"ДЕНЬ СЕРЕДИНЫ ЛЕТА": ТРАДИЦИЯ В ЖИЗНИ И ЖИЗНЬ В ТРАДИЦИИ СЕВЕРНЫХ ХАНТОВ
"ДЕНЬ СЕРЕДИНЫ ЛЕТА": ТРАДИЦИЯ В ЖИЗНИ И ЖИЗНЬ В ТРАДИЦИИ СЕВЕРНЫХ ХАНТОВ
Аннотация
Код статьи
S0869-54150000417-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
7-14
Аннотация
С ростом национально-культурных движений в новой России и появлением множества этнически окрашенных праздников на рубеже ХХ-ХХI вв., особую остроту приобретают вопросы об аутентичности тех или иных элементов культур и соотношении архаики и модерна в ритуальных явлениях, включаемых в общие праздничные контексты. Исходя из этого, в качестве предмета исследования выбрано празднование в пос. Ханты-Мужи "Дня середины лета" (Лун кутоп хатљ), посвящённое календарной смене традиционных хозяйственных занятий. Один из важнейших ритуалов северных хантов рассматривается как явление традиционной культуры и как фестивальный сегмент.
Ключевые слова
а: Кур иљпу-ики (Под ногами находящийся муж), Нижнее божество; лапас (культовый амбарчик); Лун кутоп хатљ (Лета середины день); љух, љуңх (дух, изображение духа-божества); порə (жертвоприношение, угощение духов); порха (изображение-заместитель покойника); сепан (шаман); Торум(Небесное божество)
Классификатор
Дата публикации
01.07.2011
Всего подписок
1
Всего просмотров
561
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

Балалаева 1999 – Балалаева О. Священные места хантов в средней и нижней Оби. Очерки истории традиционного землепользования хантов (материалы к атласу). Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 1999.
Ильина, Уляшев 2007 – Ильина И.В., Уляшев О.И. “Мужской путь” в традиционной культуре коми-зырян // Мужской сб. Вып. 3. Мужчина в экстремальной ситуации / Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. СПб: Индрик, 2007. С. 123–134.
Карьялайнен 1994 – Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов. Т. 1–3 / Пер. с нем. Н.В. Лукиной. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1994.
ПМА – Полевые материалы экспедиций автора в Шурышкарский р-н Тюменской обл. ЯмалоНенецкого автономного округа (по просьбе информантов в работе указываются только их имена и годы рождения).
ПМА 1 – 2000 г. Пос. Вершина Войкар. Информанты: Александр, 1976 г.р.; Мартын, 1964 г.р.; пос. Усть-Войкар. Информанты: Валентина, 1961 г.р., Юрий, 1976 г.р.
ПМА 2 – 2001 г. Пос. Оволынгорт. Информант: Пётр, 1929 г.р.; с. Мужи. Информант: Николай, 1959 г.р.; пос. Овгорт. Информант: Галина, 1963 г.р.
Соколова 1971 – Соколова З.П. Пережитки религиозных верований у обских угров // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX – начале XX века: Сб. Музея антропологии и этнографии. XXVII. Л.: Наука, 1971. С. 211–238.
Соколова 2009 – Соколова З.П. Ханты и манси: взгляд из ХХI века. М.: Наука, 2009.
Уляшев 1992 – Уляшев О.И. Символика пути сказочного персонажа // Жанр сказки в фольклоре народа коми. Сыктывкар. 1992. С. 161–170. (Тр. Ин-та ЯЛИ Коми НЦ. Вып. 56).

 

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести