. Vol. 81 (2). P. 322–331.
- 32. Cotler T.B. The Relationship Among Attachment Patterns, Mentalization, and Empathy. Dr. Sci. (Philosophy) diss. Adelphi, 2012.
- 33. Cuff B.M., Brown S.J., Taylor L., Howat D.J. Empathy: A Review of the Concept // Emotion Review. 2016. Vol. 8 (2). P. 144–153. https://doi.org/10.1016/j.ejpal.2015.10.001
- 34. Davis M.H. Empathy: A Social Psychological Approach. N.Y.: Routledge, 2018.
- 35. de Bellis M.D. The Psychobiology of Neglect // Child Maltreatment. 2005. Vol. 10 (2). P. 150–172. https://doi.org/10.1177/1077559505275116
- 36. de Waal F.B.M. Empathy in Primates and Other Mammals // Empathy: From Bench to Bedside / Ed. J. Decety. L.: MIT Press, 2001. P. 87–106.
- 37. de Waal F.B. Putting the Altruism Back into Altruism: The Evolution of Empathy // Annual Review of Psychology. 2008. Vol. 59. P. 279–300. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.59.103006.093625
- 38. de Waal F.B. The Antiquity of Empathy // Science. 2012. Vol. 336 (6083). P. 874–876. https://doi.org/10.1126/science.1220999
- 39. de Wied M., Branje S.J.T., Meeus H.J.W. Empathy and Conflict Resolution in Friendship Relations Among Adolescents // Aggressive Behavior. 2007. Vol. 33 (1). P. 48–55. https://doi.org/10.1002/ab.20166
- 40. Decety J. The Neuroevolution of Empathy // Annals of the New York Academy of Sciences. 2011. Vol. 1231 (1). P. 35–45. https://doi.org/10.1111/j.1749-6632.2011.06027.x
- 41. Eisenberg N., Strayer J. Critical Issues in the Study of Empathy // Empathy and Its Development / Eds. N. Eisenberg, J. Strayer. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. P. 3–16.
- 42. Eisenberg N., Fabes R.A., Murphy B., et al. The Relations of Children’s Dispositional Empathy-Related Responding to Their Emotionality, Regulation and Social Functioning // Developmental Psychology. 1996. Vol. 32. P. 195–209. http://dx.doi.org/10.1037/0012-1649.32.2.195
- 43. Farrington D.P. Individual Differences and Offending // The Handbook of Crime and Punishment / Ed. M. Tonry. N.Y.: Oxford University Press, 1998. P. 241–268.
- 44. Farrington D.P., Jolliffe D. Personality and Crime // International Encyclopedia of the Social and Behavioural Sciences / Eds. N.J. Smelser, P.B. Baltes. Amsterdam: Elsevier, 2001. P. 11260–11264.
- 45. Fehr E., Glätzle-Rützler D., Sutter M. The Development of Egalitarianism, Altruism, Spite and Parochialism in Childhood and Adolescence // European Economic Review. 2013. Vol. 64. P. 369–383. https://doi.org/10.1016/j.euroecorev.2013.09.006
- 46. Feshach N. Empathy Training: A Field Study in Affective Education. N.Y.: Praeger, 1979.
- 47. Fink B., Manning J.T., Neave N. Second to Fourth Digit Ratio and the “Big Five” Personality Factors // Personality and Individual Differences. 2004. Vol. 37 (3). P. 495–503. https://doi.org/10.1016/j.paid.2003.09.018
- 48. Fischbacher U., Gachter S., Fehr E. Are People Conditionally Cooperative? Evidence from a Public Goods Experiment // Economic Letters. 2001. Vol. 71 (3). P. 397–404. https://doi.org/10.1016/S0165-1765 (01)00394-9
- 49. Fumagalli M., Vergari M., Pasqualetti P., et al. Brain Switches Utilitarian Behavior: Does Gender Make the Difference? // PLoS One. 2010. Vol. 5 (1): e8865. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0008865
- 50. Galizzi M.M., Nieboer J. Digit Ratio (2D: 4D) and Altruism: Evidence from a Large, Multi-Ethnic Sample // Frontiers in Behavioral Neuroscience. 2015. Vol. 9 (41). P. 1–8. https://doi.org/10.3389/fnbeh.2015.00041
- 51. Garlick D. Understanding the Nature of the General Factor of Intelligence: The Role of Individual Differences in Neural Plasticity as an Explanatory Mechanism // Psychological Review. 2002. Vol. 109 (1). P. 116–136. http://dx.doi.org/10.1037/0033-295X.109.1.116
- 52. Goodall J. Social Rejection, Exclusion, and Shunning Among the Gombe Chimpanzees // Ethology and Sociobiology. 1986. Vol. 7. P. 227–236. https://doi.org/10.1016/0162-3095 (86)90050-6
- 53. Hoffman M.L. Empathy and Moral Development: Implications for Caring and Justice. N.Y.: Cambridge University Press, 2000.
- 54. Hönekopp J., Bartholdt L., Beier L., Liebert A. Second to Fourth Digit Length Ratio (2D: 4D) and Adult Sex Hormone Levels: New Data and a Meta-Analytic Review // Psychoneuroendocrinology. 2007. Vol. 32 (4). P. 313–321. https://doi.org/10.1016/j.psyneuen.2007.01.007
- 55. Hsu F.C., Luo J.Y., Yeh K., et al. Superconductivity in the PbO-Type Structure α-FeSe // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2008. Vol. 105 (38). P. 14262–14264. https://doi.org/10.1073/pnas.0807325105
- 56. Jensen A. The G Factor: The Science of Mental Ability. Westport: Greenwood Publishing, 1998.
- 57. Jolliffe D., Farrington D.P. Empathy and Offending: A Systematic Review and Meta-Analysis // Aggression and Violent Behavior. 2004. Vol. 9 (5). P. 441–476. https://doi.org/10.1016/j.avb.2003.03.001
- 58. Kajonius P., Mac Giolla E. Personality Traits Across Countries: Support for Similarities Rather than Differences // PLoS One. 2017. Vol. 12 (6): e0179646. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0179646
- 59. Kajonius P.J., Johnson J. Sex Differences in 30 Facets of the Five Factor Model of Personality in the Large Public (N= 320,128) // Personality and Individual Differences. 2018. Vol. 129. P. 126–130. https://doi.org/10.1016/j.paid.2018.03.026
- 60. Kaukiainen A., Bjorkqvist K., Lagerspetz K., et al. The Relationship Between Social Intelligence, Empathy, and Three Types of Aggression // Aggressive Behavior. 1999. Vol. 25. P. 81–89. https://doi.org/10.1002/ (SICI)1098-2337(1999)25:23.0.CO;2-M
- 61. Kleck R.E., Strenta A. Perceptions of the Impact of Negatively Valued Physical Characteristics on Social Interaction // Journal of Personality and Social Psychology. 1980. Vol. 39 (5). P. 861–873. https://doi.org/10.1037/0022-3514.39.5.861
- 62. Light S., Zahn-Waxler C. 7 Nature and Forms of Empathy in the First Years of Life // Empathy: From Bench to Bedside / Ed. J. Decety. L.: MIT Press, 2011. P. 109–121.
- 63. Luxen M.F., Buunk B.P. Second-to-Fourth Digit Ratio Related to Verbal and Numerical Intelligence and the Big Five // Personality and Individual Differences. 2005. Vol. 39 (5). P. 959–966. https://doi.org/10.1016/j.paid.2005.03.016
- 64. Manning J.T. Resolving the Role of Prenatal Sex Steroids in the Development of Digit Ratio // PNAS. 2011. Vol. 108 (39). P. 1643–1644. https://doi.org/10.1073/pnas.1113312108
- 65. Manning J.T., Taylor R.P. Second to Fourth Digit Ratio and Male Ability in Sport: Implications for Sexual Selection in Humans // Evolution and Human Behavior. 2001. Vol. 22 (1). P. 61–69. https://doi.org/10.1016/S1090-5138 (00)00063-5
- 66. Manning J.T., Fink B. Sexual Dimorphism in the Ontogeny of Second (2D) and Fourth (4D) Digit Lengths, and Digit Ratio (2D:4D) // American Journal of Human Biology. 2018. Vol. 30 (4): e23138. https://doi.org/10.1002/ajhb.23138
- 67. Marshall T.C., Lefringhausen K., Ferenczi N. The Big Five, Self-Esteem, and Narcissism as Predictors of the Topics People Write About in Facebook Status Updates // Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 85. P. 35–40. https://doi.org/10.1016/j.paid.2015.04.039
- 68. McCrae R.R., Costa J.P.T. Personality Trait Structure as a Human Universal // American Psychologist. 1997. Vol 52 (5). P. 509–516. http://dx.doi.org/10.1037/0003-066X.52.5.509
- 69. Miller P.A., Eisenberg N. The Relation of Empathy to Aggressive and Externalizing/Antisocial Behavior // Psychological Bulletin. 1988. Vol. 103. P. 324–344. http://dx.doi.org/10.1037/0033-2909.103.3.324
- 70. Mooradian T.A., Davis M., Matzler K. Dispositional Empathy and the Hierarchical Structure of Personality // American Journal of Psychology. 2011. Vol. 124 (1). P. 99–109.
- 71. Muñoz-Reyes J.A., Polo P., Valenzuela N., et al. Sexual Differences and Associations between Aggressiveness and Quality of Life in Late Adolescents // Current Psychology. 2018. Vol. 37 (1). P. 28–37. https://doi.org/10.1007/s12144-016-9486-3
- 72. Nakano K. Psychometric Evaluation on the Japanese Adaptation of the Aggression Questionnaire // Behaviour Research and Therapy. 2001. Vol. 39 (7). P. 853–858. https://doi.org/10.1016/S0005-7967 (00)00057-7
- 73. Park J.H., Faulkner J., Schaller M. Evolved Disease-Avoidance Processes and Contemporary Anti-Social Behavior: Prejudicial Attitudes and Avoidance of People with Physical Disabilities // Journal of Nonverbal Behavior. 2003. Vol. 27 (2). P. 65–87. https://doi.org/10.1023/A:1023910408854
- 74. Peysakhovich A., Nowak M.A., Rand D.G. Humans Display a Cooperative Phenotype That Is Domain General and Temporally Stable // Nature Communications. 2014. No. 5 (4939). https://doi.org/10.1038/ncomms5939
- 75. Preston S.D., de Waal F. Empathy: Its Ultimate and Proximate Bases // Behavioural and Brain Sciences. 2002. Vol. 25 (1). P. 1–20. https://doi.org/10.1016/S0022-5193 (05)80082-7
- 76. Ross R.R., Ross R. Thinking Straight: The Reasoning and Rehabilitation Program for Delinquency Prevention and Offender Rehabilitation. Ottawa: Air Training and Publications, 1995.
- 77. Rostovtseva V., Butovskaya M., Mkrtchyan R. 2D:4D, Big Fives and Aggression in Young Men of Caucasian, Ural and Asian Origin // Social and Evolution History. 2019. Vol. 18 (1). P. 110–126.
- 78. Rumsey N., Bull R., Gahagan D. The Effect of Facial Disfigurement on the Proxemic Behavior of the General Public // Journal of Applied Social Psychology. 1982. Vol. 12 (2). P. 137–150. https://doi.org/10.1111/j.1559-1816.1982.tb00855.x
- 79. Sanchez-Pages S., Turiegano E. Testosterone, Facial Symmetry and Cooperation in the Prisoners’ Dilemma // Physiology and Behavior. 2010. Vol. 99 (3) P. 355–361. https://doi.org/10.1016/j.physbeh.2009.11.013
- 80. Schmitt D.P., Long A.E., Mcphearson A., et al. Personality and Gender Differences in Global Perspective // International Journal of Psychology. 2016. Vol. 52 (S1). http://dx.doi.org/10.1002/ijop.12265
- 81. Titchener E. Elementary Psychology of the Thought Processes. N.Y.: Macmillan, 1909.
- 82. van Lissa C.J., Hawk S.T., de Wied M., et al. The Longitudinal Interplay of Affective and Cognitive Empathy Within and Between Adolescents and Mothers // Developmental Psychology. 2014. Vol. 50 (4). P. 1219–1225.
- 83. Volk S., Thoni C., Ruigrok W. Temporal Stability and Psychological Foundations of Cooperation Preferences // Journal of Economic Behavior and Organization. 2012. Vol. 81 (2). P. 664–676. https://doi.org/10.1016/j.jebo.2011.10.006
- 84. Youssef F.F., Dookeeram K., Basdeo V., et al. Stress Alters Personal Moral Decision Making // Psychoneuroendocrinology. 2012. Vol. 37 (4). P. 491–498. https://doi.org/10.1016/j.psyneuen.2011.07.017
- 85. Zahn-Waxler C., Robinson J.L., Emde R.N. The Development of Empathy in Twins // Developmental Psychology. 1992. Vol. 28 (6). P. 1038–1047. http://dx.doi.org/10.1037/0012-1649.28.6.1038