Общественный транспорт и политики частей суток: об исчезающем вечере большого города
Общественный транспорт и политики частей суток: об исчезающем вечере большого города
Аннотация
Код статьи
S086954150005296-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Возьянов Андрей Григорьевич 
Должность: лектор Департамента социальных наук
Аффилиация: Европейский гуманитарный университет
Адрес: 17 Savičiaus Str., 01127, Vilnius, Lithuania
Выпуск
Страницы
27-41
Аннотация

Хотя экономические и социальные эффекты ночи все чаще попадают в фокус исследований города, тема анализируется лишь с позиций западноевропейского опыта. В частности, упускаются региональные особенности тех смыслов, которые городские акторы вкладывают в работу инфраструктур в утреннее и вечернее время. В статье специфика постсоветского города рассматривается через историю работы общественного транспорта ранним утром и поздним вечером в Ростове-на-Дону; анализируются влияние сокращения транспортного обеспечения городов в вечерние часы на практики планирования времени горожанами, бытующие представления о причинах сложившейся ситуации, а также сопутствующее усиление неравенства доступа к досугу и перемещению по городу. Предлагается рассматривать вечерние часы между работой и сном как публичное время по аналогии с тем, как в социальных науках принято понимать публичное пространство (public space).

Ключевые слова
время, транспорт, инфраструктура, неравенство, мобильность, постсоциализм, Ростов-на-Дону
Классификатор
Дата публикации
16.06.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
730
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Позволю себе начать этот текст, посвященный переживанию меняющегося вече- ра в большом городе, с двух своих воспоминаний. Одно из них — поездка в Ростове- на-Дону из аэропорта домой — совсем детское, из 1992 г. Рейс из Санкт-Петербурга прилетел с задержкой, за полночь. На площадке около аэропорта стоял троллейбус № 9. Водитель, находящийся снаружи, громко зазывал выходящих из здания: “По- следний троллейбус в город! Билеты всего 100 рублей!”. Дождавшись, пока кончится поток прибывших питерским рейсом, троллейбус отправился по маршруту. Намного позже, в 2013 г., мне довелось совершить поездку по Ростову-на-Дону в пять часов утра — еще одно время суток, в которое я почти никогда не видел города, хоть и про- жил в нем много лет. Нужный мне троллейбус ехал из центра в спальный район, где мне непременно нужно было занять очередь в паспортном столе. Пока я ждал, на остановку подошли двое — мужчина и женщина средних лет, которые поздорова- лись друг с другом. Не такой уж частый случай в центре города-миллионника, поду- мал я. Неожиданности на этом не кончились. Мало того что троллейбус подъехал практически сразу после прихода этой пары, на входе они поздоровались с водителем (посадка в общественный транспорт в Ростове производится через переднюю дверь). Далее практически все пассажиры здоровались с водителем, а кроме того, приветст- вовали друг друга в салоне и заводили беседу. Представить себе такое на пару часов позже — в разгар утреннего часа пик — в Ростове было невозможно.
2 Два описанных случая демонстрируют связь между временем суток и социаль- ным порядком: как минимум, в рамках этих эпизодов стал возможным разговор, совершенно нетипичный в дневные часы в том же месте. Мой опыт пользования первыми автобусами, троллейбусами и трамваями уже на тот момент не ограничи- вался ростовским — такие поездки были частью моего пребывания в поле на восто- ке Украины. Там ранним утром пассажиры тоже здоровались и общались — с кон- дукторами, с водителями, между собой. Заинтересованный этим, я повторил такие поездки — уже в качестве намеренного эксперимента — в румынском г. Галац, где проводил исследование в 2015–2016 гг., и получил схожий результат.
3

Хотя данный текст не основан на материалах исследования, которое бы изна- чально фокусировалось на времени суток как социальном явлении, мой диссерта- ционный проект об инфраструктурах городского транспорта имеет к этому отноше- ние уже потому, что технологии мобильности сами опосредуют и производят время в городе. Ниже будет представлена область знания, которую можно условно обозна- чить как night studies — исследования ночи1. Отдельно я остановлюсь на том, чем могут быть интересны утро и вечер как социальные феномены в переходных эконо- миках периферийной Европы2. Моими локальными эмпирическими сюжетами ста- нут городская мифология вокруг вечерних маршруток и попытка вернуть движение трамваев в вечерние часы в Ростове-на-Дону. Для этого я буду использовать письменные источники, свое знание ситуации, а также полевые материалы мини- проекта «Вернуть городу вечер», проведенного мной в июне 2015 г. Само городское время я попытаюсь описать как конструируемое при частичном влиянии инфра- структур, а темпоральные границы позднего вечера и раннего утра — как элемент распределения между различными акторами ответственности за доступность раз- личных мест и сервисов для горожан. Наконец, я попытаюсь показать, как опыт трансформации вечера встраивается в более широкие рамки интерпретации перемен в городе его жителями.

1 В этой части моего текста я обращаюсь к материалам курса моего научного руководителя Гера Дойзингса (Ger Duijzings) в Университете Регенсбурга “Nightlaboratory: Regensburger Nachtschichten”, в рамках которого в 2015–2016 гг. читал лекцию и я. Дойзингс также является одним из соавторов этнографического блога про городскую ночь https://nightlaboratory.wordpress.com 2 Часть полевых зарисовок, использованных в данном тексте, была также включена в онлайн-публикацию на белорусском языке “Куды знікае вечар у вялікіх постсавецкіх гарадах: публічныя прасторы без публічнага часу?” [Куда исчезает вечер в больших постсоветских городах: публичные пространства без публичного времени?]. 09.01.2018. http://urbanist.by/disappearing-evening
4

Социальные исследования ночи

Исследовательский контекст для этой статьи — социальные исследования ночи (night studies), которые постепенно складываются в междисциплинарную область на пересечении антропологии (прежде всего антропологии времени), географии, экономики, криминологии и т. д. Основной темой здесь выступает жизнь города в ночное время — ее трансформации в социальном, экономическом и политическом (если понимать policies как часть политики) измерениях. В фокус попадают не толь- ко ожидаемые культурная история городской ночи3, обусловленная темнотой пре- ступность или специфическая индустрия развлечений, но и темы, ранее практиче- ски не изучавшиеся: перспективы ночного времени в преодолении дефицита про- странства4, ночная география городских страхов (Thomas, Bromley 2000), гендерная и расовая дискриминация в условиях доступа к ночному городу (Talbot 2004; Caiazza 2005). Тема ночного труда — как сопряженного с рисками и неудобствами, а также как выполняемого мигрантами, рома, бездомными и другими уязвимыми группами населения — получает особое развитие в контексте растущего экономического не- равенства5. Ночная работа практически в любом обществе находится в сфере специ- ального регулирования и отображает отношения между классами, этническими об- щинами и поколениями горожан, практикующими непохожие распорядки сна и бодрствования в рамках существующей социальной структуры.

3 Одна из ранних работ на эту тему: Schlör 1991. См. также пример глубокого исторического рассмотрения ночи: Koslofsky 2011. 4 См., напр.: Gwiazdzinski 2015. В этой же статье можно найти обширную библиографию франкоязычных публикаций на тему ночи. 5 См. документальный фильм Тима Марринана (Tim Marrinan) и Юлиуса-Чезара Макарие (Iulius-Cezar Macarie) “Invisible Lives”: Romanian Night Workers in London. https://youtu. be/UitIawDvH7o
5 Night studies сегодня базируются на нескольких положениях, первое из которых состоит в том, что сама ночь — культурный конструкт. В разных обществах она не- одинаково соотносится с часами суток (или другими обозначениями времени) и темнотой (Steger, Brunt 2003; Heijnen 2005); в языках мира количество слов для определения времени суток существенно варьируется. В частности, в инуитских и алеутских культурах сезон, известный в Старом Свете как полярная ночь, называется “долгим периодом дней без света” (tauvigjuaq; см.: Galinier et al. 2010: 831). На- ряду с многообразием вернакулярных концептов ночи существует множество систем и схем сна: один, два, несколько раз в сутки; или же ритм сна и бодрствования во- обще ставится в зависимость от других, не связанных с астрономическим временем факторов, например охоты на животных (Там же). Таким образом, оказывается, что наиболее известный нам диурнальный (24-часовой) паттерн, где суточный цикл включает один сеанс сна и один сеанс бодрствования, — всего лишь вариант нормы. Общими местами исследований ночи являются также историческая нестабильность времени суток и значимость технологий в их развитии. Предсказуемо важный сюжет здесь — распространение электричества и последующая “колонизация ночи” (Melbin 1987). Описывая городскую жизнь, в которой все части суточного цикла оказывают- ся освоены, говорят о 24-часовых, или круглосуточных, городе (Jones et al. 1999) и обществе (Kreitzman 1999).
6

Для западноевропейской науки актуален концепт экономики ночного времени (night time economy). Франко Бианкини одним из первых описал ее как совокупность видов ночной активности в контексте мер по их организации, сдерживанию и сти- мулированию (Bianchini 1995); концепт с тех пор был многократно использован в ра- ботах по географии, социологии и городскому планированию6. Объектом этногра- фических исследований становилось криминальное измерение экономик ночи (Hobbs et al. 2003). Стремительное расширение временных рамок аффективного — заведомо иррационального, обусловленного эмоциями — потребления рассматри- валось в связи с эволюцией современного образа жизни и соответствующими нео- либеральными импликациями: дополнительные часы бодрствования используются прежде всего для того, чтобы больше работать и больше покупать (Shaw 2010).

6 См., напр.: Roberts, Eldridge 2012.
7 Растущее неравенство доступа к тем возможностям, что предоставляют мегапо- лисы ночью, — все более популярный сюжет исследований города. Неолиберальные ночные экономики могут иметь одним из эффектов темпоральное исключение (tem- poral exclusion) — такую организацию работы инфраструктуры, при которой не все имеют время и/или деньги для пользования ею. В своей книге “24/7: поздний капи- тализм и конец сна” Джонатан Крери рассказывает о переходе современной город- ской жизни обеспеченных слоев населения в режим круглосуточного доступа к сер- висам с сопутствующим стиранием ранее важных границ между отрезками времени, такими как дни недели и части суток (Crary 2013). Крери считает, что непрерывно доступные интерфейсы потребления и производства встраиваются в схему глобаль- ного капитализма. В книге приводятся интересные исторические данные о том, что люди в Нью-Йорке в первой половине XIX в. спали десять часов в сутки, век спу- стя — около восьми, а сейчас — в среднем шесть с половиной. Уменьшение времени сна, пишет Крери, связано с тем, что в современном обществе все больше времени принято уделять работе и потреблению ее продуктов.
8 Хотя Джон Робинсон писал когда-то, что “в отличие от почти всего остального в обществе, 24 часа в сутках совершенно равномерно распределены между его члена- ми” (Robinson 1967: 2, перевод мой. — А.В.), сегодня социальные исследования ночи, скорее, вырастают из ремарки: количественные темпоральные ресурсы не равны опы- там переживания и восприятия времени (Там же). В современном городе ход времени в целом и смена частей суток в частности, как правило, относятся к сфере нерефлек- сируемого. Так происходит из-за того, что эта смена растворена в работе городских инфраструктур: нередко наступление вечера для нас связано не с темнотой и звездами на небе, а с тем, что закрываются магазины и с улиц исчезают автомобильные пробки. Как это часто бывает, глубоко рутинизированные структуры повседневности обнажа- ются в момент, когда что-то пошло не так: например, город погрузился во тьму из-за аварии в электросети — инцидента, обнаруживающего роль электричества в осуще- ствлении контроля и упорядочивания жизней (Trentmann 2009).
9 Особая антропологическая проблематика в рамках исследований ночи связана с нормализацией доступности и недоступности городской инфраструктуры в опре- деленные часы. В круглосуточных городах растет число циклов производства и об- служивания, организованных так, словно их постоянная доступность абсолютно не- обходима — хотя некоторое время назад она была ограничена несколькими часами. Типичным примером культурных различий будет восприятие туристами воскресно- го закрытия немецких магазинов. Обстоятельство, которое поражает приезжих из большинства других европейских стран, не составляет проблемы для самих нем- цев — ведь эти магазины не работали по воскресеньям никогда. Возможно, и чита- тели с постсоветского пространства вспомнят магазины из ранних девяностых XX в. (предыдущих лет я не застал) с табличками “Открыто: 9–18” и даже “Перерыв: 13–14”; в сегодняшних мегаполисах мы все чаще видим вывески с цифрами вроде “8–24” или вовсе “24”. Здесь может ставиться и вопрос о том, до какой степени мы хотим, чтобы сутки становились гомогенными, а их части растеряли свою специфи- ку — нередко ставшую неотъемлемой, ценной составляющей культуры.
10

Региональный контекст: мобильность и время суток в постсоциалистических городах

Хотя “экономики ночного времени” и “города 24/7” все более заметны в неко- торых регионах мира, во многих местах периоды суток по-прежнему неоднородны в степени инфраструктурной обеспеченности, социальной инклюзивности и прони- цаемости границ. Развитие экономики ночи связано с общим уровнем благосостоя- ния общества — и легендарный спутниковый снимок ночи, показывающий сверка- ющую Южную Корею рядом с абсолютно темной КНДР, приводится как яркая ил- люстрация этому7. Смежными сюжетами в антропологии безопасности могут оказаться формы комендантского часа в разных частях мира, а также ограничения несовершеннолетних в правах на пребывание на улице после определенного време- ни. Постсоциалистические европейские периферии — с их урезаемыми объемами социального обслуживания, неолиберальной проблематизацией ночного шума8, вы- соким уровнем бедности, тенденциями к десекуляризации — в своей эволюции со- всем не обязательно дрейфуют в сторону гомогенных суток. В парадигме, где разде- ление времени суток выражено, обделена исследовательским вниманием не сама ночь, а прилежащие к ней периоды: в европейской культуре — преимущественно утро и вечер. Механизмы формирования и культурное значение таких границ до сих пор практически не изучены.

7 Так, National Geographic пишет о ночной темноте в Северной Корее как о визуальном свидетельстве энергетического банкротства. 08.01.2019. http://news.nationalgeographic.com/ news/2014/02/140226-north-korea-satellite-photos-darkness-energy 8 Шум от работающих ночью заведений нередко возводится в проблему формирующимся средним классом — новыми собственниками джентрифицируемых районов. См. (на материале Австралии и Польши): Rosenberg 2013; Kusiak 2014.
11 Мобильность, на мой взгляд, может выступить одним из эмпирических сюжетов для понимания того, как трансформируются городские ритмы на уровне доступно- сти инфраструктур, практик и логик пользования ими — ритм-анализа, по выраже- нию Анри Лефевра. Если мы признаем, что периоды суток конструируются соци- ально и инфраструктурно, то общественный транспорт оказывается одним из важ- ных инструментов такого конструирования. Хотя исследователи уделили немало внимания неравенству центра и периферий, а также географии доступности транс- порта, темпоральному измерению его работы посвящено значительно меньше пуб- ликаций, а вопросы конструируемого им времени суток затрагивают считаные еди- ницы (Mulíček et al. 2015; Horák et al. 2015; Gašparović, Jakovčić 2014). Я буду рассмат- ривать первые и последние — раннеутренние и поздневечерние — трамваи, троллейбусы, автобусы и маршрутки как индикаторы иерархий и приоритетов от- дельного общества, а также социальной функции вечера в нем.
12

Первый и последний рейсы. В советских городах круглосуточно работающих ли- ний почти не было9. В условиях крайне низкой автомобилизации первый и послед- ний рейсы трамвая, троллейбуса, автобуса очерчивали и рамку социальной жизни. Тайминг тех или иных активностей, таких как семейные мероприятия, вечеринки, киносеансы, был часто напрямую связан с расписанием транспорта. В Мариуполе время отправления последних трамваев и троллейбусов зачастую определялось окончанием вечерних и началом ночных смен на заводах, а расписание их движения могло вывешиваться на конечной станции в промзоне или даже в рабочем цехе. В украинских и румынских городах время отправления последних рейсов является общим локальным знанием; во многих местах эта информация накапливается спе- циально и общедоступна10.

9 Немногочисленные исключения, по-видимому, все же были, см. обсуждения на форумах “Транспорт в России”. 08.01.2019. http://forum.tr.ru/read.php?1,234507,234738; http://forum.tr.ru/read.php?1,1091739,1091739 10 См. также российские примеры: Екатеринбург (интернет-форум “Транспорт в России”. 08.01.2019. http://forum.tr.ru/read.php?12,644577, page=all), Саратов (сообщество “Трамваи и троллейбусы Саратова”. 08.01.2019. https://vk.com/get64).
13 Первый и последний трамвай, троллейбус, автобус — особый хронотоп город- ского воображения, фигурирующий в кино, прозе, живописи, песнях, устном фоль- клоре. В последней рубрике можно выделить такие сюжеты, как неформальное раз- решение ситуации и проявление доброжелательности, либо опасность и непредска- зуемость. По контрасту с дневным временем как утром, так и вечером возможны небольшие отклонения от правил — не обязательно они подрывают существующие нормы, но, скорее, показывают их гибкость и хрупкость.
14

Утро и вечер как режимы распределения социальной ответственности

Несмотря на некоторые сходства утра и вечера, отличающие их от дня, два вре- мени имеют принципиальные отличия. На Рис. 1 можно видеть стикер на дверях автобуса в Остраве (Чехия), который говорит о том, что с 20:00 до 4:00 входить в са- лон можно не через любую дверь, как днем, а только через переднюю — чтоб на вхо- де водитель проверил ваши документы (кондукторов в автобусах здесь нет). Стикер намекает нам, что за пределами рабочего дня и прилежащих к нему часов пик в го- роде действуют иные режимы доверия и контроля, а может быть, и другие мораль- но-экономические режимы (в которых, напр., безбилетный проезд наделяется не- одинаковым значением в зависимости от социальной принадлежности пассажира, времени суток и цели поездки). Можно задавать разного рода вопросы относитель- но такой нормы: подразумевается ли, что люди, которые пользуются этим автобусом с восьми вечера до четырех утра, — другие, менее добросовестные и более склонные к обману, или, может быть, считается, что не заплатить за проезд на работу — не то же самое, что не заплатить за проезд в театр, поскольку досуг определяется добровольным выбором?

15

16

Рис. 1. Двери городского автобуса;

надпись “20:00–4:00”. Острава, Чехия (фото автора, 2016 г.)

17 Ранним утром в транспорте едут, как правило, чтобы выполнить некое обяза- тельство — явиться на работу или посетить занятия; вероятно, поэтому контроль билетов в первых рейсах воспринимается как нечто обидное: раз мы достаточно от- ветственны, чтобы в это время ехать куда-то, зачем подозревать нас в неоплате? Эти пассажиры — работники невидимых инфраструктур производства и потребления: заводские рабочие, сотрудники жилищно-коммунальных служб, работники рынков и поликлиник. В утренние часы перевозчики пытаются избавить людей от ожида- ния: в схему движения часто добавляются специальные беспересадочные рейсы (так, в Галаце по состоянию на 2016 г. четыре из десяти маршрутов были исключительно пиковыми, хотя все линии обслуживались хотя бы одним трамваем и в другие пе- риоды). Интервалы движения транспорта в утренний час пик короче, чем в вечер- ний, который к тому же длится дольше. Первый рейс, таким образом, подразумевает ответственность и надежность со стороны транспортников, выполнение неких до- говоренностей менеджерами инфраструктуры.
18 Последние рейсы могут позиционироваться перевозчиками не как обязанность, а как услуга с их стороны — поскольку сам транспорт помогает в эти часы не выпол- нению обязательств, а в основном реализации персональных социальных практик. Поэтому и акцент может делаться не на пунктуальности и скорости, а, например, на взаимной доброжелательности водителей, кондукторов и пассажиров. Так, в Ма- риуполе начала 2010-х годов одна из остановок трамвая в Орджоникидзевском рай- оне неформально осуществлялась только в поздневечернее время и использовалась для высадки рабочих, которые ехали домой после смены. В одном из выпусков га- зеты “Вечерний Ростов” мне попалась заметка о том, как кондуктор в позднем трол- лейбусе устроил шуточный аукцион по продаже билетов, оставшихся в рулоне; и ему это удалось (пускай даже и благодаря их низкой стоимости относительно других то- варов). В Мариуполе роль “самого последнего рейса” выполнял дежурный троллей- бус, предназначенный для персонала депо, однако любезно подбиравший и других попутных пассажиров (проезд в нем — вероятно, неофициально — был дороже обычного). Последний рейс — это зачастую удача, помогающая избежать похода до- мой пешком или дорогостоящей поездки на такси, это выигрыш времени для сна и денег для досуга в следующие вечера, а кроме того, это как бы результат чьей-то доброй воли.
19

Вечер как публичное время между работой и сном?

Вечер принципиально отличается от любого другого времени суток по своим экономическим характеристикам. Он расположен между двумя базовыми практи- ками — работой и сном и часто отводится досуговой активности и планируется срав- нительно гибко. Намек на социальный потенциал этой части суток дает словосоче- тание evening societies, которое в англосаксонской культуре означает встречи по ин- тересам в свободное время. При некотором упрощении вечер в экономике современных западных урбанизированных обществ — это “надстройка” к базису производства и восстановления сил для производства. Такая надстройка может рас- сказывать о социальных иерархиях и способах распределения ресурсов, свойствен- ных обществу. Свободное время вечером я предложил бы рассматривать как публич- ное, в том смысле, в каком в социологии понимается публичность пространства (public space): вседоступность, проницаемость и благоприятные условия для взаимо- действия с другими. Работа городских инфраструктур — одно из условий доступа к публичному времени. Очевидно, что публичности времени и места часто совме- щаются и что личное время может быть публичным, если разделяется с другими; оба они, однако, противопоставлены работе и сну, которые в определенном смысле яв- ляются (хотя и каждое по-своему) временем, отчужденным от индивида, во всяком случае, это чаще всего так для того большинства, которое не вовлечено в свою ра- боту эмоционально и не устанавливает график ее выполнения по своей воле.

20 Ввод марксистской рамки не должен преуменьшать значимость культурных фак- торов в организации вечера; в то же время эта рамка позволяет нам увидеть ограни- чения, которые накладывает режим работы инфраструктур, на фоне формируемых привычек и совершаемых выборов. Очевидно, при недоступности ночи из-за нера- ботающего транспорта ее функции может брать на себя вечер; наоборот, при гибко- сти и открытости часов после работы вечерние шоппинг, личные встречи и походы в гости/театр/кино отделяются от ночных баров, клубов и вечеринок. Если же уро- вень доступа к ночи сильно разнится внутри общества, стратификация, вероятно, примет и темпоральное измерение — мне было бы интересно увидеть исследование того, как связан уровень доходов с продолжительностью сна и его расположением в сутках. На макроуровне транспортная доступность публичных мест в поздневечер- нее (публичное) время — один из инструментов упорядочивания суток, со-настрой- ки и модерации ритмов разных городских групп. В микросоциологическом и антро- пологическом разрезе инфраструктура вечера может становиться сложным знаком, носителем культурных смыслов и источником разнообразных переживаний.
21

Кейс: вечерний общественный транспорт в Ростове-на-Дону

Общественный транспорт поздним вечером и ночью почти всегда менее рентабе- лен, чем днем и в часы пик, потому работа маршрутов в “нестандартные часы” (non- standard hours) особенно сильно зависит от волевых политических решений. Многие европейские мегаполисы и даже города средних размеров в течение последних 15 лет обзавелись системами ночного общественного транспорта в целях повышения тури- стической привлекательности, поддержки индустрий досуга, а также для работающих в ночные часы горожан. В баварском Мюнхене, где мне доводится бывать регулярно по учебе, вечером курсируют трамваи с “вечеринкой внутри” — это возможно ввиду снижения трафика и высвобождения вагонов; с полуночи работают специальные маршруты, на которых на протяжении уикенда соблюдается 30-минутный интервал.

22

На обширной части постсоветского пространства (за исключением городов При- балтики, Республики Беларусь, Республики Молдова и немногочисленных городов в других местах), а также в некоторых других постсоциалистических странах (Румы- ния в их числе) наблюдается противоположная тенденция. В советские десятилетия временно́й диапазон работы транспорта устанавливался так, чтобы обслужить все смены промышленных предприятий, работавших чаще всего круглосуточно. Ком- мерчески это могло быть невыгодно, но условие окупаемости перед перевозчиками и не ставилось. Так, и в украинском Мариуполе, и в румынском Галаце утренние и поздневечерние расписания трамвайных маршрутов, большая часть которых соеди- няла жилые районы с промзонами, составлялись “под диктовку” графиков местных предприятий. Целесообразность поздневечернего транспорта стала оспариваться, когда в конце 1990-х — начале 2000-х годов граница последних рейсов поползла вверх в рамках экономической оптимизации. И заводы, и транспортные предприятия пе- рестали получать субсидии от государства; первые стали сокращать объемы произ- водства прежде всего за счет более дорогих ночных смен; вторые — ориентироваться на регулярный платежеспособный спрос, т.е. на стабильный пассажиропоток в тече- ние всего дня (а не только в часы пик), которого в промзонах не бывает. В постсовет- ские годы металлургический комбинат в Мариуполе оказывал трамвайному депо фи- нансовую помощь, но во многих других городах в похожих ситуациях заводы остава- лись в стороне, а транспортники отменяли последние рейсы один за одним. В Галаце комбинат предпочел перевозить рабочих собственными автобусами, взяв на себя, та- ким образом, функцию, которую раньше выполняло государство: для 1990-х годов такая “приватизация” ответственности была знаковой. В это время в менее инду- стриализированном Ростове-на-Дону транспорт не получал особой поддержки ни от заводов, ни из госбюджета и подвергался постоянным сокращениям: в период 1990–2000-х годов количество трамвайных маршрутов здесь снизилось с 18 до 6, а троллейбусных — с 22 до 9. Время работы оставшихся поэтапно уменьшалось, о чем я подробнее скажу ниже. Те немногие города, где транспорт продолжал ходить до- поздна, оценивались на транспортных форумах в категориях профессиональности, добросовестности, стойкости. “Питер держится”, — говорил мой петербургский зна- комый-транспортник о последних рейсах трамвая; десятилетиями их графики рас- считывались так, чтобы пассажиры последнего поезда метро успели доехать от стан- ции до дома. Изредка отсутствие ночного транспорта риторически рационализиру- ется отсутствием ночной жизни, потребностью горожан в отдыхе и повышенной опасностью хулиганства в ночные часы; все эти доводы озвучивались, например, в Минске, где немногочисленные эксперименты с ночными маршрутками были объ- явлены безуспешными, а возможное прекращение работы транспорта в период меж- ду 23 часами вечера и часом ночи регулярно обсуждается в СМИ.

23

Сужение временнóго диапазона работы общественного транспорта характерно и для Ростова-на-Дону, хотя здесь оно, по-видимому, не сопровождалось массивной риторикой наподобие минской. Чаще всего исчезновение вечерних маршрутов осу- ждалось как следствие безответственности транспортников и неосведомленности пас- сажиров в своих правах: “…ни у кого нет понимания, что это не бизнес, а инфраструк- тура” (ПМА, инф. С.). Когда-то в донской столице существовали рейсы “далеко за полночь” — 90-летняя ростовчанка, работавшая в свое время кондуктором трамвая, рассказывала мне в интервью о трех 8-часовых сменах с четырех утра до двух ночи в 1970-е годы; и если в смену включать примерно час на нулевые рейсы в/из депо, то в сумме выйдет почти 24-часовое функционирование. В 1990-е годы пользование муниципальным общественным транспортом стало практикой, маркированной как признак бедности: слои населения с более высоким доходом обратились к альтерна- тивам — автомобилю, такси и маршруткам. Появление последних в 1990-е годы стало одной из главных перемен в сфере общественного транспорта, оно уменьшило объем ожиданий от государства со стороны пассажиров и поставило их в зависимость от частного бизнеса, к которому, кроме того, горожане применяли другие рамки спра- ведливости, нежели к муниципальному транспорту11. Время работы автобусов в Рос- тове сократилось примерно на два часа с появлением маршруток, на которых по- прежнему можно было уехать домой из центра примерно за ту же цену, что и на об- щественном транспорте (стоимость проезда отличалась не более чем на 20%). Трамваи и троллейбусы, сеть которых сократилась в конце 1990-х годов вдвое при падении количества рейсов в разы, вовсе стали заканчивать работу в восемь вечера, оставляя без транспортного сообщения кварталы и целые районы, такие как Ленгородок и окрестности завода Красный Аксай. Любопытно, что ростовские трамваи с начала 1990-х до начала 2010-х годов стали начинать работу на маршрутах на полтора часа позже, а заканчивать на пять часов раньше — в семь вечера. Раннее утро, принадлежа практикам времени, отчуждаемого от человека в пользу общества (государства, капи- тализма, работодателя и т.д.), оказалось намного более стабильно в своих границах.

11 Подробнее о постсоветской истории маршруток на примере Мариуполя см: Возьянов А.Г. Льготники в городе: пассажиры старшего возраста и этика мобильности в инфраструктуре украинского общественного транспорта // Социология власти. 2014. № 3. С. 39–59.
24

Городские разговоры о позднем транспорте: теория заговора и имущественный ценз на вечерний досуг

Когда в Ростове деградировал поздневечерний транспорт большой вместимости, маршрутки взяли на себя его роль в данном временнóм сегменте. Точное расписание их нигде не вывешивалось и фактически не могло быть оглашено, поскольку опре- делялось ситуативно каждый вечер с поправкой на количество пассажиров. Вероят- но, именно поэтому время окончания работы транспорта настолько незаметно “поднялось” в более ранний вечер. В последних классах школы (2003–2004 гг.) свой привычный пятничный маршрут — пять-шесть остановок из центра города — я мог преодолеть на маршрутке, выйдя из клуба в половине первого ночи. На первых кур- сах бакалавриата (2006–2007 гг.) уже никакие молодежные мероприятия, даже кон- церты, не успевали закончиться до того, как с улиц исчезали последние маршрутки и автобусы; походы в клуб пришлось осознанно разделить на вечерние и ночные. Вторые подразумевали, что придется либо “зажигать” всю ночь, либо ехать домой на такси — и потому их иногда приходилось отменять. Для многих подростков и сту- дентов посещение клубов было связано с финансовой зависимостью от родителей, и если стоимость проезда на маршрутке была соразмерна с ценой на вход или на мо- роженое, то проезд на такси, как правило, превосходил все это вместе взятое — было намного сложнее вписать его в “карманные расходы”.

25 Инфраструктурное “наползание” ночи время от времени проблематизировалось в ростовских разговорах. В начале 2010-х годов городская мифология о вечерних маршрутках и автобусах, основанная как на личном опыте, так и на пересказах чу- жих историй, распадалась как минимум на два сюжета. Первый из них — неравен- ство в обеспеченности транспортом в вечернее время городских районов, отчасти обусловленное их разной удаленностью от центра, а значит, неравной выгодностью перевозки домой одного и того же количества пассажиров. На участках, где несколь- ко маршрутов накладывалось друг на друга, возникали неоднозначные эффекты. Так, именно здесь люди надеялись, что вскоре подъедет хоть что-нибудь, и отказы- вались от идеи взять такси. В случае муниципальных автобусов за пределами центра вечернее функционирование отличалось большей стабильностью, как, например, “на 94-м [маршруте], а вот в центре, где пересекаются маршруты разных АТП, никто не видит за собой ответственности” (ПМА, инф. О.). Так, разница между последни- ми отправлениями от Центрального рынка в сторону Западного и Северного жилых массивов традиционно составляла от одного до двух часов, но едва ли была одина- ковой каждый вечер. В то же время никому из моих знакомых не удавалось сказать, когда именно отходят последние автобусы, на которых они могли бы уехать. Поезд- ка домой вечером означала непредсказуемость, возникающую из нераспределенно- го объема ответственности; принимать на себя весь этот объем водители не желали:
26 С.: Ты стоишь на остановке, где написано: окончание работы в 23:00. Стоишь там с пол-одиннадцатого, ни одного автобуса до одиннадцати, вызываешь такси, и тут он появляется, в начале двенадцатого. И спрашиваешь, ну как так, а он вообще не чув- ствует, что что-то не так — скажи спасибо, что вообще приехал. О.: Любые замечания воспринимаются как оскорбление.
27 До какого-то момента в Ростове маршрутки выручали вечерних пассажиров практически в том же временном диапазоне, что и муниципальные автобусы до на- чала сокращений; нередко поездка на них в это время суток была даже быстрее — если вам не приходилось ждать вместе с водителем, пока все места в салоне запол- нятся. Интересно, что появление автобусов на Западный после 24:00 могло воспри- ниматься водителями маршруток как вторжение на их территорию. Однако вслед за полуночными автобусами и этот вид транспорта стал постепенно исчезать; сокра- щение времени его работы по вечерам вызвало к жизни городскую гипотезу про сго- вор/торг между “автобусниками”, “маршрутчиками” и таксистами, предметом ко- торого является временно́й промежуток между десятью вечера и часом пополуночи. Пассажиры нередко наблюдают, как на остановках водители разных видов транс- порта беседуют между собой. Об отрезке в несколько часов, в пределах которого уезжают из центра города последние маршрутки, тянет говорить в пространственных метафорах — как об оспариваемой “автобусниками”, “маршрутчиками” и таксиста- ми темпоральной территории между вечером и ночью. Метафора оспаривания была использована Филом Хадфилдом в его критике регулирования ночного потребления алкоголя — регулирования, сталкивающего интересы различных групп жителей бри- танских городов (Hadfield 2006). Такси, как и “Uber”, предоставляют многим воз- можность дополнительного заработка и в то же время, забирая пассажиров у позд- них маршруток, делают последние рейсы нерентабельными; оставшаяся часть кли- ентов маршруток вынуждена передвигать границы своего вечера на более раннее время. Сегодня в контексте рассуждений об угрозе “Uber” для более традиционных и дорогих служб такси можно говорить о том, что для организации “экономичного вечера” обладание смартфоном становится дополнительным условием. В этом слу- чае граница цифрового раздела (digital divide) в городе — между теми, кто свободно пользуется мобильными приложениями, и теми, для кого в силу возраста это ока- зывается затруднительно — связана с возможностью позволить себе такси и, в свою очередь, с паттернами темпорального исключения.
28

Возвращение вечерних трамваев

В 2015 г. в Ростове-на-Дону городская транспортная компания предприняла по- пытку возобновить вечернее движение трамваев: на маршруты было добавлено не- сколько вагонов, которые курсировали с 19 до 22 часов. Нововведение, однако, было слабо освещено в СМИ. С целью распространения вечернего расписания мы с не- сколькими моими знакомыми провели акцию, в которой присутствовали элементы исследования и социального активизма12.

12 Про весь проект можно прочитать подробнее: Vozyanov А. Вернуть городу вечер: поздние трамваи и тактическая логистика в Ростове-на-Дону. 08.01.2019. http://partizaning. org/?p=11120
29 Сперва выяснилось, что расписание нигде не опубликовано. Мы решили соста- вить его самостоятельно, наблюдая за главной трамвайной развязкой города в рай- оне Центрального рынка. Сами по себе четыре вечера в пространстве, где в это вре- мя суток транспорт отсутствовал последние 15 лет, были этнографическим опытом, в ходе которого нам открылись новые подробности про, казалось бы, давно знако- мый город. Улицы, по которым ходят трамваи в Ростове, как правило, не обслужи- ваются другими видами транспорта. Поэтому, вероятно, после исчезновения вечер- них (тех, что после 19:00) рейсов в 1990-х годах трамвайные улицы стали ареной для специфических практик: ночевок бездомных, потребления крепкого алкоголя, не- формальной торговли — того, чего не было на расстоянии одного квартала, там, где ходили автобусы. После продления работы трамваев люди уходили с остановок не потому, что слишком долго ждали, а потому что привычные 15 минут могли на- полняться очень неприятным опытом.
30 Несмотря на некоторые неудобства, у вечерних трамваев появилось немало кли- ентов, причем относящихся к самым разным группам населения: работники центра города, мамы с детьми, пожилые пенсионерки, молодые пары; вечером с этого вида транспорта снималось дневное клеймо “непрестижности” и смягчались социальные барьеры. Замечу, среди пассажиров были те, кто работал и жил рядом с трамвайной линией и, соответственно, между исчезновением и возвращением вечерних рейсов ходил домой или, чтобы сесть на другие виды транспорта, пешком. Кроме того, не- смотря на отсутствие формального графика, трамваи приходили на остановку в одно и то же время, вероятно, еще и потому, что вечером уже не было пробок, а значит, ничто не задерживало движение. Наконец, сами пассажиры верили, что расписание существует, и ориентировались на время своих предыдущих поездок. Из разговоров с ожидающими на остановке мы поняли, что несоблюдение графика движения, вы- вешенного на столбе, вызывает меньшее напряжение, чем его отсутствие. Мне сто- ило больших усилий донести это мнение до сотрудников муниципальной транспортной портной компании, которые опасались, что в случае несоблюдения вывешенных на остановках расписаний им грозят многочисленные жалобы и привлечение к от- ветственности.
31

Заключение: несколько мыслей о значениях отчуждаемого вечера

Возвращение вечерних трамваев — интересный и, по-видимому, редкий пример того, как нивелируется “нормальный перебой” (normal disruption; Trentmann 2009): ставшие рутинными нестабильность и отсутствие одной из городских функций. Ве- роятно, поначалу исчезновение общественного транспорта, который позволял вер- нуться домой “после одиннадцати”, осознавалось как настоящий перебой. Со вре- менем пользование такси стало восприниматься как допустимая издержка, позже перешедшая в разряд обязательных. Отсутствие тоже может быть нормальным, и си- туация вокруг недолгого возвращения вечерних трамваев показала, как трансфор- мировались ожидания от вечера и требования к нему — к его доступности, надеж- ности и продолжительности после того, как основной поток едущих из офисов до- мой иссякал. С недавнего времени в Ростове на автобусных остановках появляются указатели, где пишется лишь время начала работы и интервал движения — ни слова о том, до которого часа ходит автобус (Рис. 2). Месседж такой меняющейся нор- мальности, видимо, в том, что рассчитывать на общественный транспорт можно только для поездки на работу и обратно.

32

33

Рис. 2. Конечная остановка автобусов “Вокзал–Сельмаш”;

Ростов-на-Дону (фото автора, 2016 г.)

34 Культурный дрейф времени суток нелегко уловить в отдельно взятых деталях: вечер возникает на пересечении ритмов, скоростей и темпоральных промежутков. Исчезновение позднего общественного транспорта можно рассматривать в других, нежели кризис публично оказываемых услуг, контекстах, например с точки зрения автомобилизации. Городские жители не просто пассивно внимают переменам, они перенастраивают желания и возможности, вырабатывая новые привычки. Но что-то меняется вместе с табличками на остановках, и я закончу сюжетом, который всплыл в ростовских беседах и который кажется мне довольно симптоматичным. Сколь бы специфичен ни был мой круг общения в городе — люди одного со мной поколения, в большинстве своем связанные с независимым искусством или наукой, — все говорят о вечернем транспорте как о примете ушедшей эпохи. В эту эпоху локальной ростовской истории канули в лету не только поздние муниципальные автобусы. Вспоминают, как тогда, в начале 2000-х годов, Ростов был музыкальным Манчесте- ром и пост-панк столицей России (популярные в кругах меломанов и в прессе тех лет эпитеты). Уход из города вечернего транспорта и исчезновение вечера совпали по времени и с волной отъезда наших сверстников. Задумываясь об отъезде, мои со- беседники видели причину в т.ч. и в поиске лучших вечеров. Из этой “виньетки” нельзя делать выводы о жизненных выборах ростовчан, к тому же ночная жизнь в городе не только не исчезает, но и развивается. Тем не менее вечерние пережива- ния южного мегаполиса показывают чувствительность его жителей к темпоральной организации своего пространства, ко времени, которое создает место, — чувстви- тельность, которой исследователи и политики прежде пренебрегали.

Библиография

1. Bianchini F. Night Cultures, Night Economies // Planning Practice & Research. 1995. Vol. 10 (2). P. 121–126.

2. Caiazza A. Don’t Bowl at Night: Gender, Safety, and Civic Participation // Signs. 2005. Vol. 30 (2). P. 1607–1631.

3. Crary J. 24/7: Late Capitalism and the Ends of Sleep. N.Y.: Verso Books, 2013.

4. Galinier J., Becquelin A.M., Bordin G., Fontaine L., Fourmaux F., Ponce J.R., Salzarulo P., Simonnot P., Therrien M., Zilli I. Anthropology of the Night: Cross-Disciplinary Investigations // Current Anthropology. 2010. Vol. 51 (6). P. 819–847.

5. Gašparović S., Jakovčić M. Prometna marginaliziranost na primjeru Srednjoškolaca grada Zagreba // Geoadria. 2014. Vol. 19 (1). P. 61–99.

6. Gwiazdzinski L. Introduction // Articulo — Journal of Urban Research [Online]. 2015. Vol. 11. http:// articulo.revues.org/3140; DOI: 10.4000/articulo.3140

7. Hadfield P. Bar Wars: Contesting the Night in Contemporary British Cities. Oxford: Oxford University Press, 2006.

8. Heijnen A. Dreams, Darkness and Hidden Spheres: Exploring the Anthropology of the Night in Icelandic Society // Paideuma. 2005. Vol. 51. P. 193–207.

9. Hobbs D., Hadfield P., Lister S., Winlow S. Bouncers: Violence and Governance in the Night-Time Economy. Oxford: Oxford University Press, 2003.

10. Horák J., Ivan I., Fojtík D. Time of Day Dependency of Public Transport Accessibility in the Czech Republic // Geoinformatics for Intelligent Transportation. Lecture Notes in Geoinformation and Cartography. Vol. 214 / Eds. I. Ivan, I. Benenson, B. Jiang, J. Horák, J. Haworth, T. Inspektor. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 2015. P. 93–108.

11. Jones P., Hillier D., Turner D. Towards the “24-Hour City” // Town and Country Planning. 1999. Vol. 68. P. 164–165.

12. Koslofsky C. Evening’s Empire: A History of the Night in Early Modern Europe. Cambridge: Cambridge University Press, 2011.

13. Kreitzman L. The 24-Hour Society. Bury St. Edmunds: St. Edmundsbury Press, 1999.

14. Kusiak J. Acoustic Gentrification: The Silence of Warsaw’s Sonic Warfare // The Acoustic City / Eds. M. Gandy, B. Nilsen. Berlin: Jovis, 2014. P. 206–211.

15. Melbin M. Night as Frontier: Colonizing the World after Dark. N.Y.: The Free Press, 1987.

16. Mulíček O., Osman R., Seidenglanz D. Urban Rhythms: A Chronotopic Approach to Urban Timespace // Time & Society. 2015. Vol. 24 (3). P. 304–325.

17. Research, University of Michigan, 1967.

18. Roberts M., Eldridge A. Planning the Night-Time City. L.: Routledge, 2012.

19. Robinson J.P. Social Change As Measured by Time Budgets. Michigan: Institute of Social Research; University of Michigan.

20. Rosenberg B. Shhh! Noisy Cities, Anti-Noise Groups and Neo-Liberal Citizenship // Journal of Sociology. 2013. Vol. 52 (2). P. 190–203.

21. Schlör J. Nachts in der großen Stadt: Paris, Berlin, London 1840–1930. Mannheim: Artemis und Winkler, 1991.

22. Shaw R. Neoliberal Subjectivities and the Development of the Night-Time Economy in British Cities // Geography Compass. 2010. Vol. 4 (7). P. 893–903.

23. Steger B., Brunt L. Introduction: Into the Night and the World of Sleep // Night-Time and Sleep in Asia and the West: Exploring the Dark Side of Life / Eds. B. Steger, L. Brunt. L.: Routledge, 2003. P. 1–23.

24. Talbot D. Regulation and Racial Differentiation in the Construction of Night-Time Economies: A London Case Study // Urban Studies. 2004. Vol. 41 (4). P. 887–901.

25. Thomas J., Bromley R. City-Centre Revitalisation: Problems of Fragmentation and Fear in the Evening and Night-Time City // Urban Studies. 2000. Vol. 37 (8). P. 1403–1429.

26. Trentmann F. Disruption is Normal // Time, Consumption and Everyday Life / Ed. F. Trentmann, E. Shove, R. Wilk. Oxford: Berg, 2009. P. 67–84.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести