- Код статьи
- S086954150002458-3-1
- DOI
- 10.31857/S086954150002458-3
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / № 6
- Страницы
- 181-197
- Аннотация
В исследовании анализируются стратегии и дискурсы различных групп, вовлеченных в процесс освоения нового почитаемого места в с. Сажном Курской губернии летом 1887 г. Материалы, сохранившиеся в синодальном расследовании, позволяют сделать вывод о трех преимущественных точках зрения на происходящие события: традиционной, когда колодец и икона воспринимаются как чудотворные объекты, наделенные особой божественной силой, административной, когда они рассматриваются в качестве инструментов мошенничества со стороны местного духовенства, и естественно-научной, когда вода колодца считается минеральной лечебной водой. Противоборство этих трех интерпретаций привело к затяжной, но безрезультатной борьбе сельской общины за утверждение почитаемого объекта.
- Ключевые слова
- почитаемый колодец, икона, суеверие, традиция, минеральный источник, Синод, паломничество
- Дата публикации
- 28.12.2018
- Год выхода
- 2018
- Всего подписок
- 10
- Всего просмотров
- 695
Библиография
- 1. Волоцкой 1877 – Волоцкой В. Несколько слов о минеральных источниках вообще и о Корнильевском в особенности // Вологодские губернские ведомости. 1877. 3 января 1877 г. № 1. Часть неофициальная.
- 2. Историческое и статистическое описание 1855 – Историческое и статистическое описание Корнилиево-Комельского монастыря, составленное в 1852 году. Вологда, 1855.
- 3. Минеральная вода 1891 – Минеральная вода под Курском // Курские губернские ведомости. 17 июля 1891 г. № 57.
- 4. Минеральный источник 1888 – Минеральный источник // Курские губернские ведомости. 9 августа 1888 г. № 60.
- 5. Никодим 1913 – Никодим, еп. Рыльский. Новые случаи благодатной помощи по молитвам святителя Иоасафа, Белгородского чудотворца // Воронежские епархиальные ведомости. 1913 г. № 32. Часть неофициальная. С. 898–901.
- 6. Овчаров 1887 – Овчаров В. Поездка в с. Сажное // Курский листок. 2 августа 1887 г. № 61.
- 7. Плаксин б.г. – Плаксин О. Родник “Святой колодец” между селами Сажное и Кривцово // Святой источник. http://svyato.info/9145-svyatoy-kolodec.html (дата обращения: 27.08.2018)
- 8. ПСПР 1905 – Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. 9. 1735–1737 гг. СПб.: Синодальная типография, 1905.
- 9. РГИА 1 – Российский государственный исторический архив. Ф. 1286. Оп. 4. Д. 298. По донесению Рязанского гражданского губернатора об открытом Данковского уезда при селе Малинках якобы целебного родника. 22.07.1829.
- 10. РГИА 2 – Российский государственный исторический архив. Ф. 1297. Оп. 216. Д. 168. О доставлении сведений о всех минеральных источниках, обнаруженных в Империи. 13.05.1903–20.01.1905.
- 11. РГИА 3 – Российский государственный исторический архив. Ф. 796. Оп. 168. Д. 1439. О найденной на колодце близ села Сажного Корочанского уезда иконе Христа Спасителя. 7.08.1877–30.01.1890.
- 12. РГИА 4 – Российский государственный исторический архив. Ф. 796. Оп. 99. Д. 906. Отношение преподобного Кишеневского о кладязе, имеющем целительную воду. 19.10.1818.
- 13. Соколов 1870 – Соколов Н. К. О началах и формах духовного суда // Православное обозрение. 1870. № 6. С. 973–1010.
- 14. Тиличеев 1900 – Тиличеев С. В. Путеводитель по Старорусским минеральным водам с 21 иллюстрацией и с 6 планами. Издание казенного управления вод. СПб.: Тип. А. С. Суворина. 1900.
- 15. Ю-вич 1887 – Ю-вич Ф. Чудеса в конце XIX века. (Письмо в редакцию) // Курский листок. 18 июня 1887 г. № 48.
- 16. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993.
- 17. Каменский А. Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII в. Опыт целостного анализа. М., 2001.
- 18. Лавров А. С. Колдовство и религия в России. 1700–1740 гг. М.: Древлехранилище, 2000.
- 19. Лотман Ю. М. Проблема знака и знаковой системы и типология русской культуры XI–XIX веков / Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство, 2000. С. 400–416.
- 20. Платонов Е. В. Почитаемые родники в XIX в.: роль “хранителя святыни” в формировании культа // Этнографическое обозрение. 2014. № 5. С. 162–175.
- 21. Шевцова В. Ф. Православие в России накануне 1917 г. СПб.: Дмитрий Буланин, 2010.
- 22. Широкова В. А. Гидрохимия в России. Очерки истории. М.: ИИЕТ РАН, 2010.
- 23. Штырков С. А. Предания об иноземном нашествии: крестьянский нарратив и мифология ландшафта (на материалах Северо-Восточной Новгородчины). СПб.: Наука, 2012.
- 24. Blackbourn D. Marpingen. Apparitions of the Virgin Mary in Nineteenth-Century Germany. N.Y.: Alfred A. Knopf, 1994.
- 25. Christian W. A. Jr. Apparitions in Late Medieval and Renaissance Spain. Princeton: Princeton University Press, 1981.
- 26. Christian, W. A. Jr. Local Religion in Sixteenth-Century Spain. Princeton: Princeton University Press, 1989.
- 27. Dabrowski P. M. Multiple Visions, Multiple Viewpoints: Apparitions in a Polish-German Borderland, 1877–1880 // The Polish Review. Vol. 58 (3). 2013. P. 35–64.
- 28. Eriksen A. Our Lady of Perpetual Help: Invented Tradition and Devotional Success // Journal of Folklore Research. 2005. Vol. 42. № 3. P. 295–321.
- 29. Garnett J., Rosser G. Spectacular Miracles. Transforming Images in Italy from the Renaissance to the Present. L.: Reaction Book, 2013.
- 30. Lotz-Heumann U. Finding a Cure. Representations of Holy Wells and Healing Waters in Early Modern Germany // Wissenschaftsgeschichte und Geschichte des Wissens im Dialog – Connecting Science and Knowledge / Eds. S. Flubacher, K. Greyerz, Ph. Senn. V&R Unipress, 2013. P. 233–253.
- 31. Walsham A. Sacred Spas? Healing Springs and Religion in Post-Reformation Britain // The Impact of the European Reformation: Princes, Clergy, and People / Eds. O. P. Grell, B. Heal. Aldershot: Ashgate, 2008.