СИМВОЛИКА КОПИЙ, БУНЧУКОВ И ЗНАМЕН В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ КЫРГЫЗОВ (ТЯНЬ-ШАНЯ И АЛАЯ)
СИМВОЛИКА КОПИЙ, БУНЧУКОВ И ЗНАМЕН В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ КЫРГЫЗОВ (ТЯНЬ-ШАНЯ И АЛАЯ)
Аннотация
Код статьи
S0869-54150000392-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
162-179
Аннотация
В статье анализируется символическое значение копий, бунчуков и знамен в традиционной культуре, в том числе в погребальной и поминальной обрядности кыргызов (Тянь-Шаня и Алая). Проанализированы сведения об использовании кыргызами древкового колющего оружия в эпоху позднего Средневековья и Нового времени, которые содержатся в этнографических и фольклорных источниках. Прослежено использование копий, бунчуков и знамен в качестве символов воинской субкультуры и властных полномочий в культурах древних и средневековых номадов ЦентральноАзиатского историко-культурного региона
Ключевые слова
Копья, Бунчуки, символика, погребальная и поминальная обрядность, Кыргызы, Центральная Азия
Классификатор
Всего подписок
1
Всего просмотров
658
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

Бартольд В.В. Киргизы. Исторический очерк//Сочинения. М.: Изд-во вост. лит., 1963. Т. IV. Ч.1. С. 471-543.
Валиханов Ч.Ч. Дневник поездки на Иссык-Куль 1856 г.//Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Алма-Ата: Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1984. Т. 1. С. 306-357.
Валиханов Ч.Ч. Записки о киргизах//Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Алма-Ата: Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1985. Т. 2. С. 7-89.
Валиханов Ч.Ч. Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи//Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Алма-Ата: Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1985. Т. 4. С. 35-39.
Контекст: ...В другой статье, посвященной анализу казахского оружия этого времени, исследователем упомянуты “копья, украшенные вместо флюгера кистью из конских волос, их любимое и общеупотребительное оружие” (Валиханов 1985а: 37)...
История Киргизской ССР. С древнейших времен до середины XIX в./Гл. ред. Плоских В.М. Фрунзе: "Кыргызстан", 1984. Т. I.
Кастанье И.А. Надгробные сооружения киргизских степей. Оренбург: Типография Тургайского обл. Правления, 1911.
Максутов Б. Айкел Манас баяны. 1-китеп. Бишкек: Бийиктик, 2002.
Манас. Сагымбай Орозбак уулунун варианты боюнча. Редактор Ж. Жапиев. I китеп. Фрунзе: “Кыргызстан”, 1978.
Манас. Эпос//Сагымбай Орозбак уулунун варианты боюнча; Редкол.: Ч. Айтматов (башкы ред.) и др. Китеп II. Фрунзе: “Кыргызстан”, 1979.
Манас. Киргизский героический эпос. М.: Гл. ред. Вост. лит.изд-ва “Наука”, 1988. Кн. 2.
Манас. Великий поход. Кыргызский эпос. 2-е изд. Бишкек: Изд-во “Шам”, 1994.
Манас: исторический эпос кыргызского народа. Сказитель: Жусуп Мамай. Ош, Ташкент: фирма “Бехзод”, 1995. Ч. I.
ПМА -Полевые материалы Орозбековой Ж. Экспедиция в Алайский район Ошской области Кыргызстана, июль-август 2000 г.
Радлов В.В. Из Сибири. Страницы дневника. М.: Наука, 1989.
Семенов П.П. Путешествие в Тянь-Шань в 1856-1857 гг. М.: Гос. издат. географ. лит., 1946.
Семетей: Эпос//Саякбай Каралаевдин варианты боюнча. Редкол.: Ч. Айтматов (башкы ред.) и др. Фрунзе: Адабият, 1989. Сейтек. Эпос/Саякбай Каралаевдин варианты боюнча. Редкол.: Ч. Айтматов (башкы ред.) и др. Фрунзе: Адабият, 1990.
Фиельструп Ф.А. Из обрядовой жизни киргизов начала XX века. М.: Наука, 2002.
Абрамзон С.М. Черты военной организации и техники у киргизов (по историкоэтнографическим данным и материалам эпоса “Манас”)//Труды Ин-та языка, литературы и истории Киргизского филиала АН СССР. Фрунзе, 1944. Вып. 1. С. 167-180.
Абрамзон С.М. Этнографический альбом художника П.М. Кошарова (1857 г.)//Сборник музея антропологии и этнографии. М.; Л.: Изд-во АН СССР, Т. XIV, 1953. C. 147-193.
Абрамзон С.М. О некоторых типах погребальных сооружений у киргизов//КСИА. 1961. Вып. 86. С. 113-116.
Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л.: Наука, 1971.
Абрамзон С.М. Материальная культура и хозяйство народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана. Л.: Наука, 1978. С. 44-67.
Абрамзон С.М. Кыргызы и их этногенетические и историко-культурные связи. Фрунзе: Изд-во “Кыргызстан”, 1990.
Алланиязов Т.К. Военное дело кочевников Казахстана. Алматы: Фонд “XXI век”, 1998.Аристов Н.А. Усуни и кыргызы или кара-кыргызы: Очерки истории и быта населения западного Тянь-Шаня и исследования по его исторической географии. Бишкек: Илим, 2001.
Контекст: ...В конце XIX в. сведения из различных источников о древних и средневековых кыргызах, включая упоминания кыргызских знамен, были проанализированы Н.А. Аристовым (Аристов 2001: 145) Ценные сведения об использовании кыргызами копий в боевых и ритуальных целях были собраны этнографами в течение XX в...
Баялиева Т.Д. Доисламские верования и пережитки у киргизов. Фрунзе: Илим, 1972.
Бейбутова Р.А. К истории названий оружия киргизского воина в эпосе “Манас”//Военное дело и средневековая археология Центральной Азии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. С. 125-137.
Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Алматы: ТОО “Жалынбаспасы”, 1998. Т. I.
Бобров Л.А., Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С. Взаимодействие тюркских и монгольских народов с русскими в Сибири в военном деле в позднее Средневековье и Новое время. Учеб. пособие. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2010.
Бобров Л.А., Худяков Ю.С. Копья с завитками-отрожками как пример взаимовлияния русских, тюркских и монгольских военно-культурных традиций на территории Южной Сибири XVII-XVIII вв.//Вестник Новосибирского гос. ун-та. Серия: История, филология. 2010. Т. 9; Вып. 3. Археология и этнография. С. 174-181.
Бобров Л.А. К вопросу о комбинированном длиннодревковом оружии кочевников Центральной и Средней Азии XVIII -середины XIX века//Военное дело средневековых народов Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2013. С. 96-105.
Бутанаев В.Я. Вооружение и военное дело хакасов в позднем средневековье (по материалам фольклора)//Военное дело древних племен Сибири и Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1981. С. 188-197.
Вадецкая Э.Б. Предметы вооружения из могил окуневской культуры//Военное дело древних племен Сибири и Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1981. С. 13-21.
Волков В.В. Оленные камни Монголии. Улан-Батор: Изд-во АН МНР, 1981.
Горбунов В.В. Военное дело населения Алтая в III -XIV вв. Ч. II. Наступательное вооружение (оружие). Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 2006.
Дмитриев С.В. О культурном статусе лука и стрел в традиционной культуре народов Востока//Страны и народы Востока. М.: Изд. фирма “Вост. лит-ра”, 2010. Вып. XXXIII. С. 86-106.
Дуйшеев Б.А. Память Тянь-Шаня: (исторические очерки о памятниках Киргизстана XVIII -XIX вв.). Фрунзе: Мектеп, 1986.
Евтюхова Л.А. Археологические памятники енисейских кыргызов (хакасов). Абакан: ХакНИИЯЛИ, 1948.
Кармышева Б.Х. Каратегинские киргизы. М.: Наука, 2009.
Кожин П.М. Колесничные сюжеты в наскальном искусстве Центральной Азии//Археология, этнография и антропология Монголии. Новосибирск: Наука, 1987. С. 109126.
Кушкумбаев А.К. Военное дело казахов в XVII -XVIII веках. Алматы: “Дайк-Пресс”, 2001.
Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М.: Изд-во вост. лит., 1961.
Липец Р.С. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. М.: Наука, 1984.
Лю Маоцай 2002 -Лю Маоцай. Сведения о древних тюрках в средневековых китайских источниках//Бюллетень общества востоковедов. М.: Ин-т востоковедения РАН, 2002. Прил. 1.
Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1951.
Малов С.Е. Енисейская письменность тюрков. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952.
Малтаев К.Ж. Сулайман-Тоо -древнейший поднебесный храм в Центральной Азии. Ош: Ошск. обл. тип., 2000.
Мельникова Л.В., Николаев В.С., Демьянович Н.И. Шишкинская писаница. Т. II. Иркутск: Ин-т земной коры СО РАН, 2012.
Мокрынин В.П. Дипломатическая практика в Западно-Тюркском каганате//Страницы истории и материальной культуры Киргизстана. Фрунзе: Илим, 1975. С. 110-123.
Молдобаев И.Б. Эпос “Жаныш и Байыш” как историко-этнографический источник. Фрунзе: Илим, 1983.
Мусаев С. Сагымбай манасчы жана анын варианты жонундо//Манас. Сагымбай Орозбак уулунун варианты боюнча/Ред. Ж. Жапиев. I китеп. Фрунзе: “Кыргызстан”, 1978. С. 278-295.
Мусаев С. Эпос “Манас”: Научно-популярный очерк. Фрунзе: Илим, 1979.
Нефедкин А.К. Под знаменем дракона. Военное дело сарматов. СПб.: Изд-во “Петербургское востоковедение”, 2004.
Никоноров В.П., Худяков Ю.С. “Свистящие стрелы” Маодуня и “Марсов меч” Аттилы. Военное дело азиатских хунну и европейских гуннов. СПб.: Петербургское востоковедение; М.: Филоматис, 2004.
Новгородова 1984 -Новогородова Э.А. Мир петроглифов Монголии. М.: Наука, 1984.
Окладников А.П. Конь и знамя на ленских писаницах//Окладников А.П. История и культура Бурятии. Улан-Удэ: Бур. книжн. изд-во, 1976, С. 178-192.
Окладников А.П. Петроглифы Монголии. Л.: Наука, 1981.
Орозбек кызы 2002 -Орозбек кызы Ж. Надмогильные сооружения кыргызов Алайской долины//Культурология и история древних и современных обществ Сибири и Дальнего Востока: Материалы XLII Региональной археолого-этнографической студенческой конференции. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. C. 515-516.
Орозбек кызы 2005 -Орозбек кызы Ж. Обряд вывешивания хвостов яков на могилах кыргызов Тянь-Шаня//Истоки, формирование и развитие евразийской поликультурности. Культуры и общества Северной Азии в историческом прошлом и современности: Материалы I (XLV) Российской с международным участием археологической и этнографической конференции студентов и молодых ученых (РАЭСК -XLV): 12-16 апреля 2005 г. Иркутск: Изд-во РПЦ “Радиан”, 2005. С. 347-348.
Орозбекова Ж. Надмогильные сооружения кыргызов Тянь-Шаня (предварительные сведения по материалам этноархеологического исследования могильников Куртук-Ата, Орто-Орукту, Мукаачы)//Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2009. Т. 8. Вып. 5. Археология и этнография. С. 270-274.
Садыков А. Героические мотивы в эпосе “Манас”. Фрунзе: Илим, 1982.
Самашев З. С. Наскальные изображения Верхнего Прииртышья. Алматы: Гылым, 1992.
Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингис-хана. М.: Восточная литература, 1997.
Солтоноев Б. Из древней истории кыргызов//Кыргызы: источники, история, этнография. Бишкек: Шам, 1996. С. 395-404.
Тасмагамбетов И. Култыпас. Астана: ОФ “Берел”, 2001.
Хазанов А.М. Очерки военного дела сарматов. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Фил. фак СПбГУ; изд-во СПбГУ, 2008.
Худяков Ю.С. Вооружение средневековых кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1986.
Худяков Ю.С., Борисенко А.Ю., Орозбекова Ж. Наконечники копий кыргызов Тянь-Шаня из музейных собраний “Манас Ордо” и “Раритет” в Кыргызстане//Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2013. Т. 12. Вып. 7. Археология и этнография. С. 164-170.
Худяков Ю.С., Борисенко А.Ю., Орозбекова Ж. Средневековое оружие из южной части Иссык-Кульской котловины (из музейных коллекций и частного собрания)//Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2014. Т. ХХ. С. 308-310.
Черных Е.М., Кузьминых С.В. Древняя металлургия северной Евразии (Сейминско-турбинский феномен). М.: Наука, 1989.
Шишло Б.П. Среднеазиатский тул и его сибирские параллели//Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М.: Наука, 1975. С. 248-260.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести