Космос, который нам не принадлежит: визуальная антропология экранных инопланетян
Космос, который нам не принадлежит: визуальная антропология экранных инопланетян
Аннотация
Код статьи
S086954150007770-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Ветушинский Александр Сергеевич 
Должность: Младший научный сотрудник кафедры онтологии и теории познания философского факультета
Аффилиация: МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: Ленинские горы 1, Москва, 119991, Россия
Выпуск
Страницы
80-91
Аннотация

Настоящая статья посвящена тому, как формировался и развивался образ инопланетян в кино. На основе анализа 352 тематических фильмов, созданных в период с 1902 по 2018 годы, мы приходим к следующим выводам: 1) образ инопланетян возник в кино только в начале 1950-х годов (а не в начале ХХ в., как может показаться на первый взгляд), 2) происходило это под влиянием социокультурного контекста, на изменения в котором кино в дальнейшем и реагировало (мы выделяем семь основных этапов в культурном осмыслении инопланетян); 3) спектр инопланетных образов может быть задан через четыре базовых различия (мы прилетели к ним/они прилетели к нам; они агрессивные/мирные; маскулинные/феминные; человеческие/нечеловеческие), каждое из которых также обнаруживает уникальные трансформации образа в ходе развития кинематографа (каждую из таких трансформаций мы также специально анализируем).

Ключевые слова
инопланетянин, пришелец, НЛО, кино, ужасы, фантастика
Классификатор
Получено
13.12.2019
Дата публикации
19.12.2019
Всего подписок
70
Всего просмотров
602
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Настоящая статья посвящена тому, как формировался и развивался образ инопланетян в кинематографе1. Конечно, сегодня этот образ уже не выглядит столь современным и обращение к нему во многом связано с чувством ностальгии. Но несмотря на то что повышенный интерес к НЛО и пришельцам из других миров остался в прошлом, по-настоящему подробные и полные исследования репрезентации и рецепции инопланетян в кино едва ли можно найти (тем более на русском языке).
2 В этом смысле наша задача заключается в том, чтобы заложить прочную основу для дальнейшего изучения темы. В настоящей статье мы ответим на три принципиально значимых вопроса: как, когда и почему инопланетяне появились в кинематографе? как менялся их образ с момента первого киноконтакта и вплоть до сего дня? какие основные типы образов пришельцев существовали, и как они менялись во времени?
3

Методологические замечания

4 В рамках настоящего исследования нами было просмотрено и проанализировано 352 тематических фильма, созданных в период с 1902 по 2018 гг. Конечно, это далеко не все, что было снято про пришельцев. Так, на момент написания статьи в специально созданную для анализа данных таблицу нами было внесено 659 наименований различных кинопродуктов (фильмов, мультфильмов, сериалов), связанных с НЛО и инопланетянами (при этом уверенности, что список исчерпан, у нас до сих пор нет).
5 Несмотря на это, мы настаиваем, что выводы, сделанные на основе рассмотрения 352 произведений, в достаточной мере убедительны и достоверны главным образом потому, что анализируемые фильмы выбирались не случайно. Во-первых, мы ориентировались на наиболее важные ленты об НЛО и инопланетянах (если та или иная картина попала хотя бы в один из найденных в интернете списков, мы обязательно изучали ее). Во-вторых, мы придерживались правила: просматривать не менее трех кинопродуктов о пришельцах одного года выпуска (конечно, если в этот год в прокат выходило их больше). В-третьих, мы акцентировали внимание на фильмах, оценка которых превышала 5 баллов из 10 на IMDb – крупнейшем сайте, посвященном кинематографу (при этом картины с более низкой оценкой нами также анализировались; в рамках настоящей статьи их 67). Наконец, в-четвертых, мы ориентировались на американские фильмы, т.к. история, связанная с увлечением НЛО в США, в наибольшей мере изучена (а без этого делать какие бы то ни было выводы о связи кино и культурного контекста, в котором оно создавалось, было бы в принципе невозможно).
6 В целом же, анализируя ту или иную картину, мы обращали внимание на следующие ключевые моменты: какую роль инопланетяне играли в повествовании, как они впервые возникали на экране, как они выглядели, как к ним относились люди, как они вели себя в отношении людей. В итоге наша таблица была разделена на 7 содержательных столбцов: 1) они прилетели к нам/мы прилетели к ним (с описанием откуда и куда), 2) они разумные/неразумные (с указанием, на основе чего мы делаем вывод в пользу того или иного варианта), 3) они антропоморфные/неантропоморфные (с подробным описанием их облика), 4) они агрессивные/неагрессивные (также с пояснением, на основе чего мы так решили), 5) цель визита, 6) особенности встречи, 7) комментарии (любая другая информация, которая в процессе просмотра показалась нам релевантной).
7 Таким образом, главное, о чем мы не можем говорить, основываясь на проанализированных фильмах, так это о различиях в том, какими видят инопланетян создатели кинопродукции из Северной и Латинской Америки, Японии и Китая, Западной и Восточной Европы, стран бывшего Советского Союза. Такие различия точно есть (об этом можно судить по 50 картинам не из США, рассмотренным в рамках исследования), однако подробно прописать их, полагаясь только на настоящий материал, не представляется возможным. В остальном же наш список достаточно репрезентативен и может служить хорошей опорой для производства суждений о становлении и развитии образа инопланетян в кино.
8

Первый киноконтакт

9 При первом приближении может показаться, будто инопланетяне появились в кинематографе практически тогда же, когда появился сам кинематограф. Речь о “Путешествии на Луну” Ж. Мельеса, впервые продемонстрированном публике в 1902 г. И действительно, его сюжет повествует о том, как люди отправляются на Луну, где встречают вполне себе человеческих дикарей, от которых им затем приходится спасаться. Эта же история была переснята С. де Шомоном в 1908 г. под названием “Экскурсия на Луну”, а в 1910 г. Т. Эдисон показал публике “Путешествие на Марс”, в котором была развита та же идея.
10 В каком-то смысле это действительно был первый киноконтакт с обитателями иных миров. Однако, если мы присмотримся к образу выведенных на экран существ (марсиан или селенитов), то ничего инопланетного в них не заметим. “Полет на Луну” – просто аналог экспедиции в далекие земли, куда еще не проникла “нормальная” (в смысле “западноевропейская”) цивилизация, а “Путешествие на Марс” – история скорее о встрече с демонами, нежели с инопланетянами (если судить по их облику).
11 Схожей ситуация была и в последующие десятилетия. Так, в немецком фильме “Альгол: трагедия власти”, выпущенном в 1920 г., образ жителя другой планеты был аналогичен образу волшебного существа-дарителя (факт дарения приютившему инопланетянина человеку неиссякаемого источника энергии служил завязкой дальнейшего развития событий). Через четыре года в СССР вышла “Аэлита”, в которой вновь были задействованы марсиане, однако на этот раз им просто не хватало революции (в чем как раз и могли “подсобить” земляне). В 1936 г. в США был выпущен “Флэш Гордон” – сказочный фильм, выполненный в космическом сеттинге (планета Монго, которой управляет злобный диктатор Минг Беспощадный, мчится к Земле, грозя последней уничтожением). Следовательно, не только кинопродукция самого начала ХХ в., но и картины 1920-х и 1930-х годов еще не создавали нового культурного образа. Планеты были просто далекими или сказочными землями, а сами инопланетяне – либо дикарями, либо волшебными существами.
12 Ситуация изменилась в 1950 г. И хотя фильм “Ракета Х-М”, вышедший в самой середине ХХ в., содержит практически все основные тропы своих предшественников (путешествие на Луну, случайное приземление на Марсе, встреча с марсианами-дикарями), главное – это уже не сказка. “Ракета Х-М” чуть ли не впервые в истории кино предлагает рассмотреть инопланетную тему всерьез (тщательная подготовка полета, коммуникация со СМИ, героизм космонавтов, цинизм властей).
13 Дальше – больше. В 1951 г. вышло уже не два, а целых четыре фильма про пришельцев из других миров. При этом среди них не только “Нечто” с сюжетом о случайном крушении летающей тарелки с агрессивным антропоморфным существом на борту (по сути, являющимся разумным овощем), но и “День, когда Земля остановилась”, в котором летающая тарелка приземлилась в Вашингтоне средь бела дня, а человекоподобный инопланетянин, вышедший из нее, предупредил людей, что если они не одумаются и продолжат наращивать ядерный потенциал, то Земле грозит уничтожение.
14 Но главное произошло в 1953 г. Именно к этому моменту, как мы считаем, кинообраз инопланетян окончательно сформировался. Об этом свидетельствует целый ряд картин, снятых в 1953 г.: “Война миров” – первый фильм о целенаправленном уничтожении землян радикально бескомпромиссными и принципиально нечеловеческими марсианами, желающими улучшить свои жизненные условия; “Захватчики с Марса” – с сюжетом, практически до этого не использовавшимся, где пришельцы (марсиане, напоминающие человеческую голову с несколькими щупальцами-отростками, торчащими из нее) научились контролировать людей, вживляя в последних специальные инопланетные устройства; “Это прибыло из космоса”, в котором зритель встречался с совершенно нечеловеческими циклопическими инопланетянами, которые тем не менее не были агрессивными, напротив, они оказались носителями подлинной космической мудрости, к принятию которой человек был еще не готов. И это, если не считать первую комедийную ленту о пришельцах из других миров (“Эббот и Костелло летят на Марс”), а также фильм, где вместо инопланетян землян ждали инопланетянки (“Женщины-кошки с Луны”).
15 Таким образом, киноконтакт с инопланетянами состоялся не в первые десятилетия ХХ в., как это может показаться при поверхностном знакомстве с темой, а лишь в начале 1950-х годов. Причем 1951 и 1952 гг. вполне можно охарактеризовать как экспериментальные, а вот начиная с 1953 г. уже точно можно говорить о формировании устойчивой системы образов инопланетных существ, которая и будет в дальнейшем развиваться: не только агрессивные, но и мирные, не только живущие на своих планетах, но и прилетающие к нам, не только человекоподобные, но и радикально нечеловеческие, не только маскулинные, но и феминные.
16

Первый контакт в культуре

17 Для того чтобы объяснить столь стремительно развивающуюся идею использования образа инопланетян в кино середины ХХ в., нам следует вернуться в 1947 г. Дело в том, что именно в 1947 г. американские газеты не только поведали историю К. Арнольда, во время полета на самолете обнаружившего девять неопознанных объектов округлой формы, названных им “летающими тарелками”, но и рассказали о крушении одной из них близ Розуэлла. В итоге общество настолько увлеклось “тарелками”, что даже правительство Соединенных Штатов не смогло остаться в стороне. В сентябре 1947 г. года представители ВВС США официально заявили о начале научного изучения, по появившемуся тогда же определению, “неопознанных летающих объектов” (или просто “НЛО”).
18 Несмотря на начало “научного изучения”, первые же отчеты, представленные руководству военно-воздушных сил, гласили, что НЛО не только не представляют угрозы, но и, скорее всего, имеют земное происхождение. В итоге к началу 1950-х годов “на полном серьезе” обсуждалось закрытие проекта. Однако наступил 1952 г. и случилось то, чего никто не ожидал: несколько светящихся объектов зависли в небе над Вашингтоном. Последнее обстоятельство дало повод для новых исследований НЛО (на этот раз им был присвоен гриф секретности второго уровня), которые продолжились с новыми силами и велись вплоть до конца 1960-х годов; в 1969 г. они были официально прекращены (Hoyt 2000: 10).
19 Мы считаем, что это не совпадение. Появление первых серьезных фильмов об инопланетянах в самом начале 1950-х годов как раз и может быть объяснено широким общественным резонансом, вызванным летающими тарелками. Причем парадокс состоял в том, что хотя инопланетная гипотеза была самой маргинальной в рамках научных исследований НЛО (Reece 2007: 14–28), именно она продвигалась кинематографом, который, кроме всего прочего, в 1952 г. еще и позволил себе заявить о своей способности предсказывать будущее. И действительно, огни в небе над Белым домом в 1952 г. – практически цитата известнейшего фильма “День, когда Земля остановилась”, вышедшего годом ранее. Поэтому неудивительно, что после “Войны миров” (1953), во всей красе показавшей ситуацию обреченности, в которой может оказаться планета Земля, обсуждение инопланетян было уже не остановить.
20

Культурная история инопланетян

21 В статье “Прочь от Земли: наука о неопознанных объектах”, посвященной главным образом научному изучению НЛО, мы показали, что развитие инопланетной темы в американской культуре может быть разделено на 7 основных этапов:
  1. 1947–1952 гг. Знакомство с неопознанными летающими объектами, возникшими как бы из ниоткуда и представшими в качестве чего-то радикально непонятного. Доминировала на данном этапе гипотеза о неизвестных летательных аппаратах из СССР, что, в общем-то, и привело к началу их научного изучения.
  2. 1952 г. – конец 1950-х годов. Повышение секретности в официальных исследованиях НЛО, на деле обернувшееся стремительным ростом неофициальных толков. Именно в этот момент инопланетная гипотеза становится доминирующей в общественном сознании.
  3. Конец 1950-х – середина 1960-х годов. К теме инопланетян и летающих тарелок начали обращаться ученые и интеллектуалы, не скованные участием в официальных изучениях НЛО. Наиболее заметную роль здесь сыграла книга К.Г. Юнга “Один современный миф: о вещах, наблюдаемых в небе” (Юнг 1993), вышедшая в 1958 г. Именно благодаря К.Г. Юнгу все шире распространялась идея, что тема НЛО вовсе не уникальна, а те, кого сегодня называют инопланетянами, приходили к людям и ранее, просто называли их немного иначе – феями, ангелами или богами.
  4. Вторая половина 1960-х – начало 1970-х годов. Вполне здравая идея, стремившаяся объяснить инопланетян через мифологическое наследие, окончательно привела к довольно странной гипотезе палеоконтакта, объясняющей мифологические и религиозные тексты через инопланетян. Центральную роль здесь сыграла книга-бестселлер Э. фон Дэникена “Колесницы богов”, вышедшая в 1968 г.
  5. Начало 1970-х – начало 1980-х годов. Инопланетная тема все более смыкается с религиозными и духовными поисками людей. И действительно, именно в начале 1970-х годов наблюдалась наибольшая активность в деятельности контактеров, вышедших на связь с самыми разными инопланетными расами с целью получения доступа к космической мудрости (Vallee 1977: 81–82). Примерно в это же время в Женеве было создано движение раэлитов, а в 1976 г. З. Ситчин выпустил книгу “Двенадцатая планета”, в которой дополнил теорию палеоконтакта новым – вполне религиозным – измерением: давным-давно аннуннаки покинули нас, но совсем скоро они вновь вернутся.
  6. Начало 1980-х – начало 1990-х годов. Обсуждение инопланетной темы дополнилось последствиями Уотергейтского скандала, сильно подорвавшего доверие американских граждан к правительству США. Именно в этот момент журналисты вновь вспомнили о Розуэлле, однако на этот раз их уже не интересовали официальные объяснения. Теперь с самого начала было ясно: власти врут. Розуэлльский инцидент как причина теории заговора (Saler et al. 1997), сговор инопланетян с правительствами разных стран, Зона 51 в Неваде и люди в черном – все это следствие новой атмосферы в обсуждениях НЛО, сформированной под влиянием Уотергейта.
  7. Начало 1990-х – начало 2000-х годов. Последний этап в развитии инопланетной темы в обществе, центральное место в котором стали занимать похищения. И хотя еще в 1960-е годы были описаны первые похищения людей инопланетянами (наиболее известным до сих пор остается случай супругов Хилл в 1961 г.), именно в 1990-х годах они стали носить массовый характер (Clancy 2005: 3). Основных причин было две: вера в силу гипноза, способного, как тогда считали, восстановить вытесненное вследствие травмы, и идентичность жертвы, с которой многие стали себя отождествлять после того, как в 1980-х годах публичной огласке были преданы самые разные истории о сексуальном насилии, если верить рассказам предполагаемых пострадавших, которому они подверглись в детстве (Brown 2007: 38–40). К концу ХХ в. тема инопланетян стала не только маргинальной, но и постыдной. Это было связано с тем, что результаты гипноза больше не воспринимались как доказательство чего бы то ни было2, кроме того, с конца 1990-х годов началось повальное рассекречивание правительственных материалов об НЛО (в которых не удалось обнаружить ничего экстраординарного)3. Однако можно выделить еще одну, не менее существенную причину: интернет и смартфоны. И действительно, ничто не может так сильно расстроить адепта инопланетной гипотезы, как полное отсутствие визуальных подтверждений НЛО на сервисах типа Youtube в эпоху повсеместного распространения смартфонов.
22

Культурная история инопланетян в кино

23 Эта периодизация (семь этапов) – удобный инструмент для анализа приключений инопланетян в кино. И хотя она не способна учесть все содержательные сдвиги в отражении образов пришельцев на экране, тем не менее хорошо показывает, что кинематограф не может не реагировать на происходящее в культуре. Однако, в отличие от выделенных этапов, здесь мы имеем дело скорее с наслаиванием одних содержаний на другие, нежели с их более-менее последовательной сменой. Поэтому в данном случае мы будем говорить не столько об этапах, сколько о траекториях развития, обозначенных годом, к которому можно отнести начало конкретного явления/процесса.
  1. Траектория 1950 г. Речь идет о формировании основной системы образов киноинопланетян, возникшей под влиянием событий конца 1940-х годов и более-менее окончательно сложившейся к 1953 г.
  2. Траектория 1958 г. Кинематограф не остался в стороне от идеи размывания образа инопланетян за счет обращения к сторонним содержаниям (в данном случае, правда, не мифологическим). Так, в 1958 г. (тогда же была опубликована книга К.Г. Юнга) вышел фильм “Пожиратели мозгов”, в котором НЛО не прилетели из космоса, а выползли из недр Земли. В 1959 г. появились картины “Невидимые захватчики” и “План 9 из открытого космоса”, в которых тема пришельцев использовалась для объяснения восставших мертвецов. В 1963 г. была снята лента “Робинзон Крузо на Марсе” (известная история, перенесенная в космический сеттинг), а в 1964 г. – “Волшебник Марса” (то же самое, но уже с “Волшебником страны Оз”). В 1970 г. в “Ужасе кровавых монстров” инопланетяне стали объяснением появления вампиров, а в “Ужасных монстрах” – Дракулы, Франкенштейна, оборотня и мумии. То есть центральный тезис здесь: отсутствие уникальности образа пришельца из других миров – он легко стыкуется с образом других существ и/или дополняет привычные человеческие истории. И хотя мифологическое наследие в данном случае не сыграло особой роли, именно к этой траектории мы бы отнесли целую серию собственных космических мифов, таких как “Звездные войны”, “Звездный путь”, “Вавилон 5” и ряд других (дело в том, что инопланетная тема в фильмах такого рода лишена какой бы то ни было специфичности, а путешествия между планетами предстают как аналог путешествий из одного города в другой).
  3. Траектория 1961 г. Хотя гипотеза палеоконтакта обрела мировую известность благодаря книге Э. фон Дэникена 1968 г., в кино палеоконтакт заявил о себе несколькими годами ранее. Более того, первый известный фильм, в котором явно обсуждалась эта идея, – советская лента 1961 г. “Планета бурь”. И это не случайность. Дело в том, что Э. фон Дэникен в процессе написания своей книги опирался на работу К. Сагана и И. Шкловского “Разумная жизнь во Вселенной” (1966), являющуюся англоязычной адаптацией книги И. Шкловского “Вселенная, жизнь, разум”, появившейся четырьмя годами ранее в СССР (Billingham 2014). В этом смысле палеоконтакт действительно пришел из Европы (после “Планеты бурь” здесь были сняты еще два произведения со схожими идеями – речь об английских фильмах “Космический террор” и “Куотермасс и колодец”). Однако, несмотря на это, в распространении идей палеоконтакта в кинематографе особую роль сыграл и 1968 г. – именно тогда вышел фильм “2001 год: космическая одиссея”. В дальнейшем к теории палеоконтакта создатели кино обращались не раз: “Ангар 18” (1980), “Петля Ориона” (1980), “Заклятие долины змей” (1987), “Звездные врата” (1994), “Пятый элемент” (1997), “Миссия на Марс” (2000), “Прометей” (2012).
  4. Траектория 1973 г. В принципе, вопрос о духовном значении контакта с внеземными существами был поставлен еще в “Космической одиссее” С. Кубрика и “Солярисе” А. Тарковского, однако в полной мере роль инопланетян как духовных наставников проявилась лишь в 1973 г. Сначала это была советская лента “Молчание доктора Ивенса”, но начиная с 1975 г. об этом стали размышлять и в американских фильмах (что также неслучайно, ведь движение контактеров начала 1970-х годов – это преимущественно европейское явление). В 1975 г. вышел основанный на похищении супругов Хилл “Инцидент с НЛО”, в 1976 – “Бог велел мне”, в 1977 – “Близкие контакты третьей степени”, в 1982 – “Инопланетянин”, в 1985 – “Кокон”, в 1997 – “Контакт”, в 2001 – “Планета Ка-Пэкс”, в 2009 – “Знамение”, в 2016 – “Прибытие”.
  5. Траектория 1979 г. Отмеченные нами последствия Уотергейтского скандала в случае фильмов про инопланетян можно обнаружить уже в первой части “Чужого” (1979) (речь идет о намеренном сокрытии от экипажа грузового корабля истинных целей, которые преследовала корпорация Вейланд). В 1980 г. появился “Ангар 18”, предваряющий разговоры о Зоне 51. В 1983 г. вышли “Странные захватчики”, в которых говорилось о сговоре инопланетян с американским правительством, в 1984 – “Конфискатор”, его сюжет строился вокруг похищенного из секретной лаборатории тела пришельца. В 1988 г. был снят фильм “Чужие среди нас”, заявивший, что планету и ее жителей давно контролируют внеземные существа, занявшие основные властные позиции. И так вплоть до “Людей в черном” (1997), “Пришельцев” (2014) и “Зоны 51” (2015).
  6. Траектория 1989 г. Конечно, киноинопланетяне уже не раз забирали людей на свои корабли. Но дело не только в том, что этот мотив не был визуально и нарративно унифицирован, что произошло лишь к концу 1980-х годов благодаря анализу сеансов гипноза, но и в том, что сам опыт похищения в первую очередь подавался как опыт своего рода избранности (именно так обстояло дело в “Инциденте с НЛО”). Новый же тип обсуждения инопланетных похищений в кино начался с “Контакта” (1989). Затем последовали “Пришельцы” (1992), “Огонь в небе” (1993), сериал “Секретные материалы” (начало выхода – 1993 г.), “Люди-тени” (1997), “Похищенные пришельцами” (1998), “Эмбрион” (1998), “Ночные небеса” (2007), “Мрачные небеса” (2013) и “Забытый Феникс” (2017).
24 Таким образом, развитие экранных инопланетян действительно шло по пути осмысления новых содержаний, поставляемых культурой. Причем наслоение одних содержаний на другие как раз и позволяет объяснить, почему ни одна из рассматриваемых тем не исчезла в 2000-х годах, хотя сами пришельцы и НЛО уже не могли вызывать такого сильного интереса, какой они вызывали раньше.
25

Имманентное развитие инопланетян в кино

26 Итак, мы утверждаем, что образ инопланетян возник в кино только в начале 1950-х годов и что происходило это под влиянием изменений социокультурного контекста, на что кино в дальнейшем и реагировало. Но как менялся образ пришельцев из космоса, если рассматривать сами фильмы?
27 В последнем разделе мы как раз и предлагаем это проанализировать. Основываться мы будем именно на той системе инопланетных образов, которая была сформирована к 1953 г.: либо мы прилетели к ним, либо они к нам; они настроены доброжелательно или агрессивно; они репрезентируют маскулинное или феминное начало; они подобны людям или являются чем-то нечеловеческим.
28

Мы прилетели к ним/они прилетели к нам.

29 Из 352 фильмов 198 посвящены тому, как инопланетяне оказались у нас на Земле, и лишь 58 – тому, как люди попали на чужую населенную планету. В остальных 96-ти перемещений между неземными мирами либо вообще нет, либо они слишком обыденны, чтобы специально их выделять.
30 Если говорить о картинах, в которых инопланетяне попали к нам на Землю, то никакой особой динамики здесь выделить нельзя. Вся палитра возможностей была задана практически сразу и в дальнейшем никуда не исчезала: они прибыли либо намеренно, либо случайно; либо обладают разумом, либо нет; если обладают разумом и прибыли намеренно, то сделали это либо для того, чтобы нас уничтожить, либо для того, чтобы нечто ценное нам передать; если обладают разумом и прибыли случайно, то мы отнеслись к ним либо доброжелательно, либо агрессивно; если не обладают разумом, то настроены к нам либо агрессивно, либо нет.
31 Иначе дело обстоит с 58 фильмами о путешествии на другие планеты. Так, исторически первое изображение иных населенных миров сводилось к тому, что жизнь на них либо вымерла, либо находится на грани вымирания. Доминирующим такое представление было только в 1950-х годах4, однако затем оно еще не раз использовалось в кинематографе5. Следующей важной вехой стала тема освоения космоса и борьбы за право в нем находиться6. Это право было получено к началу 1960-х годов7. После этого уже никакой специальной динамики не было, а доминировать стали два основных типа фильмов: про духовные поиски8 и про телесное столкновение с новой угрозой9.
32

Они агрессивные/мирные.

33 В кино инопланетяне, как правило, настроены агрессивно – 167 лент из 352. Миролюбивых же пришельцев значительно меньше – всего 72 произведения (в оставшихся 113-ти встречаются как добрые, так и злые внеземные существа). Но, как и в предыдущем разделе, гораздо более интересным является анализ мирных инопланетян (агрессивные на то и агрессивные, чтобы приходить с целью уничтожения или, оказавшись на планете, начинать на всех нападать).
34 История миролюбивых пришельцев началась с их попытки вразумить нас и предупредить10. Затем в центре внимания оказалась случайная встреча с чем-то инопланетным11. Признание же землян можно датировать лишь 1955 г., когда гости из космоса впервые попросили людей о помощи12. В 1960-х годах доминирующей стала тема первого контакта. Сначала речь шла только о попытке войти в него13. Затем – уже в 1970-е и 1980-е годы – контакт состоялся14. При этом, в 1990-е годы эта тема стала приобретать новые черты: встреча с инопланетянами вела к “подвешиванию” научной рациональности и указанию на возможность более совершенного – холистского – подхода к объяснению мира15.
35

Маскулинное/феминное.

36 При первом приближении может показаться, будто чаще всего инопланетяне демонстративно маскулинны. Связано это не только с тем, что в большинстве своем они агрессивны, но и с тем, что в основном нацелены на захват. Это, конечно, так, но если мы присмотримся к фильмам, в которых пришельцы эксплицитно задаются как “мужские”, то их будет совсем немного – в нашем случае 22 произведения из 352.
37 Первый шаг в развитии образа инопланетян-мужчин можно связать с 1950–1960-ми годами. Здесь можно выделить два основных типа фильмов: те, в которых инопланетяне-мужчины прибыли на Землю удостовериться, что ее следует уничтожить, однако встреча с земной женщиной заставила их передумать16, и те, в которых инопланетяне-мужчины прибыли на Землю, чтобы заполучить земных женщин ради спасения своей расы от вымирания17. То есть женщина в этом случае – одновременно и причина прибытия пришельцев, и способ от них избавиться.
38 Второй шаг – 1980-е годы (в 1970-х годах пришельцы-мужчины в кино, судя по всему, практически не объявлялись). Здесь наблюдается явный сдвиг к принятию инопланетян (вплоть до возможности построения с ними романтических отношений). Так, в “Человеке со звезды” (1984) гость из космоса, покидая Землю, оставляет героине ребенка, а в фильме “Земные девушки легко доступны” (1988) героиня решает оставить родную планету ради большой любви.
39 Третий шаг, начатый в 1990-х годах, знаменует использование уже не столь оптимистичных сюжетов. Все более видное место стали занимать фильмы не про космическую любовь, а про межвидовые изнасилования18. Таким образом, обе траектории, намеченные еще в 1950-х годах (случайная встреча с женщиной, способная изменить все, и намеренный захват женщин с целью продолжения рода), к началу 2000-х годов получили дополнительное измерение, связанное уже не с ментальным, но с физическим контактом.
40 Не менее интересна (несмотря на еще большую редкость – всего 14 фильмов) и история, связанная с инопланетянками. Здесь также может быть выделено три основных этапа. Первый – фантазматический (начиная с комедии 1953 г. “Эббот и Костелло летят на Марс”, вывернувшей наизнанку основные тропы фильмов о пришельцах, сложившиеся к тому моменту): образ прекрасных инопланетянок, ждущих земных мужчин, прочно вошел в кинематограф. Начало второго – поворотного этапа – может быть отнесено к 1966 г., когда вышел фильм “Кровавая королева”. К главной героине, прилетевшей с другой планеты, мужчины также не могли остаться равнодушными, однако в данном случае они поплатились за свой интерес. Ровно этот же ход был использован и на третьем этапе в ленте “Жизненная сила” (1985) (в 1970-е годы инопланетян вообще в кинематографе не было), а затем в фильмах “Особь” (1995), “Факультет” (1998), “Приманки” (2004) и “Побудь в моей шкуре” (2013). Причем, как и в картинах про пришельцев-мужчин, последним – третьим – сдвигом здесь стал переход к физическому контакту, к которому земные мужчины вполне были готовы, даже осознавая, на что именно они идут20 (наиболее интересным примером в этом отношении является фильм “Приманки”).
41

Человеческое/нечеловеческое.

42 “Человеческие” инопланетяне в кино довольно редки (нами было обнаружено 53 таких фильма). Пик их присутствия пришелся на 1950-е годы (18 картин за десятилетие). Если же взять “нечеловеческих” пришельцев, то они встречаются гораздо чаще – в 201 проанализированном произведении. Конечно, распределять их по категориям довольно сложно, учитывая и то, что многие герои являются крайне оригинальными (напр. ксеноморфы или зубастики; наилучший пример – принципиально ускользающее существо из фильма “Нечто” 1982 г.). Тем не менее некоторый набор устойчивых и время от времени повторяющихся решений мы все-таки можем вычленить.
43 Так, в 1951 г. берет начало целый пласт инопланетных существ растительного происхождения21. В 1954 г. впервые используется такой ход, когда самих пришельцев не показывают, но вот их приспособления или аппараты все время на виду22. В 1955 г. появляются грибница и гриб-слизевик23, в 1960 г. на арену выходят идеальные (часто сферические и светящиеся, но иногда просто полупрозрачные) нематериальные создания24, в 1967 г. начинает эксплуатироваться образ насекомых25, в 1971 г. создатели фильмов решают обратиться к вирусам и микроорганизмам26, в 1978 г. – к механическим пришельцам27, наконец, в 1982 г. – к различным червеподобным существам28.
44 Конечно, в стороне все еще остается целое собрание самых разных “нечеловеческих” существ из космоса, однако подробнее мы разберем формирование лишь одного из них – так наз. серого (грея), ведь именно он в наибольшей мере претендует на реализм.
45 Первое появление каноничного “серого” (речь о худощавом невысоком существе с серым цветом кожи, непропорционально большой головой и огромными черными глазами) произошло в “Инциденте с НЛО” (1975). Этот фильм был снят на основе “реального” похищения супругов Хилл, поэтому и сам претендовал на реалистичность. И хотя образ “серых человечков”, как об этом можно судить сегодня, создавался исходя из того, как пришельцев описывали “очевидцы”, мы все-таки считаем возможным предположить, что он стал конечной точкой в интерпретации и трансформации того образа инопланетянина, который впервые был показан в “Земле против летающих тарелок” 1956 г. То есть, вполне возможно, что единственное “реалистичное” изображение инопланетянина, ставшее крайне распространенным в кино, самим своим происхождением обязано именно кинематографу (по крайней мере, внешнее сходство между этими двумя фильмами игнорировать довольно сложно).
46 После “Инцидента с НЛО” новой историей, упрочившей роль и статус “серого”, стал фильм “Близкие контакты третьей степени” (1977), на этот раз созданный при участии реального эксперта-исследователя НЛО астрофизика Дж. А. Хайнека (что, естественно, лишь усиливало эффект реальности). Затем последовали “Странные захватчики” (1983), впервые указавшие на сговор правительства с инопланетянами после первого взаимодействия с ними в середине 1950-х годов, и “Контакт” (1989), нестандартно подошедший к теме похищения, которая, однако, в 1992 г. вышла на новый уровень, после того как к созданию фильма “Пришельцы” (1992) был привлечен психолог Б. Хопкинс, известный своей работой с “жертвами” инопланетных похищений (Hopkins 1981). Все эти данные в итоге были учтены в культовом сериале “Секретные материалы”, окончательно утвердившим “серых” в качестве самого известного и узнаваемого образа инопланетян.
47

* * *

48 Таким образом, в ходе исследования мы пришли к следующим основным результатам: 1) образ инопланетян в кинематографе возник только в начале 1950-х годов (что было связано с повальном увлечением темой НЛО в обществе); 2) образ экранных инопланетян менялся в соответствии с изменениями в культуре (выделенные нами семь этапов в развитии этого образа в культуре легко вычленяются и в его развитии в кино); 3) спектр инопланетных образов может быть задан через четыре базовых различия (мы прилетели к ним/они прилетели к нам; они агрессивные/мирные; маскулинные/феминные; человеческие/нечеловеческие), наполнение каждого из которых также претерпевало изменения в ходе эволюции кинематографа под влиянием развития культуры.
49

Примечания

50
  1. Статья подготовлена в рамках деятельности ведущей научной школы МГУ имени М.В. Ломоносова “Трансформации культуры, общества и истории: философско-теоретическое осмысление”.
  2. Не без активного участия Фонда синдрома ложной памяти FMSF (Brown 2007: 66).
  3. Архив рассекреченных документов об НЛО доступен по ссылке: http://bluebookarchive.org
  4. “Ракета Х-М” и “Полет на Марс” (1951), “Женщины-кошки с Луны” (1953), “Запретная планета” (1956), “Оно! Ужас из космоса” (1958), “Безмолвная звезда” (1959).
  5. Например, в “Марсианской одиссее” (2001).
  6. “Война спутников” (1958), “Первый человек в космосе” и “Битва в космосе” (1959).
  7. “Путешествие к седьмой планете” (1962), “Робинзон Крузо на Марсе” (1964).
  8. “2001 год: космическая одиссея” (1968), “Солярис” (1972), “Петля Ориона” (1980), “Контакт” (1997), “Миссия на Марс” (2000), “Прометей” (2012).
  9. “Зеленая слизь” (1968), “Чужой” (1979), “Ловушка на Луне” (1989), “Звездный десант” (1997), “Красная планета” (2000), “Живое” (2017).
  10. “День, когда Земля остановилась” (1951), “Предупреждение из космоса” (1956).
  11. “Это прибыло из космоса” (1953), “Атака 50-футовой женщины” (1958), “Визит на маленькую планету” (1960).
  12. “Этот остров Земля” (1955), “Космический террор” (1967).
  13. “Планета бурь” (1961), “Таинственная стена” (1967), “2001: космическая одиссея” (1968), “Солярис” (1972).
  14. “Молчание доктора Ивенса” (1973), “Побег на ведьмину гору” (1975), “Близкие контакты третьей степени” (1977), “Петля Ориона” (1980), “Инопланетянин” (1982), “Странные захватчики” (1983), “Человек со звезды” и “Семь стихий” (1984), “Кокон” и “Исследователи” (1985), “Полет навигатора” (1986), “Батарейки не прилагаются” (1987), “Земные девушки легко доступны” и “Чужая нация” (1988).
  15. “Контакт” (1989), “Контакт” (1997), “Планета Ка-Пэкс” (2001), “Прибытие” (2016).
  16. “День, когда Земля остановилась” (1951), “Тинейджеры из космоса” (1959).
  17. “Мистериане” (1957), “Я вышла замуж за монстра из космоса” (1958), “Франкенштейн встречает космического монстра” и “Ночной гость” (1965).
  18. “Эмбрион” (1998), “Жена астронавта” (1999).
  19. “Женщины-кошки с Луны” (1953), “Огненные девы из далекого космоса” (1956), “Королева космоса” (1958), “Голышом на Луне” (1961).
  20. Именно этот сдвиг к принятию радикально чужого лежит в основе книги Н. Бадмингтона (Badmington 2004).
  21. “Нечто” (1951), “Вторжение похитителей тел” (1955), “День триффидов” (1963), “Кровавая королева” (1966), “Вторжение похитителей тел” (1978), “Похитители тел” (1993).
  22. “Цель – Земля” (1954), “Запретная планета” (1956), “Кронос” (1957), “Деревня проклятых” (1960), “Земля умирает крича” (1964), “Максимальное ускорение” (1986), “Вирус” (1998).
  23. “Эксперимент Куотермасса” (1955), “Куотермасс 2” (1957), “Владыка космоса Х-7” и “Капля” (1958), “Остров обреченных гореть” (1967), “Зеленая слизь” (1968), “Берегись капли” (1972), “Проклятия” (1987), “Капля” (1988), “Кукловоды” (1994), “В плену у космоса” (2013).
  24. “Монстры с мыса Канаверал” (1960), “Планета вампиров” (1965), “2001 год: космическая одиссея” (1968), “Человек со звезды” (1984), “Жена астронавта” (1999), “Планета Ка-Пэкс” (2001), “День, когда Земля остановилась” (2008).
  25. “Куотермасс и колодец” (1967), “Прибытие” (1996), “Звездный десант” (1997).
  26. “Штамм Андромеда” (1971), “Левиафан” (1989), “Метаморфозы: фактор чужого” (1990).
  27. “Жандарм и инопланетяне” (1978), “Полет навигатора” (1986), “Батарейки не прилагаются” (1987), “Трансформеры” (2007), “Обливион” (2013), “Сигнал” (2014).
  28. “Смертельный выводок” (1982), “Ночь кошмаров” (1986), “Скрытые” (1987), “Факультет” (1998), “Слизняк” (2006), “Чужеродное вторжение” (2008).

Библиография

1. Юнг К.Г. Один современный̆ миф: о вещах, наблюдаемых в небе. М.: Наука, 1993.

2. Badmington N. Alien Chic: Posthumanism and the Other Within. L.: Routledge, 2004.

3. Billingham J. SETI: The NASA Years // Archaelogy, Anthropology, and Interstellar Communication / Ed. D.A. Vakoch. Washington: NASA, 2014.

4. Brown B. They Know Us Better Than We Know Ourselves: The History and Politics of Alien Abduction. N.Y.: New York University Press, 2007.

5. Clancy S.A. Abducted: How People Come to Believe They Were Kidnapped by Aliens. Cambridge: Harvard University Press, 2005.

6. Hopkins B. Missing Time: A Documented Study of UFO Abductions. N.Y.: Richard Marek Publishers, 1981.

7. Hoyt D.P. UFOcritique. UFOs, Social Intelligence, and the Condon Committee. Thesis submitted to the Faculty of the Virginia Polytechnic Institute and State University in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Science in Science and Technology Studies. Virginia, 2000.

8. Reece G.L. UFO Religion: Inside Flying Saucer Cults and Culture. L.: I.B. Tauris, 2007.

9. Saler B., Ziegler C.A., Moore C.B. UFO Crash at Roswell: The Genesis of a Modern Myth. Washington: Smithsonian Books, 1997.

10. Vallee J. UFOs: The Psychic Solution. Frogmore: Panthern Books Ltd, 1977.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести