КРАСКА В НАСКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ОКУНЕВСКОЙ КУЛЬТУРЫ МИНУСИНСКОЙ КОТЛОВИНЫ
КРАСКА В НАСКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ОКУНЕВСКОЙ КУЛЬТУРЫ МИНУСИНСКОЙ КОТЛОВИНЫ
Аннотация
Код статьи
S0869-60630000392-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
79-88
Аннотация
The article is devoted to the use of paint in the rock art of the Okunev culture of the Minusinsk basin at the Northern-Eastern outskirt of the Central Asia in the second half of the 3 rd - the beginning of the 2 nd millennium BC. A new classification of painting has been developed which taking into consideration the technological role of paint in creating a visual image (individual or supportive role) and its color (monochromatic, red or black, or dichromatic). The dichromatic compositions, existence of which in the Okunev culture was unknown earlier, have been studied and reconstructed for the first time. It has been discovered as a result of laboratory research of paint tests that the main pigment of red color was hematite (three tests) and one sample contained a large amount of ochre. In all samples the pigment was mixed with grains of crystal. The black color (two tests) consists of charcoal (which in prospective gives an opportunity to date straightly the monuments of the Okunev rock art, and also the studying of the used wood species), and its laying probably was being made by rubbing. Using black and red colors in the Okunev culture rock art and the presence of dichromatic images have the closest analogues in the Karakol culture art of Altay. The similarity can also be seen in the style, especially with Early Okunev culture images. This similarity is of such a level that two variants of one picture tradition can be discussed.
Ключевые слова
Центральная Азия, Минусинская котловина, эпоха бронзы, окуневская культура, каракольская культура, наскальное искусство, краска
Классификатор
Дата публикации
01.07.2014
Всего подписок
1
Всего просмотров
534
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Вадецкая Э.Б. Древние изваяния эпохи бронзы на Енисее: Автореф. дис. … канд. ист. наук. Л., 1965. 21 с.
  2. Вадецкая Э.Б. Изваяния окуневской культуры // Вадецкая Э.Б., Леонтьев Н.В., Максименков Г.А. Памятники окуневской культуры. Л.: Наука, 1980. С. 37–87.
  3. Волков Ф.К., Руденко С.И. Этнографические коллекции из бывших российско-американских владений // Материалы по этнографии России. Т. 1. СПб., 1910. С. 155–200.
  4. Дэвлет Е.Г. Памятники наскального искусства: изучение, сохранение, использование. М.: Науч. мир, 2002а. 256 с.
  5. Дэвлет Е.Г. Росписи на скалах: состав пигментов и цветовая палитра // Первобытная археология. Человек и искусство. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2002б. С. 134–140.
  6. Есин Ю.Н. Стела с изображением “солнцеголового” божества на реке Туим в Хакасии (к 120-летию экспедиции на Енисей Общества древностей Финляндии под руководством И.Р. Аспелина) // Археология, этнография и антропология Евразии. 2009. № 3 (39). С. 85–94.
  7. Есин Ю.Н. Проблемы выделения изображений афанасьевской культуры в наскальном искусстве Минусинской котловины // Афанасьевский сборник. Барнаул: Азбука, 2010а. С. 53–73.
  8. Есин Ю.Н. Тайна богов древней степи. Абакан: ХакНИИЯЛИ, 2010б. 184 с.
  9. Есин Ю.Н. Малоарбатская писаница: изображе ния эпохи бронзы // Археология, этнография и ан тропология Евразии. 2012. № 3 (51). С. 67–75.
  10. Житенев В.С. Новые исследования свидетельств художественной деятельности в Каповой пещере // КСИА. 2012. Вып. 227. С. 306–314.
  11. Ковалев А.А. Могильник Верхний Аскиз I, курган 2 // Окуневский сборник. СПб.: Петро-РИФ, 1997. С. 80–112.
  12. Корнилов И.П. Воспоминания о Восточной Сибири // Магазин землеведения и путешествий. Т. 3. М., 1854. С. 605–658.
  13. Кубарев В.Д. Памятники каракольской культуры Алтая. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2009. 264 с.
  14. Лазаретов И.П. Окуневские могильники в долине р. Уйбат // Окуневский сборник. СПб.: Петро-РИФ, 1997. С. 19–64.
  15. Леонтьев Н.В. Наскальные рисунки Коровьего лога (к вопросу о периодизации антропоморфных изображений окуневской культуры) // Изв. Сиб. отд. АН СССР. Сер. обществ. наук. 1976. № 11. Вып. 3. С. 128–136.
  16. Леонтьев Н.В., Капелько В.Ф., Есин Ю.Н. Изваяния и стелы окуневской культуры. Абакан: Хакас. кн. изд-во, 2006. 236 с.
  17. Липский А.Н. Новые данные по афанасьевской культуре // Вопросы истории Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Изд-во Сиб. отд. АН СССР, 1961. С. 269–278.
  18. Максименков Г.А. Могильник Черновая VIII – эталонный памятник окуневской культуры // Вадецкая Э.Б., Леонтьев Н.В., Максименков Г.А. Памятники окуневской культуры. Л.: Наука, 1980. С. 3–26.
  19. Миклашевич Е.А. Некоторые новые материалы в связи с публикацией плит из могильника Лебяжье // Вестн. САИПИ. Вып. 6-7. Кемерово, 2003–2004. С. 17–27.
  20. Миклашевич Е.А., Солодейников А.К. Новые возможности документирования наскальных изображений, выполненных краской (на примере Кавказской писаницы в Минусинской котловине) // Научное обозрение Саяно-Алтая. 2013. № 1 (5). С. 176–191.
  21. Пшеницына М.Н., Пяткин Б.Н. Курган Разлив X – памятник окуневской культуры // Окуневский сборник 2: культура и ее окружение. СПб.: Элексис Принт, 2006. С. 82–94.
  22. Савинов Д.Г. Памятники тагарской культуры Могильной степи (по результатам археологических исследований 1986–1989 гг.). СПб.: ЭлекСис, 2012. 180 с.
  23. Baumer C. The History of Central Asia: The Age of the Steppe Warriors. L.: I.B. Tauris, 2012. 372 p.
  24. David R. Utilisation des techniques de moulage en Paleontology humaine et en Prehistoire: Diplome d’Etudes Doctorales. Paris: Muséum national d’Histoire naturelle, 1986. 274 p.
  25. Ščelinskij V., Širokov V. Hőhlenmalerei im Ural. Kapova und Ignatievka. Die altsteinzeitlichen Bilderhőhlen im sűdlichen Ural. Sigmaringen: Thorbecke, 1999. 172 S.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести