- Код статьи
- S086954150007381-9-1
- DOI
- 10.31857/S086954150007381-9
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / №5
- Страницы
- 102-115
- Аннотация
Движение этнического сепаратизма на кенийском побережье (Республиканский Совет Момбасы), сформировавшееся в начале текущего столетия, анализируется в контексте локальных этнополитических, культурных и социально-экономических процессов. Движение противопоставляет традиционных жителей побережья (миджикенда, суахили, арабов) недавним мигрантами из внутренних частей страны (кикую и др.), которые теперь заняли лидирующие позиции в бизнесе и социальной сфере на побережье. Одним из самых острых вопросов, вызывающих противостояние, оказывается проблема прав на землю и распределения ресурсов в целом. На примере использования и реификации этнополитических категорий для разжигания и последующего манипулирования этноконфликтами исследуется природа этнического сепаратизма. Несмотря на то, что для “конструирования” этничности политическими элитами всегда есть место, это оказывается лишь частью более сложных этнических процессов.
- Ключевые слова
- этнополитическая конкуренция и риторика, сепаратизм, миджикенда, суахили, кикую, Момбаса, Кения
- Дата публикации
- 02.12.2019
- Год выхода
- 2019
- Всего подписок
- 70
- Всего просмотров
- 708
Города-государства побережья Восточной Африки возникли как портово-перевалочные пункты в торговой системе, охватившей в I тыс. н.э. акваторию всего Индийского океана (библиографию вопроса см.: Caplan 2007). Последние археологические исследования позволяют обоснованно утверждать, что большинство из этих городов имели длительную предысторию, укорененную в африканских культурах банту (напр.: Fleisher et al. 2015). Грамматическая и лексическая основа языка населения побережья близкородственна языкам банту, однако суахили также вобрал в себя широчайший лексический материал из арабского языка (Spear 1981: 29–40). Сам термин “суахили” происходит от формы множественного числа арабского слова “сахель” (берег).
В VIII–XII вв. города-государства суахили принимают ислам (Fleisher et al. 2015: 102), что открывает широкие перспективы для переселенцев из арабских стран: некоторые из них стали крупными землевладельцами и плантаторами на побережье (Middleton 1992: 37–40, 48–49, 185–186), часть сохранила свою этническую идентичность как омани, хадрами, йемени, а чаще – просто арабы, хотя большинство в настоящее время не владеет арабским свободно (Parkin 1989: 165–167; Salim 2000: 225). Длительное время именно султаны Омана старались подчинить города-государства побережья, пока окончательно не утвердились в первой половине XIХ в. на Занзибаре (Iliffe 1979: 36–43; Vernet 2009: 54–58). Большинство городов суахили сохранили автономию во внутренних делах, войдя в состав султаната в качестве торговых партнеров (Brennan 2008: 835). И основным предметом этой торговли, протягивавшей свои щупальца все дальше вглубь континента, являлись рабы (Iliffe 1979: 49–50, 72–74; Salim 2000).
Конец работорговле положил колониальный раздел Восточной Африки. Англо-германское соглашение 1886 г. определило владения султана на побережье как полосу шириной в 10 миль, после чего немцы выкупили у него права на побережье Танганьики, силой подавив сопротивление некоторых городов суахили (Iliffe 1979: 91–97; Brennan 2008: 838). Англичане пошли другим путем. В 1890 г. по договору с султаном они установили протекторат над Занзибарским архипелагом, оставив, однако, в его формальном подчинении большую часть кенийского побережья (или Береговой протекторат) от г. Кипини до г. Ванга, что было закреплено в дополнительном договоре от 1895 г. (Agreement 1961). Хотя именно эти договоры заложили формальную основу притязаний современных кенийских сепаратистов, не менее важную роль сыграли и другие причины.
После Первой мировой войны увеличился приток на побережье мигрантов из центральных частей Кении (камба, луо, кикую); их прибытие неизбежно породило экономическую и культурную конкуренцию с местными жителями (Cooper 1987: 28–41, 147–157; Prestholdt 2014: 261). Достаточно быстро сформировалась квазиэтническая категория watu wa bara, или сокращенно – wabara, что на суахили буквально означает “жители внутренней части страны”, но стало подразумевать “переселенцы” (Stren 1978: 83–87; Bogonko 1980: 262; Mghanga 2010: 7, 45, 57; Chonghaile 2012). В дальнейшем именно эта категория начнет задавать смысловое поле сепаратизма на кенийском побережье, вобрав в себя коннотации разрушительного влияния на культуру суахили извне.
В 1920–1930е годы на некоторые из плантаций суахили и арабов из близлежащих “туземных резерваций” стали переселяться представители чернокожих племен миджикенда (Stren 1978: 111, 161; Cooper 1987: 24). Населявшие лесостепную полосу, примыкающую к побережью, племена миджикенда исторически выступали посредниками в торговле (в т.ч. рабами) между городами суахили и народами внутренней части континента (Sperling 1988). Однако понятие об этнической общности миджикенда (суах. девять родовых гнезд)2 формируется только во второй четверти XX в., тогда как мусульмане-суахили называли эти племена ваньика (суах. лесные люди) (Parkin 1989: 167). В то же время в кенийском общественном сознании появляется еще один этнотаксон – календжин3, за формированием которого стояли, как и в первом случае, усилия политической элиты (Médard 1999: 80–95; ср.: Geertz 1973: 239–240). Как полагают некоторые африканисты, эти два примера как нельзя лучше подтверждают точку зрения конструктивистов на этничность (напр.: Lynch 2006; Willis, Gona 2013), однако другие предостерегают от такого рода выводов в отношении этнической и религиозной идентичности на африканском материале (напр.: Klopp 2002; Heilman, Kaiser 2002).
На рубеже 1950–1960-х годов, накануне получения независимости, возникает целый спектр политических ассоциаций и партий, образованных по этническому принципу: свое “автохтонное” и исключительное право на территорию побережья заявляют арабы, суахили и миджикенда (Prestholdt 2014: 260–267; Stren 1978: 79–81, 160–164; Willis, Gona 2012: 55). Опасаясь усиления wabara и потери земли, многие на побережье начинают склоняться к идеям сепаратизма, но в разной форме (Stren 1978: 84–85; Brennan 2008: 854–855). Одни ратуют за воссоединение 10-мильной прибрежной полосы с Занзибаром, другие – за ее полную политическую независимость (Brennan 2008: 845–846; Stren 1978: 163), а представители миджикенда даже высказывают идею предоставления независимости всей Береговой провинции, уходящей вглубь континента на десятки, а местами и сотни километров (Prestholdt 2014: 261).
Однако перед лицом набирающей силу партии Кенийский африканский национальный союз (Kenya African National Union, далее – KANU), в которой доминируют этнические кикую, сепаратисты во многом оставляют разногласия. Одна их часть пытается создать объединенную партию для борьбы за независимость побережья, а другая выдвигает идею majimbo (суах. регионализация) – конституции на основе предоставления регионам широкой автономии (Prestholdt 2014: 260, 268–269; Brennan 2008: 857–858; Stren 1978: 164–165). Уже тогда дискурс о majimbo выявил сильное неприятие wabara со стороны жителей побережья (Willis, Gona 2012: 59–61). В октябре 1963 г. англичане по соглашению с султаном и премьер-министрами Кении и Занзибара денонсируют договора 1890 и 1895 гг., юридически закрепляя побережье за Кенией (Agreement 1963). Через два месяца Кения и Занзибар получают независимость, но в январе 1964 г. на островах начинается кровавая революция – борьба против арабского господства, и архипелаг объединяется с Танганьикой в новое государство с сугубо африканским имиджем – Танзанию (Brennan 2008: 832, 857–858).
В Кении к власти также приходят афро-патриоты (KANU), основным лозунгом предвыборной кампании которых было предоставление чернокожим африканцам неоспоримых преимуществ перед другими расами – реафриканизация (Kanyinga 1998: 53). Постепенно большая часть белых колонистов покидает страну, продавая свои земельные владения: фермы, плантации, ранчо (Gordon 1986: 181–187; Kanyinga 2009: 330–333). На побережье начинается то, чего так боялись сепаратисты: хищническая аккумуляция земельных ресурсов в руках новой чернокожей элиты кикую, а затем и календжин (Kanyinga 1998: 54–58, 66–68; ср.: Kanyinga 2009: 332–338). Именно к этим этнополитическим союзам принадлежали первые два президента независимой Кении: Джомо Кениата (1963–1978) и Даниел арап Мóи (1978–2002) соответственно.
В 1970–1980-е годы значительно усиливается процесс обезземеливания миджикенда и суахили и вытеснения их с наиболее выгодных в коммерческом плане территорий побережья, перепродаваемых иностранным фирмам для строительства отелей, поселений и коммерческих центров западного типа (Kanyinga 1998: 58–66; Parkin 1989: 168–171). Новые рабочие места в этом секторе привлекают все больше wabara-христиан, в то время как мусульмане побережья из беднейших слоев населения часто не выдерживают с ними конкуренции из-за низкого образовательного ценза (Stren 1978: 25–26, 101–102, 263). Постепенно в кенийском общественном сознании формируется еще одна категория – watu wa pwani, или wapwani (суах. жители побережья) (Mghanga 2010: 43, 64; Willis, Gona 2013: 67). Если в начале 1960-х годов сепаратисты заявляли: “Переселенцев домой!” (суах. wabara kwao) (Stren 1978: 84), то спустя 50 лет национального строительства их наследники выходят на демонстрации с плакатом “Жителей побережья не надо называть кенийцами” (суах. Wapwani silazima kuitwa wakenya; плакат см.: Kisiangani, Lewela 2012).
К началу нового тысячелетия на кенийском побережье сложилась новая форма этнического сепаратизма, оперирующая категориями wapwani и wabara, которые в некоторых научных работах противопоставляются по конфессиональному признаку (Ndzovu 2014: 79; Kresse 2009: 77, 83, 88). Такой подход не учитывает многих деталей и упрощает реальность. Другая серия исследований делает акцент либо на современном политическом контексте кенийского сепаратизма (Willis, Chome 2013; Chome 2013; Botha 2014), либо на его истоках в период борьбы за независимость (Brennan 2008; Willis, Gona 2012; Prestholdt 2014). Таким образом, остается мало изучена связь кенийского сепаратизма с этническими процессами и событиями 1990-х годов, которые могут внести свой вклад в теоретическое понимание природы этничности.
Помимо справочных и аналитических материалов, важную группу источников, на которые опирается статья, составляют отчеты правительственных комиссий и правозащитных организаций, а также база данных периодических изданий, в которую вошли 203 единицы (газетные статьи) в период с 1997 по 2019 гг. Такого рода источники нередко содержат подробные описания конкретных инцидентов и живые свидетельства очевидцев, нуждающиеся, однако, в тщательной верификации и знании регионального контекста. Именно этим объясняется тот факт, что в большинстве случаев автор дает две-три ссылки, предварительно сопоставив описание каждого факта в нескольких источниках и/или научных работах.
1990-е годы: управляемые этноконфликты
В декабре 1992 г. под давлением западных стран и организаций в Кении впервые за много лет состоялись президентские и парламентские выборы на многопартийной основе. Перед выборами правительство Д. Мóи начало щедро раздавать обещания принять новую конституцию на основе majimbo (см. выше), воспринимавшиеся теперь многими как призыв к осуществлению региональной политики с учетом интересов малочисленных народов (Klopp 2002). Действия правительства спровоцировали этнические чистки в центральных областях страны, где календжин и масаи стали изгонять этнических кикую, что привело к гибели около тысячи человек и перемещению сотен тысяч, ставших беженцами (Patel 2001; Klugman et al., 1999: 28–29). Перемещенные лица не могли проголосовать на выборах, а это было выгодно Д. Мóи (календжин по происхождению), т.к. кикую голосовали почти исключительно за оппозицию (Kanyinga 2009: 337–338).
Использовались лозунги majimbo для борьбы с оппозицией и на побережье, где ряд видных политиков выступил с резкой риторикой, направленной против переселенцев-wabara, среди которых важную роль играли кикую (Mumo, Mayoyo 1998; Playing with Fire 2002: 25–27). Этническая риторика политизированного типа оказалась особенно эффективна при подавлении оппозиционного движения арабов и суахили в Момбасе, крупном морском порте и втором по величине городе страны (Playing with Fire 2002: 23–48; Ngunyi 1995: 145, 162–164; Ndzovu 2014: 95–96). Как стало известно позже, действия молодежных группировок, физически расправлявшихся с представителями оппозиции в Момбасе, оплачивали и направляли люди непосредственно из администрации президента Д. Мóи: член правящей партии KANU Эммануэль Кариса Маиса и министр без портфеля и член парламента Рашид Саджад (Akiwumi Report 1999: 254–255; Cautionary Statement 2001: 31–39; Playing with Fire 2002: 47–49; Kimemia, Sekoh-Ochieng 1998).
Однако, выиграв выборы 1992 г., правительство Д. Мóи так и не приступило к реформам на основе majimbo, которые, как надеялись активисты миджикенда, уменьшат разрыв в доходах между коренными wapwani и переселенцами wabara (Mwakimako, Willis 2014: 15–16). Даже Э. Кариса Маиса счел, что президент поступил несправедливо: “Мы (миджикенда) завоевали для KANU на выборах 1992 г. восемь мест в парламенте, однако наши активисты ничего не получили при распределении постов. Только активисты арабского происхождения на побережье получили существенные назначения в правительстве, сформированном KANU” (цит. по: Kagwanja 1998: 67). Уже в ноябре 1993 г. молодые люди из племени диго (миджикенда) начали этнические чистки wabara в округе Ликони, входящем в состав области Момбаса; тысячи людей стали беженцами (Médard 1999: 170–171; Nation Team 1998). Однако это было только прелюдией к еще более драматическим событиям.
Вечером 13 августа 1997 г., за четыре месяца до очередных всеобщих выборов, было совершено нападение на полицейский участок и паромную станцию в Ликони. Было убито шестеро полицейских и похищено более 40 единиц огнестрельного оружия и боезапас, после чего рейдеры в течение всей ночи громили собственность переселенцев-wabara в Ликони (Kagwanja 1998: 56–57; Playing with Fire 2002: 36). Погрому подверглись 43 дома, 13 магазинов, 17 баров и ресторанов, 10 мясных лавок и около 520 киосков, а также несколько государственных офисов и две церкви; погибло не менее 10 гражданских лиц, многие были жестоко изувечены (Akiwumi Report 1999: 256–257; ср.: Esipisu 1997; Nation Team 1998). Рейдеров было около 200 человек, и среди них, как и в предыдущих случаях, преобладали молодые люди из племени диго. Некоторые из них пускали в ход в основном мачете, ножи и луки со стрелами, в то время как другие, более опытные рейдеры, прошедшие военную службу, прикрывали их с помощью огнестрельного оружия (Playing with Fire 2002: 32–36; Mumo 1998). Вся операция была хорошо продумана. Захват полицейского участка давал оружие, необходимое для дальнейших операций. Блокировка паромной станции в Ликони, связывающей островную часть Момбасы с континентальной, не давала возможность полиции послать подкрепление (Akiwumi Report 1999: 257; Mumo 1998).
Лидеры нападавших были одеты в черные и синие робы с красной и белой полосами, крестообразно пересеченными на груди. Как верят диго и другие миджикенда, такая одежда имеет магические свойства и может защитить их во время боя. Однако на робах некоторых рейдеров также были исламские символы и надписи (Playing with Fire 2002: 37; Mazrui 1997: 25, 28, 30, 35; ср.: Akiwumi Report 1999: 262, 270). Сложный процесс ассимиляции ислама этническими диго начался только в самом конце XIX в., чем и объясняется сохранность у них многих африканских обычаев и верований (Sperling 1988). Поэтому приверженность исламу у диго выступает в основном не в доктринальной форме, а в соблюдении некоторых пищевых запретов, свадебных и похоронных обычаях (Parkin 1989). Системообразующей же основой сельских общин диго и других миджикенда являются многоступенчатые африканские обряды возрастной инициации, совершающиеся в священных кайа, хорошо укрытых в наиболее труднодоступных местах лесистой саванны (McIntosh 2009: 37–42).
Именно в таких кайа в области Квале, примыкающей к Ликони с юга, проходили подготовку и укрылись после нападения рейдеры (Akiwumi Report 1999: 258–260; Mazrui 1997: 23–24; Playing with Fire 2002: 32, 37). Подготовка рейдеров к нападению осуществлялась в течение нескольких месяцев, однако некоторые высокопоставленные офицеры местных силовых структур задерживали информацию о готовящемся нападении, а затем не смогли должным образом его расследовать и предотвратить новые нападения на wabara (Akiwumi Report 1999: 248, 250, 274; Mumo, Mayoyo 1998; Mayoyo, Mumo 1998). Существенную роль в подготовке рейдеров сыграли бывшие военнослужащие и, возможно, даже иностранцы (Akiwumi Report 1999: 239, 269–270; Mazrui 1997: 22–25, 27; Playing with Fire 2002: 32, 37).
В распоряжении Судебной комиссии по расследованию этнических столкновений в Кении, назначенной президентом Д. Мóи 1 июля 1998 г., т.е. год спустя после происшедших событий, оказались важные документальные и персональные свидетельства. Комиссия пришла к выводу, что лидеры рейдеров действовали при поддержке высокопоставленных членов правящей партии, прежде всего Рашида Саджада и Э. Кариса Маиса (Akiwumi Report 1999: 264–277). Этот вывод подтверждается свидетельствами полицейских, рядовых граждан и даже самих рейдеров, а также другими источниками (Mazrui 1997: 22–27, 40, 42; Playing with Fire 2002: 48–62; Mayoyo, Mumo 1998; ср.: Kagwanja 1998: 58–59). Напомним, что именно Р. Саджад и Э. Кариса Маиса стояли в 1992–1994 гг. за разжиганием этнополитических конфликтов на побережье, однако на этот раз связь их действий с правительством Д. Мóи была не столь очевидна. В конце 1997 г. Э. Кариса Маиса разорвал с KANU и выступил с резкой ее критикой (Kagwanja 1998: 67), а позже и сам открыто принял посвящение в кайа от одного из старейшин миджикенда (McIntosh 2009: 43).
Во время подготовки в кайа будущим рейдерам внушалось, что их миссия состоит в борьбе за majimbo (Akiwumi Report 1999: 239–240; Mazrui 1997: 22, 25). Летом 1997 г. не только лидеры рейдеров, но и часть местных политиков стали открыто призывать к изгнанию этнических чужаков со “своей” земли, прикрываясь идеей majimbo. Для молодых и безработных рейдеров особенно заманчиво звучали обещания о том, что земли, дома и рабочие места переселенцев-wabara перейдут в их руки (Playing with Fire 2002: 25–27, 31, 63; Mazrui 1997: 22). Как кратко выразил это один из участников нападений: “Если ты говоришь majimbo, ты имеешь в виду изгнание неместных” (Playing with Fire 2002: 30). О том же свидетельствуют листовки и надписи на стенах с призывами к wabara покинуть побережье, которые оставляли рейдеры (Akiwumi Report 1999: 247, 253; Mazrui 1997: 36–37; Kagwanja 1998: 72; Esipisu 1997).
Организованные нападения рейдеров продолжались с августа по ноябрь: было убито 104 человека и более 100 тыс. стали беженцами – в основном переселенцы-wabara (Playing with Fire 2002: 24, 38–39; Mazrui 1997: 32; Mghanga 2010: 7). В изученных источниках преобладает точка зрения, что перемещение wabara или потеря ими документов лишало их возможности проголосовать на выборах, а они в большинстве своем голосовали за партии, оппозиционные правящему режиму Д. Мóи (Akiwumi Report 1999: 257, 277; Mazrui 1997: 22, 49; Kagwanja 1998: 68; Playing with Fire 2002: 26, 57–58). Однако кенийский исследователь Питер Кагванджа подчеркивает, что огромную роль сыграл и земельный вопрос, особенно вытеснение диго и других миджикенда с их ферм и береговых участков под коммерческое строительство (Kagwanja 2002: 21–22; см. также: We Don’t Trust 2016: 17–18).
В перестрелках с силовыми структурами погибло много рейдеров, и их активность никак не проявилась во время декабрьских выборов 1997 г., на которых опять победил Д. Мóи. В течение первой половины 1998 г. акции рейдеров выродились в ограбления и нападения на местных бизнесменов, а вскоре совсем прекратились (Akiwumi Report 1999: 261–263). Разочарование в обещаниях политиков и результатах борьбы за majimbo привело к тому, что среди рейдеров старшего возраста стали раздаваться голоса о необходимости бороться за полное отделение побережья от Кении (Playing with Fire 2002: 30fn.118; ср.: Kenya’s 2013: 43, fn. 224; Kenya’s Coast 2016: 9, fn. 29). Таким образом, именно в среде миджикенда сложились условия для зарождения сепаратистского движения, которое проявит себя в новом столетии.
Сепаратизм нового столетия
Движение, ставшее позже известным как Республиканский Совет Момбасы (Mombasa Republican Council, далее – MRC), впервые публично заявило о себе в связи с обсуждением проекта новой кенийской конституции, призванной ослабить противоречия между центром и периферией. Первый проект конституции был отвергнут на референдуме в 2005 г., и только в 2010 г. на повторном референдуме она была принята в новой редакции. По сути, конституционная реформа означала осуществление идеала majimbo, однако к этому времени разочарование среди жителей побережья в легальности политического процесса достигло такой степени, что новая конституция была принята некоторыми из них очень скептически (Kenya’s Coast 2016: 2–6; The MRC 2011: 16, 23–24; Some 2012; Chome 2013: 101).
За несколько месяцев до первого референдума, 1 января 2005 г., лидеры MRC разослали несколько писем с требованием предоставить независимость Береговому протекторату. В письме на имя королевы Великобритании в частности говорилось: “Береговой протекторат, известный как Момбаса, с настоящего момента провозглашается Республикой Момбаса под руководством Республиканского Совета”, а “мы, жители Берегового протектората, отказываемся от гражданства Кении” (цит. по: Willis, Gona 2012: 62–63). Письмо было подписано 12 активистами, в частности Омаром Хамиси Мвамнуадзи и Ранду Нзаи Рува, фигурирующими в более поздних источниках в качестве председателя и генерального секретаря MRC соответственно (напр.: Some 2012).
Помня о прошлых нападениях рейдеров, уже в марте 2005 г. полиция устроила облаву в области Квале: пять членов MRC погибло, а его лидеры были арестованы (Mwakugu 2005; Chanji 2012). Вначале такая тактика дала свой эффект: во время президентских выборов 2007 г. на побережье произошли только мелкие и неорганизованные нападения на переселенцев-wabara, а заявлений от MRC не последовало (Mghanga 2010; The MRC 2011: 20). Однако накануне повторного референдума MRC разослал несколько новых писем и составил целый манифест, отражающий его политическую программу (The Mombasa… 2011; Report 2012: 2). В письме от 6 февраля 2010 г. к членам парламента от Береговой провинции, подписанном Ранду Нзаи, в частности говорилось: “Республиканский совет Момбасы (RECOMO) со смирением просит вашей поддержки в защите жителей побережья от правительства Кении… мирным путем или через кровопролитие, но настанет день, когда Побережье будет самостоятельной страной” (цит. по: Willis, Gona 2012: 64).
Уже после референдума, в октябре 2010 г., правительство внесло MRC в список криминальных организаций, что, однако, было признано неконституционным в июле 2012 г. отделением Верховного суда в Момбасе (Kenya Coast Survey 2013: 52; Dealing… 2013: 2). Это решение, в свою очередь, было опротестовано генеральным прокурором в Апелляционном суде, который в 2016 г. отверг апелляцию; неоднократные попытки диалога с властями так ни к чему и не привели (Muthoni, Beja 2016; Kenya’s Coast 2016: 9).
Наиболее острым периодом противостояния стал 2012 г.: руководство MRC призывало к бойкоту очередных парламентских и президентских выборов, полиция подавляла его собрания, были новые жертвы (Kisiangani, Lewela 2012; Kenya Coast Survey 2013: 93). В день выборов, 4 марта 2013 г., несколько участков для голосования и полицейских станций на побережье были атакованы: погибло 19 человек. Стиль этих нападений, как отмечают исследователи, вызывает живую реминисценцию с рейдами 1997 г. (Mwakimako, Willis 2014: 18). За убийство четырех полицейских в день выборов двое из нападавших, являвшихся членами одной из молодежных групп MRC, но, по-видимому, действовавших независимо от его руководства (ср.: Kisiangani, Lewela 2012; Kenya’s Coast 2016: 10), были приговорены в суде Момбасы к смертной казни (Oketch 2016). Ни бойкот, ни нападения не смогли сорвать выборы: явка избирателей на побережье была даже выше, чем в 2007 г. (Willis, Chome 2014: 119–121).
Ситуация на побережье: риторика и реальность
Многие публичные заявления MRC во многом повторяют этнополитизированную риторику о маргинализации населения побережья, поддерживавшуюся в течение всех 1990х годов самыми разными политическими деятелями. Но насколько они обоснованы юридически и социально-экономически, насколько движение пользуется поддержкой населения, каков его социальный состав и идеологическая платформа?
Юридические предпосылки.
Юридически лидеры MRC обосновывают свою позицию тем, что англичане навязали султану Занзибара договор 1895 г. о Береговом протекторате без ведома жителей кенийского побережья, и отвергают соглашение 1963 г., по которому султан полностью отказался от прав на него (Kenya Coast Survey 2013: 52; Willis, Gona 2012: 62). При приближении выборов 2013 г. руководство MRC заявило, что существовало дополнительное соглашение 1963 г., согласно которому управление побережьем было предоставлено правительству Кении в аренду сроком на 50 лет, по истечении которого побережье должно получить независимость (Kisiangani, Lewela 2012; Dealing… 2013: 1). Привести текст этого соглашения или указать его местонахождение лидеры MRC до сих пор так и не смогли (ср.: Willis, Gona 2012: 65–66).
Социально-экономические предпосылки.
Согласно переписи 2009 г., окончившие среднюю школу составляют: 15% всех опрошенных в Береговой провинции (в Момбасе – 26%), 4% – в Северо-Восточной провинции, 15% – в Восточной, 15% – в Рифт Вэлли; 16% – в Западной, 18% – в Ньянзе, 25% – в Центральной, 33% – в Найроби (рассчитано по: Population Census 2010: 96–116). Однако переселенцы-wabara значительно опережают wapwani по уровню образования (Kenya Coast Survey 2013: 20–21), хотя количество средних школ на побережье самое низкое в стране, а классы переполнены (Njonjo 2010: 65, 73). Если обезземеливание среди беднейших слоев сельского населения Береговой провинции составляет 13%, то в других провинциях ситуация следующая: в Центральной – 16%; в Рифт Вэлли – 14%; в Восточнойв – 11%; в Ньянзе – 10%; в Западной – 6% (Pulling Apart 2004: 17). Однако именно wabara имеют значительные земельные владения на побережье, что особенно чувствительно для wapwani, многие из которых не могут получить формальных прав на занимаемую ими землю (Kenya Coast Survey 2013: 32–33; We Don’t Trust 2016: 13–18; Some 2012).
На начало текущего столетия Береговая провинция не сильно отставала от ведущих кенийских провинций по распределению доходов (уровню неравенства) и по уровню бедности (Pulling Apart 2004: 14, 24; Meilink 2000: 17–19). Однако на побережье многие молодые суахили и миджикенда не могут найти работу ни в госсекторе, ни в туристическом бизнесе, не выдерживая конкуренции с переселенцами-wabara (Kenya Coast Survey 2013: 15, 40, 65; Kenya’s 2013: 46–47, fns.; Mghanga 2010: 64). Огромную роль играет и то, что большая часть доходов, аккумулируемых туристическим бизнесом, идет в руки иностранных инвесторов, на чьи деньги возводятся отели западного типа на побережье (Middleton 1992: 53, 185). В результате 70% населения Береговой провинции находится за чертой бедности; несмотря на то, что это не худший показатель среди кенийских регионов, разница с Центральной провинцией, где он составляет 35%, весьма разительна (Pulling Apart 2004: 24; ср.: Meilink 2000: 18). Такие резкие контрасты во многом объясняются тем, что по уровню неравенства Кения занимает одно из первых мест в мире (Pulling Apart 2004: 7–9).
Таким образом, хотя по усредненным статистическим данным бывшая Береговая провинция занимала во время появления MRC далеко не худшее положение среди других кенийских провинций, именно существенный разрыв в социально-экономическом положении между wabara и wapwani стал основой протестного движения, принявшего форму этнического сепаратизма.
Поддержка населения.
Согласно социологическому опросу, проведенному на побережье за месяц до выборов 2013 г., из тех респондентов, кто знал о существовании MRC (а таких оказалось 1656 человека, или 53% от общего числа опрошенных), 38% поддерживало его цели и только 19% – методы (Kenya Coast Survey 2013: 58). Эти данные в целом соответствуют полученным в другом, менее дифференцированном опросе (Ngunyi, Katumanga 2014: 58–61; ср.: Kaulu 2013: 51–52). Характерно, что негативное отношение к MRC проявляется в большей степени среди переселенцев-wabara, чем среди wapwani (Kenya Coast Survey 2013: 59–61). Из числа респондентов, которые полагали, что MRC пользуется поддержкой (591 человек), на вопрос о том, кто именно его поддерживает, 51% указали на племена миджикенда, 25% – на местную молодежь, и только 19% – на мусульман (Kenya Coast Survey 2013: 57–58).
Среди миджикенда ислам исповедуют почти исключительно диго (Parkin 1989: 166), поэтому MRC находит широкую поддержку и у христианского населения (Report 2012: 37; Wafula 2013; Willis, Gona 2013: 65; Deacon et al. 2017: 148), в особенности – в церквях пятидесятников-харизматиков (Kenya Coast Survey 2013: 52; The MRC 2011: 39–40). Безусловно, MRC пользуется поддержкой среди мусульман побережья (Report 2012: 31, 37; Kenya Coast Survey 2013: 57), но его лидеры неоднократно заявляли, что их организация межконфессиональная (Dealing… 2013: 1; Kaulu 2013: 6), а их манифест признает равные права за разными религиями (The Mombasa… 2011). Эти данные исключают артикулированную в прессе точку зрения, что MRC является радикальной исламской организацией.
Идеологическая платформа и состав.
Активисты MRC широко используют в своей риторике самые различные лозунги сепаратизма, наиболее известным из которых стал: “Побережье – это не Кения” (суах. Pwani si Kenya) (Report 2012: 1). Если одни данные свидетельствуют о том, что это не просто риторический прием (Kaulu 2013: 45; Ngunyi, Katumanga 2014: 83), то другие, на первый взгляд, говорят об обратном (Kenya Coast Survey 2013: 64; The MRC 2011: 44; Chanji 2012). Это противоречие объясняется тем, что мировоззрение даже ведущих членов MRC можно назвать наивно-идеализированным, а их требования социального равноправия – излишне завышенными. Именно такой вывод позволяет нам сделать анализ манифеста MRC и многочисленных высказываний его активистов в кенийской прессе. Исследователи также отмечают, что декларации MRC не свободны от этнических противоречий: по ним едва ли можно понять, кого их авторы относят к wapwani, а кого к – wabara (Willis, Gona 2013: 63–64, 67–71; Willis, Chome 2014: 117, 120).
Социологический опрос 2013 г. показал, что респонденты из Момбасы и ближайших к ней районов выделяли среди целей MRC, прежде всего, справедливое распределение земли и только затем сепаратизм; жители же отдаленных районов побережья выдвигали сепаратизм на первое место (Kenya Coast Survey 2013: 56). Это объясняется как ограниченностью информации о деятельности и целях MRC, так и склонностью прессы акцентировать внимание на сепаратистских тенденциях (ср.: Reporting Conflict 2010; Kaulu 2013).
Вопрос о степени консолидированности MRC остается во многом дискуссионным (Willis, Chome 2014: 117–118; Mwakimako, Willis 2014: 17–18). В настоящее время невозможно верифицировать ни данные о социальном составе организации (Botha 2014: 17), ни разрозненную информацию о числе его филиалов и молодежных (боевых) групп (The MRC 2011: 25, 47; Wafula 2013; Ngunyi, Katumanga 2014: 58, 60). Несомненно только то, что среди руководства и членов MRC преобладают этнические миджикенда и суахили, причем из наиболее бедных и малообразованных слоев населения (Kenya Coast Survey 2013: 51, 53; The MRC 2011: 25, 45–46; Willis, Chome 2014: 117; Botha 2014: 12).
* * *
Манипуляции этничностью в политических целях в 1990е годы привели часть традиционного населения побережья (wapwani) к полному отказу от участия в легальном политическом процессе и создали благоприятную среду для становления движения сепаратизма, предпосылки которого были и в историческом прошлом страны. Однако определяющую роль в этом процессе сыграла социально-экономическая маргинализация wapwani на фоне все увеличивающегося числа преуспевающих переселенцев-wabara. И хотя именно эти категории используются при этнополитических манипуляциях, за ними стоят не воображаемые сообщества, а вполне реальные интересы и нужды людей, страдающих от негативных сторон экономической и культурной этноконкуренции, политического трайбализма, депривации в социальной сфере. Кенийский материал дает возможность сделать важный вывод: не следует сводить все многообразие этнических процессов к их конструированию политическими элитами, а этнические категории к – воображаемым сообществам.
Примечания
- В политической и экономической жизни Кении лидирующие позиции занимают бантуязычные кикую, составляющие самую крупную этническую группу – 17% от общей численности населения. Их основными конкурентами среди более чем 40 этносов страны выступают нилотоязычные луо – 10% (рассчитано по: Population Census 2010: 397-398).
- Этнотаксон миджикенда (5%) объединил в себе следующие микроэтносы: джибана, диго, дурума, гириама, камбе, каума, рибаи, рибе, чоньи, в число которых в последней переписи были добавлены покомо, дахало, ваата и бони (Ibid). На языке миджикенда, близкородственному суахили, самоназвание выглядит как макайаченда, что отсылает к секретным лесным поселениям кайа (Spear 1981: 85). Они и сегодня играют роль священных центров, т.к. для африканского этнического самосознания связь с землей намного очевиднее, чем для более урбанизированного европейского.
- Этнотаксон календжин (12%) по сути своей является лингвистическим, т.к. объединяет в себе существенно диверсифицированные культурно, но родственные по языкам племена северо-западной части страны (Population Census 2010: 397-398).
Библиография
- 1. Agreement 1961 – Agreement between Great Britain and Zanzibar. Zanzibar, 14 December 1895 // East Africa through Contemporary Records / Ed. Z. Marsh. Cambridge: University Press, 1961. P. 57–59.
- 2. Agreement 1963 –Agreement between the Government of the United Kingdom, His Highness the Sultan of Zanzibar, the Government of Kenya, and the Government of Zanzibar. Her Majesty’s Stationery Office, London, 8 October 1963 // National Archives of the UK.
- 3. Akiwumi Report 1999 – Akiwumi Report. Report of Judicial Commission of Inquiry into Tribal Clashes in Kenya. Nairobi, County Hall, P.O. BOX 49357. 19 August 1999.
- 4. Cautionary Statement 2001 – Cautionary Statement under Inquiry of Emmanuel Karisa Maitha/Appendix A // Abandoned to Terror: Women and Violence at the Kenyan Coast. Nairobi: Muslims for Human Rights, 2001. P. 31–39.
- 5. Chanji 2012 – Chanji T. MRC Founders: Separation Was Not Part of Original Agenda // Standard Digital. 16.10.2012. https://www.standardmedia.co.ke/article/2000068550/mrc-founders-separation-was-not-part-of-original-agenda
- 6. Chonghaile 2012 – Chonghaile C.N. Kenya Coast Secessionists Play on Fear of Outsiders – the Wabara // The Guardian. 06.09.2012. https://www.theguardian.com/world/2012/sep/06/kenya-ocean-coast-secessionist-party
- 7. Dealing… 2013 – Dealing with the Mombasa Republican Council // Horn of Africa Bulletin. 2013. Vol. 25 (2). P. 1–5.
- 8. Esipisu 1997 – Esipisu M. Bloodshed Continues Near Kenyan Coastal Resort // The Washington Post. 18.08.1997. https://www.washingtonpost.com/archive/politics/1997/08/18/bloodshed-continues-near-kenyan-coastal-resort/0a1732da-65bb-48df-8f48-4d7e491613f0/?utm_term=.6e78b4a132d9
- 9. Kagwanja 1998 – Kagwanja M. Killing the Vote: State Sponsored Violence and Flawed in Kenya. Nairobi: Kenya Human Rights Commission, 1998.
- 10. Kenya Coast Survey 2013 – Kenya Coast Survey: Development, Marginalization, Security and Participation. Ipsos Ltd. 4 October 2013.
- 11. Kenya’s 2013 – Kenya’s 2013: Elections // International Crisis Group. Africa Report № 197. 17.01.2013. https://www.crisisgroup.org/africa/horn-africa/kenya/kenya-s-2013-elections
- 12. Kenya’s Coast 2016 – Kenya’s Coast: Devolution Disappointed // International Crisis Group. Africa Briefing. № 121. 13.07.2016. https://www.crisisgroup.org/africa/horn-africa/kenya/kenya-s-coast-devolution-disappointed
- 13. Kimemia, Sekoh-Ochieng 1998 – Kimemia M., Sekoh-Ochieng J. How We Bought Votes, by Sajjad // Daily Nation. 23.10.1998. https://www.nation.co.ke/news/1056-415782-krix18z/index.html
- 14. Kisiangani, Lewela 2012 – Kisiangani E., Lewela M. Kenya’s MRC: Liberators or Nascent Radical Fanatics? // Institute for Security Studies. ISS Today. 27.06.2012. https://issafrica.org/iss-today/kenyas-mombasa-republican-council-liberators-or-nascent-radical-fanatics
- 15. Mayoyo, Mumo 1998 – Mayoyo P., Mumo M. PC, Sajjad “Held Meetings with Likoni Raid Suspect” // Daily Nation. 1.09.1998. http://www.nation.co.ke/news/1056-421004-kr0c3tz/index.html
- 16. Mazrui 1997 – Mazrui A. Kayas of Deprivation, Kayas of Blood: Violence, Ethnicity, and the State in Coastal Kenya. Nairobi: Kenya Human Rights Commission, 1997.
- 17. Mghanga 2010 – Mghanga M. Usipoziba ufa Utajenga Ukuta: Land, Elections, and Conflicts in Kenya’s Coast Province. Nairobi: Heinrich Böll Stiftung, 2010.
- 18. Mumo 1998 – Mumo M. Ex-Army Men “Led Likoni Attack” // Daily Nation. 04.09.1998. http://www.nation.co.ke/news/1056-420706-kr0uwqz/index.html
- 19. Mumo, Mayoyo 1998 – Mumo M., Mayoyo P. Police “Notified of Raids” // Daily Nation. 29.08.1998. http://www.nation.co.ke/news/1056-421288-kr0abpz/index.html
- 20. Muthoni, Beja 2016 – Muthoni K., Beja P. MRC Now Demands Dialogue with State after Major Victory in Court // Standard Digital. 26.07.2016. https://www.standardmedia.co.ke/article/2000209821/mrc-s-court-win-big-blow-to-state
- 21. Mwakugu 2005 – Mwakugu N. Kenya’s Coastal Rebels // BBC. 08.04.2005. http://news.bbc.co.uk/go/pr/fr/-/1/hi/world/africa/4425083.stm
- 22. Nation Team 1998 – “Raiders Took Oath” Against Non-Coastals // Daily Nation. 22.07.1998. http://www.nation.co.ke/news/1056-425432-kqwglpz/index.html
- 23. Njonjo 2010 – Njonjo K.S. Youth Fact Book: Infinite Possibility or Definite Disaster? Nairobi: Institute of Economic Affairs, 2010.
- 24. Oketch 2016 – Oketch W. Two MRC Members to Hang for Killing Four Officers // Standard Digital. 30.07.2016. https://www.standardmedia.co.ke/article/2000210298/two-mombasa-republican-council-mrc-members-to-hang-for-killing-four-officers
- 25. Playing with Fire 2002 – Playing with Fire: Weapons Proliferation, Political Violence and Human Rights in Kenya: Human Rights Watch. N.Y., 2002.
- 26. Population Census 2010 – The 2009 Kenya Population and Housing Census. Kenya National Bureau of Statistics. Vol. II. Nairobi, 2010.
- 27. Pulling Apart 2004 – Pulling Apart: Facts and Figures on Inequality in Kenya. Nairobi: Society for International Development, 2004.
- 28. Report 2012 – Report of the JDCANS and the SCEO on the Matter of the Inquiry into the Activities of the MRC. Kenyan National Assembly. August 2012.
- 29. Reporting Conflict 2010 – Reporting Conflict: The Media Coverage of the Mombasa Republican Council. Monitoring Report. Nairobi: Media Council of Kenya, 2012.
- 30. Some 2012 – Some K. Coast Rebels Seize on Old Grievances // Daily Nation. 04.02.2012. https://www.nation.co.ke/news/politics/Coast-rebels-seize-on-old-grievances-/1064-1320502-svcxfo/index.html
- 31. The Mombasa… 2011 – The Mombasa Republican Council Manifesto // JUKWAA: Kenyan Discussion Platform. 06.09.2011. http://jukwaa.proboards.com/thread/5762
- 32. The MRC 2011 – The MRC. Conflict Assessment: Threats and Opportunities for Engagement. U.S. Agency for International Development. November 2011.
- 33. Wafula 2013 – Wafula P. How MRC Funds Its Activities // Standard Digital. 24.04.2013. https://Аwww.standardmedia.co.ke/article/2000084143/how-mombasa-republican-council-funds-its-activities
- 34. We Don’t Trust 2016 –We Don’t Trust Anyone: Strengthening Relations as the Key to Reducing Violent Extremism in Kenya. Kenya Muslim Youth Alliance. Special Report. September 2016.
- 35. Bogonko S. Kenya 1945–1963. A Study in African National Movements. Nairobi: Kenya Literature Bureau, 1980.
- 36. Botha A. Radicalisation in Kenya: Recruitment to Al-Shabaab and the MRC. Pretoria: Institute for Security Studies, 2014. Paper 265.
- 37. Brennan J. Lowering the Sultan’s Flag: Sovereignty and Decolonization in Coastal Kenya // Comparative Studies in Society and History. 2008. Vol. 50 (4). P. 831–861. https://doi.org/10.1017/S0010417508000364
- 38. Caplan P. “But the Coast, of Course, Is Quite Different”: Academic and Local Ideas about the East African Littoral // Journal of Eastern African Studies. 2007. Vol. 1 (2). P. 305–320. https://doi.org/10.1080/17531050701452663
- 39. Chome N. “Les communautés sont très compliquées”: Marginalisation, délégitimation de l’autorité et émergence d’une alternative dans la Province de la Côte, au Kenya, lors des élections de 2013 // Afrique contemporaine. 2013. Vol. 3 (247). P. 87–105.
- 40. Cooper F. On the African Waterfront. Urban Disorder and the Transformation of Work in Colonial Mombasa. New Haven: Yale University Press, 1987.
- 41. Deacon G., Gona G., Mwakimako H., Willis J. Preaching Politics: Islam and Christianity on the Kenya Coast // Journal of Contemporary African Studies. 2017. Vol. 35 (2). P. 148–167.
- 42. Fleisher J., Lane P., LaViolette A., Horton M.C., Pollard E., Quintana Morales E., Vernet T., Christie A.C., Wynne-Jones S. When Did the Swahili Become Maritime? // American Anthropologist. 2015. Vol. 117 (1). P. 100–115.
- 43. Geertz C. The Interpretation of Cultures. N.Y.: Basic Books, 1973.
- 44. Gordon D.F. Decolonization and the State in Kenya. Boulder: Westview Press, 1986.
- 45. Heilman B.E., Kaiser P.J. Religion, Identity and Politics in Tanzania // Third World Quarterly. 2002. Vol. 23 (4). P. 691–709.
- 46. Iliffe J. A Modern History of Tanganyika. Cambridge: University Press, 1979.
- 47. Kagwanja P.M. Blaming the Environment: Ethnic Violence and the Political Economy of Displacement in Kenya // CRS Occasional Paper Series. 2002. Vol. 1 (2).
- 48. Kanyinga K. Politics and Struggles for Access to Land: “Grants from Above” and “Squatters” in Coastal Kenya // European Journal of Development Research. 1998. Vol. 10 (2). P. 50–69.
- 49. Kanyinga K. The Legacy of the White Highlands: Land Rights, Ethnicity, and the Post-2007 Election Violence in Kenya // Journal of Contemporary African Studies. 2009. Vol. 27 (3). P. 325–344.
- 50. Kaulu P.M. Political Conflict Coverage: A Case Study of the Print Media Coverage of the MRC. MA diss., University of Nairobi, 2013.
- 51. Klopp J. Can Moral Ethnicity Trump Political Tribalism? The Struggle for Land and Nation in Kenya // African Studies. 2002. Vol. 61 (2). P. 269–294.
- 52. Klugman J., Neyapti B., Stewart F. Conflict and Growth in Africa. Vol. 2, Kenya, Tanzania and Uganda. Paris: OECD, 1999.
- 53. Kresse K. Muslim Politics in Postcolonial Kenya: Negotiating Knowledge on the Double-Periphery // Journal of the Royal Anthropological Institute. 2009. Vol. 15 (1). P. 76–94.
- 54. Lynch G. Negotiating Ethnicity: Identity Politics in Contemporary Kenya // Review of African Political Economy. 2006. Vol. 33 (107). P. 49–65.
- 55. McIntosh J. Elders and “Frauds”: Commodified Expertise and Politicized Authenticity among Mijikenda // Africa. 2009. Vol. 79 (1). P. 35–52. https://doi.org/10.3366/E0001972008000594
- 56. Médard C. Territoires de l’éthnicité: encadrement, revendications et conflits territoriaux au Kenya. Thèse de doctorat, Université de Paris I, 1999.
- 57. Meilink H. The Kenya Coast in National Perspective // Kenya Coast Handbook: Culture, Resources and Development in the East African Littoral / Ed. J. Hoorweg. Humburg: Verlag, 2000. P. 11–26.
- 58. Middleton J. The World of the Swahili: An African Mercantile Civilization. New Haven: Yale University Press, 1992.
- 59. Mwakimako H., Willis J. Islam, Politics, and Violence on the Kenya Coast. Observatoire des Enjeux Politiques et Sécuritaires dans la Corne de l’Afrique. 2014. Note 4.
- 60. Ndzovu H.J. Muslims in Kenyan Politics: Political Involvement, Marginalization, and Minority Status. Evanston: Northwestern University Press, 2014.
- 61. Ngunyi M. Religious Institutions and Political Liberalization in Kenya // Markets, Civil Society and Democracy in Kenya / Ed. P. Gibbon. Uppsala: Nordiske Afrikainstitut, 1995. P. 121–177.
- 62. Ngunyi M., Katumanga M. From Monopoly to Oligopoly. Nairobi: UNDP Kenya, 2014.
- 63. Parkin D. Swahili Mijikenda: Facing Both Ways in Kenya // Africa. 1989. Vol. 59 (2). P. 161–175.
- 64. Patel P. Multiparty Politics in Kenya // Revista Ciencia Politica. 2001. Vol. XXI (1). P. 154–173.
- 65. Prestholdt J. Politics of the Soil: Separatism, Autochthony, and Decolonization at Kenya’s Coast // Journal of African History. 2014. Vol. 55 (2). P. 249–270.
- 66. Salim A.I. The East African Coast and Hinterland, 1800–45 // General History of Africa. Vol. VI / Ed. J.F.A. Ajayi. UNESCO Publishing, 2000. P. 211–233.
- 67. Spear T. Kenya’s Past. An Introduction to Historical Method in Africa. L.: Longman, 1981.
- 68. Sperling D.C. The Growth of Islam among the Mijikenda of Kenya Coast, 1826–1933. PhD diss., University of London, 1988.
- 69. Stren R.E. Housing the Poor in Africa. Policy, Politics, and Bureaucracy in Mombasa. Berkeley: University of California, 1978.
- 70. Vernet T. Slave Trade and Slavery on the Swahili Coast, 1500–1750 // Slavery, Islam and Diaspora / Ed. B.A. Mirzai. Trenton: Africa World Press, 2009. P. 37–76.
- 71. Willis J., Chome N. Marginalization and Political Participation on the Kenya Coast: the 2013 Elections // Journal of Eastern African Studies. 2014. Vol. 8 (1). P. 115–134.
- 72. Willis J., Gona G. Pwani C Kenya? Memory, Documents and Secessionist Politics in Coastal Kenya // African Affairs. 2012. Vol. 112 (446). P. 48–71.
- 73. Willis J., Gona G. Tradition, Tribe, and State in Kenya: The Mijikenda Union, 1945–1980 // Comparative Studies in Society and History. 2013. Vol. 55 (2). P. 448–473. https://doi.org/10.1017/S0010417513000091