- Код статьи
- S0869541525010022-1
- DOI
- 10.31857/S0869541525010022
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер выпуска 1
- Страницы
- 23-45
- Аннотация
- В 1990–2020-е годы в России было установлено свыше 470 памятников святым. Эти новые точки сакрального ландшафта оказываются одновременно и объектами публичных ритуальных практик (как официальных, так и вернакулярных), и причинами городских конфликтов, в том числе связанных с возможностью/невозможностью реализации привычных горожанам действий вблизи скульптуры святого. На материале текстов СМИ и “новых медиа” мы выявляем ключевые контроверзы и идеологии взаимодействия, связанные с памятниками святым, а также отражение этих идеологий в самих памятниках, в текстах о памятниках и сопряженных с памятниками ритуальных практиках. В результате показывается, что ключевой точкой конфликта становится соответствие коммеморативного объекта тому, как эмерджентные ансамбли городских акторов понимают визуальный, аффективный и/или идеологический ландшафт территории, на которой этот объект расположен.
- Ключевые слова
- памятник городская скульптура икона сакральный ландшафт сакральный объект практики почитания ритуал обряд вернакулярная религия православие
- Дата публикации
- 18.09.2025
- Год выхода
- 2025
- Всего подписок
- 0
- Всего просмотров
- 10
Библиография
- 1. Аникин Д.А. “Свято место…”: религиозные памятники современной России в контексте акторно-сетевого подхода // Социология власти. 2022. № 34 (1). С. 124–139.
- 2. Антонов Д.И. Два “тела” иконы: общение с образом как апроприация силы // Вестник РГГУ. Серия “История. Филология. Культурология. Востоковедение”. 2018. № 7 (40). С. 9–34. https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-7-9-34
- 3. Виноградов В.В. и др. “Зайчик + Зайка = любовь”: замки на мосту как новая свадебная традиция // Живая старина. 2011. № 2. С. 36–39.
- 4. Громов Д.В. Обрядность в городском ландшафте: объекты и практики // Традиционная культура. 2013. № 3. С. 71–82.
- 5. Духанова Д. Петр и Феврония и День семьи, любви и верности: пронатализм и нестабильный гендерный порядок в современной России // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 36 (2). С. 194–220.
- 6. Кормина Ж.В. Паломники. Этнографические очерки православного номадизма. М.: ВШЭ, 2019.
- 7. Панченко А.А. Ритуальная агентность и моральные паники: к антропологии богохульства и святотатства // Этнографическое обозрение. 2023. № 2. С. 5–20. https://doi.org/10.31857/S086954152302001X
- 8. Петров Н.В., Пейгин Б.С. Сакрализация секулярного в современной России: “осквернение” Вечного огня // Этнографическое обозрение. 2023. № 2. С. 66–92. https://doi.org/10.31857/S0869541523020045
- 9. Радченко Д.А. Бабы жарят крокодила: право на интерпретацию памятника // Фольклор и антропология города. 2019. № 2 (1–2). С. 230–255.
- 10. Серто М. Изобретение повседневности. T. 1, Искусство делать. СПб.: Изд-во ЕУ СПб, 2015.
- 11. Ссорин-Чайков Н.В. Топография счастья, новый диффузионизм и этнографические карты модерна. Homo felix, “человек счастливый” // Топография счастья: этнографические карты модерна / Сост. Н.В. Ссорин-Чайков. М.: НЛО, 2013. C. 5–37.
- 12. Assmann A. (In)visible Monuments: What Makes Monuments Controversial? // Contested Urban Spaces: Monuments, Traces, and Decentered Memories / Eds. U. Capdepón, S. Dornhof. Cham: Springer International Publishing, 2022. P. 23–44.
- 13. Bednar R. Placing Affect: Remembering Strangers at Roadside Crash Shrines // Affective Landscapes in Literature, Art and Everyday Life: Memory, Place and the Senses / Eds. C. Berberich, N. Campbell. L.: Routledge, 2015. P. 50–67.
- 14. Blom T., Nilsson M. Tactile Tourism: Tourist Attractions to Touch // Tourism: An International Interdisciplinary Journal. 2023. Vol. 71 (3). P. 553–567.
- 15. Bodnar J.E. Remaking America: Public Memory, Commemoration, and Patriotism in the Twentieth Century. Princeton: Princeton University Press, 1994.
- 16. Bowman G. (ed.) Sharing the Sacra: The Politics and Pragmatic of Intercommunal Relations around Holy Places. L.: Berghahn Books, 2012.
- 17. Chidester D., Linenthal E.T. (eds.) American Sacred Space. Bloomington: Indiana University Press, 1995.
- 18. Grant B. New Moscow monuments, Or, States Of Innocence // American Ethnologist. 2001. Vol. 28 (2). P. 332–362.
- 19. Hayden R. (ed.) Antagonistic Tolerance: Competitive Sharing of Religious Sites and Spaces. L.: Routledge, 2016.
- 20. Kuznetsov I.V. Sacred Sites in the Western Caucasus and the Black Sea Region // Sacred Places, Emerging Spaces: Religious Pluralism in the Post-Soviet Caucasus / Eds. T. Darieva, F. Mühlfried, K. Tuite. N.Y.: Berghahn Books, 2022. P. 97–112.
- 21. Louthan H. Religious Art and the Formation of a Catholic Identity in Baroque Prague // Embodiments of Power: Building Baroque Cities in Europe / Eds. G.B. Cohen, F.A.J. Szabo. N.Y.: Berghahn Books, 2008. P. 53–79.
- 22. Madsen A.K., Munk A.K. Experiments with a Data-Public: Moving Digital Methods into Critical Proximity with Political Practice // Big Data & Society. 2019. Vol. 6 (1). https://doi.org/10.1177/2053951718825357
- 23. Marres N. Why Map Issues? On Controversy Analysis as a Digital Method // Science, Technology & Human Values. 2015. Vol. 40 (5). P. 655–686.
- 24. McLuhan M., McLuhan E. Laws of Media: The New Science. Toronto: University of Toronto Press, 1988.
- 25. Memarovic, N., Langheinrich M., Fatah A. Community is the Message: Viewing Networked Public Displays Through Mcluhan’s Lens of Figure and Ground // Proceedings of the 2nd Media Architecture Biennale Conference: World Cities (MAB ‘14). N.Y.: Association for Computing Machinery, 2014. P. 30–33. https://doi.org/10.1145/2682884.2682891
- 26. Redfield R. The Social Organization of Tradition // The Journal of Asian Studies. 1955. Vol. 15 (1). P. 13–21.
- 27. Rothberg M. Introduction: Between Memory and Memory: From Lieux de mémoire to Noeuds de mémoire // Yale French Studies. 2010. Vol. 118/119. P. 3–12.
- 28. Talmy L. Figure and Ground in Complex Sentences // Universals of Human Language. Vol. 4, Syntax / Ed. J. Greenberg. Stanford: Stanford University Press, 1978. P. 625–649.
- 29. Venturini T. Diving in Magma: How to Explore Controversies with Actor-Network Theory // Public Understanding of Science. 2010. Vol. 19 (3). P. 258–273.
- 30. Whitford K. Activating Sacred Objects in Public Space: Bernini’s Angels on the Ponte Sant’Angelo in Early Modern Rome // Material Religion. 2018. Vol. 14 (3). P. 339–367. https://doi.org/10.1080/17432200.2018.1487248
- 31. Wojcik D. Miraculous Photography: The Creation of Sacred Space through Visionary Technology // Expressions of Religion: Ethnography, Performance, and the Senses / Eds. E. Roussou, C. Saraiva. Münster: LIT Verlag Münster, 2019. P. 123–153.