- Код статьи
- S086954150005285-3-1
- DOI
- 10.31857/S086954150005285-3
- Тип публикации
- Рецензия
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / №4
- Страницы
- 194-197
- Аннотация
- Ключевые слова
- Дата публикации
- 11.09.2019
- Год выхода
- 2019
- Всего подписок
- 89
- Всего просмотров
- 610
Р.Н. Исмагилова, д.и.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, видный специалист по этническим проблемам, занимается изучением Африки с 1950 г. По этой проблематике ею опубликовано более 300 научных работ, базирующихся на результатах полевых наблюдений в 24 странах. Имя Розы Нургалиевны Исмагиловой как руководителя проекта, результатом которого стала публикация двухтомной энциклопедии “Африка” (М., 2010), хорошо знакомо специалистам ведущих научных зарубежных центров.
Новая монография Р.Н. Исмагиловой “Эфиопия: особенности федерализма” — фундаментальное, поистине энциклопедическое исследование. Книга посвящена чрезвычайно острой научной и политической проблеме: соотношению этничности и политического устройства общества, в данном случае — системы федерализма. Объектом изучения является страна со сложным этническим составом, в которой национальный вопрос стоял остро на всех этапах исторического развития. Опыт Эфиопии может оказаться чрезвычайно важным для любого полиэтничного государства, в т.ч. и для России.
Впервые в мировой и отечественной африканистике Р.Н. Исмагиловой дан многоплановый комплексный анализ системы этнического федерализма в Эфиопии. Важно подчеркнуть, что работа написана на стыке трех дисциплин: этнологии, истории и политологии — это дает автору возможность наиболее полно исследовать и охарактеризовать происходящие в стране процессы.
Эфиопия разделена на девять штатов по этнолингвистическому принципу, что зафиксировано в Конституции. Это единственная страна в мире, где этничность официально признана политической идеологией. В результате произошла политизация этничности и этнизация политики: законодательное закрепление и передача властных полномочий штатам, фиксация этнокультурной автономии через создание административных единиц (зон и воред) на узкоэтнической основе, включение в федеральные органы власти представителей многочисленных этнических меньшинств.
Монография состоит из двух частей, подразделяющихся на главы; выводы каждой главы дополняются и обобщаются в заключительной части работы. Следует отметить прекрасную подробную аннотацию на английском языке, а также публикуемые в приложении карты, отражающие административное деление и — очень редкие данные — расселение основных народов.
В первой части “Этничность — многоплановое явление” дается анализ этнического состава, этнографическая характеристика народов, традиционных институтов, межэтнических отношений, конфликтов и механизмов их урегулирования. Особого внимания заслуживает глава “Традиционные институты и этнические стереотипы в системе этнического федерализма” (гл. II, с. 45–69). В ней рассматриваются такие сложные проблемы, как этническая иерархия, этнические стереотипы, касты, пережитки домашнего рабства и их воздействие на межэтнические отношения и внутриполитическую ситуацию. В главе использованы результаты полевых исследований автора, что придает ей особую научно-практическую ценность. Анализируя межэтнические отношения (гл. III), Р.Н. Исмагилова предлагает собственную классификацию конфликтов, подразделяя их на горизонтальные — между штатами и федеральным правительством и вертикальные — между этническими группами как внутри штатов, так и между ними.
Впервые в монографии дается столь детальная характеристика чрезвычайно интересных традиционных институтов и механизмов урегулирования конфликтов у разных этносов (гл. IV). Политологи как в странах Африки, так и за границами континента, как правило, не уделяют внимания этой стороне проблемы, беря во главу угла преимущественно европейские образцы строительства государства и разрешения конфликтно-кризисных ситуаций. Многим же местным политикам прежние нормы жизни нередко кажутся устаревшими, и если о них говорится, то обычно мельком и в негативном ключе. Между тем традиции, в т.ч. и правовые, продолжают играть важную роль в жизни африканских народов, и сегодня постепенно приходит осознание этого. Современные африканские политические деятели и ученые все чаще призывают обращаться к самым разным аспектам наследия африканских обществ, включая практику предотвращения и урегулирования конфликтов. Безусловно, Р.Н. Исмагилова права, указывая на то, что, хотя конфликты в разных областях Эфиопии — застарелая проблема, суть ее сегодня изменилась. Если ранее это были ситуации, связанные прежде всего с распределением воды и собственностью на пахотные земли или пастбища, то ныне на первый план выдвигается борьба этнических элит за власть — политическую и экономическую.
Во второй части монографии “Этнический федерализм” автор подробно излагает историю национального вопроса и национальной политики в Эфиопии начиная с последней четверти XIX в. и до наших дней (гл. V, с. 183–239); детально анализирует систему этнического федерализма: структуру федерации, высшие органы власти, проблему языка, культурную политику (гл. VI, c. 240–285); подробно характеризует этнополитическую ситуацию в штатах: историю, этнический состав, межэтнические отношения, причины конфликтов и др. (гл. VII–XII). Автором впервые в научной литературе подробно описаны различные аспекты жизни народов Эфиопии. Так, например, в главе “Проблема оромо” (гл. X) содержится самый разнообразный материал: начиная от этногенеза этого народа и заканчивая протестными движениями его представителей в 2015–2017 гг.
В работе Р.Н. Исмагиловой показано, что ни в одном штате Эфиопии не достигнуто “равного представительства”, сохраняются и углубляются конфликты. Такой реалистичный, подробный и многоплановый анализ этнополитической ситуации в стране, проблем и сложностей ее административного устройства впервые представлен как в отечественной, так и в зарубежной африканистике. Автор объективно и аргументированно выделяет позитивные и негативные последствия процесса федерализации в Эфиопии, подчеркивая, что федерализация необходима прежде всего для того, чтобы приблизить институты власти к интересам и нуждам различных этнокультурных общностей, обеспечить условия для сохранения и развития культур народов, способствовать изживанию межэтнической напряженности. Действительно, в Эфиопии на данном этапе исторического развития отмечаются некоторые положительные моменты утверждающегося этнического федерализма. Прежде всего это законодательное закрепление и передача части властных полномочий штатам, создание местных органов самоуправления, придание федеральному центру мультикультурного характера, предоставление гражданам возможности развития традиционной культуры, изучения и использования в обучении родного языка и другие меры.
В монографии справедливо отмечается, что прежняя этническая иерархия сохранилась, но приобрела сегодня новые формы. Так, в Конституции содержится кодификация этнических общностей, они разделены на “нации”, “национальности” и “народы”. Нации имеют или могут иметь штаты, национальности — зоны, а народы — специальные вореды или вореды. Таким путем, считает автор, узаконена иерархия этнических групп. Изъяны в этническом федерализме будируют недовольство и приводят к конфликтам между штатами и федеральной властью, внутри штатов, зон и воред. Обращает внимание Р.Н. Исмагилова и на такое новшество, как разделение в каждом штате этнических групп на “титульные” и “нетитульные” национальности. В результате даже такие многомиллионные народы, как оромо или амхара, вне своих штатов считаются “чужаками” и подвергаются дискриминации. Автор подчеркивает, что на смену господству амхара (до 1991 г.) пришло господство тиграй и “амхаризация” сменилась “тиграйнизацией”.
Для понимания современной политической ситуации в Эфиопии очень важна глава “Партия и государство” (гл. XIII, с. 478–502), в которой автор анализирует деятельность правящего “Революционно-демократического фронта эфиопских народов”, сложные отношения внутри этой партии, приведшие в конечном счете к кризису в верхах. Важным представляется и обобщение опыта Эфиопии за более чем четверть века, прошедшие со времени введения системы этнического федерализма (гл. XIV, с. 503–524). Р.Н. Исмагилова отмечает, что в стране сохраняется, а в отдельные периоды усиливается межэтническая напряженность. В частности, недовольство населения вызывают широкомасштабные экспроприации земель разных народов федеральными властями без всякой или с минимальной компенсацией для создания агрохолдингов или сдачи в аренду иностранным инвесторам, коррупция в правящих кругах, широко распространенное расхищение фондов, малоосуществимые проекты правительства и частных инвесторов, жестокая борьба за власть между конкурирующими политическими партиями, маневры различных политических течений и их лидеров с целью изменения баланса сил на местах, нарушение демократических свобод, цензура СМИ. Все это весьма далеко от процессов демократизации и становится основой для усиливающегося антагонизма на этнической основе. К этому следует добавить недовольство централизацией, охватившей различные сферы жизни, доминирующей ролью правящей партии, привилегированным положением тиграй, составляющих всего 6% населения. Автор убедительно показывает, как нарастают центробежные тенденции, выражающиеся в формировании организаций радикальной, подчас сепаратистской направленности. Оппозиционные политические силы продолжают разыгрывать “национальную карту”, актуализируя историческую память о колонизации амхара народов южных, западных и восточных регионов. Поэтому неудивительно, что в период с начала 2015 г. по март 2018 г. все это вылилось в широкие протестные движения.
Р.Н. Исмагилова считает, что этнофедерализм в Эфиопии, при всех его достижениях, не привел к радикальному улучшению этнополитической ситуации и смягчению напряженности в межэтнических отношениях. События 2015–2017 гг. и объединение против правящего режима всех слоев населения независимо от этнической принадлежности свидетельствуют об остроте накопившихся экономических и социальных проблем и кризисе в верхах.
Автор монографии в итоге приходит к глубоко продуманному и обоснованному выводу: “Будущее Эфиопии как федерации, ее политическая стабильность во многом будет зависеть от того, как сложатся отношения не только между амхара, тиграй и оромо, но и от того, насколько успешно правительству удастся вовлечь в процесс федерализации многочисленные этнические меньшинства, воплотить в жизнь принципы равенства всех народов, заложенные в Конституции” (с. 530). В перспективе, по мнению Р.Н. Исмагиловой, на первый план должны выйти усилия по поддержке культурного многообразия населения и одновременно поощрение интеграционных процессов, направленных на формирование единой эфиопской гражданской общности.
Хотелось бы высказать лишь несколько соображений частного характера. В Эфиопии помимо автохтонных народов живут греки, армяне, индийцы, также являющиеся ее гражданами. Инонациональные общины немногочисленны, но всегда занимали важное место в эфиопском обществе, составляя часть если не верхушки, то все же значимой социальной страты. Они имели собственные школы с преподаванием на родных языках. Хотелось бы понять, сказалась ли новая национальная политика на их положении? Наряду с этнографической характеристикой основных народов, возможно, стоило уделить внимание нуэр, уолайта, анья и берта — титульным национальностям соответствующих штатов. Уместным, с моей точки зрения, было бы размещение флагов и символики штатов в дополнение к их характеристике. Кроме того, в связи с тем что каждая глава включает имеющие названия разделы, логичным выглядело бы отражение их в содержании книги.
В заключение подчеркну, что монография Р.Н. Исмагиловой “Эфиопия: особенности федерализма” — многоплановое фундаментальное исследование, хорошо фундированное, оригинальное и во многих отношениях новаторское. Благодаря работе в зарубежных центрах африканистки и контактам с эфиопскими учеными автор вводит в научный оборот большое число новых источников — как документов (последние датированы февралем 2018 г.), так и публикаций зарубежных ученых, пока еще недоступных российским специалистам.
Монография Р.Н. Исмагиловой — новое весомое слово в востоковедении. Работа, безусловно, имеет высокую научную ценность и вносит огромный вклад в развитие эфиопистики и африканистики в целом; это ценный подарок к 60-летнему юбилею Института Африки РАН, который мы отмечаем в 2019 г.