“ВО ИМЯ ОТЦА И МАТЕРИ И ТЕХ, КОМУ НАДО” (ЦЕЛИТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ В ПРАКТИКАХ ГОРОДСКИХ ШАМАНОВ)
“ВО ИМЯ ОТЦА И МАТЕРИ И ТЕХ, КОМУ НАДО” (ЦЕЛИТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ В ПРАКТИКАХ ГОРОДСКИХ ШАМАНОВ)
Аннотация
Код статьи
S0869-54150000596-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
53-60
Аннотация
Городской шаманизм представляет собой яркий, динамично развивающийся феномен современной культуры. В отличие от неошаманов, городские шаманы не являются непосредственными продолжателями этнических шаманских традиций. Среди них можно выделить три группы различных по связям с традиционными практиками лиц: 1) последователи традиций, 2) последователи концепции "базового шаманизма" М. Харнера, 3) "сам себе шаман". Городские шаманы имеют отличающиеся от традиционных концепции здоровья и болезни, располагают различными целительскими стратегиями. В работе большинства городских шаманов эти стратегии представлены в основном в варианте психокоррекционных воздействий. В целительстве городские шаманы используют средства и методы, заимствованные из других традиций, а также созданные в рамках собственной практики. Деятельность городских шаманов по-разному оценивается специалистами, в зависимости от особенностей их практики и статуса каждого конкретного практикующего. Наличие психологического и/или медицинского образования встречается у городских шаманов не часто, поэтому вопрос адекватности и корректности психокоррекционной помощи во многих случаях остается открытым.
Ключевые слова
городской шаманизм, неошаманизм, шаманское целительство, целительские стратегии, концепции здоровья, концепции болезни, моделирование ритуалов, лечение заговором и молитвой
Классификатор
Дата публикации
01.06.2011
Всего подписок
1
Всего просмотров
523
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири: опыт ареального сравнительного исследования. Новосибирск: Наука Сиб. отд., 1984.

Байбурин А.К. Ритуал: свое и чужое//Фольклор и этнография. Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л.: Наука, 1990.

Басилов В.Н. Избранники духов. М.: Политиздат, 1984.

Богораз-Тан В.Г. Чукчи. Ч. II: Религия. Л., 1939.

Жуковская Н.Л. Шаманизм в среде российской интеллигенции (постсоветское время и пространство). М., 2007. 12 с. (рукопись доклада на Международной конференции "Оккультизм в России: ХХ век". Берлин, 2007).

Жуковская Н.Л. Республика Бурятия: религия в культурном взаимодействии этноса//Этнокультурное взаимодействие в Евразии. Кн. 1. М.: Наука-М, 2006. С. 332-345.

Ингерман С. Возвращение души. Восстановление разбитого на части "Я". М.: ИД Гелиос, 2001.

Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме (опыт сопоставления структур). М.: Наука, 1984.

Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л.: Наука, 1991.

Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (народы Нижнего Амура), М.: Наука, 1991.

Харитонова В.И. "Не в воле человека стать шаманом?"//Шаманский дар. М.: ИЭА РАН, 2000 (Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам -далее: ЭИ.. Т. 6).

Харитонова В.И. Религиозный фактор в современной жизни народов Севера и Сибири. М.: ИЭА РАН, 2001 (Исследования по прикладной и неотложной этнологии, № 167).

Харитонова В.И. Заговорно-заклинательное искусство восточных славян: проблемы традиционных интерпретаций и возможности современных исследований. Ч. 1-2. М.: ИЭА РАН, 1999 (ЭИ.. Т. 3).

Харитонова В.И. Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий. М.: Наука, 2006.

Харнер М. Путь шамана. М., 1996.

Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. Л., 1969.

Штернберг Л.Я. Религия гиляков//Этнограф. обозрение. 1904. № 2.

Эстрин А.М. 100 шаманских заговоров. Практики Визардики. М., 2006.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести