Политика ключевых игроков – ЕС и США – в отношении Азербайджана и интересы России
Политика ключевых игроков – ЕС и США – в отношении Азербайджана и интересы России
Аннотация
Код статьи
S032120680000015-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Гегелашвили Нана Александровна 
Аффилиация: Институт США и Канады РАН (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, 121069 Москва, Хлебный пер.2/3
Выпуск
Страницы
51-64
Аннотация

В статье анализируется политика ЕС и США в отношении Азербайджана после состоявшихся в этой стране президентских выборов. Рассматривается позиция и самого Азербайджана, превратившегося сегодня в мощного геополитического игрока в регионе, способного грамотно выстраивать свои отношения с партнёрами с учётом национальных интересов. Выявлен спектр российских интересов и политика Москвы в отношении Азербайджана.

Ключевые слова
политика ЕС, политика США, интересы России, нагорнокарабахский конфликт.
Классификатор
Получено
02.08.2018
Дата публикации
09.07.2018
Всего подписок
10
Всего просмотров
1816
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1

Ситуация в Азербайджане после президентских выборов

Очередные президентские выборы в Азербайджане должны были состояться в октябре 2018 г., однако 5 февраля 2018 г. президент страны Ильхам Алиев подписал Указ о проведении внеочередных президентских выборов, предполагающий перенос даты выборов с октября на апрель 2018 года1

1 В Азербайджане внеочередные президентские выборы состоятся 11 апреля. Available at: >>> (accessed 01 (accessed 13.03.2018). 
2

Такое решение, согласно заявлению официального Баку, было принято с учётом ранее запланированных масштабных мероприятий: празднование 100- летия создания Азербайджанской Демократической Республики и проведение Международного гуманитарного форума, которые могли бы совпасть с первично заявленной датой проведения президентских выборов. 

3

Напомним, что в результате конституционных референдумов 2009 и 2016 гг. в Азербайджане были отменены ограничения на количество президентских легислатур для одного лица, а срок пребывания у власти для главы государства был увеличен с пяти до семи лет. 8 февраля 2018 г на состоявшемся VI съезде правящая партия "Ени Азербайджан" заявила о том, что её кандидатом станет Ильхам Алиев2.

2 Азербайджан – 2018 – Съезд победителя. Available at: >>> (accessed 3.03.2018). 
4

Президентские выборы в Азербайджане прошли в апреле 2018 г. без неожиданных сюрпризов: действующий президент И. Алиев был переизбран на новый срок, что объясняется мощным административным ресурсом, имеющимся сегодня у президента, отсутствием серьёзной оппозиции, характеризующейся не только политической раздробленностью, но и неимением новых, привлекательных идей. 

5

Сегодня позиции Азербайджана на мировой арене выглядят достаточно убедительными. В значительной степени этому способствуют относительно стабильная ситуация в стране, стремление к диверсификации экономики, прагматизм при определении ключевых национальных приоритетов, опора на светские ценности. Таким образом, в настоящее время в стране сложилась такая ситуация, при которой сильная политическая власть успешно соседствует с диверсифицированной экономикой, что является залогом успеха страны, по крайней мере, в среднесрочной перспективе.

6

8 ноября 2017 г. в Баку состоялась торжественная церемония по случаю добычи в Азербайджане второго миллиарда тонн нефти. Выступивший на мероприятии И. Алиев выразил свои особые поздравления азербайджанским нефтяникам. Ещё 14 сентября 2017 г. между Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики и международным консорциумом во главе с "Бритиш петролеум" (British Petroleum) в Баку было подписано Соглашение по совместной разработке и долевому распределению нефтедобычи с месторождений "Азери – Чираг — Гюнешли" в азербайджанском секторе Каспийского моря3, подвергшееся значительной корректировке. Новый контракт по дальнейшей разработке этого месторождения был продлён до 2050 г., в результате чего долевое участие Азербайджана возрастет с 11,6% до 25%, а 75% прибыльной нефти будет передаваться азербайджанской стороне. Государственная нефтная компания Азербайджанской Республики (ГНКАР) выступит в качестве подрядчика контракта, а размеры бонуса, который страна получит от иностранных нефтяных компаний, составят 3,6 млрд долларов4

3 PSA Extension for Azeri-Chirag-Gunashli Oil Field in Azerbaijan. Available at: >>>(accessed 3.03.2018). 4 Ibidem.  
7

Показательно, что, если в 1996 г., согласно индексу Фонда "Наследие", Азербайджан занимал 134-е место в мире по показателю "экономическая свобода", в 2018 г. ему было отведено уже 67-е место, что позволило Баку оставить позади себя такие страны, как Испания, Италия и Франция5.

5 Azerbaijan ranks 67th in Index of Economic Freedom. Available at: >>>(accessed 3.03.2018). 
8

Сегодня Азербайджан обладает самой мощной армией в Закавказье, а поэтапное увеличение расходов на усиление оборонного потенциала осуществляется в соответствии с положениями, содержащимися в принятой 2007 г. Концепции национальной безопасности страны6

6 National Security Concept of the Republic of Azerbaijan. Available at: >>>(accessed 3.03.2018). 
9

Представляется, что экономический рост, наблюдающийся в стране в настоящее время, равно как и ограничение временных рамок, резко снижающих возможность оппозиции выдвинуть альтернативного кандидата, стали основными факторами, способствующими проведению внеочередных президентских выборов, чтобы заручиться широкой массовой поддержкой. 

10

ЕС и Азербайджан

Главный интерес Европейского Союза в отношении Азербайджана диктуется ролью Баку в качестве гаранта энергобезопасности. На взгляд политиков Евросоюза, Азербайджан зарекомендовал себя надёжным партнёром в регионе, с которым можно строить долгосрочное сотрудничество. В значительной степени такое положение дел отвечает намерениям Брюсселя диверсифицировать маршруты каспийских энергоресурсов на европейский рынок для снижения зависимости Европы от поставок российских энергоресурсов, особенно с учётом рисков, связанных с транзитом через Украину в условиях беспрецедентной конфронтации между РФ и Западом. 

11

В свою очередь, Азербайджан рассматривает Европу в качестве выгодного рынка для сбыта своих энергоресурсов. Сегодня Европейский Союз является одним из крупнейших торговых партнёров Азербайджана - доля стран ЕС в его внешнеторговом обороте составляет 46,5%7. В настоящее время между ЕС и Азербайджаном ведутся переговоры по подписанию нового соглашения, которое должно прийти на смену Соглашению о партнёрстве и сотрудничестве, подписанномe обеими сторонами 22 апреля 1996 г. в Люксембурге8 и вступившемe в силу в 1999 году. 

7 Facts and Figures About EU-Azerbaijan Relations. Available at: >>>(accessed 13/03/2018).  8 European Commission. Press Release Database. Available at: >>>(accessed 13/03/2018). 
12

Согласно заявлению министра иностранных дел Эльмара Мамедъярова, "Азербайджан не устраивает ассоциированное соглашение с Евросоюзом, так как страна не является членом Всемирной торговой ассоциации (ВТО), поэтому зона свободной торговли на Азербайджан распространяться просто априори не может"9. Ответом Брюсселя на это требование Баку стало заявление верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини по итогам состоявшегося 9 февраля 2018 г. в Брюсселе заседания Совета сотрудничества Евросоюз — Азербайджан о том, что "ЕС намерен ускорить вхождение Азербайджана во Всемирную торговую организацию"10.

9 Баку: Азербайджан не устраивает ассоциированное соглашение с ЕС. Available at : >>>(accessed 13/03/2018). 10 Могерини: ЕС – крупнейший торговый партнер и инвестор Азербайджана Available at: >>>(accessed 13/03/2018).    
13

Новое соглашение ЕС с Азербайджаном станет обновлённой основой для политического диалога и взаимовыгодного сотрудничества между обеими сторонами, что должно отвечать общим целям и задачам, а также учитывать все проблемы, могущие препятствовать их эффективному взаимодействию. Оно призвано обеспечить максимальное сближение законодательства Азербайджана с международными стандартами ЕС, что, на взгляд брюссельских стратегов, должно облегчить доступ азербайджанской продукции на рынки ЕС и визовый режим с Азербайджаном. 

14

Всё это подтверждает намерения обеих сторон осуществлять встречное движение, так как каждая из них имеет свои собственные и общие интересы, направленные на развитие более тесных отношений, базирующихся, в первую очередь, на прагматических соображениях. 

15

Ряд сенсационных публикаций11 в западной прессе о системе подкупа европейских политиков и общественных деятелей властями Азербайджана с тем, чтобы смягчить жёсткую критику в его адрес, связанную с грубыми нарушениями в области прав человека и авторитарным стилем правления, ничуть не ослабил интереса ЕС к Баку. В ответ на критику Баку пришлось подвергнуть некоторой корректировке нерушимый принцип многовекторности своего внешнеполитического курса. Власти Азербайджана ослабили давление на политическую оппозицию и провели ряд антикоррупционных мер, чтобы как-то снизить градус обрушившейся на них критики, памятуя о том значении, которое имеют для них сегодня финансовые, технологические и политические ресурсы Запада. 

11 Everything you need to know about the Azerbaijani Laundromat. Available at: >>> (accessed 13/03/2018). 
16

Таким образом, сегодня Баку в определённой мере удаётся избегать давления со стороны Запада главным образом за счёт своей способности экспортировать энергоресурсы по альтернативным транзитным маршрутам. Это повышает транзитный потенциал страны и делает её практически незаменимой в глазах евростратегов. Поэтому Брюссель продолжает активно использовать внешнеполитические инструменты для установления стратегического партнёрства в области энергетики с такими альтернативными поставщиками топлива. как Азербайджан. Более того, в условиях сложившейся конфронтации между РФ и Западом ЕС, по нашему мнению, будет всячески стремиться сделать основной базой своей энергетической стратегии богатые газом, но политически чувствительные страны (Азербайджан и Туркменистан). При этом, в Брюсселе признают, что "Россия останется очень важным поставщиком для ЕС, но её влияние будет сокращаться"12

12 В ЕС решили покупать газ у Азербайджана и Туркменистан. Available at: >>>(accessed 13/03/2018). 
17

Со своей стороны, Баку будет выстраивать стратегические отношения с Брюсселем, который является ключевым рынком для сбыта его энергоресурсов. За последнее десятилетие Азербайджан, находящийся на перекрёстке Европы и Азии, превратился в глобального игрока в области международной торговли, создания логистических парков, добычи нефти и газа. Несколько крупнейших энергетических и транспортных проектов как нельзя лучше подтверждают это. Так, один из приоритетных для Евросоюза энергетических проектов – "Южный газовый коридор" призван диверсифицировать маршруты и источники энергоресурсов, повысить энергетическую безопасность стран ЕС. В то же время, на взгляд ЕС, этот проект, нацелен на оживление экономического развития стран Закавказья и укрепление их независимости от России, с тем чтобы положить конец монопольному контролю Москвы над экспортом каспийских энергоносителей.  

18

Соглашение по Трансанатолийскому трубопроводу (TANAP) – одному из трёх сегментов Южного газового коридора. было подписано между Баку и Анкарой 26 июня 2012 г. Остальные два сегмента – это Южно-Кавказский газопровод (SCP), открытие которого состоялось 15 декабря 2006 г., и Трансадриатический трубопровод (TAР), решение о реализации которого было принято в июне 2013 г.13 С последним масштабным проектом Европа связывает большие ожидания и уже в 2019–2020 гг. рассчитывает получать по этой трубе 10 млрд куб. м газа в год14

13 TANAP AGREEMENTS. Available at: >>> 14 Азербайджан - ЕС: общие интересы с прицелом на продолжительное партнерство. Available at: >>>(accessed 27.03.2018).
19

17 декабря 2013 г. состоялось подписание итогового инвестиционного решения по Шахдениз-215, являющегося ресурсной базой для Южного газового коридора на первоначальном этапе. В дальнейшем потенциальными источниками поставок газа для него могут стать не только Туркменистан и Иран, но и регион Средиземноморья, однако насколько это может быть реально, покажет время. Газ в рамках второй стадии разработки этого месторождения будет экспортироваться в Турцию и на европейские рынки путём расширения Южно-Кавказского трубопровода, а также Трансанатолийского и Трансадриатического трубопроводов. Первые партии газа в рамках проекта Шахдениз-2 планируется поставить в Турцию в конце 2018 г., а в Европу — в 2019 г. По данным Европейской комиссии, ЕС намерен увеличить импорт до 80–100 млрд куб. м газа в год в будущем16. Однако сегодня Азербайджан — единственная страна, готовая к транспортировке своего газа в рамках этого проекта. 

15 Shah Deniz Stage 2. Available at: >>>(accessed 13/03/2018). 16 Азербайджан превратился в глобального игрока во многих отраслях. Available at: >>>(accessed 13/03/2018).  
20

В рамках сотрудничества между ЕС и Азербайджаном был осуществлён и проект железной дороги Баку — Тбилиси — Карс (БТК), открытие которого состоялось 30 октября 2017 г. в бакинском международном морском торговом порту. БТК — новый транспортный коридор, призванный связать железные дороги Азербайджана, Грузии и Турции. Он должен стать ключевым сегментом одного из маршрутов Нового Шелкового пути, соединив Китай с Европой через турецкий тоннель под Босфором в обход России. БТК - проект стратегического значения и самый краткий и безопасный маршрут, соединяющий Европу с Азией. Учитывая важность этого проекта, большинство стран Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан и Туркменистан), в также Афганистан, не имеющих выхода к морю, выразили готовность присоединиться к нему, что может обеспечить им доступ в Европу. Это, на взгляд разработчиков проекта, станет возможным после того, как казахстанский порт Актау и туркменский Туркменбаши будут подключены к маршруту БТК, что создаст новый железнодорожный узел между Центральной Азией и Европой. 

21

Выступая на открытии БТК, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что "ввод в эксплуатацию железной дороги сократит сроки перевозки грузов из Китая в страны ЕС в 4 раза"17. Турецкий лидер также выразил уверенность в том, что «этого уже достаточно для превращения БТК и Среднего транспортного коридора в важную часть Шёлкового пути"18. Несомненно, что БТК повысит геополитическое значение транзитных стран и предоставит им определённые дивиденды не только от транзита, но также от увеличения торгового оборота и развития туризма. 

17 В Азербайджане прошла церемония открытия железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Available at: >>> (accessed 13/03/2018). 18 Ibidem.
22

Таким образом, укрепление позиций Азербайджана на мировой арене и то значение, которое он имеет как гарант энергобезопасности стран ЕС, будут способствовать стремительному росту интереса последних к Азербайджану. Представляется, что этот интерес будет возрастать в геометрической прогрессии, особенно с учётом рисков, связанных с транзитом энергоресурсов через Украину. Это отнюдь не решит ряд проблем, стоящих перед ЕС в настоящее время: миграционный кризис, отношения с РФ, переговоры с Великобританией по вопросу Брексита и др.

23

Со своей стороны, Баку, скорее всего. продолжит выстраивать свою многовекторную политику, успешно балансируя между основными внешнеполитическими партнёрами (США, страны ЕС, Россия, Турция, Иран). Осуществляемый им экспорт энергоресурсов по альтернативным транзитным маршрутам, повышающий его транзитный потенциал, равно как и наличие значительных энергоресурсов позволяют ему чувствовать себя всё более самостоятельно на мировой арене.

24

Азербайджан в контексте политики США

При выстраивании политики на постсоветском пространстве в целом и на азербайджанском направлении в частности, как представляется, главными приоритетами США являются усилия по экономическому/энергетическому сотрудничеству с постсоветскими государствами, взаимодействие с ними в сфере безопасности, особенно в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, что станет своего рода базисом этой политики. Дальнейшее продвижение демократических ценностей, развитие демократических институтов и процессов – "надстройка", похоже, будут отходить на второй план. При этом США стремятся проводить более дифференцированную политику в отношении той постсоветской страны, которая с точки зрения официального Вашингтона может быть ключевой для создания там бизнеса и извлечения значительной прибыли.

25

США рассматривают Азербайджан в качестве энергетической альтернативы, значение которой будет неуклонно расти в условиях беспрецедентной конфронтации с Россией и крайне осложнившихся отношений с Ираном. Важное стратегическое положение Азербайджана, расположенного между Большим Кавказом и Центральной Азией (через Каспийское море) и Ближним Востоком (через общую границу с Ираном), не в последнюю очередь даёт все основания для возведения его в ранг одного из ключевых американских партнёров в Закавказье. Главный интерес США в отношении Азербайджана заключается и в развитии энергетического и военно-технического партнёрства. Кроме того, США рассматривают его в качестве противовеса исламскому Ирану.  

26

Именно Азербайджан, согласно логике Вашингтона, может поднять снизившийся авторитет США в странах исламского мира, учитывая ситуацию в ряде стран Ближнего Востока. Резкие инвективы, брошенные Д. Трампом в адрес ислама, стали поводом для его обвинения в исламофобии, намного ухудшив отношение к США в исламском мире. Поэтому укрепление партнёрства с Азербайджаном, на взгляд Вашингтона, может стать наглядным свидетельством способности США эффективно сотрудничать с современным светским мусульманским государством, что может стать примером для подражания для стран остального исламского мира.

27

Вместе с тем, Вашингтон рассматривает Азербайджан и как партнёра другого важного союзника США – Израиля, с которым Баку интенсивно развивает отношения, что также отвечает американским интересам в регионе в контексте возобновления более активного американо-израильского диалога.

28

Опасения же США, связанные с возможным ростом "политического ислама" в Азербайджане, способного дестабилизировать там ситуацию, похоже сегодня не имеют под собой прежних серьёзных оснований, что ещё раз подтверждает его прочные внешнеполитические позиции, столь необходимые в современных условиях. Вашингтон стремится и к продвижению региональной стабильности, которая осложняется наличием здесь нагорнокарабахского конфликта, а также к содействию экономическим и политическим реформам. 

29

Сегодня в отношениях между США и Азербайджаном нет той напряжённости, которая была характерна для них в 2015 — 2016 гг., что было связано, прежде всего, с нарушениями прав человека и свободы СМИ. В заявлении Комитета по правам человека Конгресса США отмечалось, что правительство Азербайджана резко увеличило давление в отношении представителей прессы, оппозиции, религиозных деятелей и гражданского общества. Тогда же Баку подвергся острой критике со стороны США и в связи с закрытием радиостанции "Свобода"19. В 2016 г. Государственный департамент выступил с резкой критикой в адрес азербайджанских властей в связи с их действиями в отношении оппозиции и относительно ситуации в области прав человека в целом. В марте 2016 г. в Вашингтоне состоялась встреча бывшего в то время госсекретарём Джона Керри с президентом Ильхамом Алиевым, на которой обсуждались вопросы политических и социальных свобод.

19 Kamaras J. Trump Can Make American-Azerbaijani Ties Great Again. Available at: >>> (accessed 13/03/2018). 
30

И хотя в США, равно как и в ЕС продолжают критиковать политику Баку в области гражданских свобод, крайне неэффективных, по их мнению, мер, направленных на совершенствование законодательства и урегулирование нагорнокарабахского конфликта, и требуют соблюдать нормативные западные ценности, представляется, что из-за стратегического интереса к Азербайджану как энергетическому партнёру и противовесу Ирану Вашингтон закрывает глаза на отступление от этих норм. 

31

С другой стороны, похоже, что Вашингтон стал осознавать в полной мере тот факт, что возможности США для продвижения демократии в Азербайджане сильно ограничены с учётом его неприятия западных стандартов и что их искусственное насаждение может в итоге оказаться контрпродуктивным. Однако при этом Вашингтон призывает координировать совместные усилия, действуя в контексте Трансатлантического партнёрства.  

32

В 2019 г. Агентство США по международному развитию (АМР) планирует увеличить помощь Азербайджану до 3,6 млн долл., из которых 3 млн будут инвестированы в проекты, направленные на развитие его экономики, а остальные 600 тыс. долл. - на подготовку и обучение военного персонала. Показательно, что аналогичная помощь Азербайджану в 2017 г., составила 639 тыс. долл, в то время как 1 млн долл. был инвестирован в военные программы20

20 USAID to boost support for Azerbaijan’s economic development. Available at: >>>(accessed 13/03/2018).
33

Факты свидетельствуют о том, что Вашингтон крайне заинтересован в проекте "Южный газовый коридор" (ЮГК). Так, в рамках проходившего 10 июля 2017 г. в Стамбуле Всемирного нефтяного конгресса под девизом "Мосты в энергетическое будущее" состоялась встреча президента И. Алиева с бывшим на тот момент государственным секретарём Р. Тиллерсоном. Госсекретарь США заявил о поддержке США проекта ЮГК и высоко оценил роль Азербайджана в миротворческих операциях в Афганистане и в операциях логистического и транспортного коридора (о коридоре см. ниже. – Н.Г.21 В свою очередь, президент Д. Трамп в послании к И. Алиеву по случаю открытия Международной нефтегазовой выставки в Баку 3 июня 2017 г.22 выразил свою особую поддержку этому проекту. При этом следует учитывать и тот факт, что американский президент имеет тесные связи со многими азербайджанскими бизнесменами и политиками, поскольку американские компании участвуют в разработке шельфовых месторождений в Азербайджане начиная с момента подписания 20 сентября 1994 г. во дворце Гюлистан в Баку "Контракта века"23

21 Состоялась встреча Ильхама Алиева с государственным секретарем США. Available at: >>> (accessed 13/03/2018). 22 Trump praises U.S.-Azerbaijan partnership. Available at: >>> (accessed 13/03/2018). 23 The Contract of the Century. Available at: >>> 
34

С 6–7 февраля 2018 г. во время визита в Баку заместителя помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии Бриджет Бринк состоялась её встреча с И. Алиевым, на которой обсуждалось экономическое сотрудничество двух стран. При этом Б. Бринк подчеркнула: "Руководство США поддерживает проект Южный газовый коридор и высоко оценивает вклад вашей страны в сотрудничество в области безопасности, в том числе, миротворческие операции в Афганистане"24

24 Президент Азербайджана принял заместителя помощника госсекретаря США. Available at: >>> (accessed 13/03/2018). 
35

В свете этих фактов трудно не согласиться с мнением эксперта вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Джеффри Манкоффа о том, что "США всё же будут поддерживать трубопроводы через Южный Кавказ как средство для обеспечения геополитического плюрализма. При этом энергетика сама по себе может стать менее значимым приоритетом. Но с развитием инфраструктуры дорог, железнодорожного транспорта и трубопроводов, возможно, что США будут проявлять больший интерес к транзиту и обеспечению безопасности транзитных маршрутов. В зависимости от того, как будут развиваться американо-иранские отношения, Южный Кавказ также может оказаться более важным для Вашингтона в контексте попыток сдерживания влияния Ирана в регионе25". 

25 Джеффри Манкофф о кавказских приоритетах США. Available at: >>> (accessed 13/03/2018). 
36

Отметим, что Азербайджан не выражает своего стремления к членству в НАТО, хотя и участвует в некоторых проектах альянса (например, поддерживает операции Североатлантического союза в Афганистане, участвуя в Северной сети поставок, он также является стратегическим союзником Турции, представляющей южный фланг НАТО). Не торопится Баку и с введением гражданского контроля над вооружёнными силами страны и переходом армии на натовские стандарты, что является необходимым условием для вступления в альянс. Более того, в мае 2011 г. Азербайджан вступил в Движение неприсоединения, ключевым приоритетом которого является неучастие в военных блоках. 

37

Однако для США Закавказье как регион обладает важной военнополитической и логистической составляющей для укрепления своих позиций США в регионе, что было наглядно продемонстрировано во время военных действий США в Афганистане и Ираке. Со своей стороны, Азербайджан пресекает любую деятельность радикальных групп на своей территории и не поддерживает контакты с террористическими организациями, равно как и с теми странами Персидского залива, которые считаются спонсорами терроризма. Это укрепляет позиции Азербайджана в глазах Вашингтона, считающего Баку своим надёжным партнёром. 

38

Как считают в Вашингтоне, поскольку с момента распада СССР и образования независимой республики Азербайджан он остаётся лояльным и весьма эффективным союзником США в регионе, продолжение и укрепление сотрудничества с этой страной должно стать одной из ключевых задач администрации Д. Трампа на Южном Кавказе. В числе не менее значимых задач для США в этой стране должны оставаться и дальнейшие попытки урегулирования сложнейших этнополитических конфликтов в регионе в целом, и в Азербайджане (Нагорный Карабах) в частности, предотвращение перехода замороженных конфликтов в активную фазу. Наряду с этим остаются и такие задачи США в отношении Азербайджана, как развитие каспийского энергетического рынка, борьба с незаконной транснациональной деятельностью (контрабанда и международная преступность), что обусловлено близостью этой страны к очагам напряжённости.  

39

Похоже, что в основном Вашингтон сохранил все константы своей политики в отношении стран постсоветского пространства и таким образом постсоветское пространство, являющееся сферой особых интересов Москвы, никогда не окажется на заднем дворе американской политики. Но в то же время, хотя в среднесрочной перспективе этот ареал не станет одним из приоритетов Вашингтона, роль бывших советских республик будет ещё долго иметь большое значение для США. Вот почему Закавказье, с учётом имеющихся там сложнейших этнополитических конфликтов, не будет блокировать стремление США добиться максимальной вовлечённости в этот регион. Отказ же Вашингтона от проведения в нём более активной политики будет означать молчаливое согласие США на сохранение за Россией монополии на постсоветское пространство и признание этого ареала сферой её жизненно важных интересов, что даёт ей карт-бланш на любые действия на этом поле. 

40

Позиция России в отношении Азербайджана

Азербайджан является стратегическим партнёром и добрым соседом РФ в Закавказье, делящим с ней общее Каспийское море и дагестанский участок границы. Баку находится в стороне от всех интеграционных проектов под эгидой Москвы и не входит даже в такую возглавляемую Москвой нейтральную организацию, как Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Вместе с тем, Россия не может не учитывать того, что значение геополитического фактора любой страны (в данном случае – Азербайджана) в условиях современного мира будет неуклонно расти, а это больше, чем запасы энергоресурсов, которыми владеет Азербайджан. Именно это соображение подогревает интерес России к сохранению стратегического партнёрства с этой страной. К тому же кризис в отношениях с Западом резко усилил значимость как всех не поддержавших антироссийские санкции реальных партнёров Москвы в целом, так и каждого в отдельности. 

41

12 сентября 2000 г. Россия, Иран и Индия подписали Соглашение о реализации проекта создания международного транспортного коридора (МТК) "Север—Юг" (International North-South Transport Corridor)26, к которому в 2005 г. присоединился и Азербайджан. Ввод в эксплуатацию новой железнодорожной линии Астара (Иран) – Астара (Азербайджан)27 не обошёлся без инвестиций со стороны Баку, инвестировавшего 60 млн долл. на развитие железнодорожной грузовой станции Астара на западе иранской провинции Гилан28

26 International North–South Transport Corridor (INSTC). Available at: >>> (accessed 23/03/2018). 27 Азербайджан сделает Европе и Азии предложение, от которого невозможно отказаться. Available at: >>>(accessed 13/03/2018) (accessed 13/03/2018). 28 Азербайджан инвестирует $60 млн в железнодорожную станцию в Иране. Available at: >>>(accessed 13/03/2018).  
42

С вводом в строй этого железнодорожного участка завершится первая фаза создания международного транспортного коридора "Север-Юг", предусматривающая объединение азербайджанских и иранских железных дорог. Отсутствие железнодорожного участка между иранскими станциями Астара и Решт стало тормозом для обеспечения дальнейшего движения азербайджанских поездов в направлении Ирана. Тем не менее, Азербайджану удалось справиться и с этой задачей за счёт предоставления иранской стороне льготного кредита в 500 млн долл., который позволил начать уже в первом полугодии 2018 г. строительство 164-километрового железнодорожного пути Астара – Решт29, стоимость которого оценивается в 1,1 млрд долларов.

29 Азербайджан и Иран договорились о финансировании строительства железной дороги Решт –Астара. Available at: >>> (accessed 13/03/2018). 
43

Развивая совместные энергетические проекты с США и ЕС, Баку заинтересован и в поддержании равновесных отношений с Россией и Ираном. 28—29 марта 2018 г. состоялся официальный визит президента Ирана Хасана Роухани в Азербайджан. 28 марта обе стороны подписали Соглашение о финансировании строительства участка железной дороги Астара – Решт на территории Исламской Республики Иран30". Это и станет завершением прямого железнодорожного маршрута Азербайджан-Иран. 

30 Подписаны азербайджано-иранские документы. Available at:>>>(accessed 23/03/2018). 
44

Представляется, что коридор "Север-Юг" может содействовать осуществлению стремления Москвы разблокировать выход к азиатскому рынку, а также намерению Дели преодолеть экономическое отставание от своего главного политического конкурента — Пекина. В краткосрочной же перспективе завершение строительства коридора "Север-Юг" призвано стимулировать российскоиранскую торговлю через территорию Азербайджана, чтобы главным образом обеспечить поставки российского газа на север Ирана. Сегодня подобные проекты в условиях непрекращающейся конфронтации с Западом особенно важны для России, они могут радикально изменить направления транзитных и энергетических потоков в Евразии. Вместе с тем они важны и для Азербайджана, так как дают ему шанс для превращения Баку во всемирный транспортный узел, что будет способствовать повышению интереса к нему со стороны всех основных ключевых игроков в регионе, а это не может не отвечать национальным интересам Азербайджана.

45

Баку выступил организатором встреч трёх президентов: России, Азербайджана и Ирана, которые стали концептуальной платформой создания магистральной экономической оси Север-Юг. Первый из этих саммитов прошёл 1 августа 2016 г. в столице Азербайджан. и его результаты послужили углублению трехстороннего сотрудничества. 1 ноября 2017 г. в Тегеране состоялся ещё один трехсторонний саммит президентов Азербайджана, Ирана и России, на котором были обсуждены масштабные проекты в сферах энергетики и транспорта, в том числе и проект МТК "Север-Юг". В Тегеране обсуждались и совместные планы в области расширения сотрудничества в нефтегазовом секторе, взаимодействия в рамках регионального обмена электроэнергией, взаимной поддержке на глобальных энергетических рынках, развитии торговли и упрощении таможенных процедур. Однако главным итогом тегеранской встречи стало решение подписать в 2018 г. долгожданную Конвенцию о правовом статусе Каспия.

46

В отношениях между Москвой и Баку важное место занимает вопрос об урегулировании сложнейшего этнополитического конфликта на территории Азербайджана. Москва рассматривает свою роль в нём не только как рычаг сохранения влияния в Закавказье, но и как возможность и для сотрудничества с Западом в рамках реально действующего переговорного процесса под эгидой Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются Россия, Франция и США. Со своей стороны, Азербайджан всецело поддерживает позицию России по урегулированию нагорнокарабахского конфликта, считая важным, чтобы процесс продолжался на основе соблюдения территориальной целостности Азербайджана и уважения других основополагающих норм международного права без применения силы, о чем говорилось в заявлении МИД России от 24 мая 2010 г.31 Москва также постоянно выступает с заявлениями о том, что избирательные кампании в Нагорном Карабахе противоречат территориальной целостности Азербайджана, которую Россия поддерживает. 

31 Комментарий официального представителя МИД России А.А.Нестеренко о «парламентских выборах» в Нагорном Карабахе 23 мая 2010 года. Available at: >>> (accessed 23/03/2018). 
47

В настоящее время никаких прорывов в решении нагорнокарабахского конфликта как не было, так и нет. Однако с учётом того, что эта проблема является одним из важных направлений внешнеполитических усилий России, Москва может занять ключевую роль в его урегулировании и реально заинтересовать обе стороны соблюдать режим перемирия в условиях трансформации конфликта, а не его замораживания, как это происходит сейчас. При таком положении дел главное для Москвы – не допустить длительной паузы в контактном процессе, и, похоже, что она осознаёт это сполна. Сегодня РФ строго следует провозглашённому курсу модераторства в миротворческом процессе, активизируя свои действия как сопредседателя Минской группы ОБСЕ, чтобы придать новый импульс переговорам. Это крайне важно, чтобы не допустить попеременного обострения конфликта. 

48

Между тем Москве статус-кво чрезвычайно выгоден, ибо как Армения, так и Азербайджан к компромиссам не готовы, а это означает, что его изменение чревато самыми непредсказуемыми последствиями. К тому же способность Москвы сохранять баланс сил в этих условиях сегодня находит поддержку у Запада, что ещё раз подтверждает её особую роль в процессе мирного урегулирования даже в условиях острейшего противостояния между обеими сторонами. Главная задача России в вопросе урегулирования нагорнокарабахского конфликта заключается в поддержании статус-кво с учётом того, что в настоящее время ни одна из сторон конфликта не готова пойти на компромисс. Основная проблема на пути его урегулирования – это именно бескомпромиссность участников противостояния, а не влияние внешних сил. Поэтому, чтобы сдвинуть конфликт с мёртвой точки, необходима готовность самих конфликтующих сторон пойти на компромиссы. 

49

Не случайно, глава МИД РФ Сергей Лавров в ходе пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2017 г., состоявшейся 15 января 2018 г., заявил, что "у Российской Федерации не может быть конкретных планов по решению этой проблемы, потому что её решить могут только сами стороны"32. Таким образом, Москва не форсирует решение этого конфликта, а это может быть чревато серьёзными последствиями. Тем не менее, Россия, разделяя усилия Минской группы, в то же самое время, пытается очертить свою особую роль в процессе мирного урегулирования. Не в последнюю очередь это объясняется её нежеланием противостоять серьёзным вызовам, среди которых могут быть вынужденное урегулирование конфликтов в Закавказье в одностороннем порядке, резкое обострение отношений с ключевыми региональными игроками – Турцией и Ираном, даже несмотря на поиск и нахождение общих позиций РФ и Турции по Сирии в настоящее время.

32 Нужен поэтапный подход: Лавров об урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Available at: >>>(accessed 30.03.2018). 
50

Представляется, что усилия РФ, направленные на урегулирование конфликта, и разработанный ею за последние несколько лет довольно эффективный трёхсторонний формат встреч трёх президентов – России, Армении и Азербайджана, отнюдь не противоречат общему духу Минской группы, а только укрепляют его. Однако похоже, что такое положение дел останется до тех пор, пока сохраняется нынешний баланс сил. При этом все страны, являющиеся сопредседателями Минской группы ОБСЕ, пока ещё проявляют взвешенный подход к урегулированию конфликта, а действия Москвы получают поддержку как со стороны государств-сопредседателей, так и ОБСЕ в целом. 

51

В то же время очевидно, что и Вашингтон продолжит предпринимать всяческие усилия для урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе. В условиях жесточайшей конфронтации между РФ и Западом сложность решения этой проблемы не остановит Вашингтон перед тем, чтобы действовать самостоятельно. А с учётом того, что для Азербайджана урегулирование нагорнокарабахского конфликта является ключевой задачей, его внешнеполитический вектор в нынешней политической реальности будет определяться в зависимости от успешного решения этой задачи РФ или Западом. 

52

Сегодня уже можно говорить о некоторой трансформации практически всех постсоветских стран. За годы формирования своей государственности каждая бывшая советская республика в той или иной степени превратилась из объекта мировой политики в субъект, имеющий свои собственные приоритеты в области внешней политики. Это, пожалуй, главное, что надо учитывать и Москве, и Вашингтону как в контексте американо-российского противоборства на этом направлении, так и при выстраивании их политики на двусторонней основе с каждой из них. В этой ситуации, как представляется, Россия должна продолжить курс на расширение и углубление евразийской экономической интеграции – один из главных ее приоритетов, который, похоже, что в настоящее время под воздействием политической конфронтации с Западом, а также в связи с экономическим кризисом, отошел на задний план. Вероятно, Москве необходимо также сделать главный упор на формирование максимально позитивного образа РФ – выгодного экономического партнёра и политического гаранта, страны с высоким политическим и экономическим потенциалом. Это будет способствовать эффективному решению вопросов экономического взаимодействия, оперативному реагированию на новые вызовы в регионе Закавказья.

53

Беспрецедентная конфронтация между Россией и Западом, а также ухудшение отношений США с Ираном после прихода в Белый дом Д. Трампа вновь повысили геополитическую капитализацию Азербайджана. В свою очередь, Азербайджан будет стремиться к установлению более тесных отношений со странами ЕС в целом, и с США в частности, что, по нашему мнению, отвечает интересам обеих сторон. Поэтому, как представляется, курс Азербайджана на внешнеполитическое балансирование будет продолжен. Его успех будет зависеть от того, насколько ему удастся сохранить баланс при выстраивании своего внешнеполитического курса как с Россией, так и с Западом. 

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести