- Код статьи
- S30346274S0869-2147483647
- DOI
- 10.7868/S30346274525020103
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер выпуска 2
- Страницы
- 181-204
- Аннотация
- В статье анализируется, как под влиянием миграции трансформируются свадебные обряды выходцев из Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана, проживающих в России. Теоретико-методологической рамкой исследования служит классическая теория лиминальности А. ван Геннепа и В. Тэрнера, согласно которой заключение брака является одним из ключевых обрядов перехода, легитимирующих смену социального статуса индивида как члена группы. Эмпирическая база исследования - глубинные полуструктурированные интервью с членами семей мигрантов, уроженцев среднеазиатских стран, проживающих в Москве и Московской области. Результаты исследования показывают, что степень стремления соблюсти свадебный церемониал и серьезность отношения к нему когерентны степени включенности в отдающее или принимающее общество, которая связана со спецификой и продолжительностью миграционного опыта. Вместе с тем изменение свадебных обрядов в миграции нельзя рассматривать как линейное и однонаправленное. Миграция, в первую очередь, расширяет набор возможных свадебных практик, включая в него как принятые в отдающем и принимающем обществах, так и микшированные промежуточные варианты, одновременно обладающие характеристиками обеих моделей свадебного цикла.
- Ключевые слова
- свадебные обряды среднеазиатские мигранты лиминальность обряды перехода семьи мигрантов миграция брак
- Дата публикации
- 01.02.2025
- Год выхода
- 2025
- Всего подписок
- 0
- Всего просмотров
- 26
Библиография
- 1. Абашин С. Возвращение домой: семейные и миграционные сценарии в Узбекистане // Ab Imperio. 2015а. № 3. С. 125-165.
- 2. Абашин С.Н. Очерк девятый. Брак по-комсомольски // Абашин С. Советский кишлак: между колониализмом и модернизацией. М.: Новое литературное обозрение, 2015б. С. 547-611.
- 3. Аминов Ф.Ш., Чижова А.А. Современный свадебный обряд в Пенджикенте (Таджикистан) // Кунсткамера. 2019. № 2 (4). С. 7-15. https://doi.org/10.31250/2618-8619-2019-2 (4)-7-15
- 4. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993.
- 5. Барсукова С.Ю. Ритуальная экономика, или сколько тратят на свадьбу в Средней Азии // Journal of Institutional Studies. 2022. Т. 14 (3). P. 46-58. https://doi.org/10.17835/2076-6297.2022.14.3.046-058
- 6. Богданова М.В., Сиротина И.Л. Семиотическое пространство свадебной ритуальности: религиозный канон и социокультурный контекст // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023. Т. 25. № 2 (89). С. 36-43. https://doi.org/10.37313/2413-9645-2023-25-89-36-43
- 7. ван Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. M.: Восточная литература, 1999.
- 8. Кисляков Н.А. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. Л.: Наука, 1969.
- 9. Ларина Е.И. “Ограничительные законы” Узбекистана и социальные нормы, ритуальные практики, ценностные представления общества // Кунсткамера. 2023. № 3 (21). С. 82-98. https://doi.org/10.31250/2618-8619-2023-3 (21)-82-98
- 10. Лобачева Н.П. О процессе формирования новой семейной обрядности (по материалам Узбекистана) // Советская этнография. 1972. № 1. С. 3-13.
- 11. Лобачева Н.П. К истории сложения института свадебной обрядности (на примере комплексов свадебных обычаев и обрядов народов Средней Азии и Казахстана) // Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана / Отв. ред. Г.П. Снесарев. М.: Наука, 1978. С. 144-175.
- 12. Мукомель В.И., Григорьева К.С. (отв. ред.) Адаптация и интеграция мигрантов в России: вызовы, реалии, индикаторы. М.: ФНИСЦ РАН, 2022. https://doi.org/10.19181/monogr.978-5-89697-407-9.2022
- 13. Нестерова А.А. Дети, охваченные миграционными процессами: разнообразие, вызовы и диверсификация моделей поддержки // Журнал исследований социальной политики. 2018. Т. 16 (4). С. 645-660. https://doi.org/10.17323/727-0634-2018-16-4-645-660
- 14. Осмонова С.К. Свадебные обрядности кыргызов // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2018. № 1 (18). С. 89-93.
- 15. Рочева А.Л. “Полуторное” поколение мигрантов: множественная маргинальность (обзор литературы) // Официальный сайт IS РАН. 2011. http://www.isras.ru/publ.html?id=2355
- 16. Рош С. (ред.) Семья в Центральной Азии: новые перспективы изучения. Берлин: Klaus Schwarz Verlag, 2017.
- 17. Старостина О.В. Современные свадебные обряды таджиков-матчинцев // Кунсткамера. 2021. № 4 (14). С. 153-167. https://doi.org/10.31250/2618-8619-2021-4 (14)-153-167
- 18. Тиллаходжаева Х.Д. История древних семейных обрядов и культов народов Средней Азии // Проблемы современной науки и образования. 2019. № 5 (138) С. 27-30.
- 19. Турсунов С.Н. Свадебные церемонии населения горных кишлаков Байсуна и Кухитанга // Наука, техника и образование. 2020. № 10 (74). С. 56-60.
- 20. Тэрнер В. Символ и ритуал / Сост. и автор предисл. В.А. Бейлис. М.: Наука, 1983.
- 21. Флоринская Ю.Ф. Трудовая миграция в Россию (на примере московского региона): уехать нельзя остаться // Демографическое обозрение. 2023. Т. 10 (4). С. 69-85. https://doi.org/10.17323/demreview.v10i4.18809
- 22. Хушкадамова Х.О. Семейно-брачные отношения в современном таджикистанском обществе // Социология власти. 2010. № 3. С. 79-88.
- 23. Borisova E. “Our Traditions Will Kill Us!”: Negotiating Marriage Celebrations in the Face of Legal Regulation of Tradition in Tajikistan // Oriente Moderno. 2021. No. 100 (2). P. 147-171. https://doi.org/10.1163/22138617-12340248
- 24. Cleuziou J. Marriage Practices: Tajikistan // Encyclopedia of Women & Islamic Cultures Online / Ed. S. Joseph. Leiden: Brill, 2019. https://doi.org/10.1163/1872-5309_ewic_COM_002195
- 25. Cleuziou J. “What Does Marriage Stand for?” Getting Married and Divorced in Contemporary Tajikistan // Oriente Moderno. 2021. Vol. 100 (2). P. 248-273. https://doi.org/10.1163/22138617-12340251
- 26. Cleuziou J., McBrien J. Marriage Quandaries in Central Asia // Oriente Moderno. 2021. Vol. 100 (2). P. 121-146. https://doi.org/10.1163/22138617-12340246
- 27. Hartonen V.R., Väisänen P., Karlsson L., Pöllänen S. A Stage of Limbo: A Meta-Synthesis of Refugees’ Liminality // Applied Psychology. Special Issue: Organizational and Vocational Behavior in Times of Crisis. 2022. Vol. 71 (3). P. 1132-1167. https://doi.org/10.1111/apps.12349
- 28. Ilkhamov A. Labour Migration and the Ritual Economy of the Uzbek Extended Family // Zeitshrift fur Ethnologie. 2013. Bd. 138 (2). P. 259-284.
- 29. Isabaeva E. Leaving to Enable Others to Remain: Remittances and New Moral Economies of Migration in Southern Kyrgyzstan // Central Asian Survey. 2011. Vol. 30 (3-4). P. 541-554 https://doi.org/10.1080/02634937.2011.607917
- 30. Kakhkharov J., Ahunov M. Do Migrant Remittances Affect Household Spending? Focus on Wedding Expenditures // Empirical Economics. 2022. Vol. 63 (2). P. 979-1028. https://doi.org/10.1007/s00181-021-02163-8
- 31. Raghuram P., Breines M.R., Gunter A. De-Migranticizing as Methodology: Rethinking Migration Studies Through Immobility and Liminality // Comparative Migration Studies. 2024. Vol. 12 (1). https://doi.org/10.1186/s40878-024-00382-3
- 32. Reeves M. Black Work, Green Money: Remittances, Ritual, and Domestic Economies in Southern Kyrgyzstan // Slavic Review. 2012. Vol. 71 (1). P. 108-134. https://doi.org/10.5612/slavicreview.71.1.0108
- 33. Scott S., Jakobsen T.S., Rye J.F., Visser M.A. Labour Migration, Precarious Work and Liminality // Work in the Global Economy. 2022. Vol. 2 (1). P. 27-45. https://doi.org/10.1332/273241721X16471891313746