Динамизм и междисциплинарность концептуальной системы Севера (рец. на: Zamyatin D., Romanova E., Dobjanskaya O., Lavrenova O. Géocultures: méthodologies russes sur l’Arctique / Dir. D. Chartier. Montréal, 2020)
Динамизм и междисциплинарность концептуальной системы Севера (рец. на: Zamyatin D., Romanova E., Dobjanskaya O., Lavrenova O. Géocultures: méthodologies russes sur l’Arctique / Dir. D. Chartier. Montréal, 2020)
Аннотация
Код статьи
S086954150017422-4-1
Тип публикации
Рецензия
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Сухова Наталья  
Аффилиация: Национальный исследовательский технологический университет “МИСиС”
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
168-172
Аннотация

  

Классификатор
Дата публикации
14.12.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
65
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS
1

2 To see the earth as it truly is,
3 small and blue and beautiful in that eternal silence where it floats,
4 is to see ourselves as riders on the earth together,
5 brothers on that bright loveliness in the eternal cold.
6 (Арчибальд Маклиш)1
1. Арчибальд Маклиш (1892–1982) – амер. поэт и писатель. (“Увидеть землю такой, какова она на самом деле есть, крошечной, голубой, прекрасной, плывущей в вечной тишине, значит увидеть нас самих как мчащихся по этой земле всех вместе, собратьев на этой яркой чудесной точке в вечном холоде”; MacLeish A. A Reflection: Riders on Earth Together, Brothers in Eternal Cold / New York Times. 25.12.1968. P. A1).
7 Тема “Севера”, “холода”, “циркумполярного мира” выходит сейчас на первый план в этнографических исследованиях по всему миру. Достаточно посмотреть на выпуски журнала “Этнографическое обозрение” за 2020 г.2 и результаты работы Лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики3. Глобальное потепление, таяние ледников и вечной мерзлоты заставляют задуматься о значимости “холодного мира” для климатического равновесия и сохранения культурного разнообразия Земли, и в создавшихся условиях коренные народы Севера оказываются наиболее уязвимыми. Эта тема интересна не только этнографам и антропологам. Тема холода поднимается в лингвистических исследованиях малочисленных языков народов Севера4.
2. См.: Научная электронная библиотека (https://www.elibrary.ru/title_items.asp?id=8302§ion=327763)

3. Подробнее см. на сайте Арктического государственного института культуры и искусств (http://agiki.ru/2132134214-nauchnoissledovatelskaya-rabota)

4. См. проект “Динамика языковых контактов в циркумполярном регионе” (https://iling-ran.ru/web/departments/typol_compar/circumpolar)
8 Рецензируемая работа международного коллектива авторов издана в рамках проекта “Воображение Севера”, инициированного канадским антропологом и культурологом Д. Шартье. Эта книга стала продолжением творческого сотрудничества двух научных коллективов: канадской Лаборатории воображения Севера (Монреаль, Квебекский университет) и российской Лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики (Якутск, Арктический государственный институт культуры и искусств), начатого в 2014 г. В 2017 г. была издана коллективная монография “Геокультуры Арктики: методология анализа и прикладные исследования” (Замятин, Романова 2017), подготовленная Лабораторией комплексных геокультурных исследований Арктики, в создании которой принял участие Д. Шартье. В 2018 г. в Якутске состоялась Международная междисциплинарная научная конференция “Холод как преимущество. Города и криолитозона: традиции, инновации, креативность”, в которой участвовали сотрудники обеих лабораторий.
9 В новой монографии Д. Шартье продолжает развивать идею о воображении Севера (Шартье 2018), где Север – это “знаковая система, характеризующаяся двойной особенностью: она разработана не теми, кто проживает в этих районах, а по большей части теми, кто никогда там не был” (p. 16). Картина мира коренных народов Севера существенно отличается от популярного и растиражированного “юго-западного” взгляда. История западной цивилизации знает много примеров обращения к Северу и “воображения” Севера, которые формируют “гуманитарную комбинацию, созданную из опыта, дискурса, материальности, культуры и памяти” (Шартье 2018: 15). Необходимо выяснить, какова связь между реальным местом (пространством) и тем представлением о нем, которое существует в западной культуре (Там же: 14). Одним словом, выработать такую методологию, которая способствовала бы изучению неоднородной семиосферы геокультурного пространства Севера самым объективным, т.е. реальным, образом.
10 В знаковой системе Севера, как отмечают авторы, – Д. Шартье, Д.Н. Замятин, Е.Н. Романова, О.Э. Добжанская, О.А. Лавренова – постоянно соприкасаются точки зрения изнутри и извне. На протяжении всей книги происходит, порой подсознательно, переход с одной позиции на другую. Эта дихотомия не только делает рассуждения исследователей “объемными”, но и способствует выработке новых подходов к анализу семиосферы Севера.
11 Понятие “Север” охватывает целое семантическое поле включенных в него концептов, относится к огромному множеству наук о человеке, природе и нашей планете, т.е. к тому, что называется культурным ландшафтом – “единством географического пространства и человеческой деятельности во всех ее проявлениях”, которое “рассматривается как целостная и территориально локализованная совокупность природных, технических и социально-культурных явлений, сформировавшихся в результате действия природных процессов и деятельности людей” (Лавренова 2018: 1).
12 Об этом же пишет и известный географ и культуролог Д.Н. Замятин, анализируя города Севера как амбивалентный антропологический феномен постурбанического мира (p. 38). Возникает эффект фрактальности культур Севера – самоподобие, хранящее характеристики пространственности и пустоты в локальности и конкретностии завязанное на культурных практиках и ритуалах.
13 Глава Е.Н. Романовой и О.Э. Добжанской отражает некоторые особенности этих практик и ритуалов на примере концептуальных метафор коренных народов Севера, таких как долганы, ненцы, нганасаны, эвенки, энцы. Анализ пространственного текста культуры в циркумполярных широтах позволил выявить концептуальные метафоры Холода, связанные с образом Календарного и Социального Времени и пространства (с. 72).
14 Во-первых, понятие пространства. Север осмысливается как пространство, а не как место. С этой точки зрения Север – пространство за границей западного (южного) мира, пограничье, не-место, но пространство, которому помимо инаковости имманентны еще и опасные для жизнедеятельности человека качества природного ландшафта. Пространство Севера извне характеризуется безотносительно к конкретным географическим местам, геокультурными обобщениями. Поэтому мы не знаем, о каких городах идет речь у Д.Н. Замятина, мы не знаем о конкретных местах проживания народов с полуострова Таймыр, где есть города и села (глава Е.Н. Романовой и О.Э. Добжанской). В работе Д. Шартье есть только упоминание стран, на территории которых проживают народы Севера: Исландия, Россия, Канада. Общая тенденция называния географически разнообразного циркумполярного мира “Севером” доказывает, что отношение к этой части семиотической системы геокультурного мира как к периферии превалирует.
15 Каково геокультурное пространство в мифах и эпосах коренных народов? В работе якутских исследователей описаны следующие метафоры: “Время сновидений”, “Люди, засыпающие на зиму”, и “Растапливающие вечную мерзлоту”. В семасиологическом смысле эти метафоры несут в себе пространственное представление о Юге и Севере, о нижнем и небесном мирах, которое трансформируется во временно-календарное представление о зиме и лете, ночи и дне. Так, в самодийской традиции, в обрядовом и сказочном фольклоре, как отмечают авторы, образы холода, льда и зимы напрямую связаны с нижним миром, т.е. подземным миром мертвых (с. 75). Путешествия шаманов в подземный мир в поисках души больного означало проникновение в ледяные толщи вечной мерзлоты. В фольклорных текстах сохранились сюжеты, где северный шаман горячим (раскаленным) поленом, огнем растапливает замерзшую землю и оживляет людей и оленей. У якутов Север и холод несут негативные коннотации, они формируют образ зимы и противопоставлены “культуре воспоминаний” о степном юге, откуда пришли их предки.
16 Таким образом, пространство и время Севера, осмысленные “изнутри” (фольклор и мифология) и “извне”, порождают полисемантичный дискурс, где культурный ландшафт рассматривается в динамике движения культур и практик ритуального времени (p. 87).
17 Во-вторых, важную концептосферу составляют такие понятия, как зима, снег, холод (холодная материя), вечная мерзлота, лед, пустота, белизна.
18 Культурный ландшафт северного или арктического города, исследуемый Д.Н. Замятиным типологически, представляет собой обобщенное единство, целостность геокультурных образов холода, снега и льда, ветра, редкой растительности (p. 38). Здесь большую часть года доминирует темное время суток, затруднены транспортные коммуникации и общение, преобладают специфические архитектурные и планировочные решения, направленных на борьбу с экстремальными природными условиями.
19 Структурирование холодных культурных ландшафтов опирается, по мнению Д.Н. Замятина, на механизмы рационализации экспрессивных визуальных объектов. Эта экспрессия соотнесена с выражением признаков абсолютного или экстремального холода, или же, наоборот, указывает на успешное преодоление этого холода. Исследователь подчеркивает, что арктический город – это пространство, чья визуальность может показаться ненормативной и непривлекательной внешнему наблюдателю в силу особых технологических и планировочных решений. Появляется семиотическое противопоставление искусственной среды (внутренних крытых пространств в больших общественных зданиях – торгово-развлекательные центры, спортивные сооружения, культурно-выставочные комплексы, оранжереи с теплолюбивыми растениями и т.п.) естественному геокультурному ландшафту. Все это, как пишет Д.Н. Замятин, означивает или символизирует имплементацию холодного и темного пространства в теплое и светлое (p. 42).
20 В главе, которая структурно замыкает сборник, но по духу – обобщает другие работы в книге, известный культурогеограф и философ О.А. Лавренова обращается к философскому концепту криосферы, разработанному В.П. Мельниковым и его коллективом (Мельников и др. 2016). Север с периферии мира начинает внедряться в базовые структуры общей семиосферы как таковой. В частности, сегодня в социокультурном дискурсе формируется концепция криософии, онтологии холодной материи. Криосфера является определяющим фактором в формировании культур коренных народов Севера, их образа мира и служит структурной основой культурных ландшафтов и геокультур. Снег и вечная мерзлота формируют онтологическую вертикаль, верх и низ циркумполярного мира. Современные исследователи показывают, что именно лед играет роль терморегулятора в системе биосферы, сохраняя пригодные для белковой жизни условия. Холодную материю, имеющую высокий потенциал в ноосферогенезе и смыслогенезе циркумполярного мира, необходимо включить в ноосферу на правах осознанной и осмысленной части био- и геосферы. В циркумполярной семиотической и аксиологической системе координат мир холода, продолжает О.А. Лавренова, является миром обыденной жизни. Это отражается в особенностях языка коренных народов, где есть множество названий разных форм снега и льда, форм рельефа, связанных с различными проявлениями вечной и сезонной мерзлоты (Гусев и др. 2019).
21 Новое “открытие” геокультурного пространства Севера, а также Юга и Востока, пишет О.А. Лавренова, может сравниться с географическими открытиями (p. 86). Эти открытия позволят выстроить аксиоматические модели, которые породят новый смысл. Двойственность культурного ландшафта Севера как семиотической системы включает в себя, с одной стороны, традиционное мировоззрение коренных жителей и представления американцев, европейцев и, в частности, русских. Автор отмечает, что аксиоматика западного (южного) мира по отношению к холодному миру складывается значимыми произведениями мировой литературы (см. А. Данте, Г.-Х. Андерсен, Дж. Лондон, также О. Куваев) (p. 92). Внутреннее самоосмысление культурных ландшафтов Севера имеет не так много сквозных доминант из-за мультикультурности связанных с ними человеческих сообществ, так как они крайне разнообразны (это коренные народы; люди, приезжающие на временную работу; местные жители, не принадлежащие к коренным народностям и т.п.).
22 Новое “открытие” геокультурного пространства Севера, а также Юга и Востока, пишет О.А. Лавренова, может сравниться с географическими открытиями (p. 86). Эти открытия позволят выстроить аксиоматические модели, которые породят новый смысл. Двойственность культурного ландшафта Севера как семиотической системы включает в себя, с одной стороны, традиционное мировоззрение коренных жителей и представления американцев, европейцев и, в частности, русских. Автор отмечает, что аксиоматика западного (южного) мира по отношению к холодному миру складывается значимыми произведениями мировой литературы (см. А. Данте, Г.-Х. Андерсен, Дж. Лондон, также О. Куваев) (p. 92). Внутреннее самоосмысление культурных ландшафтов Севера имеет не так много сквозных доминант из-за мультикультурности связанных с ними человеческих сообществ, так как они крайне разнообразны (это коренные народы; люди, приезжающие на временную работу; местные жители, не принадлежащие к коренным народностям и т.п.).

Библиография

1. Гусев В.Ю., Казакевич О.А., Кибрик А.А., Ханина О.В. Языковые контакты в циркумполярном регионе II. М.: Институт языкознания РАН, 2019.

2. Замятин Д.Н., Романова Е.Н. Геокультуры Арктики: методология анализа и прикладные исследования. М.: Изд-во “Канон+” РООИ “Реабилитация”, 2017.

3. Лавренова О.А. Книга о геокультурах Арктики. Рец. на: Геокультуры Арктики: методология анализа и прикладные исследования / Ред. Д.Н. Замятин, Е.Н. Романова. М., 2017 // Известия РАН. Серия Географическая. 2018. № 6. С.1–5.

4. Мельников В.П., Геннадиник В.Б., Федоров Р.Ю. Гуманитарные аспекты криософии // Криосфера Земли. 2016. Т. ХХ. № 2. С. 112–117.

5. Шартье Д. Что такое воображение Севера? Этические принципы. Harstad, Arctic Arts Summit. Imaginaire/ Nord. Iceberg, 2018.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести