ОИФНЭтнографическое обозрение Ethno review

  • ISSN (Print) 0869-5415
  • ISSN (Online) 3034-6274

Упражнения воинов, становиющиеся танцем: традиции калариппаятту, танг-та, райбенше, натуа в современной Индии

Код статьи
S30346274S0869541525040034-1
DOI
10.7868/S3034627425040034
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Номер выпуска 4
Страницы
22-43
Аннотация
Целый ряд боевых практик Индии, до недавнего времени бывших частью повседневной тренировки определенных групп, сегодня выходят на сцену и становятся представлением для широкой аудитории — как внутри страны, так и на международной арене. Традиции и могут служить примером воинского искусства, которое в современных условиях постепенно становится танцем, шоу или частью театральной постановки. На широком полевом материале, собранном автором в этнографических экспедициях 2002—2025 гг. в Индии (штаты Западная Бенгалия, Керала и Манипур), описываются трансформации, произошедшие с этими практиками в ХХ — начале XXI в. Каждая из проанализированных традиций еще не так давно была связана с конкретным кастовым сообществом и практиковалась в гимнастических залах или под открытым небом, применение же полученных навыков не предполагало аудитории. Однако изменение социально-экономической картины и условий жизни потребовало трансформации профессиональных навыков и способов их применения.
Ключевые слова
боевое искусство физическая культура калариппаятту танг-та райбенше натуа
Дата публикации
29.07.2025
Год выхода
2025
Всего подписок
0
Всего просмотров
15

Библиография

  1. 1. Рыжакова С.И. Боевое искусство как элемент обряда и танцевальная практика: феномен чхау на плато Чхота-Нагпур (Восточная Индия) // Антропологический форум. 2022. № 53. С. 100–130.
  2. 2. Ryzhakova, S.I. 2022. Boevoe iskusstvo kak element obriada i tantseval’naia praktika: fenomen chkhau na plato Chkhota-Nagpur (Vostochnaia Indiia) [Martial Art as an Element of Ritual and Dance Practice: The Phenomenon of Chhau on the Chhota-Nagpur Plateau (Eastern India)]. Anthropological forum 53: 100–130.
  3. 3. Рыжакова С.И. “Смех богини рождает мир”. Падаяни, ритуальная традиция центральной Кералы // Востоковедные полевые исследования: Материалы Всероссийской научной конференции (2023 г.). Избранные доклады / Отв. ред. Ю.А. Пронина. М.: ИВ РАН, 2024. С. 217–233.
  4. 4. Ryzhakova, S.I. 2024. “Smekh bogini rozhdaet mir”. Padaiani, ritual’naia traditsiia tsentral’noi Keraly [“The Laughter of the Goddess Gives Birth to the World”: Padayani, a Ritual Tradition of Central Kerala]. In Vostokovednye polevye issledovaniia: Materialy Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii (2023 g.). Izbrannye doklady, edited by Y.A. Pronina. Moscow: Institut vostokovedeniia RAN.
  5. 5. Alter J.S. The Wrestler’s Body: Identity and Ideology in North India. Berkeley: University of California Press, 1992.
  6. 6. Balakrishnan P. Kalaripayattu: The Ancient Martial Art of Kerala. Trivandrum: C.V.N. Kalari, 1995.
  7. 7. Barbosa D. The Book of Duarte Barbosa. Vol. II: Trans. Mansel Longworth Dames. New Delhi: Asian Educational Services, 1989.
  8. 8. Bharucha R. Chandralekha: Woman Dance Resistance. New Delhi: Indus, 1995.
  9. 9. Chirakkal T. Nair S. Kalarippayattu – A Complete Guide to Kerala’s Ancient Martial Art. Chennai: Westland Books, 2016.
  10. 10. Dutt G. The Bratachari Synthesis. Calcutta: Bengal Bratachari Society, 1937.
  11. 11. Jataayu A.M. Annapurna Devi: The Untold Story of a Reclusive Genius. Gurugram: Ebury Press; An Imprint of Penguin Random House, 2021.
  12. 12. Luijendijk D.H. Kalarippayat: The Structure and Essence of an Indian Martial Art. PhD. Radboud Universiteit Nijmegen, 2008. https://repository.ubn.ru.nl/bitstream/handle/2066/65537/65537_kala.pdf
  13. 13. Majhi N. The Uniqueness of Jagadrāmī Rāmāyaṇa: An Overview // Brainwave: A Multidisciplinary Journal. 2022. Vol. 3. No. 2 (June). P. 150–154.
  14. 14. Zarrilli P. From Martial Art to Performance: Kalarippayattu and Performance in Kerala. Pt. 1, 2 // Sangeet Natak. 1986. No. 81-2: 5–41; No. 83: 14–45.
  15. 15. Zarrilli P.B. When the Body Becomes All Eyes: Paradigms, Discourses, and Practices of Power in Kalarippayattu, a South Indian Martial Art. Delhi: Oxford University Press, 1998.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека