English
English
en
Русский
ru
About
Archive
Contacts
Везде
Везде
Author
Title
Text
Keywords
Искать
Home
>
№3
>
Review of What We Know About Extraterrestrial Intelligence: Foundations of Xenology, by M. Ashkenazi
Review of What We Know About Extraterrestrial Intelligence: Foundations of Xenology, by M. Ashkenazi
Table of contents
Annotation
Estimate
Publication content
References
Comments
Share
Metrics
Review of What We Know About Extraterrestrial Intelligence: Foundations of Xenology, by M. Ashkenazi
3
Review of What We Know About Extraterrestrial Intelligence: Foundations of Xenology, by M. Ashkenazi
Igor V. Chininov
Annotation
PII
S086954150010057-2-1
DOI
10.31857/S086954150010057-2
Publication type
Review
Source material for review
Ashkenazi M. What We Know About Extraterrestrial Intelligence: Foundations of Xenology. Cham, 2017
Status
Published
Authors
Igor V. Chininov
Send message
ORCID:
0000-0002-1614-5699
Affiliation:
Institute of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences
Address: 32a Leninsky prospekt, Moscow, 119991, Russia
Edition
№3
Pages
195-198
Abstract
Received
28.06.2020
Date of publication
28.06.2020
Number of purchasers
29
Views
548
Readers community rating
0.0
(0 votes)
Cite
Download pdf
Download JATS
GOST
Chininov I. Review of What We Know About Extraterrestrial Intelligence: Foundations of Xenology, by M. Ashkenazi // Ethno review. – 2020. – №3 C. 195-198 . URL: https://ethnorevras.ru/s086954150010057-2-1/?version_id=13969. DOI: 10.31857/S086954150010057-2
MLA
Chininov, Igor V "Review of What We Know About Extraterrestrial Intelligence: Foundations of Xenology, by M. Ashkenazi."
Ethno review.
3 (2020).:195-198. DOI: 10.31857/S086954150010057-2
APA
Chininov I. (2020). Review of What We Know About Extraterrestrial Intelligence: Foundations of Xenology, by M. Ashkenazi.
Ethno review.
no. 3, pp.195-198 DOI: 10.31857/S086954150010057-2
Publication content
1
Среди возрастающего в последнее время количества научных трудов по различным вопросам астробиологии и SETI (“Поиск внеземного разума”) особо выделяются работы специалистов из области социальной/культурной антропологии, в которых основной акцент делается на культурных, социальных и идеологических аспектах этих междисциплинарных исследовательских направлений. В этой связи значительный интерес представляет монография культурного антрополога Майкла Ашкенази, посвященная антропологическим подходам к проблематике внеземного разума. Сам термин
ксенология
в трактовке автора звучит как пример конвергентной эволюции, в первую очередь конвергенции разума у биологических видов и конвергенции идей.
Среди возрастающего в последнее время количества научных трудов по различным вопросам астробиологии и SETI (“Поиск внеземного разума”) особо выделяются работы специалистов из области социальной/культурной антропологии, в которых основной акцент делается на культурных, социальных и идеологических аспектах этих междисциплинарных исследовательских направлений. В этой связи значительный интерес представляет монография культурного антрополога Майкла Ашкенази, посвященная антропологическим подходам к проблематике внеземного разума. Сам термин <em>ксенология</em> в трактовке автора звучит как пример конвергентной эволюции, в первую очередь конвергенции разума у биологических видов и конвергенции идей.
Среди возрастающего в последнее время количества научных трудов по различным вопросам астробиологии и SETI (“Поиск внеземного разума”) особо выделяются работы специалистов из области социальной/культурной антропологии, в которых основной акцент делается на культурных, социальных и идеологических аспектах этих междисциплинарных исследовательских направлений. В этой связи значительный интерес представляет монография культурного антрополога Майкла Ашкенази, посвященная антропологическим подходам к проблематике внеземного разума. Сам термин <em>ксенология</em> в трактовке автора звучит как пример конвергентной эволюции, в первую очередь конвергенции разума у биологических видов и конвергенции идей.
2
Рецензируемая монография состоит из четырнадцати глав, каждая из которых делится на несколько разделов и подразделов. Они охватывают весьма обширный диапазон тем, связанных с гипотетическими внеземными разумными формами жизни; вначале рассматриваются астрофизические и биохимические предпосылки, необходимые для ее зарождения, далее следуют разделы, посвященные эволюционной биологии, после чего идет глубокий анализ проблем разума, языка и культур. В заключении описываются варианты возможных контактов между жителями Земли и представителями внеземных цивилизаций, а также последствия этого общения (как для людей, так и для внеземных разумных видов). В конце каждой главы даются общие выводы по рассмотренной теме и приводится обширная библиография. Хотя большинство исследуемых автором монографии проблем так или иначе затрагивает множество теоретических вопросов антропологических наук, стоит выделить наиболее спорные и интересные из них.
Рецензируемая монография состоит из четырнадцати глав, каждая из которых делится на несколько разделов и подразделов. Они охватывают весьма обширный диапазон тем, связанных с гипотетическими внеземными разумными формами жизни; вначале рассматриваются астрофизические и биохимические предпосылки, необходимые для ее зарождения, далее следуют разделы, посвященные эволюционной биологии, после чего идет глубокий анализ проблем разума, языка и культур. В заключении описываются варианты возможных контактов между жителями Земли и представителями внеземных цивилизаций, а также последствия этого общения (как для людей, так и для внеземных разумных видов). В конце каждой главы даются общие выводы по рассмотренной теме и приводится обширная библиография. Хотя большинство исследуемых автором монографии проблем так или иначе затрагивает множество теоретических вопросов антропологических наук, стоит выделить наиболее спорные и интересные из них.
Рецензируемая монография состоит из четырнадцати глав, каждая из которых делится на несколько разделов и подразделов. Они охватывают весьма обширный диапазон тем, связанных с гипотетическими внеземными разумными формами жизни; вначале рассматриваются астрофизические и биохимические предпосылки, необходимые для ее зарождения, далее следуют разделы, посвященные эволюционной биологии, после чего идет глубокий анализ проблем разума, языка и культур. В заключении описываются варианты возможных контактов между жителями Земли и представителями внеземных цивилизаций, а также последствия этого общения (как для людей, так и для внеземных разумных видов). В конце каждой главы даются общие выводы по рассмотренной теме и приводится обширная библиография. Хотя большинство исследуемых автором монографии проблем так или иначе затрагивает множество теоретических вопросов антропологических наук, стоит выделить наиболее спорные и интересные из них.
3
В разделе “Отбор” главы “Эволюционные параметры внеземного разума” Ашкенази отмечает, что культурная эволюция
в принципе
не отличается от естественной: тот, кто более приспособлен, достигает зрелого состояния и производит собственное потомство. И здесь, вероятно, также действует отбор (“одни лучше, а другие хуже”), хотя его параметры отличаются, поскольку происходят из среды, порожденной культурой разумных организмов, а не природными условиями. Последствия прогресса цивилизации могут быть довольно разрушительными (ядерная война стала бы самым катастрофическим) и работают как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Например, Япония прошла путь от милитаристского до миролюбивого государства в результате отбора, созданного исключительно культурой, навязанной извне. Природная эволюция действует повсюду в мире схожим образом: конкуренция и сотрудничество, отбор наиболее приспособленных особей биологического вида и отбор вида в целом для выживания в естественной среде и репродукции. С другой стороны, культурная эволюция имеет, по всей видимости, некоторые отличающиеся правила: меньше важна физическая приспособленность и больше – сочетание социальной, технической и экологической адаптаций. Таким образом, этот более сложный процесс затмевает естественный отбор. Культурная эволюция предполагает, что те, кто способен адаптироваться к сложным социальным взаимодействиям (например, новые формы общения), технологическому прогрессу (например, использование множества сложных инструментов) и естественному отбору, станут размножаться и успешно доводить свое потомство до взрослого состояния и репродуктивного статуса. Имеет ли это значение для проблемы возможных коммуникаций с внеземным разумом? Автор монографии считает фундаментальными оба типа эволюции. Естественная эволюция – это результат совокупности физических, химических и биологических явлений планетарной природной среды. И по определению, ее почти невозможно проследить. Когда астробиология и астрономия снабдят нас более подробными данными, мы сможем достичь этапа некоторых обобщений относительно функционирования внеземных планетарных экологий. В настоящее время этих сведений почти нет, и мы должны констатировать, что природа естественной эволюции, как и ее продуктов на экзопланетах, остаются для нас загадкой. Культурная эволюция – это явление несколько иного типа. Ашкенази принимает в качестве возможного аргумента, что все культуры развиваются в некотором роде схожим образом. Если сравнить “современность” с предыдущими историческими периодами, то она характеризуется следующими признаками: ускоренный технический прогресс; быстрые социальные изменения, как только общественные привычки разрушаются из-за технологических инноваций, экономических колебаний и перемещений населения; изменение в типе разума, так как логическое и абстрактное мышление, связанность и инновации дают преимущества; интенсификация моды. С позиции отдельного индивида возможность довести свое потомство до взрослого состояния также является характерным критерием “современности”. Это означает, что способность перейти к процветанию в такой окружающей среде является формой отбора: лица, достигающие этого, живут для воспроизводства потомства, которое будет делать то же самое. Поскольку в настоящее время человечество переживает первый век “современности”, то очень сложно видеть себя объективно. Тем не менее если этот тип изменения и его ускорители – информационные технологии, цифровые технологии, глобализация – являются универсальными, тогда другие разумные биологические виды могут развиваться примерно в том же направлении. В то время как биологические процессы могут очень сильно различаться, две другие эволюционные силы – общество и культура – могут быть во многих отношениях схожими, порождая значительно большую близость современного человечества к внеземным цивилизациям, нежели к своим предкам эпохи каменного века. Это, в свою очередь, может уменьшить проблемы с возможными коммуникациями между людьми и разумными внеземными видами. При этом автор делает оговорку, что мы не в состоянии предугадать наш собственный процесс культурной эволюции, поэтому, скорее всего, и нет возможности предвидеть нашу дальнейшую стадию развития.
В разделе “Отбор” главы “Эволюционные параметры внеземного разума” Ашкенази отмечает, что культурная эволюция <em>в принципе</em> не отличается от естественной: тот, кто более приспособлен, достигает зрелого состояния и производит собственное потомство. И здесь, вероятно, также действует отбор (“одни лучше, а другие хуже”), хотя его параметры отличаются, поскольку происходят из среды, порожденной культурой разумных организмов, а не природными условиями. Последствия прогресса цивилизации могут быть довольно разрушительными (ядерная война стала бы самым катастрофическим) и работают как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Например, Япония прошла путь от милитаристского до миролюбивого государства в результате отбора, созданного исключительно культурой, навязанной извне. Природная эволюция действует повсюду в мире схожим образом: конкуренция и сотрудничество, отбор наиболее приспособленных особей биологического вида и отбор вида в целом для выживания в естественной среде и репродукции. С другой стороны, культурная эволюция имеет, по всей видимости, некоторые отличающиеся правила: меньше важна физическая приспособленность и больше – сочетание социальной, технической и экологической адаптаций. Таким образом, этот более сложный процесс затмевает естественный отбор. Культурная эволюция предполагает, что те, кто способен адаптироваться к сложным социальным взаимодействиям (например, новые формы общения), технологическому прогрессу (например, использование множества сложных инструментов) и естественному отбору, станут размножаться и успешно доводить свое потомство до взрослого состояния и репродуктивного статуса. Имеет ли это значение для проблемы возможных коммуникаций с внеземным разумом? Автор монографии считает фундаментальными оба типа эволюции. Естественная эволюция – это результат совокупности физических, химических и биологических явлений планетарной природной среды. И по определению, ее почти невозможно проследить. Когда астробиология и астрономия снабдят нас более подробными данными, мы сможем достичь этапа некоторых обобщений относительно функционирования внеземных планетарных экологий. В настоящее время этих сведений почти нет, и мы должны констатировать, что природа естественной эволюции, как и ее продуктов на экзопланетах, остаются для нас загадкой. Культурная эволюция – это явление несколько иного типа. Ашкенази принимает в качестве возможного аргумента, что все культуры развиваются в некотором роде схожим образом. Если сравнить “современность” с предыдущими историческими периодами, то она характеризуется следующими признаками: ускоренный технический прогресс; быстрые социальные изменения, как только общественные привычки разрушаются из-за технологических инноваций, экономических колебаний и перемещений населения; изменение в типе разума, так как логическое и абстрактное мышление, связанность и инновации дают преимущества; интенсификация моды. С позиции отдельного индивида возможность довести свое потомство до взрослого состояния также является характерным критерием “современности”. Это означает, что способность перейти к процветанию в такой окружающей среде является формой отбора: лица, достигающие этого, живут для воспроизводства потомства, которое будет делать то же самое. Поскольку в настоящее время человечество переживает первый век “современности”, то очень сложно видеть себя объективно. Тем не менее если этот тип изменения и его ускорители – информационные технологии, цифровые технологии, глобализация – являются универсальными, тогда другие разумные биологические виды могут развиваться примерно в том же направлении. В то время как биологические процессы могут очень сильно различаться, две другие эволюционные силы – общество и культура – могут быть во многих отношениях схожими, порождая значительно большую близость современного человечества к внеземным цивилизациям, нежели к своим предкам эпохи каменного века. Это, в свою очередь, может уменьшить проблемы с возможными коммуникациями между людьми и разумными внеземными видами. При этом автор делает оговорку, что мы не в состоянии предугадать наш собственный процесс культурной эволюции, поэтому, скорее всего, и нет возможности предвидеть нашу дальнейшую стадию развития.
В разделе “Отбор” главы “Эволюционные параметры внеземного разума” Ашкенази отмечает, что культурная эволюция <em>в принципе</em> не отличается от естественной: тот, кто более приспособлен, достигает зрелого состояния и производит собственное потомство. И здесь, вероятно, также действует отбор (“одни лучше, а другие хуже”), хотя его параметры отличаются, поскольку происходят из среды, порожденной культурой разумных организмов, а не природными условиями. Последствия прогресса цивилизации могут быть довольно разрушительными (ядерная война стала бы самым катастрофическим) и работают как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Например, Япония прошла путь от милитаристского до миролюбивого государства в результате отбора, созданного исключительно культурой, навязанной извне. Природная эволюция действует повсюду в мире схожим образом: конкуренция и сотрудничество, отбор наиболее приспособленных особей биологического вида и отбор вида в целом для выживания в естественной среде и репродукции. С другой стороны, культурная эволюция имеет, по всей видимости, некоторые отличающиеся правила: меньше важна физическая приспособленность и больше – сочетание социальной, технической и экологической адаптаций. Таким образом, этот более сложный процесс затмевает естественный отбор. Культурная эволюция предполагает, что те, кто способен адаптироваться к сложным социальным взаимодействиям (например, новые формы общения), технологическому прогрессу (например, использование множества сложных инструментов) и естественному отбору, станут размножаться и успешно доводить свое потомство до взрослого состояния и репродуктивного статуса. Имеет ли это значение для проблемы возможных коммуникаций с внеземным разумом? Автор монографии считает фундаментальными оба типа эволюции. Естественная эволюция – это результат совокупности физических, химических и биологических явлений планетарной природной среды. И по определению, ее почти невозможно проследить. Когда астробиология и астрономия снабдят нас более подробными данными, мы сможем достичь этапа некоторых обобщений относительно функционирования внеземных планетарных экологий. В настоящее время этих сведений почти нет, и мы должны констатировать, что природа естественной эволюции, как и ее продуктов на экзопланетах, остаются для нас загадкой. Культурная эволюция – это явление несколько иного типа. Ашкенази принимает в качестве возможного аргумента, что все культуры развиваются в некотором роде схожим образом. Если сравнить “современность” с предыдущими историческими периодами, то она характеризуется следующими признаками: ускоренный технический прогресс; быстрые социальные изменения, как только общественные привычки разрушаются из-за технологических инноваций, экономических колебаний и перемещений населения; изменение в типе разума, так как логическое и абстрактное мышление, связанность и инновации дают преимущества; интенсификация моды. С позиции отдельного индивида возможность довести свое потомство до взрослого состояния также является характерным критерием “современности”. Это означает, что способность перейти к процветанию в такой окружающей среде является формой отбора: лица, достигающие этого, живут для воспроизводства потомства, которое будет делать то же самое. Поскольку в настоящее время человечество переживает первый век “современности”, то очень сложно видеть себя объективно. Тем не менее если этот тип изменения и его ускорители – информационные технологии, цифровые технологии, глобализация – являются универсальными, тогда другие разумные биологические виды могут развиваться примерно в том же направлении. В то время как биологические процессы могут очень сильно различаться, две другие эволюционные силы – общество и культура – могут быть во многих отношениях схожими, порождая значительно большую близость современного человечества к внеземным цивилизациям, нежели к своим предкам эпохи каменного века. Это, в свою очередь, может уменьшить проблемы с возможными коммуникациями между людьми и разумными внеземными видами. При этом автор делает оговорку, что мы не в состоянии предугадать наш собственный процесс культурной эволюции, поэтому, скорее всего, и нет возможности предвидеть нашу дальнейшую стадию развития.
4
В разделе “Культура и экологии” (глава “Культурные параметры внеземного разума”) Ашкенази затрагивает весьма обсуждаемый вопрос об универсальности религии. Некоторые ученые предполагали, что она может быть универсальной по природным причинам. Э. Дюркгейм и К. Леви-Стросс указывали на религию как на биологическую необходимость – шаг в развитии и создании разума и коллективов. Современная социобиологическая теория также подразумевает, что религия является результатом природной потребности в групповой поддержке и объединении. Ричард Докинз считает ее выражением генетической биологической структуры и, следовательно, специфическим человеческим явлением. С другой стороны, формирование групп может быть предпосылкой для организации любого технологического общества. Таким образом, религия будет естественным и почти автоматическим критерием формирования этих групп. Если это верно, то тогда есть вероятность, что разумные внеземные формы жизни, независимо от их технологического статуса, будут демонстрировать особенности, которые мы связываем с феноменом религии. Широко распространенное мнение о рациональности как признаке отсутствия религиозности было развенчано и эмпирическими исследованиями, и многочисленными примерами, указывающими на наличие религиозной веры у высоко “рациональных” ученых. Правда, образование негативно соотносится с членством и участием в каком-либо организованном религиозном сообществе, однако не мешает поддержке веры в целом, не говоря уже о личной религиозности. Среди людей “рациональность” (измеряемая в терминах научного образования и практики) отрицательно соотносится с такими аспектами религии, как участие в ритуале или членство в церковной организации, но, по существующим данным, также не коррелирует с отказом от религиозного мышления или веры в целом. Все это может быть справедливо и в отношении внеземных разумных биологических видов, полагает Ашкенази.
В разделе “Культура и экологии” (глава “Культурные параметры внеземного разума”) Ашкенази затрагивает весьма обсуждаемый вопрос об универсальности религии. Некоторые ученые предполагали, что она может быть универсальной по природным причинам. Э. Дюркгейм и К. Леви-Стросс указывали на религию как на биологическую необходимость – шаг в развитии и создании разума и коллективов. Современная социобиологическая теория также подразумевает, что религия является результатом природной потребности в групповой поддержке и объединении. Ричард Докинз считает ее выражением генетической биологической структуры и, следовательно, специфическим человеческим явлением. С другой стороны, формирование групп может быть предпосылкой для организации любого технологического общества. Таким образом, религия будет естественным и почти автоматическим критерием формирования этих групп. Если это верно, то тогда есть вероятность, что разумные внеземные формы жизни, независимо от их технологического статуса, будут демонстрировать особенности, которые мы связываем с феноменом религии. Широко распространенное мнение о рациональности как признаке отсутствия религиозности было развенчано и эмпирическими исследованиями, и многочисленными примерами, указывающими на наличие религиозной веры у высоко “рациональных” ученых. Правда, образование негативно соотносится с членством и участием в каком-либо организованном религиозном сообществе, однако не мешает поддержке веры в целом, не говоря уже о личной религиозности. Среди людей “рациональность” (измеряемая в терминах научного образования и практики) отрицательно соотносится с такими аспектами религии, как участие в ритуале или членство в церковной организации, но, по существующим данным, также не коррелирует с отказом от религиозного мышления или веры в целом. Все это может быть справедливо и в отношении внеземных разумных биологических видов, полагает Ашкенази.
В разделе “Культура и экологии” (глава “Культурные параметры внеземного разума”) Ашкенази затрагивает весьма обсуждаемый вопрос об универсальности религии. Некоторые ученые предполагали, что она может быть универсальной по природным причинам. Э. Дюркгейм и К. Леви-Стросс указывали на религию как на биологическую необходимость – шаг в развитии и создании разума и коллективов. Современная социобиологическая теория также подразумевает, что религия является результатом природной потребности в групповой поддержке и объединении. Ричард Докинз считает ее выражением генетической биологической структуры и, следовательно, специфическим человеческим явлением. С другой стороны, формирование групп может быть предпосылкой для организации любого технологического общества. Таким образом, религия будет естественным и почти автоматическим критерием формирования этих групп. Если это верно, то тогда есть вероятность, что разумные внеземные формы жизни, независимо от их технологического статуса, будут демонстрировать особенности, которые мы связываем с феноменом религии. Широко распространенное мнение о рациональности как признаке отсутствия религиозности было развенчано и эмпирическими исследованиями, и многочисленными примерами, указывающими на наличие религиозной веры у высоко “рациональных” ученых. Правда, образование негативно соотносится с членством и участием в каком-либо организованном религиозном сообществе, однако не мешает поддержке веры в целом, не говоря уже о личной религиозности. Среди людей “рациональность” (измеряемая в терминах научного образования и практики) отрицательно соотносится с такими аспектами религии, как участие в ритуале или членство в церковной организации, но, по существующим данным, также не коррелирует с отказом от религиозного мышления или веры в целом. Все это может быть справедливо и в отношении внеземных разумных биологических видов, полагает Ашкенази.
5
В разделе “Экстраполяция от технологии: конвергенция или дивергенция?” главы “Внеземные цивилизации” (а также в другой главе) автор монографии затрагивает одну из самых провокационных идей: могут ли сложные технологии создаваться без участия разума. Он указывает на два возможных сценария. В первом случае достаточно разумный и рациональный организм просто не имеет выбора: его действия всегда ведут к самому лучшему решению любой проблемы. Во втором случае не наделенные разумом биологические виды могут создавать сложные технологии. Здесь автор приводит в качестве примера пчел, термитов и муравьев, которые технически функционируют (они создают сложные артефакты и управляют ими), не проявляя, по-видимому, признаков разумной деятельности. Если экстраполировать этот пример, то можно признать возможность существования технологических биологических организмов, способных достичь того же уровня, что и современное человечество, включая умение создавать космические корабли, радио и другие приборы, исключительно на основе инстинкта. На наш взгляд, это предположение звучит крайне абсурдно. Для производства космических кораблей, радиотелескопов и других сложных приборов необходимы глубокое понимание физических законов, использование сложного математического аппарата, применение разнообразных инструментов (исключительно руками или другими конечностями такие технологии невозможно создать), а также наличие определенных целей, не связанных напрямую с добычей пропитания и репродукцией. На основании инстинктов ничего из этого достичь в принципе невозможно. В противном случае за всю историю существования жизни на Земле какие-нибудь биологические виды (не наделенные разумом) достигли бы технологического уровня, конкурирующего с таковым у современного человечества.
В разделе “Экстраполяция от технологии: конвергенция или дивергенция?” главы “Внеземные цивилизации” (а также в другой главе) автор монографии затрагивает одну из самых провокационных идей: могут ли сложные технологии создаваться без участия разума. Он указывает на два возможных сценария. В первом случае достаточно разумный и рациональный организм просто не имеет выбора: его действия всегда ведут к самому лучшему решению любой проблемы. Во втором случае не наделенные разумом биологические виды могут создавать сложные технологии. Здесь автор приводит в качестве примера пчел, термитов и муравьев, которые технически функционируют (они создают сложные артефакты и управляют ими), не проявляя, по-видимому, признаков разумной деятельности. Если экстраполировать этот пример, то можно признать возможность существования технологических биологических организмов, способных достичь того же уровня, что и современное человечество, включая умение создавать космические корабли, радио и другие приборы, исключительно на основе инстинкта. На наш взгляд, это предположение звучит крайне абсурдно. Для производства космических кораблей, радиотелескопов и других сложных приборов необходимы глубокое понимание физических законов, использование сложного математического аппарата, применение разнообразных инструментов (исключительно руками или другими конечностями такие технологии невозможно создать), а также наличие определенных целей, не связанных напрямую с добычей пропитания и репродукцией. На основании инстинктов ничего из этого достичь в принципе невозможно. В противном случае за всю историю существования жизни на Земле какие-нибудь биологические виды (не наделенные разумом) достигли бы технологического уровня, конкурирующего с таковым у современного человечества.
В разделе “Экстраполяция от технологии: конвергенция или дивергенция?” главы “Внеземные цивилизации” (а также в другой главе) автор монографии затрагивает одну из самых провокационных идей: могут ли сложные технологии создаваться без участия разума. Он указывает на два возможных сценария. В первом случае достаточно разумный и рациональный организм просто не имеет выбора: его действия всегда ведут к самому лучшему решению любой проблемы. Во втором случае не наделенные разумом биологические виды могут создавать сложные технологии. Здесь автор приводит в качестве примера пчел, термитов и муравьев, которые технически функционируют (они создают сложные артефакты и управляют ими), не проявляя, по-видимому, признаков разумной деятельности. Если экстраполировать этот пример, то можно признать возможность существования технологических биологических организмов, способных достичь того же уровня, что и современное человечество, включая умение создавать космические корабли, радио и другие приборы, исключительно на основе инстинкта. На наш взгляд, это предположение звучит крайне абсурдно. Для производства космических кораблей, радиотелескопов и других сложных приборов необходимы глубокое понимание физических законов, использование сложного математического аппарата, применение разнообразных инструментов (исключительно руками или другими конечностями такие технологии невозможно создать), а также наличие определенных целей, не связанных напрямую с добычей пропитания и репродукцией. На основании инстинктов ничего из этого достичь в принципе невозможно. В противном случае за всю историю существования жизни на Земле какие-нибудь биологические виды (не наделенные разумом) достигли бы технологического уровня, конкурирующего с таковым у современного человечества.
6
В разделе “Последствия контакта” одноименной главы Ашкенази рассматривает также дискуссионный вопрос о судьбе земных религий после установления коммуникации с внеземной цивилизацией (при этом он придерживается мнения, что физический контакт людей с разумными внеземными видами весьма маловероятен). На интеллектуальном уровне, включающем рассуждения теологов и религиоведов, практически все религии не испытали бы сложностей в принятии существования внеземного разума. Но на поведенческом, популярном уровне, особенно в тех сообществах, где религия тесно связана с популистскими настроениями, милленаризмом, неортодоксальными верованиями и практиками и псевдонаучными элементами, которые преобладают как в идеологии, так и в ритуале, контакт может вызвать массовые народные движения. Некоторые религиозные системы могут легко инкорпорировать вступившую в коммуникацию внеземную цивилизацию в свои верования. В развитых странах в эти движения могут быть вовлечены бедные слои населения (а также часть более богатых людей). Например, культы карго в Меланезии, новые японские религиозные движения и схожие направления в других частях мира – это, прежде всего, реакции на бедность, беспомощность и нужду (здесь важно возразить автору, что Меланезия никогда не относилась к развитым регионам мира). И они часто вызывались внешними событиями, в т.ч. приходом могущественных чужаков. При появлении новых религиозных движений, связанных с контактом, их харизматические лидеры будут использовать факт существования внеземной цивилизации в качестве инструмента для усиления религиозных, экономических, политических и, возможно, военных настроений.
В разделе “Последствия контакта” одноименной главы Ашкенази рассматривает также дискуссионный вопрос о судьбе земных религий после установления коммуникации с внеземной цивилизацией (при этом он придерживается мнения, что физический контакт людей с разумными внеземными видами весьма маловероятен). На интеллектуальном уровне, включающем рассуждения теологов и религиоведов, практически все религии не испытали бы сложностей в принятии существования внеземного разума. Но на поведенческом, популярном уровне, особенно в тех сообществах, где религия тесно связана с популистскими настроениями, милленаризмом, неортодоксальными верованиями и практиками и псевдонаучными элементами, которые преобладают как в идеологии, так и в ритуале, контакт может вызвать массовые народные движения. Некоторые религиозные системы могут легко инкорпорировать вступившую в коммуникацию внеземную цивилизацию в свои верования. В развитых странах в эти движения могут быть вовлечены бедные слои населения (а также часть более богатых людей). Например, культы карго в Меланезии, новые японские религиозные движения и схожие направления в других частях мира – это, прежде всего, реакции на бедность, беспомощность и нужду (здесь важно возразить автору, что Меланезия никогда не относилась к развитым регионам мира). И они часто вызывались внешними событиями, в т.ч. приходом могущественных чужаков. При появлении новых религиозных движений, связанных с контактом, их харизматические лидеры будут использовать факт существования внеземной цивилизации в качестве инструмента для усиления религиозных, экономических, политических и, возможно, военных настроений.
В разделе “Последствия контакта” одноименной главы Ашкенази рассматривает также дискуссионный вопрос о судьбе земных религий после установления коммуникации с внеземной цивилизацией (при этом он придерживается мнения, что физический контакт людей с разумными внеземными видами весьма маловероятен). На интеллектуальном уровне, включающем рассуждения теологов и религиоведов, практически все религии не испытали бы сложностей в принятии существования внеземного разума. Но на поведенческом, популярном уровне, особенно в тех сообществах, где религия тесно связана с популистскими настроениями, милленаризмом, неортодоксальными верованиями и практиками и псевдонаучными элементами, которые преобладают как в идеологии, так и в ритуале, контакт может вызвать массовые народные движения. Некоторые религиозные системы могут легко инкорпорировать вступившую в коммуникацию внеземную цивилизацию в свои верования. В развитых странах в эти движения могут быть вовлечены бедные слои населения (а также часть более богатых людей). Например, культы карго в Меланезии, новые японские религиозные движения и схожие направления в других частях мира – это, прежде всего, реакции на бедность, беспомощность и нужду (здесь важно возразить автору, что Меланезия никогда не относилась к развитым регионам мира). И они часто вызывались внешними событиями, в т.ч. приходом могущественных чужаков. При появлении новых религиозных движений, связанных с контактом, их харизматические лидеры будут использовать факт существования внеземной цивилизации в качестве инструмента для усиления религиозных, экономических, политических и, возможно, военных настроений.
7
Несмотря на некоторые спорные моменты, рецензируемая книга охватывает по-настоящему широкий круг тем и представляет большой интерес для этнологов и антропологов, занимающихся самыми разными теоретическими вопросами. Кроме того, она может служить в качестве пособия при подготовке соответствующего учебного курса для студентов и аспирантов антропологических дисциплин.
Несмотря на некоторые спорные моменты, рецензируемая книга охватывает по-настоящему широкий круг тем и представляет большой интерес для этнологов и антропологов, занимающихся самыми разными теоретическими вопросами. Кроме того, она может служить в качестве пособия при подготовке соответствующего учебного курса для студентов и аспирантов антропологических дисциплин.
Несмотря на некоторые спорные моменты, рецензируемая книга охватывает по-настоящему широкий круг тем и представляет большой интерес для этнологов и антропологов, занимающихся самыми разными теоретическими вопросами. Кроме того, она может служить в качестве пособия при подготовке соответствующего учебного курса для студентов и аспирантов антропологических дисциплин.
Comments
No posts found
Write a review
Translate
Sign in
Email
Password
Войти
Forgot your password?
Register
Via social network
Comments
No posts found