Русский
English
en
Русский
ru
О журнале
Архив
Контакты
Везде
Везде
Автор
Заголовок
Текст
Ключевые слова
Искать
Главная
>
Номер 3
>
К юбилею Владислава Якимовича Гросула
К юбилею Владислава Якимовича Гросула
Оглавление
Аннотация
Оценить
Содержание публикации
Библиография
Комментарии
Поделиться
Метрика
К юбилею Владислава Якимовича Гросула
3
К юбилею Владислава Якимовича Гросула
Института славяноведения РАН Коллектив
Аннотация
Код статьи
S0869544X0004774-4-1
DOI
10.31857/S0869544X0004774-4
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Коллектив Института славяноведения РАН
Связаться с автором
Аффилиация:
Институт славяноведения РАН
Адрес: Москва , Ленинский проспект, 32А, Москва, Россия, 119991
Выпуск
Номер 3
Страницы
137-139
Аннотация
Классификатор
Получено
24.05.2019
Дата публикации
27.05.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
615
Оценка читателей
0.0
(0 голосов)
Цитировать
Скачать pdf
ГОСТ
Коллектив И. К юбилею Владислава Якимовича Гросула // Славяноведение. – 2019. – Номер 3 C. 137-139 . URL: https://slavras.ru/s013207690008555-2-1/?version_id=9592. DOI: 10.31857/S0869544X0004774-4
MLA
of Institute of Slavic Studies RAS, Staff "To the jubilee of Vladislav Yakimovich Grosul."
Slavianovedenie.
3 (2019).:137-139. DOI: 10.31857/S0869544X0004774-4
APA
of Institute of Slavic Studies RAS S. (2019). To the jubilee of Vladislav Yakimovich Grosul.
Slavianovedenie.
no. 3, pp.137-139 DOI: 10.31857/S0869544X0004774-4
Содержание публикации
1
В феврале 2019 г. отметил юбилей видный российский и молдавский историк – балканист и русист – Владислав Якимович Гросул, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института российской истории РАН.
В феврале 2019 г. отметил юбилей видный российский и молдавский историк – балканист и русист – Владислав Якимович Гросул, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института российской истории РАН.
В феврале 2019 г. отметил юбилей видный российский и молдавский историк – балканист и русист – Владислав Якимович Гросул, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института российской истории РАН.
2
В.Я. Гросул родился 11 февраля 1939 г. в Тирасполе. Его отец, известный молдавский историк член-корреспондент АН СССР, первый президент Академии наук Молдавской ССР Яким Сергеевич Гросул (1912–1976).
В.Я. Гросул родился 11 февраля 1939 г. в Тирасполе. Его отец, известный молдавский историк член-корреспондент АН СССР, первый президент Академии наук Молдавской ССР Яким Сергеевич Гросул (1912–1976).
В.Я. Гросул родился 11 февраля 1939 г. в Тирасполе. Его отец, известный молдавский историк член-корреспондент АН СССР, первый президент Академии наук Молдавской ССР Яким Сергеевич Гросул (1912–1976).
3
По окончании в 1961 г. Кишиневского госуниверситета Владислав Якимович поступил в аспирантуру тогда еще единого Института истории АН СССР, где его научным руководителем стал академик Н.М. Дружинин. На основе кандидатской диссертации, защищенной в 1964 г., была опубликована первая монография В.Я. Гросула «Реформы в Дунайских княжествах и Россия (20–30-е годы XIX в.» (М., 1966). По окончании аспирантуры Владислав Якимович Гросул в течение ряда лет занимался проблемами российско-румынских отношений в XIX в. в Институте истории Академии наук Молдавской ССР, опубликовав в 1969 г. монографию «Россия и формирование румынского независимого государства» (совместно с Е.Е. Чертаном). В эти годы он стал одним из инициаторов нового проекта – серийного кишиневского издания «Балканский исторический сборник». Круг его научных интересов постепенно расширялся. Наряду с российской политикой в Юго-Восточной Европе, процессами нациообразования и государствообразования в регионе в него входили проблемы экономической истории в условиях начинающегося разложения феодализма (статьи об экономических отношениях между крестьянами и боярами в Дунайских княжествах в первой половине XIX в. и др.).
По окончании в 1961 г. Кишиневского госуниверситета Владислав Якимович поступил в аспирантуру тогда еще единого Института истории АН СССР, где его научным руководителем стал академик Н.М. Дружинин. На основе кандидатской диссертации, защищенной в 1964 г., была опубликована первая монография В.Я. Гросула «Реформы в Дунайских княжествах и Россия (20–30-е годы XIX в.» (М., 1966). По окончании аспирантуры Владислав Якимович Гросул в течение ряда лет занимался проблемами российско-румынских отношений в XIX в. в Институте истории Академии наук Молдавской ССР, опубликовав в 1969 г. монографию «Россия и формирование румынского независимого государства» (совместно с Е.Е. Чертаном). В эти годы он стал одним из инициаторов нового проекта – серийного кишиневского издания «Балканский исторический сборник». Круг его научных интересов постепенно расширялся. Наряду с российской политикой в Юго-Восточной Европе, процессами нациообразования и государствообразования в регионе в него входили проблемы экономической истории в условиях начинающегося разложения феодализма (статьи об экономических отношениях между крестьянами и боярами в Дунайских княжествах в первой половине XIX в. и др.).
По окончании в 1961 г. Кишиневского госуниверситета Владислав Якимович поступил в аспирантуру тогда еще единого Института истории АН СССР, где его научным руководителем стал академик Н.М. Дружинин. На основе кандидатской диссертации, защищенной в 1964 г., была опубликована первая монография В.Я. Гросула «Реформы в Дунайских княжествах и Россия (20–30-е годы XIX в.» (М., 1966). По окончании аспирантуры Владислав Якимович Гросул в течение ряда лет занимался проблемами российско-румынских отношений в XIX в. в Институте истории Академии наук Молдавской ССР, опубликовав в 1969 г. монографию «Россия и формирование румынского независимого государства» (совместно с Е.Е. Чертаном). В эти годы он стал одним из инициаторов нового проекта – серийного кишиневского издания «Балканский исторический сборник». Круг его научных интересов постепенно расширялся. Наряду с российской политикой в Юго-Восточной Европе, процессами нациообразования и государствообразования в регионе в него входили проблемы экономической истории в условиях начинающегося разложения феодализма (статьи об экономических отношениях между крестьянами и боярами в Дунайских княжествах в первой половине XIX в. и др.).
4
С начала 1970-х годов В.Я. Гросул работает в Москве в Институте истории СССР АН СССР (с начала 1990-х годов Институт российской истории РАН). Главной темой его исследований на долгие годы становится деятельность российской революционной эмиграции на Балканах в тесной связи с освободительным движением балканских народов. По этой тематике им была опубликована серия монографий: «Российские революционеры в Юго-Восточной Европе (1859–1974)» (Кишинев, 1973); «Революционная Россия и Балканы (1874–1883)» (М., 1980); «Российская революционная эмиграция на Балканах в 1883–1895 гг.» (М., 1988). В 1976 г. В.Я. Гросул защитил в Институте истории СССР докторскую диссертацию.
С начала 1970-х годов В.Я. Гросул работает в Москве в Институте истории СССР АН СССР (с начала 1990-х годов Институт российской истории РАН). Главной темой его исследований на долгие годы становится деятельность российской революционной эмиграции на Балканах в тесной связи с освободительным движением балканских народов. По этой тематике им была опубликована серия монографий: «Российские революционеры в Юго-Восточной Европе (1859–1974)» (Кишинев, 1973); «Революционная Россия и Балканы (1874–1883)» (М., 1980); «Российская революционная эмиграция на Балканах в 1883–1895 гг.» (М., 1988). В 1976 г. В.Я. Гросул защитил в Институте истории СССР докторскую диссертацию.
С начала 1970-х годов В.Я. Гросул работает в Москве в Институте истории СССР АН СССР (с начала 1990-х годов Институт российской истории РАН). Главной темой его исследований на долгие годы становится деятельность российской революционной эмиграции на Балканах в тесной связи с освободительным движением балканских народов. По этой тематике им была опубликована серия монографий: «Российские революционеры в Юго-Восточной Европе (1859–1974)» (Кишинев, 1973); «Революционная Россия и Балканы (1874–1883)» (М., 1980); «Российская революционная эмиграция на Балканах в 1883–1895 гг.» (М., 1988). В 1976 г. В.Я. Гросул защитил в Институте истории СССР докторскую диссертацию.
5
Освоение проблематики русской революционной эмиграции в контексте становления освободительного движения на Балканах позволило В.Я. Гросулу позже перекинуть мостик к систематическому исследованию русского зарубежья XIX в. в общеевропейском (а с учетом США и во всемирном) масштабе. Определенный резонанс в профессиональном сообществе получили его монографии «Международные связи российской политической эмиграции во второй половине XIX века» (М., 2001), «Русское зарубежье в первой половине XIX века» (М., 2008), а также статьи об участии русских революционеров в европейских революциях XIX в.
Освоение проблематики русской революционной эмиграции в контексте становления освободительного движения на Балканах позволило В.Я. Гросулу позже перекинуть мостик к систематическому исследованию русского зарубежья XIX в. в общеевропейском (а с учетом США и во всемирном) масштабе. Определенный резонанс в профессиональном сообществе получили его монографии «Международные связи российской политической эмиграции во второй половине XIX века» (М., 2001), «Русское зарубежье в первой половине XIX века» (М., 2008), а также статьи об участии русских революционеров в европейских революциях XIX в.
Освоение проблематики русской революционной эмиграции в контексте становления освободительного движения на Балканах позволило В.Я. Гросулу позже перекинуть мостик к систематическому исследованию русского зарубежья XIX в. в общеевропейском (а с учетом США и во всемирном) масштабе. Определенный резонанс в профессиональном сообществе получили его монографии «Международные связи российской политической эмиграции во второй половине XIX века» (М., 2001), «Русское зарубежье в первой половине XIX века» (М., 2008), а также статьи об участии русских революционеров в европейских революциях XIX в.
6
Работы В.Я. Гросула об отклике российской общественности на освободительное движение балканских народов в определенном смысле заложили со временем основы другого важнейшего направления в его исследованиях последних десятилетий – речь идет об отношениях власти и общества в Российской империи начиная с времен Екатерины II. Вслед за многочисленными статьями и разделами в коллективных научных трудах последовала фундаментальная монография «Русское общество в XVIII–XIX веков. Традиции и новаторство» (М., 2003). В 2000 г. под редакцией В.Я. Гросула вышел коллективный труд ИРИ РАН «Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика» (М., 2000). Итогом многолетней скрупулезной работы в архивах явились фундаментальные монографии 2010-х годов – «Общественное мнение в России XIX в.» (М., 2013) и «Общественное движение в России первой половины XIX в.» (М., 2017).
Работы В.Я. Гросула об отклике российской общественности на освободительное движение балканских народов в определенном смысле заложили со временем основы другого важнейшего направления в его исследованиях последних десятилетий – речь идет об отношениях власти и общества в Российской империи начиная с времен Екатерины II. Вслед за многочисленными статьями и разделами в коллективных научных трудах последовала фундаментальная монография «Русское общество в XVIII–XIX веков. Традиции и новаторство» (М., 2003). В 2000 г. под редакцией В.Я. Гросула вышел коллективный труд ИРИ РАН «Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика» (М., 2000). Итогом многолетней скрупулезной работы в архивах явились фундаментальные монографии 2010-х годов – «Общественное мнение в России XIX в.» (М., 2013) и «Общественное движение в России первой половины XIX в.» (М., 2017).
Работы В.Я. Гросула об отклике российской общественности на освободительное движение балканских народов в определенном смысле заложили со временем основы другого важнейшего направления в его исследованиях последних десятилетий – речь идет об отношениях власти и общества в Российской империи начиная с времен Екатерины II. Вслед за многочисленными статьями и разделами в коллективных научных трудах последовала фундаментальная монография «Русское общество в XVIII–XIX веков. Традиции и новаторство» (М., 2003). В 2000 г. под редакцией В.Я. Гросула вышел коллективный труд ИРИ РАН «Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика» (М., 2000). Итогом многолетней скрупулезной работы в архивах явились фундаментальные монографии 2010-х годов – «Общественное мнение в России XIX в.» (М., 2013) и «Общественное движение в России первой половины XIX в.» (М., 2017).
7
При всей широте научных интересов В.Я. Гросула одним из главных направлений приложения его творческих сил всегда оставалась история родной Молдавии. В работах по истории Бессарабской губернии и Левобережного Приднестровья в XIX в. он попытался, опираясь на большой фактический материал, проследить, как общие принципы управления многонациональной державой преломились конкретно в политике царизма на юго-западных национальных окраинах Российской империи, в преддверии Балкан, как менялась эта политика и какие изменения претерпевал на протяжении XIX в. этнический состав населения края (среди прочего разделы в коллективных трудах: «Национальные окраины Российской империи: становление и развитие системы управления» (М., 1997); «Русское население национальных окраин России. XVII–XX вв.» (М., 1999); «Русские в Евразии XVII–XIX вв.» (М., 2008); «Этнические элиты в национальной политике России» (М., 2018; и др.). Ряд статей посвящен генезису бессарабской автономии в составе России начала XIX в.
При всей широте научных интересов В.Я. Гросула одним из главных направлений приложения его творческих сил всегда оставалась история родной Молдавии. В работах по истории Бессарабской губернии и Левобережного Приднестровья в XIX в. он попытался, опираясь на большой фактический материал, проследить, как общие принципы управления многонациональной державой преломились конкретно в политике царизма на юго-западных национальных окраинах Российской империи, в преддверии Балкан, как менялась эта политика и какие изменения претерпевал на протяжении XIX в. этнический состав населения края (среди прочего разделы в коллективных трудах: «Национальные окраины Российской империи: становление и развитие системы управления» (М., 1997); «Русское население национальных окраин России. XVII–XX вв.» (М., 1999); «Русские в Евразии XVII–XIX вв.» (М., 2008); «Этнические элиты в национальной политике России» (М., 2018; и др.). Ряд статей посвящен генезису бессарабской автономии в составе России начала XIX в.
При всей широте научных интересов В.Я. Гросула одним из главных направлений приложения его творческих сил всегда оставалась история родной Молдавии. В работах по истории Бессарабской губернии и Левобережного Приднестровья в XIX в. он попытался, опираясь на большой фактический материал, проследить, как общие принципы управления многонациональной державой преломились конкретно в политике царизма на юго-западных национальных окраинах Российской империи, в преддверии Балкан, как менялась эта политика и какие изменения претерпевал на протяжении XIX в. этнический состав населения края (среди прочего разделы в коллективных трудах: «Национальные окраины Российской империи: становление и развитие системы управления» (М., 1997); «Русское население национальных окраин России. XVII–XX вв.» (М., 1999); «Русские в Евразии XVII–XIX вв.» (М., 2008); «Этнические элиты в национальной политике России» (М., 2018; и др.). Ряд статей посвящен генезису бессарабской автономии в составе России начала XIX в.
8
В монографии «Молдавское движение до и после образования Румынии (1821–1866 гг.)» (Кишинев, 2014) В.Я. Гросул попытался выявить и проследить ту тенденцию в развитии общественных движений и общественной мысли Молдавского княжества, которая и в эпоху объединения Дунайских княжеств акцентировала внимание не на румынской культурно-языковой общности, а на молдавской специфике, и была связана с сохранением верности немалой части элиты собственным традициям государственности и культуры Молдавии. Работа эта органично вписалась в контекст непрекращающихся дискуссий по проблемам молдавской национальной идентичности, вызвав возражения со стороны приверженцев панрумынистского подхода. В книге «Молдавские выходцы в России Нового времени» (Кишинев, 2014) содержится обилие собранной В.Я. Гросулом за десятилетия работы в науке информации о вкладе уроженцев Молдавии (военачальников, государственных деятелей, дипломатов, ученых и т.д.) в историю и культуру России.
В монографии «Молдавское движение до и после образования Румынии (1821–1866 гг.)» (Кишинев, 2014) В.Я. Гросул попытался выявить и проследить ту тенденцию в развитии общественных движений и общественной мысли Молдавского княжества, которая и в эпоху объединения Дунайских княжеств акцентировала внимание не на румынской культурно-языковой общности, а на молдавской специфике, и была связана с сохранением верности немалой части элиты собственным традициям государственности и культуры Молдавии. Работа эта органично вписалась в контекст непрекращающихся дискуссий по проблемам молдавской национальной идентичности, вызвав возражения со стороны приверженцев панрумынистского подхода. В книге «Молдавские выходцы в России Нового времени» (Кишинев, 2014) содержится обилие собранной В.Я. Гросулом за десятилетия работы в науке информации о вкладе уроженцев Молдавии (военачальников, государственных деятелей, дипломатов, ученых и т.д.) в историю и культуру России.
В монографии «Молдавское движение до и после образования Румынии (1821–1866 гг.)» (Кишинев, 2014) В.Я. Гросул попытался выявить и проследить ту тенденцию в развитии общественных движений и общественной мысли Молдавского княжества, которая и в эпоху объединения Дунайских княжеств акцентировала внимание не на румынской культурно-языковой общности, а на молдавской специфике, и была связана с сохранением верности немалой части элиты собственным традициям государственности и культуры Молдавии. Работа эта органично вписалась в контекст непрекращающихся дискуссий по проблемам молдавской национальной идентичности, вызвав возражения со стороны приверженцев панрумынистского подхода. В книге «Молдавские выходцы в России Нового времени» (Кишинев, 2014) содержится обилие собранной В.Я. Гросулом за десятилетия работы в науке информации о вкладе уроженцев Молдавии (военачальников, государственных деятелей, дипломатов, ученых и т.д.) в историю и культуру России.
9
На протяжении более полувека творческой деятельности В.Я. Гросул постоянно обращался к дипломатической истории, разрабатывая проблемы истории международных отношений на Балканах и формирования в этом контексте юго-западных границ Российской империи. Только в последнее десятилетие им опубликованы новые работы о российских дипломатических представителях на Балканах в первой половине XIX в., о влиянии Бухарестского мирного договора 1812 г. на формирование новых границ России и Адрианопольского мирного договора 1829 г. на исторические судьбы Молдовы и Валахии. Итогом многолетних историко-дипломатических штудий стала недавняя фундаментальная монография В.Я. Гросула «Бессарабия в международных отношениях Нового времени» (Кишинев, 2018).
На протяжении более полувека творческой деятельности В.Я. Гросул постоянно обращался к дипломатической истории, разрабатывая проблемы истории международных отношений на Балканах и формирования в этом контексте юго-западных границ Российской империи. Только в последнее десятилетие им опубликованы новые работы о российских дипломатических представителях на Балканах в первой половине XIX в., о влиянии Бухарестского мирного договора 1812 г. на формирование новых границ России и Адрианопольского мирного договора 1829 г. на исторические судьбы Молдовы и Валахии. Итогом многолетних историко-дипломатических штудий стала недавняя фундаментальная монография В.Я. Гросула «Бессарабия в международных отношениях Нового времени» (Кишинев, 2018).
На протяжении более полувека творческой деятельности В.Я. Гросул постоянно обращался к дипломатической истории, разрабатывая проблемы истории международных отношений на Балканах и формирования в этом контексте юго-западных границ Российской империи. Только в последнее десятилетие им опубликованы новые работы о российских дипломатических представителях на Балканах в первой половине XIX в., о влиянии Бухарестского мирного договора 1812 г. на формирование новых границ России и Адрианопольского мирного договора 1829 г. на исторические судьбы Молдовы и Валахии. Итогом многолетних историко-дипломатических штудий стала недавняя фундаментальная монография В.Я. Гросула «Бессарабия в международных отношениях Нового времени» (Кишинев, 2018).
10
Историк широкого кругозора, одинаково уверенно себя чувствующий в проблемах Новой истории России и Балкан, В.Я. Гросул в ряде статей и докладов обращался к выявлению общего и особенного в развитии монархий Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы, писал в сравнительно-историческом ключе о соотношении реформаторского и революционного начал в общественных движениях России и Балкан (см. сборник его избранных работ «Труды по теории истории». М., 2014). Его перу принадлежат и статьи по проблемам периодизации всемирной и отечественной истории. С другой стороны, он отдал дань и локальной (не макро-, но микро-) истории, опубликовав монографию об истории своего фамильного села «Карагаш – минувший и нынешний (История одного приднестровского села)» (М., 2001), «Очерки истории Тамани» (совместно с Н.Ф. Бугаем. М., 1996).
Историк широкого кругозора, одинаково уверенно себя чувствующий в проблемах Новой истории России и Балкан, В.Я. Гросул в ряде статей и докладов обращался к выявлению общего и особенного в развитии монархий Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы, писал в сравнительно-историческом ключе о соотношении реформаторского и революционного начал в общественных движениях России и Балкан (см. сборник его избранных работ «Труды по теории истории». М., 2014). Его перу принадлежат и статьи по проблемам периодизации всемирной и отечественной истории. С другой стороны, он отдал дань и локальной (не макро-, но микро-) истории, опубликовав монографию об истории своего фамильного села «Карагаш – минувший и нынешний (История одного приднестровского села)» (М., 2001), «Очерки истории Тамани» (совместно с Н.Ф. Бугаем. М., 1996).
Историк широкого кругозора, одинаково уверенно себя чувствующий в проблемах Новой истории России и Балкан, В.Я. Гросул в ряде статей и докладов обращался к выявлению общего и особенного в развитии монархий Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы, писал в сравнительно-историческом ключе о соотношении реформаторского и революционного начал в общественных движениях России и Балкан (см. сборник его избранных работ «Труды по теории истории». М., 2014). Его перу принадлежат и статьи по проблемам периодизации всемирной и отечественной истории. С другой стороны, он отдал дань и локальной (не макро-, но микро-) истории, опубликовав монографию об истории своего фамильного села «Карагаш – минувший и нынешний (История одного приднестровского села)» (М., 2001), «Очерки истории Тамани» (совместно с Н.Ф. Бугаем. М., 1996).
11
Интерес В.Я. Гросула к историческому многообразию форм решения национального вопроса на российском имперском и постимперском пространстве со всей закономерностью предопределил его внимание к «советскому проекту» на его ранней стадии именно как к реализовавшемуся на практике способу обустройства межнациональных отношений на территории, ранее входившей в состав Российской империи. Дискуссионным проблемам посвящена монография «Образование СССР. 1917–1924» (М., 2007), в которой автор пытается доказать, что образование СССР было в первую очередь предопределено принявшими большой размах и направленными на интеграцию общественными движениями на землях бывшей Российском империи, а не давлением центра (большевистского режима в Москве).
Интерес В.Я. Гросула к историческому многообразию форм решения национального вопроса на российском имперском и постимперском пространстве со всей закономерностью предопределил его внимание к «советскому проекту» на его ранней стадии именно как к реализовавшемуся на практике способу обустройства межнациональных отношений на территории, ранее входившей в состав Российской империи. Дискуссионным проблемам посвящена монография «Образование СССР. 1917–1924» (М., 2007), в которой автор пытается доказать, что образование СССР было в первую очередь предопределено принявшими большой размах и направленными на интеграцию общественными движениями на землях бывшей Российском империи, а не давлением центра (большевистского режима в Москве).
Интерес В.Я. Гросула к историческому многообразию форм решения национального вопроса на российском имперском и постимперском пространстве со всей закономерностью предопределил его внимание к «советскому проекту» на его ранней стадии именно как к реализовавшемуся на практике способу обустройства межнациональных отношений на территории, ранее входившей в состав Российской империи. Дискуссионным проблемам посвящена монография «Образование СССР. 1917–1924» (М., 2007), в которой автор пытается доказать, что образование СССР было в первую очередь предопределено принявшими большой размах и направленными на интеграцию общественными движениями на землях бывшей Российском империи, а не давлением центра (большевистского режима в Москве).
12
Начиная с 1970-х годов В.Я. Гросул неоднократно представлял СССР, а затем Россию на международных конференциях в рамках ассоциации по изучению Юго-Восточной Европы, немало сил отдал многолетней работе в двусторонней комиссии историков России и Румынии. Занимаясь долгие годы проблемами российско-румынских и российско-молдавских отношений, В.Я. Гросул проявлял первостепенный интерес к той части общего исторического наследия, которая не разделяла, а объединяла народы. Показательно его внимание к фигуре известного российского реформатора графа П.Д. Киселева, имя которого стало символом конструктивного сотрудничества двух народов, разделенных множеством исторически сложившихся противоречий (очерк В.Я. Гросула в книге «Российские реформаторы, XIX – начало XX в.» М., 1995). Выступая в жанре исторического портрета, В.Я. Гросул обращался и к другим ярким (и очень разным по духу) персонажам трех столетий. Это и сын молдавского господаря, ученого-энциклопедиста Дмитрия Кантемира успешный российский дипломат и первый русский светский поэт Антиох Кантемир, это и Христиан Раковский – румынский революционер болгарского происхождения, а позже один из основателей Украинской ССР и крупный советский дипломат. Ему принадлежит заслуга постановки серьезных научных проблем – например, о конституционалистских экспериментах российских реформаторов за пределами России и их влиянии на передовую общественную мысль и политическую практику в балканских странах (в том числе о влиянии реформ Киселева в Дунайских княжествах на болгарских реформаторов). Первые работы о конституционалистской политике России на Балканах были опубликованы им еще в конце 1960-х годов, а в серии статей 2011–2012 гг. о конституционализме как инструменте российской внешней политики он вернулся к этой теме на более высоком уровне, с учетом новых фактов и подходов, наработанных в историографии.
Начиная с 1970-х годов В.Я. Гросул неоднократно представлял СССР, а затем Россию на международных конференциях в рамках ассоциации по изучению Юго-Восточной Европы, немало сил отдал многолетней работе в двусторонней комиссии историков России и Румынии. Занимаясь долгие годы проблемами российско-румынских и российско-молдавских отношений, В.Я. Гросул проявлял первостепенный интерес к той части общего исторического наследия, которая не разделяла, а объединяла народы. Показательно его внимание к фигуре известного российского реформатора графа П.Д. Киселева, имя которого стало символом конструктивного сотрудничества двух народов, разделенных множеством исторически сложившихся противоречий (очерк В.Я. Гросула в книге «Российские реформаторы, XIX – начало XX в.» М., 1995). Выступая в жанре исторического портрета, В.Я. Гросул обращался и к другим ярким (и очень разным по духу) персонажам трех столетий. Это и сын молдавского господаря, ученого-энциклопедиста Дмитрия Кантемира успешный российский дипломат и первый русский светский поэт Антиох Кантемир, это и Христиан Раковский – румынский революционер болгарского происхождения, а позже один из основателей Украинской ССР и крупный советский дипломат. Ему принадлежит заслуга постановки серьезных научных проблем – например, о конституционалистских экспериментах российских реформаторов за пределами России и их влиянии на передовую общественную мысль и политическую практику в балканских странах (в том числе о влиянии реформ Киселева в Дунайских княжествах на болгарских реформаторов). Первые работы о конституционалистской политике России на Балканах были опубликованы им еще в конце 1960-х годов, а в серии статей 2011–2012 гг. о конституционализме как инструменте российской внешней политики он вернулся к этой теме на более высоком уровне, с учетом новых фактов и подходов, наработанных в историографии.
Начиная с 1970-х годов В.Я. Гросул неоднократно представлял СССР, а затем Россию на международных конференциях в рамках ассоциации по изучению Юго-Восточной Европы, немало сил отдал многолетней работе в двусторонней комиссии историков России и Румынии. Занимаясь долгие годы проблемами российско-румынских и российско-молдавских отношений, В.Я. Гросул проявлял первостепенный интерес к той части общего исторического наследия, которая не разделяла, а объединяла народы. Показательно его внимание к фигуре известного российского реформатора графа П.Д. Киселева, имя которого стало символом конструктивного сотрудничества двух народов, разделенных множеством исторически сложившихся противоречий (очерк В.Я. Гросула в книге «Российские реформаторы, XIX – начало XX в.» М., 1995). Выступая в жанре исторического портрета, В.Я. Гросул обращался и к другим ярким (и очень разным по духу) персонажам трех столетий. Это и сын молдавского господаря, ученого-энциклопедиста Дмитрия Кантемира успешный российский дипломат и первый русский светский поэт Антиох Кантемир, это и Христиан Раковский – румынский революционер болгарского происхождения, а позже один из основателей Украинской ССР и крупный советский дипломат. Ему принадлежит заслуга постановки серьезных научных проблем – например, о конституционалистских экспериментах российских реформаторов за пределами России и их влиянии на передовую общественную мысль и политическую практику в балканских странах (в том числе о влиянии реформ Киселева в Дунайских княжествах на болгарских реформаторов). Первые работы о конституционалистской политике России на Балканах были опубликованы им еще в конце 1960-х годов, а в серии статей 2011–2012 гг. о конституционализме как инструменте российской внешней политики он вернулся к этой теме на более высоком уровне, с учетом новых фактов и подходов, наработанных в историографии.
13
В течение ряда десятилетий В.Я. Гросул – участник проектов Института славяноведения и балканистики АН СССР, позже Института славяноведения РАН, автор многих статей в журнале «Славяноведение», с которым он сотрудничает с 1973 г. В.Я. Гросул опубликовал немало статей по широкому кругу проблем на страницах журналов «Новая и новейшая история», «Вопросы истории», «Военно-исторический журнал», «Преподавание истории в школах», на протяжении многих лет был членом редколлегии журнала «Отечественная история» (ныне «Российская история»). Научную работу профессор В.Я. Гросул сочетает с преподавательской и просветительской. Он много выступает в российской и молдавской прессе по проблемам национальных отношений, преподает историю в вузах, осуществляет научное руководство аспирантами. Как многолетний член диссертационного совета Института славяноведения РАН, эксперт ВАКа неизменно сочетает доброжелательность к начинающим ученым с высокой требовательностью и принципиальностью. Педагог, подготовивший немало специалистов, работающих сегодня не только в Москве, но также в Кишиневе и Тирасполе, В.Я. Гросул прилагает (зачастую в весьма неблагоприятных объективных условиях) большие, если не сказать подвижнические усилия для сохранения и развития профессиональных связей историков, живущих на постсоветском пространстве.
В течение ряда десятилетий В.Я. Гросул – участник проектов Института славяноведения и балканистики АН СССР, позже Института славяноведения РАН, автор многих статей в журнале «Славяноведение», с которым он сотрудничает с 1973 г. В.Я. Гросул опубликовал немало статей по широкому кругу проблем на страницах журналов «Новая и новейшая история», «Вопросы истории», «Военно-исторический журнал», «Преподавание истории в школах», на протяжении многих лет был членом редколлегии журнала «Отечественная история» (ныне «Российская история»). Научную работу профессор В.Я. Гросул сочетает с преподавательской и просветительской. Он много выступает в российской и молдавской прессе по проблемам национальных отношений, преподает историю в вузах, осуществляет научное руководство аспирантами. Как многолетний член диссертационного совета Института славяноведения РАН, эксперт ВАКа неизменно сочетает доброжелательность к начинающим ученым с высокой требовательностью и принципиальностью. Педагог, подготовивший немало специалистов, работающих сегодня не только в Москве, но также в Кишиневе и Тирасполе, В.Я. Гросул прилагает (зачастую в весьма неблагоприятных объективных условиях) большие, если не сказать подвижнические усилия для сохранения и развития профессиональных связей историков, живущих на постсоветском пространстве.
В течение ряда десятилетий В.Я. Гросул – участник проектов Института славяноведения и балканистики АН СССР, позже Института славяноведения РАН, автор многих статей в журнале «Славяноведение», с которым он сотрудничает с 1973 г. В.Я. Гросул опубликовал немало статей по широкому кругу проблем на страницах журналов «Новая и новейшая история», «Вопросы истории», «Военно-исторический журнал», «Преподавание истории в школах», на протяжении многих лет был членом редколлегии журнала «Отечественная история» (ныне «Российская история»). Научную работу профессор В.Я. Гросул сочетает с преподавательской и просветительской. Он много выступает в российской и молдавской прессе по проблемам национальных отношений, преподает историю в вузах, осуществляет научное руководство аспирантами. Как многолетний член диссертационного совета Института славяноведения РАН, эксперт ВАКа неизменно сочетает доброжелательность к начинающим ученым с высокой требовательностью и принципиальностью. Педагог, подготовивший немало специалистов, работающих сегодня не только в Москве, но также в Кишиневе и Тирасполе, В.Я. Гросул прилагает (зачастую в весьма неблагоприятных объективных условиях) большие, если не сказать подвижнические усилия для сохранения и развития профессиональных связей историков, живущих на постсоветском пространстве.
Комментарии
Сообщения не найдены
Написать отзыв
Перевести
Авторизация
E-mail
Пароль
Войти
Забыли пароль?
Регистрация
Войти через
Комментарии
Сообщения не найдены