СОВРЕМЕННЫЕ ВЕРОВАНИЯ ОХОТНИКОВ НА ДИКОГО СЕВЕРНОГО ОЛЕНЯ (НА ПРИМЕРЕ ЭВЕНКОВ ЧИРИНДЫ)
СОВРЕМЕННЫЕ ВЕРОВАНИЯ ОХОТНИКОВ НА ДИКОГО СЕВЕРНОГО ОЛЕНЯ (НА ПРИМЕРЕ ЭВЕНКОВ ЧИРИНДЫ)
Аннотация
Код статьи
S0869-54150000402-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
37-52
Аннотация
В данной статье рассматриваются современные верования эвенков Чиринды, основу жизнеобеспечения которых составляет охота на дикого северного оленя. Автор предпринял попытку выяснить, сохранились ли у них элементы архаических верований охотников на дикого оленя (особое сакральное отношение к костям и голове животного, другие промысловые запреты). Результаты исследования свидетельствуют, что у эвенков Чиринды сохранился глубокий пласт традиционных верований, но представления, связанные именно с диким оленем оказались почти забыты. Причина этого видится в том, что “диковка” (охота на северного оленя) ведется в широких масштабах и в короткий период времени, и охотники не имеют времени для проведения таких ритуалов.
Ключевые слова
эвенки, дикий северный олень, “диковка”, кости, промысловые верования, Чиринда, Эвенкийский муниципальный район Красноярского края, современность
Классификатор
Дата публикации
01.03.2013
Всего подписок
1
Всего просмотров
595
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

               

  1. Алексеенко Е.А. Кеты. Историко-этнографические очерки. Л.: “Наука”, 1967.
  2. Бурыкин А.А. Малые жанры эвенкского фольклора. Загадки, пословицы и поговорки, запреты-обереги, обычаи и предписания, приметы. Исследования и тексты. СПб.: “Петербургское Востоковедение”, 2001.
  3. Василевич Г.М. Ессейско-чирингдинские эвенки//Сборник музея антропологии и этнографии. М.; Л.: “Наука”, 1951. Вып. XIII. С. 154 -186.
  4. Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII -начало ХХ в.). Л.: “Наука”, 1969.
  5. Винокурова Л.И., Шадрин В.И. Лесные юкагиры Якутии: состояние этнической культуры//Межэтнические взаимодействия и социокультурная адаптация народов Севера России. М.: Издательский дом “Стратегия”, 2006. С. 75-95.
  6. Воробьев Д.В. Жизнеобеспечение и адаптивная стратегия эвенков в конце ХХ века (север Туруханского района Красноярского края)//Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2001. № 140. С. 27.
  7. Воробьев Д.В. Современное оленеводство эвенков Советской Речки//Расы и народы. М.: “Наука”, 2007. Вып. 33. С. 164-187.
  8. Грачева Г.Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра (на материалах нганасан XIX -начала XX в.). Л.: “Наука”, 1983.
  9. Дунин-Горкавич 1904 -Дунин-Горкавич А.А. Тобольский Север. Общий обзор страны, ее естественных богатств и промышленной деятельности населения. СПб., “Типография Киршбаума”, 1904.
  10. Дьяченко В.И. Охотники высоких широт. Долганы и северные якуты. СПб.: “Европейский дом”, 2005.
  11. Зенько А.П. Представления о сверхъестественном в традиционном мировоззрении обских угров. Структура и вариативность. Новосибирск: “Наука”, 1997.
  12. Иохельсон В.И. Юкагиры и юкагиризированные тунгусы/Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: “Наука”, 2005. Т. 5.
  13. Мазин А.И. Традиционные верования эвенков-орочонов (конец XIX -начало ХХ в.). Новосибирск: “Наука”, 1984.
  14. Пекарский Э.К., Цветков В.П. Очерки быта приаянских тунгусов. Сборник Музея Антропологии и Этнографии при Императорской Академии Наук. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1913. Т. II.
  15. Плужников Н.В. Наследники оленеводческих совхозов (заметки о современном арктическом оленеводстве России)//Практика постсоветских адаптаций народов Сибири. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2006. С. 35-52.
  16. ПМА 1 -Полевые материалы автора. Экспедиция в Чиринду. Авг.-нояб. 2009 г.
  17. ПМА 2 -Полевые материалы автора. Экспедиция в Советскую Речку. Окт. 2004 -янв. 2005 г.
  18. ПМА 3 -Полевые материалы автора. Экспедиция в Советскую Речку. Сент.-окт. 1999 г.
  19. Поворознюк О.А. Каларские эвенки (современное положение и перспективы устойчивого развития)//В поисках себя. Народы Севера и Сибири в постсоветских трансформациях. М.: “Наука”, 2005. С. 7-39.
  20. Поворознюк О.А. Культурный ландшафт и адаптация в современных условиях Российского Севера (на примере читинских эвенков)//Расы и народы. М.: “Наука”, 2007. Вып. 33. С. 188-208.
  21. Симченко Ю.Б. Культура охотников на оленей Северной Евразии. М.: “Наука”, 1976.
  22. Симченко Ю.Б. Нганасаны. Система жизнеобеспечения/Материалы к серии “Народы и культуры”. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1992. Вып. XXII.
  23. Сирина А.А. Чувствующие землю: экологическая этика эвенков и эвенов//Этно граф. обозрение. 2008. № 2. С. 121-138.
  24. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: “Издательство политической литературы”, 1990.
  25. Туголуков В.А. Тунгусы (эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири. М.: “Наука”, 1985.
  26. Функ Д.А Миры шаманов и сказителей: комплексное исследование телеутских и шорских материалов. М.: “Наука”, 2005.       
  27. Bouchard S. Chroniques de chasse d'un Montagnais de Mingan. Série cultures amerindiennes. Québec: Ministére des Affaires culturelles, 1977.
  28. Clément 1991 -Clément D. L'homme-caribou: L'analise ethnoscientifi que du mythe//The Canadian Journal of Native Studies. Brandon: Brandon University, 1991 Vol. XI. № 1. Р. 49-93.
  29. Savard R. La forêt vive: récits fondateurs du peuple innu. Montréal-Québec: Boreal, 2004.
  30. Thwaites R.G. ed. The Jesuit Relations and allied documents. Travels and explorations. The Jesuit Missionaries in New France. 1610-1791. Cleveland: Burrows Brothers Co, 1897. Vol. 6.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести