ВОДНОЕ БОЖЕСТВО: МАГИЯ РАСЧЕСЫВАНИЯ ВОЛОС КАК ПРЕДПОСЫЛКА К СОТВОРЕНИЮ БЫТИЯ (ПО СЕВЕРНОРУССКИМ ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ)
ВОДНОЕ БОЖЕСТВО: МАГИЯ РАСЧЕСЫВАНИЯ ВОЛОС КАК ПРЕДПОСЫЛКА К СОТВОРЕНИЮ БЫТИЯ (ПО СЕВЕРНОРУССКИМ ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ)
Аннотация
Код статьи
S0869-54150000402-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
137-152
Аннотация
В статье рассматриваются магические функции мифологического персонажа - архаической предшественницы водяницы/русалки. Этот женский персонаж основывается на представлениях о претворении изначального хаоса в космос. Посредством расчесывания волос данное мифическое существо вносит упорядоченность в устройство мироздания, творит бытие социума и индивида, стимулирует непрерывность круговорота смертей и возрождений. Будучи со временем ассимилированным духами-"хозяевами" воды, рассматриваемый женский персонаж и сам оказал на них влияние.
Ключевые слова
первозданные воды, хаос, мифологический персонаж, расчесывание волос, магия, сотворение бытия
Классификатор
Дата публикации
01.01.2013
Всего подписок
1
Всего просмотров
583
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Аверинцев С.С. Вода//Мифы народов мира: В 2-х т. М.: Советская энциклопедия, 1980. Т. I. С. 240.
  2. Аникин 1998 -Русские заговоры и заклинания: Материалы фольклорных экспедиций 19531993 гг./Под ред. проф. В.П. Аникина. М.: Изд-во МГУ, 1998.
  3. Афанасьев А.Н. Языческие предания об острове Буяне//Временник Имп. Московского общества истории и древностей российских. М., 1851. № 9. С. 1-24.
  4. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3-х т. М.: Индрик, 1994. Т. I, III.
  5. Белецкий А.А. Задачи Дальнейшего сравнительно-исторического изучения языков//Вопросы языкознания. 1955. № 2. С. 3-27.
  6. Богаевский Б.Л. Колосья волос//Известия Отделения русского языка и словесности АН. 1912. Т. 17. Кн. 3. С. 97-109.
  7. Волоцкая З.М. Элементы космоса в фольклорной модели мира (на материале славянских загадок)//Исследования по структуре текста. М.: Наука, 1987. С. 250-266.
  8. Гаген-Торн 1933 -Гаген-Торн Н.И. Магическое значение волос и головного убора в свадебных обрядах Восточной Европы//Сов. этнография. 1933. № 5-6. С. 76-88.
  9. Гамкрелидзе Т.В.,Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры: В 2-х кн. Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1984.
  10. Ганина Н.А. Норны: к генезису и ареальным параллелям образа//Мифологема женщины-судьбы у древних кельтов и германцев. М.: Индрик, 2005. С. 212-227.
  11. Геннеп А., ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов/Пер. с франц. М.: Вост. лит., 1999.
  12. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М.: Русский язык, 1989. Т. 1.
  13. Денисова И.М. Образы острова и камня в русской фольклорной традиции: поиски семантических истоков//Этнограф. обозрение. 2009. № 5. С. 76-92.
  14. Евсеев 1994 -Карело-финский народный эпос/Сост., вступ. статья, перевод, прим. В.Я. Евсеева: В 2-х кн. М.: Вост. лит., 1994. Кн. 2.
  15. З-ин 1881 -З-ин П. Из области народной демонологии//Руководство для сельских пастырей. 1881. № 43. С. 209-229.
  16. Иванов В.В., Топоров В.Н. Мокошь; Пятница//Мифологический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1991. С. 374, 458-459.
  17. Иванова 1996 -Вятский фольклор. Мифология/Изд. подгот. А.А. Иванова. Котельнич: Вятский региональный Центр русской культуры, 1996.
  18. Корепова и др. 2007 -Мифологические рассказы и поверья Нижегородского Поволжья/Сост.: К.Е. Корепова, Н.Б. Храмова, Ю.М. Шеваренкова. СПб.: Тропа Троянова, 2007.
  19. Криничная Н.А. Персонажи преданий: Становление и эволюция образа. Л.: Наука, 1988.
  20. Криничная Н.А. Нить жизни: реминисценции образов божеств судьбы в мифологии и фольклоре, обрядах и верованиях. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1995.
  21. Криничная Н.А Русская мифология: Мир образов фольклора. М.: Академический Проект, 2004.
  22. Криничная Н.А. Мифологема сотворения мира и ее христианская трансформация (русско-карельские параллели)//Межкультурные взаимодействия в полиэтничном пространстве пограничного региона: Сб. материалов международной научной конференции. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2005. С. 155-162.
  23. Криничная Н.А. Окно крестьянского жилища: к представлениям о границе и контактной зоне между мирами в севернорусской мифологии//Границы и контактные зоны в истории и культуре Карелии и сопредельных регионов. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2008. С. 131-141.
  24. Криничная Н.А. Крестьянин и природная среда в свете мифологии. Былички, бывальщины и поверья Русского Севера: Исследования. Тексты. Комментарии. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2011.
  25. Лосев А.Ф. Мойры//Мифы народов мира: В 2-х т. М.: Сов. энциклопедия, 1982. Т. 2. С. 169.
  26. Майков 1992 -Великорусские заклинания: Сб. Л.Н. Майкова. СПб. -Париж: Изд-во Европейского Дома, 1992.
  27. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996.
  28. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.: Наука, 1978.
  29. Мечковская Н.Б. К характеристике аксиологических потенций слова: концепты "круг", "колесо" и их оценочно-экспрессивные дериваты//Логический анализ языка. Языки пространств. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 299-307.
  30. Михайлова Т.А. "Заговор на долгую жизнь": к проблеме образов "дочерей моря" и "волн судьбы" в ирландской мифологической традиции//Мифологема женщины-судьбы у древних кельтов и германцев. М.: Индрик, 2005. С. 192-210.
  31. НА КарНЦ РАН -Научный архив Карельского научного центра Российской Академии наук. Ф. 1. Оп. 1.
  32. Ольденберг С.Ф. Критика и библиография новых книг о Тибете//Журнал Министерства народного просвещения. 1907. Ч. IX. С. 250-252.
  33. Ончуков 1908 -Северные сказки (Архангельская и Олонецкая губ.): Сб. Н.Е. Ончукова. СПб., 1908 (Зап. Имп. Русского географического об-ва по отд-нию этнографии. Т. XXXIII).
  34. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1946.
  35. Рабинович Е.Г. Середина мира//Мифы народов мира: В 2-х т. М.: Советская энциклопедия,
  36. Савельева Л.В. Русское слово: Конец ХХ века. СПб.: Logos, 2000.
  37. Смирнов, Ильинская 1992 -Встану я благословясь: Лечебные и любовные заговоры, записанные в части Архангельской обл./Изд. подгот. Ю.И. Смирновым и В.Н. Ильинской. М.: Русский мир, 1992.
  38. Толстой Н.И. Глаза//Славянские древности: Этнолингвистический словарь под ред. Н.И. Толстого: В 5 т. М.: Международные отношения, 1995. Т. 1. С. 500-502.
  39. Толстой Н.И., Усачева В.В. Волосы//Славянские древности: Этнолингвистический словарь/Под ред. Н.И. Толстого: В 5 т. М.: Международные отношения, 1995. Т. 1. С. 420-424.
  40. Топоров В.Н. Космогонические мифы//Мифы народов мира: В 2-х т. М.: Сов. энциклопедия. Т. 2. С. 6-9.
  41. Топоров В.Н. Праславянская культура в зеркале собственных имен//История, культура, этнография и фольклор славянских народов. XI Международный съезд славистов. М.: Наука, 1993. С. 3-118.
  42. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. М.: Прогресс, 1987. Т. III.
  43. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1980.
  44. Шанский 1968 -Этимологический словарь русского языка/Под рук. и ред. Н.М. Шанского. М.: Изд-во МГУ, 1968. Т. 1. Вып. 3.
  45. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М.: Ладомир, 1999.
  46. Элиаде М. Образы и символы (эссе о магико-религиозной символике)//Миф о вечном возвращении. М.: Науч.-изд. центр "Ладомир", 2000. С. 125-247.
  47. Яворский Ю.А. Omne vivum ex ovo: К истории сказаний и поверий о яйце. Киев, 1909.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести