RAS History & PhilologyЭтнографическое обозрение Ethno review

  • ISSN (Print) 0869-5415
  • ISSN (Online) 3034-6274

Review of Sotsial’nye faktory mezhetnicheskoi napriazhennosti v Rossii [Social Factors of Interethnic Tension in Russia], edited by Yu.B. Epikhina and M.F. Chernysh

PII
S086954150007776-3-1
DOI
10.31857/S086954150007776-3
Publication type
Review
Status
Published
Authors
Volume/ Edition
Volume / №6
Pages
192-194
Abstract

         

Keywords
Date of publication
19.12.2019
Year of publication
2019
Number of purchasers
70
Views
680

В коллективной монографии представлены результаты исследования “Социально-экономические и социально-культурные предпосылки напряжений и конфликтов в сфере межнациональных отношений”, реализованного в 2017 г. под эгидой Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН. В состав авторского коллектива вошли известные российские ученые К.С. Григорьева, Ю.Б. Епихина, И.М. Кузнецов, Н.С. Мастикова, В.И. Мукомель, П.В. Фадеев и М.Ф. Черныш. Монография состоит из предисловия, трех разделов, приложения и заключения.

В предисловии авторы представляют свое видение предмета исследования: межэтническая напряженность рассматривается ими как “состояние, имеющее в основании совокупность причин социального, экономического и политического характера”, а важнейшим фактором, ее порождающим, авторы считают неравенство (с. 6). Странно, что это положение, которое должно быть выводом, сделанным в результате анализа эмпирического материала, мы находим в предисловии. Да и в самом выводе нет ничего нового: мы встречаем его практически во всех трудах по этносоциологии конца прошлого столетия. При этом непонятно, почему социальные причины провоцируют не социальную, а межэтническую напряженность; экономические факторы порождают не экономические конфликты, а этнические противостояния; также неясно, чем обусловлена этничность политических конфликтов. Разумеется, очень часто конфликтам разного рода по неведению или сознательно приписывается этнический характер, но в основе любого из них всегда лежат рациональные причины, а не иррациональная мифологизированная этничность.

Уникальность своего исследования авторы видят в том, что оно проводилось с использованием масштабной выборки, в которую было включено примерно семь тысяч семей, а также в том, что специалисты сочетали метод массового опроса с методом фокус-групп. Мне кажется, называть данный опрос уникальным не совсем корректно: сопоставимые по масштабам этносоциологические опросы уже проводились сотрудниками ЦИМО, а также существовавшего ранее сектора народов Поволжья ИЭА РАН. При этом, как правило, метод формализованного интервью в ходе этих исследований также сочетался с целым рядом иных социологических методик.

В первом разделе, который называется “Теория и методология межэтнических исследований”, первый параграф представляет собой достаточно обстоятельный и интересный обзор трудов западных социологов и, в значительно меньшем объеме, российских обществоведов (этнологов и этносоциологов), так или иначе трактующих феномены “этнос”, “национальность”, “нация”, “межэтнические отношения”. Примечательно, что речь идет о различных теоретико-методологических подходах к изучению этничности, но при этом авторы не солидарны ни с одним из них и, соответственно, не формулируют собственное теоретическое кредо. Они считают, что “оптимальная стратегия изучения межэтнической напряженности находится в русле методологического индивидуализма” (с. 55). В соответствии с таким подходом авторы коллективной монографии не излагают свое понимание этноса и этничности и тем более не предлагают читателю операциональное определение используемых понятий. Лишь из контекста можно заключить, что они исходят из эссенциалистских (примордиалистских) представлений об этнических феноменах, характерных для отечественной этнографии середины и отчасти второй половины прошлого столетия.

Фактически этот параграф представляет собой историографический обзор теоретических трудов, по-разному интерпретирующих этнические феномены, в то время как историографического анализа многочисленных работ отечественных этносоциологов конца прошлого – начала нынешнего столетия в этом исследовании мы не находим. Впрочем, этот недостаток отчасти компенсируют достаточно подробные обзоры литературы по каждой конкретной проблеме (например, проблеме влияния уровня религиозности на межэтническую напряженность). Эти “частные” историографии сдержат в большинстве своем упоминания зарубежных авторов и российских социологов, представляющих ИС РАН, и в значительно меньшей мере этнологов (этносоциологов), работающих в ИЭА РАН.

Второй параграф этого раздела хоть и называется “Вопросы исследовательской методологии”, речь в нем идет только об одном из использованных методов сбора эмпирического материала, а именно о методе фокус-групп. Авторы излагают причины, побудившие обратиться к этому методу на первом этапе исследования, подробно описывают опыт использования этого метода в зарубежной и отечественной социологии и этносоциологии, а также достоинства и недостатки метода фокус-групп. Они констатируют, что “на этапе планирования исследования методу фокус-групп была отведена ключевая роль в сборе социологических данных, относящихся к проблематике проекта” (с. 56). Вместе с тем честное изложение тех методических проблем и организационных трудностей, с которыми столкнулись специалисты при проведении исследования методом фокус-групп, заставляет усомниться в качестве полученного эмпирического материала. Да и сами авторы, размышляя о достоинствах и недостатках избранного ими метода, отмечают, что “глубинное интервью в сравнении с методом фокус-группового обсуждения может оказаться более предпочтительным” (с. 75). Трудно понять, почему же авторский коллектив остановился именно на методе фокус-групп и что же именно позволило прояснить целесообразность его использования на первом этапе исследования? Вывод из параграфа содержит лишь указание на то, что в результате проведения глубинных интервью с чеченцами, таджиками и узбеками “удалось собрать разноплановый и детализированный материал, отражающий личный опыт контактов и взаимодействия с представителями разных этнических групп” (с. 76).

Мнения и высказывания респондентов по тем или иным проблемам, которые в качестве иллюстраций приводят авторы, представляются достаточно интересными и создают у читателя довольно полную картину культурной и социальной напряженности в тех или иных регионах страны. Но судить о типичности тех или иных взглядов, присущих представителям разных социальных групп и культурных слоев, сложно.

Второй раздел монографии посвящен выявлению степени влияния социокультурных факторов на межэтнические отношения, в третьем анализируются социально-экономические факторы межэтнической напряженности. Эти разделы написаны на основе данных массового опроса, реализованного в рамках указанного выше проекта и направленного на выявление потенциальных факторов, которые могут способствовать обострению межэтнических отношений в условиях динамичных экономических трансформаций и социальных сдвигов в постсоветской России. Исследователями был разработан блок вопросов, который, по их мнению, позволяет оценить состояние межнациональных отношений, выявить уровень межгруппового и межличностного доверия к представителям других этнических групп, а также выяснить мнение общества о мигрантах. Авторы сообщают, что этот блок вопросов был “включен в 24-ю волну RLMS–HSE” (без каких бы то ни было пояснений), что исследование представляет собой серию ежегодных общенациональных репрезентативных опросов на базе вероятностной стратифицированной многоступенчатой территориальной выборки (15118 респондентов в 39 регионах России). Эта краткая информация не позволяет в полной мере судить о корректности построения выборки и, в конечном счете, о репрезентативности исследования, о возможности экстраполировать выводы на все население Российской Федерации. Остается лишь верить авторам на слово.

Выводы, завершающие отдельные параграфы, не отличаются особенной новизной и могут трактоваться как подтверждение итогов ранее проведенных этносоциологических опросов. Например, тот факт, что “снижение социально-экономического статуса ведет к росту неприязненного отношения к инонациональным группам, но отнюдь не позитивного отношения к собственной национальной группе” (с. 103) констатировали многие исследователи. Да и сами авторы монографии признают, что это “известный эффект поиска виновных среди иноэтничных групп” (с. 103).

Общее заключение, представленное в монографии, также вызывает возражения. Авторы констатируют, что “межэтническая напряженность имеет тесную связь со множеством других показателей, характеризующих общество”, что “уровень неравенства в доступе к материальным и социальным благам, безусловно, значимый фактор”, но “в одних случаях он влияет больше, чем другие”. При этом исследователи делают достаточно умозрительный вывод о том, что “сама идея сугубо классового сознания переживает своего рода кризис: население все меньше расположено к политическому выбору по классовым признакам” (с. 298). Вряд ли это так. В постсоветской России именно классовое противостояние определяет конфликтный потенциал общества. Только нынешняя классовая дифференциация социума отлична от привычной ленинской схемы. Огромная масса люмпенизированной, обнищавшей части населения противостоит классу государственных чиновников, в большинстве своем использующих ресурс власти как средство первоначального накопления капитала и/или приватизации государственной собственности. Очень часто на уровне обыденного сознания этот все более заметный антагонизм приобретает “этнический” флер, а социальное противостояние интерпретируется как межэтническое.

Знакомство с рецензируемой монографией вызывает странное ощущение, что мы вернулись в прошлое, когда сложный калейдоскоп идентичностей людей некоторые этнологи пытались изучать методом массовых опросов. При этом изменчивые языковые, конфессиональные, локальные, клановые, национальные (гражданские) и другие культурные самоидентификации респондентов в совокупности трактовались как этнические. Задавая вопрос о национальности (в этническом понимании этого слова), исследователь и сам толком не мог объяснить, что же это такое, но при этом воспринимал ответы собеседников как совершенно осознанные, дающие основания “приписать” человека к тому или иному этносу. Мне кажется, что этносоциология как особый жанр этнологических исследований изжил себя, и в этом смысле рецензируемое исследование выглядит несколько архаично.

References

QR
Translate

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Higher Attestation Commission

At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

Scopus

Scientific Electronic Library