“Установка современности” Игната Абдираловича: белорусское пограничье как экземплярная почва философского универсализма
“Установка современности” Игната Абдираловича: белорусское пограничье как экземплярная почва философского универсализма
Аннотация
Код статьи
S086954150001474-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Щитцова Татьяна  
Аффилиация: Европейский гуманитарный университет
Адрес: Литва, Вильнюс, Савичяус 17
Выпуск
Страницы
13-27
Аннотация

В статье анализируется эссе белорусского мыслителя Игната Абдираловича Адвечным шляхам. Дасьледзіны беларускага сьветагляду (Извечным путем. Исследования белорусского мировоззрения) (1921). В первой части проясняется место размышлений Абдираловича в исторической динамике модерна; во второй – выявляется оригинальный характер предложенного им толкования социально-исторического опыта белорусов. В центре внимания находятся концептуальные и методологические новации Абдираловича, связанные с анализом пограничного положения белорусов между восточноевропейской и западноевропейской цивилизациями. Автор показывает, что развитая Абдираловичем эвристика белорусского пограничья основывается на идее текучей субъектности и как таковая позволяет выйти за рамки как традиционного концепта “опоздавшей нации”, так и оппозиции “примордиализм–конструктивизм”.             

Ключевые слова
Беларусь, эвристика пограничья, льющаяся форма, междуцарствие, субъектность, модерн, феноменология
Классификатор
Получено
26.12.2018
Дата публикации
26.12.2018
Всего подписок
10
Всего просмотров
840
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS

Библиография

1. Абдзіраловіч І. Адвечным шляхам. Дасьледзіны беларускага сьветагляду. Менск: Навука i тэхніка, 1993 [1921].

2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2001.

3. Балибар Э. Расизм и национализм // Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. М.: ЛОГО2, 2004. С. 49–80.

4. Бауман З. Текучая модерность: взгляд из 2011 года // ПОЛИТ.RU. Лекции. 06.05.2011. http://polit.ru/article/2011/05/06/bauman/

5. Бергсон А. Творческая эволюция. М.: КАНОН-пресс-Ц, 2001.

6. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994.

7. Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? // Кант И. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 6. М.: Мысль, 1966. С. 27–35.

8. Фуко М. Что такое Просвещение? // Интеллектуалы и власть. М.: Праксис, 2002. С. 335–359.

9. Pershai A. Localness and Mobility in Belarusian Nationalism: The Tactic of Tuteishaść // Nationalities Papers. 2008. Vol. 36. No. 1. P. 85–103.

10. Rudling Per A. The Beginnings of Modern Belarus: Identity, Nation, and Politics in a European Boderland // The Journal of Belarusian Studies. 2015. Vol. 7 (3). P. 115–127.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести