ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДНЯХ НЕДЕЛИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДНЯХ НЕДЕЛИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
Аннотация
Код статьи
S0869-54150000392-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
130-147
Аннотация
Статья посвящена представлениям восточных славян о днях недели. В частности, охарактеризованы этнографические источники, где встречается материал по данной теме, проанализированы основные признаки, которые формируют семантику дней недели в традиционной культуре, а также рассмотрено, каким образом могла меняться семантика отдельного дня недели в рамках календарного года.
Ключевые слова
Восточные славяне, дни недели, семантические признаки, представление о времени
Классификатор
Всего подписок
1
Всего просмотров
545
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

Адоньева С.Б. Прагматика фольклора. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. 
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1. М.: Индрик, 1994.
Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М.: Языки славянской культуры, 2005.
Булгаковский Д.Г. Пинчуки. Этнографический сборник. СПб., 1890.
Валенцова М.М. Астрология. Метеорология. Время (Материалы к словарю полесской этнокультурной лексики (опыт компьютерной обработки восточнославянской диалектной лексики))//Восточнославянский этнолингвистический сборник: исследования и материалы/Отв. ред. А.А. Плотникова. М.: Индрик, 2001. С. 355-378.
Владимирская Н.Г. Материалы к описанию полесских народных представлений, связанных с ткачеством//Полесский этнолингвистический сборник: материалы и исследования. М.: Наука, 1983. С. 225-245.
Всеволжская Е. Очерки крестьянского быта Самарского уезда//Этнографическое обозрение. 1895. № 1. С. 1-34.
Гура А.В. Материалы к описанию народных представлений, связанных с ткачеством в зоне полесско-подлясского пограничья//Восточнославянский этнолингвистический сборник: исследования и материалы/Отв. ред. А.А. Плотникова. М.: Индрик, 2001. С. 105-117.
Дианова Т.Б. Текстовое пространство фольклора: методологические заметки к проблеме//Актуальные проблемы полевой фольклористики. Вып. 3/Отв. ред. А.А. Иванова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. С. 6-17.
Добровольская В.Е. Категория “хорошее/плохое время” в традиционной культуре Центральной России//Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 9/Сост. М.Д. Алексеевский, В.Е. Добровольская. М.: ГРЦРФ, 2006. С. 276-292.
Добровольская В.Е., Котельникова Н.Е. Строительство и заселение в новый дом//Традиционная культура Гороховецкого края: Экспедиционные, архивные, аналитические материалы. Т. 1/Сост. В.Е. Добровольская, А.С. Каргин. М.: ГРЦРФ, 2004. С. 186-190.
Завойко Г.К. Верования, обряды и обычаи великороссов Владимирской губернии//Этнографическое обозрение. 1914. № 3-4. С. 81-178.
Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы (древний период). М.: Наука, 1965.
Иванов В.В., Топоров В.Н. К реконструкции Мокоши как женского персонажа в славянской версии основного мифа//Балто-славянские исследования 1982. М.: Наука, 1983. С. 175-197.
Кабакова Г.И. Антропология женского тела в славянской традиции. М.: Ладомир, 2001.
Каспина М.М., Мороз А.Б. Библия в устной традиции//Актуальные проблемы полевой фольклористики. Вып. 1/Отв. ред. А.А. Иванова. М.: Изд-во МГУ, 2002. С. 160-175.
Котельникова Н.Е. Несказочная проза Муромского района//Живая старина. 2005. № 2. С. 21-24.
Кургузова Н.В. Мифопоэтические аспекты пространственно-временной системы русской свадебной лирики (песни и причитания): автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ф.н. СПб., 2007.
Кургузова Н.В. “Семиденная неделюшка” в свадебных песнях и причитаниях//Живая старина. 2008. № 2. С. 5-8.
Липина В.В. Опыт этноидеографического словаря русских говоров Свердловской области. Вып. IV: Быт. Ч. 1. Екатеринбург: Баско, 2004.
Логинов К.К. Семейные обряды и верования русских Заонежья. Петрозаводск: КНЦ РАН, 1993.
Любимова Г.В. Возрастной символизм в культуре календарного праздника русского населения Сибири XIX -начало XX века. Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2004.
Мальгина М.С. Диалоги с колдуньей//Традиция в фольклоре и литературе: Статьи, публикации и методические разработки преподавателей и учеников Академической гимназии Санкт-Петербургского государственного университета/Ред.-сост. М.Л. Лурье. СПб.: АГ СПбГУ, 2000. С. 301-326.
Петров Н.В. “Когда было добру молодцу время. а стало добру молодцу безвременье.”: некоторые наблюдения над временем в былине//Живая старина. 2008. № 1. С. 23-26.
Пигин А.В. Потаенное знание заонежских крестьян Корниловых//Живая старина. 2006. № 1. С. 42-46.
Райан В.Ф. Баня в полночь: исторический обзор магии и гаданий в России. М.: НЛО, 2006.
Розов А.Н. Фольклорно-этнографические элементы в русской проповеди для сельского населения второй половины XIX -нач. ХХ в.//Славянская культура и традиционный мир. Вып. 5/Сост. В.Е. Добровольская. М.: ГРЦРФ, 2003. С. 207-229.
Розов А.Н. Священник в духовной жизни русской деревни. СПб.: Алетейя, 2003.
Сержпутоуст А.К. Прымх1 i забабоны беларусау-палешукоу. Мшск: “Ушверсггэцкае”, 1998.
Смирнова 1911 - Смирнова М. Родильные и крестильные обряды крестьян села Голицына, Курганской волости, Сердобского уезда, Саратовской губернии. // Этнографическое обозрение. 1911. № 1-2. С. 252-256.
Страхов А.Б. Ночь перед Рождеством: народное христианство и рождественская обрядность на Западе и у славян. Cambridge, Mass.: Palaeoslavica, 2003.
Терещенко А.В. Быт русского народа. Ч. VI-VII. М.: Русская книга, 1999.
Толстая С.М. Вторник//Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Т. 1/Под. ред. Н.И. Толстого. М.: Международные отношения, 1995. С. 455-458.
Толстая С.М. Оппозиция “постный -скоромный” в свете диалектной семантики//Русская диалектная этимология: Материалы IV Междунар. науч. конф. Екатеринбург, 22-24 октября 2002 года. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. С. 128-132.
Толстая С.М. Материалы к этнодиалектному словарю полесских хрононимов//Толстая С.М. Полесский народный календарь. М.: Индрик, 2005. С. 26-335.
Толстая С.М. К соотношению христианского и народного календаря у славян: Счет и оценка дней недели//Толстая С.М. Полесский народный календарь. М.: Индрик, 2005. С. 524-542.
Толстая С.М. Дни недели в народной магии//Живая старина. 2008. № 2. С. 2-5.
Толстая С.М. Понедельник//Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Т. 4/Под. ред. Н.И. Толстого. М.: Международные отношения, 2009. С. 170-173.
Толстой Н.И. Глаза и зрение покойников//Толстой Н.И. Язык и народная культура: очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Индрик, 1991. С. 185-205.
Толстой Н.И. “Мужские” и “женские” деревья и дни в славянских народных представлениях//Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Индрик, 1995. С. 333-340.
Трушкина Н.Ю. Рассказы о снах//Сны и видения в русской культуре: Мифологический, религиозно-мистический и культурно-психологический аспекты/Сост. О.Б. Христофорова. М.: РГГУ, 2002. С. 143-170.
Успенский Б.А. К символике времени у славян: “чистые” и “нечистые” дни недели//Finitis duodecim lustris. Сб. к 60-летию Ю.М. Лотмана./Ред. С.Г. Исаков. Тарту, 1982. С. 70-75.
Фурсова Е.Ф. Числовые ориентиры в культуре огородничества восточных славян Приобья конца XIX -начала ХХ века (по полевым материалам)//Время и календарь в традиционной культуре: тезисы докладов Всероссийской научной конференции/Отв. ред. А.Б. Островский. СПб.: “Лань”, 1999. С. 86-89.
Черных А.В. Русский народный календарь в Прикамье. Пермь: “Пушка”, 2006.
Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка Северо-западного края. Т. 3. СПб.: типография императорской Академии наук, 1902.
Якушкина Е.И. Диалектные названия Скоромной и постной пищи и их вторичные значения//Русская диалектная этимология: материалы IV Междунар. науч. конф. Екатеринбург, 22-24 октября 2002 года/Ред. М.Э. Рут. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. С. 132-135.
Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М.: Наука, 1974.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести