Государственная политика идентичности в Узбекистане в позднесоветское время и эпоху независимости
Государственная политика идентичности в Узбекистане в позднесоветское время и эпоху независимости
Аннотация
Код статьи
S086954150001481-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Даудов А.   Алимджанов Бахтиёр Абдихакимович
Аффилиация: независимый исследователь
Адрес: Узбекистан, Ташкент
Андреев А.
Должность: доцент кафедры этнополитологии
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург, Университетская наб. 7–9
Шорохов В.
Должность: ассистент кафедры исторического регионоведения
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург, Университетская наб. 7–9
Янченко Д.
Должность: доцент кафедры истории России с древнейших времен до XX века
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург, Университетская наб. 7–9
Выпуск
Страницы
146-161
Аннотация

В статье рассматривается государственная политика идентичности (“национального возрождения”) в Узбекистане в последние 30 лет. Авторы анализируют действия республиканских властей в отношении самоидентификации населения Узбекистана. Правительство еще во второй половине 1980-х годов взяло курс на сохранение светского характера гражданской идентичности; религиозная и региональная идентичности целенаправленно вытеснялись на бытовой уровень. При этом трактовка “светскости” правящим классом имела ряд ярких особенностей. В частности, проекция в историю становления государственности в регионе позволяла обосновать монополию институтов власти на строительство общенациональной государственной идентичности. Подобная последовательная и тактически жесткая линия способствовала укреплению светского режима путем внутриполитической стабилизации.

Ключевые слова
идентичность, ислам, светскость, Бирлик, власть, национальная интеллигенция, региональность, локальность, национализм
Источник финансирования
Исследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов: Санкт-Петербургский государственный университет [грант 5.42.1111.2016]
Классификатор
Получено
26.12.2018
Дата публикации
26.12.2018
Всего подписок
10
Всего просмотров
740
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS

Библиография

1. Абашин С. Н. Мустакиллик и память об имперском прошлом: проходя по залам ташкентского Музея памяти жертв репрессий // Неприкосновенный запас. 2009. № 4 (66). С. 37–54.

2. Абашин С. Н. Советский кишлак. Между колониализмом и модернизацией. М.: Новое литературное обозрение, 2015.

3. Абдуллаев Е. В. Русские Узбекистана – городской субэтнос (опыт социокультурного анализа) // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 5 (11). С. 206–214.

4. Абдуллаев Е. В. Русские в Узбекистане 2000-х: идентичность в условиях демодернизации // Русский мир в Центральной Азии. Сб. материалов и статей. Вып. 1 / Ред. А. А. Князев. Бишкек: О. Ф. Александра Князева; Центральноазиатский институт русской диаспоры, 2007. С. 8–33.

5. Алимова Д. А. (отв. ред.) История и историки Узбекистана в XX столетии. Ташкент: Navro’z, 2014.

6. Алимова Д., Багирова И. (отв. ред.) История общественно-культурного реформаторства на Кавказе и в Центральной Азии. Самарканд: МИЦАИ, 2012.

7. Алимова Д. А., Ртвеладзе Э. В. (отв. ред.) Очерки по истории государственности Узбекистана. Ташкент: Шарк, 2001.

8. Алимова Д. А., Ртвеладзе Э. В. (отв. ред.) Хорезм в истории государственности Узбекистана. Ташкент: Общество философов Узбекистана, 2013.

9. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках наций и национализма. М.: Кучково поле, 2016.

10. Арифджанов Э. К., Алимов Ш. К., Нарбеков А. В., Кадыров К. Б. История Узбекистана: курс лекций. Ташкент: Академия МВД Республики Узбекистан, 2012.

11. Арифханова З. Х., Абашин С. Н., Алимова Д. А. (отв. ред.) Узбеки. М.: Наука, 2011.

12. Арутюнова М. А. Языковая политика и статус русского языка в СССР и государствах постсоветского пространства // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2012. № 1. С. 155–178.

13. Аршаруни А., Габидуллин Х. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. М.; Рязань: Безбожник, 1931.

14. Васильева С. А. Пантюркизм на современном этапе: теоретическая база и практическая деятельность // Социум и власть. 2011. № 3 (31). С. 75–78.

15. Вахабов М. Г. Формирование узбекской социалистической нации. Ташкент: Госиздат УзССР, 1961.

16. Даудов А. Х., Овсянников Д. В., Хасанов А. Р., Янченко Д. Г. Проблема трансформации статуса национальных языков народов СССР на примере советского и постсоветского Таджикистана в 1980–2010-е гг. // Общество. Среда. Развитие. 2015. № 4. С. 94–99.

17. Иноятова Д. М. Становление и развитие этнополитики в современном Узбекистане // Вестник Омского университета. Серия “Исторические науки”. 2014. № 1 (1). С. 49–58.

18. Исхаков Ф. Национальная политика царизма в Туркестане (1867–1917 гг.). Ташкент: Фан, 1997.

19. Каримов И. А. Узбекистан на пороге XXI века. Угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Ташкент: Ўзбекистон, 1997.

20. Кармышева Б. Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. М.: Наука, 1976.

21. Маликов А. М. Узбеки группы “сарай” долины Зеравшана в XIX – начале XX вв. // Научный вестник Бухарского государственного университета. 2007. № 3. С. 5–10.

22. Манн М. Темная сторона демократии: объяснение этнических чисток. М.: Пятый Рим, 2016.

23. Масов Р. М. Таджики: история национальной трагедии. Душанбе: Ирфон, 2008.

24. Назаров Р. Р., Алиева В. Р., Ганиев С. К. Узбекистан // Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2013 году. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. М.: ИЭА РАН, 2014. С. 621–631.

25. Нурулла-Ходжаева Н. Т. Джадиды Бухары и их незападный национализм // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. 2015. Т. 11. № 1. С. 33–42.

26. Парубочная Е. Ф. Саммиты тюркских государств (1992–2001 гг.): реальная платформа для сближения? // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2011. № 1. С. 113–120.

27. Савоскул С. С. Русские нового зарубежья: выбор судьбы. М.: Наука, 2001.

28. Ситнянский Г. Ю. Россия и Центральная Азия: вместе или врозь? Межэтнические отношения в Средней Азии и Казахстане и Россия. М.: ИЭА РАН, 2011.

29. Скиперских А. В. Интеллектуалы и становление демократических институтов в постсоветском Узбекистане // Социум и власть. 2011. № 1. С. 51–56.

30. Смагулов А. Вооруженное противостояние в Афганистане и политико-экономическое развитие Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. 2013. Т. 16. Вып. 2. С. 139–153.

31. Тепляков О. В. Ферганский мятеж как предисловие к конфронтации на Ближнем Востоке // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. № 4 (36). С. 68–75.

32. Тишков В. А. Русские в Средней Азии и Казахстане. М.: ИЭА РАН, 1993.

33. Толстов С. П. (отв. ред.) История народов Узбекистана. Т. 1: С древнейших времен до начала XVI века. Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1950.

34. Усмонов М. Ш. Трансформация этнокультуры кунгратов южного Узбекистана // Молодой ученый. 2013. № 1 (48). С. 297–302.

35. Халид А. Ислам после коммунизма: религия и политика в Центральной Азии. М.: Новое литературное обозрение, 2010.

36. Хан В. С., Сим Х. Ё. Корейцы Центральной Азии: прошлое и настоящее. М.: Изд-во МБА, 2014.

37. Хужамурадов И. Р. Проблемы формирования национального (этнического) самосознания узбекского народа и влияние на него ислама. Автореф. дисс. … д. филос. н. Ташкентский

38. государственный аграрный университет, Ташкент, 1994.

39. Цыряпкина Ю. Н. Русские Ферганы: этнокультурная идентичность в трансформирующемся обществе // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных

40. территорий. Т. XX. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2014. С. 419–421.

41. Цыряпкина Ю. Н. Идентификационные маркеры русского населения Узбекистана в постсоветский период // Проблемы истории, филологии, культуры. 2015. № 4. С. 206–213.

42. Цыряпкина Ю. Н. Особенности демографических процессов в среде русскоязычного населения в постсоветском Узбекистане // Россия, Сибирь и государства Центральной Азии: взаимодействие народов и культур. Mатериалы VI международной научно-практической конференции, г. Барнаул, 27–28 апреля 2016 г. / Ред. В. А. Бармин, В. С. Бойко, Д. М. Першина. Барнаул: АлтГПУ, 2016. С. 128–131.

43. Шаниязов К. Ш. К этнической истории узбекского народа. Ташкент: Фан, 1974.

44. Шаниязов К. Ш. Некоторые вопросы о процессах формирования узбекского народа // Общественные науки Узбекистана. 1996. № 6. С. 79–87.

45. Шнирельман В. А. Арийцы или тюрки? Борьба за предков в Центральной Азии // Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований. 2009. № 4. С. 202–205.

46. Шустов А. В. Формирование этнонациональной структуры независимых государств Средней Азии: 1990-е – начало 2010-х гг. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2016.

47. Якубовский А. Ю. К вопросу об этногенезе узбекского народа. Ташкент: УзФАН, 1941.

48. Abashin S. N. Nations and Post-Colonialism in Central Asia: Twenty Years Later // Development in Central Asia and the Caucasus: Migration, Democratisation and Inequality in the Post-Soviet Era / Eds. S. Hohmann, C. Mouradian, S. Serrano, J. Thorez. L.: I. B. Tauris, 2014. P. 80–97.

49. Adams L. Public and Private Celebrations: Uzbekistan’s National Holidays // Everyday Life in Central Asia. Past and Present / Eds. J. Sahadeo, R. Zanca. Bloomington: Indiana University Press, 2007. P. 198–212.

50. Adigezalov A. N., Abidov D. K. Orientation Reasons of Turkestan’s Djadidism toward Panturkism and Political Processes in Azerbaijan // Theoretical & Applied Science. 2016. Vol. 11 (43). P. 73–74.

51. Akcali P. Identity Politics and Political Mobilization in Central Asia: The Case of the Islamic Renaissance Party (IRP). PhD diss. Miami University, Oxford, 1998.

52. Akiner Sh. Islam, the State and Ethnicity in Central Asia in Historical Perspective // Religion, State and Society. 1996. Vol. 24. No. 2–3. P. 91–132. https://doi.org/10.1080/09637499608431733

53. Collins K. The Logic of Clan Politics: Evidence from the Central Asian Trajectories // World Politics. 2004. Vol. 56. No. 2. P. 224–261.

54. Emre Gurbuz Y. In Search of New Historiographies for Ex-Soviet Turkic States: Azerbaijan, Uzbekistan and Kazakhstan // Historiography and Nation-Building among Turkic Populations / Ed. B. Schlyter. Istanbul: Swedish Research Institute in Istanbul, 2014. P. 47–68.

55. Fierman W. Russian in Post-Soviet Central Asia: A Comparison with the States of the Baltic and South Caucasus // Europe-Asia Studies. 2012. Vol. 64. No. 6. P. 1077–1100.

56. Haghayeghi M. Changing Dynamics of Islamic Politics in Central Asia // Muslim World. 2002. No. 92 (3–4). P. 315–331.

57. Hanks R. R. A Separate Space? Karakalpak Nationalism and Devolution in Post-Soviet Uzbekistan // Europe-Asia Studies. 2000. Vol. 52. № . 5. P. 939–953.

58. Kirimli M. Uzbekistan in the New World Order // Central Asian Survey. 1997. Vol. 16 (1). P. 53–64. https://doi.org/10.1080/02634939708400969

59. Landau J. M. Pan-Turkism: From Irredentism to Cooperation. L.: Hurst & Co, 1995.

60. Majoka H. Islam and the Turkic Tajik Symbiosis in Central Asia. Magister thesis. McGill University, Montreal, 2009.

61. Markowitz L. P. Collapsed and Prebendal States in Post-Soviet Eurasia: Cross-Regional Determinants of State Formation in Tajikistan and Uzbekistan. PhD diss. University of Wisconsin, Madison, 2005.

62. Muhammadjonov A., Usmonov Q. O’zbekiston Tarixi (Milodning IV Asrıdan XVI AsrBoshlarigacha), 7-Sinif. Toshkent: O’zbekiston Milliy Ensiklopediyasi, Devlet Ilmiy Nashriyoti, 2005.

63. Olcott M. National Consolidation: Ethnic, Regional, and Historical Challenges // Harvard International Review. 2000. Vol. 22. № 1. P. 50–54.

64. Onaran Ya. Economics and Nationalism: The Case of Muslim Central Asia // Central Asian Survey. 1994. No. 13 (4). P. 491–505. https://doi.org/10.1080/02634939408400879

65. Rasanayagam J. The Politics of Culture and the Space for Islam: Soviet and Post-Soviet Imaginaries in Uzbekistan // Central Asian Survey. 2014. No. 33 (1). P. 1–14. https://doi.org/10.1080/02634937.2014.882619

66. Sarwari A. Expression of Islamic Identity and the Myth of Religious Fundamentalism in Central Asia. Washington: The American University, 1997.

67. Schoeberlein-Engel J. Identity in Central Asia: Construction and Contention in the Conceptions of “Ozbek”, “Tajik”, “Muslim”, “Samarqandi” and Other Groups. PhD diss. Harvard University, Cambridge, 1994.

68. Sievers E. Uzbekistan’s Mahalla: From Soviet to Absolutist Residential Community Associations // The Journal of International and Comparative Law. 2002. Vol. 2. P. 91–158.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести