НЕВОСТРЕБОВАННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТУНГУССКОГО ШАМАНСТВА
НЕВОСТРЕБОВАННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТУНГУССКОГО ШАМАНСТВА
Аннотация
Код статьи
S0869-54150000338-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
53-66
Аннотация
Исследование С.М. Широкогоровым тунгусского шаманства, основанное на собранных им полевых материалах, отличается оригинальностью и смелостью теоретическо-методологических подходов и способно обогатить современную науку. Между тем до сих пор оно остается практически невостребованным и мало известным научному сообществу. В статье рассматриваются до сих пор остающиеся актуальными отдельные теоретико-методологические положения Широкогорова, касающиеся динамичности и высокой степени адаптивности шаманской практики, причин продуцируемых шаманской практикой коллективных заболеваний, влияния европоцентричной картины мира исследователя на интерпретацию им шаманских представлений, и другие вопросы, интересные в контексте современного шамановедческого дискурса.
Ключевые слова
СМ ШИРОКОГОРОВ, ТУНГУСО-МАНЬЧЖУРСКОЕ ШАМАНСТВО, ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ШАМАНОВЕДЕНИИ, КОЛЛЕКТИВНАЯ ШАМАНСКАЯ БОЛЕЗНЬ
Классификатор
Всего подписок
4
Всего просмотров
600
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

Булгакова Т.Д. Аудитория шаманского камлания // Этнографическое обозрение. 2016. № 2.
С. 169–182.
Василевич Г.М. Дошаманские и шаманские верования эвенков // Советская этнография.
1971. № 5. С. 53–60.
Виташевский Н.А. Из области первобытного психоневроза // Этнографическое обозрение.
1911. № 1–2. С. 180–228.
Дыренкова Н.П. Получение шаманского дара по воззрениям турецких племен // Сборник
МАЭ. Т. 9 / Отв. ред. Е.Ф. Карский. Л.: Изд-во АН СССР, 1930. С. 267–291.
Егорова Г.М. Шаманизм в народной медицине // Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. Т. 3 / Гл. ред. Г.Ф. Шафранов-Куцев. Ханты-Мансийск; Екатеринбург: Сократ, 2000. С. 324.
Ермолова Н.В. Эвенкийский шаман как личность (по материалам И.М. Суслова) // Радловский сборник: научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2008 г. / Отв.
ред. Ю.К. Чистов, М.А. Рубцова. СПб.: МАЭ РАН, 2009. С. 267–273.
Козьминский И.И. Возникновение нового культа у гольдов // Сборник этнографических
материалов. № 2 / Под ред. В.Г. Богораз-Тана. Л., 1927. С. 43–52.
Кузнецов А. М. Антрополог Российской академии наук Сергей Михайлович Широкогоров // Личность. Культура. Общество. 2003. Вып. 1–2 (19–20). С. 23–57.
Кузнецов А. М. Теория этноса С.М. Широкогорова // Этнографическое обозрение. 2006.
№ 3. С. 57–71.
Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (конец XIX – начало
XX в.). Новосибирск: Наука, 1984.
Мердок Дж.П. Социальная структура. М.: ОГИ, 2003.
Мицкевич С.И. Мэнэрик и эмиряченье, формы истерии в Колымском крае // Материалы
комиссии по изучению Якутской АССР. Вып. 15. Л.: Изд-во АН СССР, 1929.
Мюльман В.С.М. Широкогоров. Некролог (с приложением писем, фотографии и библиографии) / Пер. и прим. Д. А. Функа // Этнографическое обозрение. 2002. № 1.
С. 144–145.
Ошурков М.Н. Методология С.М. Широкогорова и трансперсональная парадигма в гуманитарной науке // Широкогоровские чтения. Материалы научной конференции / Ред.
А.М. Кузнецов. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2001. С. 17–20.
Ревуненкова Е.В., Решетов А.М. Сергей Михайлович Широкогоров // Этнографическое
обозрение. 2003. № 3. С. 100–119.
Сем Т.Ю. Верховный пантеон тунгусо-маньчжурских народов Сибири и Дальнего Востока
(XIX–XX вв.). Типология и семантика образов. Дис. … канд. ист. наук. Санкт-Петербург, 2007.
Сем Т.Ю. Современный взгляд на проблемы шаманства: к психологии пути “знания” // Шаманизм народов Сибири. Этнографические материалы XVIII–XX вв. Хрестоматия в 2 т. Т. 2. 2-е изд., испр. и доп. / Сост. Т.Ю. Сем. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Нестор-История, 2011. С. 437–450.

Сирина А.А. Чувствующие землю // Этнографическое обозрение. 2008. № 2. С. 121–138.
Смоляк А.В. Новые данные по анимизму и шаманизму у нанайцев // Советская этнография.
1974. № 2. С. 106–113.
Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (народы Нижнего Амура). М.:
Наука, 1991.
Суслов И.М. Шаманство и борьба с ним // Советский Север. 1931. № 3–4. С. 89–152.
Суслов И.М. Шаманство как тормоз социалистического строительства // Антирелигиозник. 1932. № 7–8, 11–12, 14, 17–18.
Таксами Ч.М. Творческий потенциал народов Севера: историческая миссия // Реальность
этноса. Глобализация и национальные традиции образования в контексте болонского
процесса / Под ред. И.Л. Набока. СПб.: Астерион, 2005. C. 306–310.
Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990.
Тоpчинов Е.А. Религии миpа: опыт запpедельного, психотехника и тpанспеpсональные состояния. СПб.: Центp “Петеpбypгское Востоковедение”, 1998.
Широкогоров С. М. Опыт исследования основ шаманства у тунгусов // Уч. зап. Историко-филол. факультета в г. Владивостоке. Т. 1. Отд. 1. Владивосток, 1919. С. 47–108.
Широкогоров С.М. Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений // Известия Восточного факультета Государственного Дальневосточного университета. Вып. XVIII. Т. 1. Шанхай, 1923.
Штернберг Л.Я. Избранничество в религии // Советская этнография. 1927. № 1. С. 3–56.Boekhoven J.W. Genealogies of Shamanism: Struggles for Power, Charisma and Authority. Groningen: Barkhuis, 2011.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести