“Двигательная культура” как объект науки
“Двигательная культура” как объект науки
Аннотация
Код статьи
S086954150002449-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Сироткина Ирина Евгеньевна 
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Адрес: ул. Балтийская 14, Москва, 125315, Россия
Выпуск
Страницы
12-24
Аннотация

Объекты науки не статичны: они могут возникать, трансформироваться и исчезать из повестки дисциплинарного знания. В статье обсуждается относительно новый эпистемический объект – двигательная культура. Он интересен, в частности, тем, что соединяет “движение”, традиционно считавшееся чем-то “природным”, с “культурой” и тем самым с “технологией”. Этот объект возник в начале ХХ в. в результате появления новых дисциплин (включая биомеханику, физиологию труда и физиологию движений), кампании за научную организацию труда, а также развития физических упражнений, танца и других двигательных практик.

Ключевые слова
А. К. Гастев, двигательная культура, кинестезия, эпистемический объект
Классификатор
Получено
28.12.2018
Дата публикации
28.12.2018
Всего подписок
10
Всего просмотров
538
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS

Библиография

1. Бабайцев А. Ю. Искусственное и естественное // Постмодернизм. Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, М. А. Можейко. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. C. 338–340.

2. Бернштейн Н. А. Биодинамика локомоций (Генез, структура, изменения) // Исследования по биодинамике ходьбы, бега, прыжка / Pед. Н. А. Бернштейн. М.: Физкультура и спорт, 1940. С. 9–47.

3. Гастев А. К. О тенденциях развития пролетарской культуры // Пролетарская культура. 1919. № 9–10. С. 35–45.

4. Гастев А. К. Как надо работать. Архангельск: Издательство Архангельской губернской советской партийной школы им. Ленина, 1922а.

5. Гастев А. К. Организационная и научная жизнь Института труда // Организация труда. 1922б. № 3. С. 168–169.

6. Гастев А. К. Новая культурная установка. М.: ВЦСПС–ЦИТ, 1924.

7. Гастев А. К. Двигательная культура (на основе методики ЦИТ) // Организация труда. 1925. № 6. С. 12–13.

8. Койре А. Философы и машина // Вестник русского христианского движения. 1995. № 172 (III). С. 83–119.

9. Леруа-Гуран А. Размышления о доисторическом искусстве (речь, произнесенная 25 июня 1981 года на вручении премии Фонда Фиссена) // Антропология культуры. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова; Институт мировой культуры, 2015. Вып. 5. С. 23–36.

10. Сироткина И. Е. Дискретное и континуальное в танце // Вопросы философии. 2016. № 10. С. 132–142.

11. Сироткина И. “How Can We Know the Dancer from the Dance?”: антропология движения и танца // Новое литературное обозрение. 2017. Т. 145. № 3. С. 16–30.

12. Фабрикант М. И. Жест // Словарь художественных терминов. ГАХН. 1923–1929 гг. / Ред. И. М. Чубаров. М.: Логос-Альтера; Ecce Homo, 2005. C. 156–157.

13. Фуко М. Археология знания / Пер. с фр. М. Б. Раковой, А. Ю. Серебрянниковой. СПб.: ИЦ “Гуманитарная Академия”; Университетская книга, 2004.

14. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах / Пер. с итал. А. Глебовской. СПб.: Symposium, 2007.

15. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Диалектика природы. М.: Политиздат, 1982. С. 144–156.

16. Daston L. The Coming into Being of Scientific Objects // Biographies of Scientific Objects / Ed. L. Daston. Chicago: University of Chicago Press, 2000. P. 1–14.

17. Haraway D. Simians, Cyborgs and Women: The Reinvention of Nature. N.Y.: Routledge, 1991.

18. Ingold T. Being Alive: Essays on Movement, Knowledge and Description. L.: Routledge. 2011.

19. Jones S. Literature, Modernism and Dance. Oxford: Oxford University Press, 2013.

20. Kaeppler A. L. Structured Movement Systems in Tonga // Society and the Dance / Ed. P. Spencer. N.Y.: Cambridge University Press, 1985. P. 92–118.

21. Kaufmann D. Dreams and Self-Consciousness // Biographies of Scientific Objects / Ed. L. Daston. Chicago: University of Chicago Press, 2000. P. 67–85.

22. Langer S. K. Feeling and Form: A Theory of Art. N.Y.: Charles Scribner’s Sons, 1953.

23. Latour B. On the Partial Existence of Existing and Nonexisting Objects // Biographies of Scientific Objects / Ed. L. Daston. Chicago: University of Chicago Press, 2000. P. 247–269.

24. Leroi-Gourhan A. Le geste et la parole. Vol. I. Technique et langage. Paris: Albin Michel, 1965.

25. Mauss M. Les Techniques du corps // Journal de Psychologie. 1936. Vol. XXXII. No. 3–4. P. 15–45.

26. McCarren F. Dancing Machines: Choreographies of the Age of Mechanical Reproduction. Stanford: Stanford University Press, 2003.

27. Novack C. J. 2010. Looking at Movement as Culture: Contact Improvisation to Disco // The Routledge Dance Studies Reader / Eds. A. Carter, J. O’Shea. Oxon: Routledge, 2010. P. 168–180.

28. Preston-Dunlop V., Sanchez-Collberg A. Dance and the Performative: A Choreological Perspective: Laban and Beyond. L.: Verve Publishing, 2002.

29. Rabinbach A. The Human Motor: Energy, Fatigue, and the Origins of Modernity. Berkeley: University of California Press, 1992.

30. Rae G. Heidegger’s Influence on Posthumanism: The Destruction of Metaphysics, Technology and the Overcoming of Anthropocentrism // History of the Human Sciences. 2013. Vol. 27. No. 1. P. 51–69.

31. Reynolds D. Rhythmic Subjects: Uses of Energy in the Dances of Mary Wigman, Martha Graham and Merce Cunningham. Alton: Dance Books, 2007.

32. Rheinberger H.-J. Cytoplasmic Particles // Biographies of Scientific Objects / Ed. L. Daston. Chicago: The University of Chicago Press, 2000. P. 270–294.

33. Sheets-Johnstone M. The Primacy of Movement. Amsterdam: John Benjamins Publishing, 2011.

34. Veder R. The Living Line: Modern Art and the Economy of Energy. Hanover: Dartmouth College Press, 2015.

35. Williams D. Anthropology and the Dance: Ten Lectures. Urbana: University of Illinois Press, 2004.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести