ОИФНЭтнографическое обозрение Ethno review

  • ISSN (Print) 0869-5415
  • ISSN (Online) 3034-6274

Рец. на: Исмагилова Р.Н. Эфиопия: особенности федерализма. М., 2018

Код статьи
S086954150005285-3-1
DOI
10.31857/S086954150005285-3
Тип публикации
Рецензия
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / №4
Страницы
194-197
Аннотация

  

Ключевые слова
Дата публикации
11.09.2019
Год выхода
2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
611

Р.Н. Исмагилова, д.и.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, видный специалист по этническим проблемам, занимается изучением Африки с 1950 г. По этой проблематике ею опубликовано более 300 научных работ, базирующихся на результатах полевых наблюдений в 24 странах. Имя Розы Нургалиевны Исмагиловой как руководителя проекта, результатом которого стала публикация двухтомной энциклопедии “Африка” (М., 2010), хорошо знакомо специалистам ведущих научных зарубежных центров.

Новая монография Р.Н. Исмагиловой “Эфиопия: особенности федерализма” — фундаментальное, поистине энциклопедическое исследование. Книга посвящена чрезвычайно острой научной и политической проблеме: соотношению этничности и политического устройства общества, в данном случае — системы федерализма. Объектом изучения является страна со сложным этническим составом, в которой национальный вопрос стоял остро на всех этапах исторического развития. Опыт Эфиопии может оказаться чрезвычайно важным для любого полиэтничного государства, в т.ч. и для России. 

Впервые в мировой и отечественной африканистике Р.Н. Исмагиловой дан многоплановый комплексный анализ системы этнического федерализма в Эфиопии. Важно подчеркнуть, что работа написана на стыке трех дисциплин: этнологии, истории и политологии — это дает автору возможность наиболее полно исследовать и охарактеризовать происходящие в стране процессы.

Эфиопия разделена на девять штатов по этнолингвистическому принципу, что зафиксировано в Конституции. Это единственная страна в мире, где этничность официально признана политической идеологией. В результате произошла политизация этничности и этнизация политики: законодательное закрепление и передача властных полномочий штатам, фиксация этнокультурной автономии через создание административных единиц (зон и воред) на узкоэтнической основе, включение в федеральные органы власти представителей многочисленных этнических меньшинств.

Монография состоит из двух частей, подразделяющихся на главы; выводы каждой главы дополняются и обобщаются в заключительной части работы. Следует отметить прекрасную подробную аннотацию на английском языке, а также публикуемые в приложении карты, отражающие административное деление и — очень редкие данные — расселение основных народов.

В первой части “Этничность — многоплановое явление” дается анализ этнического состава, этнографическая характеристика народов, традиционных институтов, межэтнических отношений, конфликтов и механизмов их урегулирования. Особого внимания заслуживает глава “Традиционные институты и этнические стереотипы в системе этнического федерализма” (гл. II, с. 45–69). В ней рассматриваются такие сложные проблемы, как этническая иерархия, этнические стереотипы, касты, пережитки домашнего рабства и их воздействие на межэтнические отношения и внутриполитическую ситуацию. В главе использованы результаты полевых исследований автора, что придает ей особую научно-практическую ценность. Анализируя межэтнические отношения (гл. III), Р.Н. Исмагилова предлагает собственную классификацию конфликтов, подразделяя их на горизонтальные — между штатами и федеральным правительством и вертикальные — между этническими группами как внутри штатов, так и между ними.

Впервые в монографии дается столь детальная характеристика чрезвычайно интересных традиционных институтов и механизмов урегулирования конфликтов у разных этносов (гл. IV). Политологи как в странах Африки, так и за границами континента, как правило, не уделяют внимания этой стороне проблемы, беря во главу угла преимущественно европейские образцы строительства государства и разрешения конфликтно-кризисных ситуаций. Многим же местным политикам прежние нормы жизни нередко кажутся устаревшими, и если о них говорится, то обычно мельком и в негативном ключе. Между тем традиции, в т.ч. и правовые, продолжают играть важную роль в жизни африканских народов, и сегодня постепенно приходит осознание этого. Современные африканские политические деятели и ученые все чаще призывают обращаться к самым разным аспектам наследия африканских обществ, включая практику предотвращения и урегулирования конфликтов. Безусловно, Р.Н. Исмагилова права, указывая на то, что, хотя конфликты в разных областях Эфиопии — застарелая проблема, суть ее сегодня изменилась. Если ранее это были ситуации, связанные прежде всего с распределением воды и собственностью на пахотные земли или пастбища, то ныне на первый план выдвигается борьба этнических элит за власть — политическую и экономическую.

Во второй части монографии “Этнический федерализм” автор подробно излагает историю национального вопроса и национальной политики в Эфиопии начиная с последней четверти XIX в. и до наших дней (гл. V, с. 183–239); детально анализирует систему этнического федерализма: структуру федерации, высшие органы власти, проблему языка, культурную политику (гл. VI, c. 240–285); подробно характеризует этнополитическую ситуацию в штатах: историю, этнический состав, межэтнические отношения, причины конфликтов и др. (гл. VII–XII). Автором впервые в научной литературе подробно описаны различные аспекты жизни народов Эфиопии. Так, например, в главе “Проблема оромо” (гл. X) содержится самый разнообразный материал: начиная от этногенеза этого народа и заканчивая протестными движениями его представителей в 2015–2017 гг.

В работе Р.Н. Исмагиловой показано, что ни в одном штате Эфиопии не достигнуто “равного представительства”, сохраняются и углубляются конфликты. Такой реалистичный, подробный и многоплановый анализ этнополитической ситуации в стране, проблем и сложностей ее административного устройства впервые представлен как в отечественной, так и в зарубежной африканистике. Автор объективно и аргументированно выделяет позитивные и негативные последствия процесса федерализации в Эфиопии, подчеркивая, что федерализация необходима прежде всего для того, чтобы приблизить институты власти к интересам и нуждам различных этнокультурных общностей, обеспечить условия для сохранения и развития культур народов, способствовать изживанию межэтнической напряженности. Действительно, в Эфиопии на данном этапе исторического развития отмечаются некоторые положительные моменты утверждающегося этнического федерализма. Прежде всего это законодательное закрепление и передача части властных полномочий штатам, создание местных органов самоуправления, придание федеральному центру мультикультурного характера, предоставление гражданам возможности развития традиционной культуры, изучения и использования в обучении родного языка и другие меры.

В монографии справедливо отмечается, что прежняя этническая иерархия сохранилась, но приобрела сегодня новые формы. Так, в Конституции содержится кодификация этнических общностей, они разделены на “нации”, “национальности” и “народы”. Нации имеют или могут иметь штаты, национальности — зоны, а народы — специальные вореды или вореды. Таким путем, считает автор, узаконена иерархия этнических групп. Изъяны в этническом федерализме будируют недовольство и приводят к конфликтам между штатами и федеральной властью, внутри штатов, зон и воред. Обращает внимание Р.Н. Исмагилова и на такое новшество, как разделение в каждом штате этнических групп на “титульные” и “нетитульные” национальности. В результате даже такие многомиллионные народы, как оромо или амхара, вне своих штатов считаются “чужаками” и подвергаются дискриминации. Автор подчеркивает, что на смену господству амхара (до 1991 г.) пришло господство тиграй и “амхаризация” сменилась “тиграйнизацией”.

Для понимания современной политической ситуации в Эфиопии очень важна глава “Партия и государство” (гл. XIII, с. 478–502), в которой автор анализирует деятельность правящего “Революционно-демократического фронта эфиопских народов”, сложные отношения внутри этой партии, приведшие в конечном счете к кризису в верхах. Важным представляется и обобщение опыта Эфиопии за более чем четверть века, прошедшие со времени введения системы этнического федерализма (гл. XIV, с. 503–524). Р.Н. Исмагилова отмечает, что в стране сохраняется, а в отдельные периоды усиливается межэтническая напряженность. В частности, недовольство населения вызывают широкомасштабные экспроприации земель разных народов федеральными властями без всякой или с минимальной компенсацией для создания агрохолдингов или сдачи в аренду иностранным инвесторам, коррупция в правящих кругах, широко распространенное расхищение фондов, малоосуществимые проекты правительства и частных инвесторов, жестокая борьба за власть между конкурирующими политическими партиями, маневры различных политических течений и их лидеров с целью изменения баланса сил на местах, нарушение демократических свобод, цензура СМИ. Все это весьма далеко от процессов демократизации и становится основой для усиливающегося антагонизма на этнической основе. К этому следует добавить недовольство централизацией, охватившей различные сферы жизни, доминирующей ролью правящей партии, привилегированным положением тиграй, составляющих всего 6% населения. Автор убедительно показывает, как нарастают центробежные тенденции, выражающиеся в формировании организаций радикальной, подчас сепаратистской направленности. Оппозиционные политические силы продолжают разыгрывать “национальную карту”, актуализируя историческую память о колонизации амхара народов южных, западных и восточных регионов. Поэтому неудивительно, что в период с начала 2015 г. по март 2018 г. все это вылилось в широкие протестные движения. 

Р.Н. Исмагилова считает, что этнофедерализм в Эфиопии, при всех его достижениях, не привел к радикальному улучшению этнополитической ситуации и смягчению напряженности в межэтнических отношениях. События 2015–2017 гг. и объединение против правящего режима всех слоев населения независимо от этнической принадлежности свидетельствуют об остроте накопившихся экономических и социальных проблем и кризисе в верхах.

Автор монографии в итоге приходит к глубоко продуманному и обоснованному выводу: “Будущее Эфиопии как федерации, ее политическая стабильность во многом будет зависеть от того, как сложатся отношения не только между амхара, тиграй и оромо, но и от того, насколько успешно правительству удастся вовлечь в процесс федерализации многочисленные этнические меньшинства, воплотить в жизнь принципы равенства всех народов, заложенные в Конституции” (с. 530). В перспективе, по мнению Р.Н. Исмагиловой, на первый план должны выйти усилия по поддержке культурного многообразия населения и одновременно поощрение интеграционных процессов, направленных на формирование единой эфиопской гражданской общности.

Хотелось бы высказать лишь несколько соображений частного характера. В Эфиопии помимо автохтонных народов живут греки, армяне, индийцы, также являющиеся ее гражданами. Инонациональные общины немногочисленны, но всегда занимали важное место в эфиопском обществе, составляя часть если не верхушки, то все же значимой социальной страты. Они имели собственные школы с преподаванием на родных языках. Хотелось бы понять, сказалась ли новая национальная политика на их положении? Наряду с этнографической характеристикой основных народов, возможно, стоило уделить внимание нуэр, уолайта, анья и берта — титульным национальностям соответствующих штатов. Уместным, с моей точки зрения, было бы размещение флагов и символики штатов в дополнение к их характеристике. Кроме того, в связи с тем что каждая глава включает имеющие названия разделы, логичным выглядело бы отражение их в содержании книги.

В заключение подчеркну, что монография Р.Н. Исмагиловой “Эфиопия: особенности федерализма” — многоплановое фундаментальное исследование, хорошо фундированное, оригинальное и во многих отношениях новаторское. Благодаря работе в зарубежных центрах африканистки и контактам с эфиопскими учеными автор вводит в научный оборот большое число новых источников — как документов (последние датированы февралем 2018 г.), так и публикаций зарубежных ученых, пока еще недоступных российским специалистам.

Монография Р.Н. Исмагиловой — новое весомое слово в востоковедении. Работа, безусловно, имеет высокую научную ценность и вносит огромный вклад в развитие эфиопистики и африканистики в целом; это ценный подарок к 60-летнему юбилею Института Африки РАН, который мы отмечаем в 2019 г.

Библиография

QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека