Развитие предпринимательства как ведущий фактор подъема экономики
Развитие предпринимательства как ведущий фактор подъема экономики
Аннотация
Код статьи
S020736760012974-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Кабилов Шариф  
Аффилиация: Академии МВД Республики Узбекистан
Адрес: Российская Узбекистан, Ташкент
Байбобоева Фируза
Аффилиация: Наманганский инженерно-технологический институт
Адрес: Узбекистан, Наманган
Выпуск
Страницы
100-108
Аннотация
В статье рассматриваются проводимая в Узбекистане политика содействия развитию предпринимательства и роль предпринимательства в подъеме экономики республики.
Ключевые слова
предпринимательство, малый бизнес, частная собственность, стабильная экономика, реформы, экономическая безопасность
Классификатор
Получено
21.12.2020
Дата публикации
23.12.2020
Всего подписок
14
Всего просмотров
1259
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 В условиях продолжающегося глобального финансово-экономического кризиса во всех странах мира возросло значение частного предпринимательства, особенно малого и среднего. Для реализации его возможностей в поддержании экономического роста уделяется большое внимание укреплению частной собственности, повышению предпринимательской активности, структурным преобразованиям в экономике. По имеющимся данным, занятость населения на предприятиях малого и среднего бизнеса во многих странах весьма высока: в Китае – 81,4% при их доле в ВВП 54,3%, в Японии – 70,8% и 67,0%, в США – 50,6% и 53,1%.
2 В 2017 году в Узбекистане началась масштабная работа по организации экономической жизни на качественно новой основе путем ее дальнейшей либерализации, совершенствования правовой базы, модернизации и диверсификации производства. Приняты и последовательно реализуются законы, указы и постановления, реформирующие экономику.
3 В ходе этих реформ существенно возрастает роль и частного сектора в экономике, оптимизируется государственное присутствие в экономике, расширяется пользование частным сектором финансовыми и кредитными ресурсами страны, улучшается деловая среда.
4 Эти хорошо продуманные глубокие реформы позволяют укреплять экономическую безопасность страны. Ведется работа по адаптации к хозяйственной жизни к международным правилам и нормам, повышается конкурентоспособность экономики Узбекистана в мировом хозяйстве, активно развиваются экспортно-ориентированные отрасли, создаются благоприятные условия для иностранного капитала, обеспечивается конвертируемость национальной валюты и т.д.
5 В результате проведенных реформ сокращается сфера применения государственных управленческих функций и разрешительных норм, искореняются бюрократические ограничения предпринимательской активности, государственное руководство экономической жизнью становится более эффективным.
6 Президент нашей страны Шавкат Мирзиёев справедливо подчеркнул, что многие предприниматели занимают подлинно гражданскую позицию, вносят свой вклад в подъем экономики и при этом проявляют в различных формах многообразную социальную активность, оказывая бескорыстную помощь детям-сиротам, нуждающимся семьям, учреждениям социальной сферы.
7 Однако необходимо отметить, что в сфере предпринимательской деятельности еще не до конца искоренены искусственные препятствия, выражающиеся, в частности, в наличии излишних административных процедур, которые сдерживают развитие частного предпринимательства и выступают в качестве коррупциогенных факторов.
8 Все еще нельзя сказать, что предприниматели не сталкиваются с различным неоправданным бюрократическим давлением. Поэтому даже при отсутствии недостатков и нарушений в своей деятельности они нередко вынуждены «договариваться» с должностными лицами различного уровня», уступая их коррупционным требованиям1.
1. Мирзиёев Ш.М. Критический анализ, жесткая дисциплина и персональная ответственность должны стать повседневной нормой в деятельности каждого руководителя // Т., 2017. С. 89.
9 В качестве основных причин, порождающих коррупцию, выступают чрезмерно раздутые разрешительные функции государственных органов. В Послании Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису было отмечено, что «одним из серьезных недостатков нашей деятельности является чрезмерная централизация функций и полномочий государства»2. Например, в настоящее время существуют 64 вида лицензий, из них 21 выдается Кабинетом Министров и 40 − центральными ведомствами. Выдача трех видов лицензий относится к полномочиям областных хокимиятов и всего лишь одного − районных хокимиятов. Такое положение дел можно наблюдать, например, в сфере оформления документов, связанных с разрешительными процедурами. Лишь 11 из 220 разрешительных документов можно получить в районах или городах. По остальным 209 приходится обращаться в республиканские и областные органы. Например, чтобы получить лицензию на открытие частного детского сада в Шаватском районе, предприниматель должен преодолеть тысячу километров, съездить в Ташкент и ждать месяцами. Такие же факты наблюдаются и при выделении кредитных и финансовых средств, утверждении множества важных решений местного уровня.
2. Мирзиёев Ш. М. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису // Т., 2018. С. 32.
10 Респонденты, участвовавшие в опросах, проведенных среди субъектов предпринимательства, также утверждают, что коррупционные факторы имеют место в основном в системе административно-правовых отношений (при получении кредитов и других банковских услуг (35,46%), при получении лицензии и других разрешений (25,6%), при проведении проверок (12,8%), при сдаче отчетности (11,2%), при государственной регистрации (7,2%).
11 До последнего времени были крайне осложнены таможенные процедуры, что также являлось одним из факторов, препятствующих развитию предпринимательства. По данным Всемирного банка, Узбекистан в 2017 году занимал 175-е место среди 190 государств по доступности оформления экспортно-импортных документов. К примеру, для оформления таможенных документов в Бельгии достаточно одного часа, у нас на это уходил почти месяц. Принятые по инициативе Президента Узбекистана меры способствовали существенному улучшению дел в данном вопросе. Однако многое еще предстоит сделать, о чем откровенно говорит глава нашего государства.
12 Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своем Послание Олий Мажлису весьма уместно привел слова известного государственного и политического деятеля Уинстона Черчилля: «Кто-то считает предпринимателя коровой, которую можно постоянно доить. И лишь немногие понимают, что предприниматель − это рабочая лошадь, которая тащит на себе воз экономики». При этом Президент Узбекистана подчеркнул, что качественные изменения в государственном управлении произойдут только тогда, когда будет создана эффективная система отбора и подготовки способных мыслить по-новому и самостоятельно, ответственных, инициативных, освоивших передовые методы управления, честных, преданных Родине кадров.
13 Самое важное на сегодняшний день то, что в экономической политике Республики Узбекистан критически пересмотрен такой неприемлемый метод как гонка за нереальными цифрами, стремление выдать за действительность утопические планы. Достижение конкретных результатов и обеспечение интересов человека определены в качестве главной цели проводимых реформ.
14 До распространения пандемии коронавируса экономика Узбекистана демонстрировала достаточно высокие темпы роста. В 2017 году прирост ВВП составил 5,5%, объем экспорта увеличился на 15%. Положительное сальдо во внешней торговле достигло 854 миллиона долларов. Пандемия ударила по экономике всех стран мира. Экономика Узбекистана также ощутила удар, связанный с пандемией. Государственная политика поддержки бизнеса благоприятствует преодолению этих трудностей.
15 В основе экономической политики Узбекистана лежат положения статьи 53 Конституции нашей страны, в которой предусмотрено: «Государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритетности прав потребителя, равноправие и правовую защиту всех форм собственности». Одним из проявлений приверженности на практике данной норме в начале сентября 2017 года по инициативе Президента Шавката Мирзиёева введена свободная конвертация национальной валюты − сум. В Узбекистане в короткие сроки с учетом международных стандартов началась либерализация валюты. Валютная политика подчинена интересам развития бизнеса и экономики, положительно стимулирует инвестиционную деятельность. Юридические и физические лица получили возможность приобретения и продажи иностранной валюты в коммерческих банках без ограничений. С начала либерализации этой сферы объемы операций купли-продажи иностранной валюты выросли в 1,5 раза и составили порядка 1,3 миллиарда долларов. Вместе с тем золотовалютные резервы нашего государства увеличились на 1,1 миллиарда долларов.
16 В 2017 году в стране налажена деятельность 12 свободных экономических и 45 промышленных зон, что способствует ускоренному развитию наших регионов. Ведется системная работа по организации в ближайшем будущем еще 50 новых промышленных зон.
17 В центре внимания находятся вопросы создания новых рабочих мест, что имеет для Узбекистана чрезвычайно важное значение. В течение 2019 года за счет строительства новых промышленных предприятий, развития малого бизнеса и частного предпринимательства вообще, расширения сферы услуг было организовано свыше 336 тысяч новых рабочих мест. Это свидетельствует о том, что в Узбекистане обеспечение занятости населения определено в качестве приоритетной задачи, причем придается особое значение росту показателей не только в количественном, но и в качественном отношении. Следует отметить, что содействие развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса, обеспечение занятости населения, особенно молодёжи, является важнейшим фактором улучшения криминогенной ситуации.
18 Сегодня в мире растет число стран, динамично развивающихся за счет внедрения моделей инновационного развития, экспорта передовых идей, «ноу-хау» и «умных» технологий. В связи с этим 2018 год в нашей стране был объявлен Годом поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий. Говоря об активных предпринимателях, Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что это деловые люди, способные производить конкурентоспособную продукцию, и, что самое важное – создающие новые рабочие места, приносящие пользу не только себе и своей семье, но и всему обществу.
19 Одной из первоочередных задач является также внедрение в производство высоких технологий, новейших достижений науки. Решение данной задачи напрямую связано с созданием широких возможностей для повышения квалификации, стажировки наших специалистов в ведущих зарубежных компаниях и организациях, осуществления с ними взаимовыгодного сотрудничества.
20 Сегодня мы переходим на путь инновационного развития, направленного на коренное улучшение всех сфер жизни государства и общества. Только то государство, которое опирается на новую мысль, новые идеи, инновации, может быть конкурентоспособным. «Инновация, – подчеркивает Президент Шавкат Мирзиёев, – значит будущее. Если мы сегодня начинаем строить наше великое будущее, то должны делать это прежде всего на основе инновационных идей, инновационного подхода. Именно поэтому мы организовали Министерство инновационного развития и поставили перед ним конкретные задачи».
21 Инновации в мире рассматриваются как один из факторов экономической безопасности, обеспечения качества экономического роста. Это такое направление в экономике, когда бизнес-деятельность организуется на основе современных подходов, передовых технологий и методов управления.
22 Развитию предпринимательства, основанного на инновационных идеях, в нашей стране уделяется приоритетное внимание, поскольку именно такие предприниматели являются драйверами поступательного развития национальной экономики, укрепления класса собственников как фактора стабильности в обществе.
23 Разумеется, инновационное развитие нельзя сводить к отдельным новшествам. Р. Фатхутдинов3 отмечает не идентичность понятий инновация и новшество. Новшество – оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности, служащих повышению эффективности. Новшества могут оформлять в виде открытий, изобретений, патентов, ноу-хау, новых понятий и т.п. Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-техническую подготовку производства.
3. Фатхутдинов Р.А. Иннов ационный менеджмент. // М.: ЗАО "Бизнесшкола Интел-синтез", 1998.
24 Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического и другого вида эффекта.
25 В некоторых случаях эти понятия используются в качестве синонимов, но А. Пригожин4 разделяет понятия «инновация» и «новшество». Новшество, по его мнению − это предмет инновации. Новшество и инновация имеют различные жизненные циклы. Новшество − это разработка, проектирование, изготовление, использование, устаревание. Инновация же − это зарождение, диффузия, рутинизация (стадия, когда инновация «реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов»).
4. Пригожин А.И. Нововведение: стимулы и перспективы. // М.: Политиздат, 1998.
26 Инновационная предпринимательская деятельность выступает в качестве ключевого фактора прогрессивного развития общества. Дальнейшее совершенствование инновационных отношений с участием субъектов предпринимательской деятельности существенно повысит уровень развития современных экономических отношений. Инновационное предпринимательство является практически безальтернативным механизмом инновационного развития региона как основы реиндустриализации в сложных условиях международной экономической ситуации и политической напряженности. В условиях ограниченности финансовых ресурсов «достройка» инновационной системы как основы научно-технического развития экономики и, таким образом, достижения целей реиндустриализации предполагает дополнение базовых (уже существующих) элементов национальной инновационной системы недостающими. Эта стратегия, по существу, реализует вариант расширения участия государства в инновационных преобразованиях экономики путем постепенного формирования целостной инновационной инфраструктуры, заполнения пробелов. При ее реализации государство берет на себя осуществление функций, которые не по силам или лежат вне рамок экономических интересов частного сектора5.
5. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям (2006;3-е изд.) // М.:ОЭСР.
27 Повышение эффективности и результативности организационно-экономических механизмов развития предпринимательской деятельности в мировой экономике, в том числе в Узбекистане, создание благоприятной деловой среды, расширение участия предпринимателей во внешнеэкономической деятельности имеют первостепенное значение. Систематическая и всесторонняя поддержка предпринимательства, которое является основой экономической и социальной безопасности в Узбекистане, обеспечения устойчивого развития предпринимательского сектора, увеличения его доли в ВВП, производстве и занятости, удовлетворения его спроса на кредитные ресурсы имеет сегодня решающее значение для нашей экономики. Развитие предпринимательской компетентности, несомненно, поможет понять более глубокий характер этой профессии и узнать ее секреты, а также достичь высоких результатов в этой области. Основываясь на экономических доктринах, можно выявить социально-экономическое содержание (экономическую природу) предпринимательства путем углубленного изучения и анализа ключевых особенностей предпринимательства.
28 Инновационная экономика как раздел экономической науки возникает еще в 1920 − начале 1930-х годов. Н. Кондратьев писал, что изменения в технике оказывают влияние на экономическое развитие. Основным условием этого выступает накопление «критической массы» инноваций (новых продуктов) и возникновение экономических предпосылок для их внедрения. Например, изобретения конца XVII − начала XVIII веков нашли применение в конце XVIII века, в эпоху индустриальной революции.
29 Само по себе предпринимательство как одно из социальных явлений не ново. Его изучению посвящено большое количество трактатов, книг, учебников, начиная с конца XVII – начала XVIII вв., когда французский экономист шотландского происхождения Ричард Кантильон разработал одну из первых концепций предпринимательства. В дальнейшем этой проблемой занимались такие ученые, как Ф. Най, А. Смит, Ж. Б.Сэй, К. Маркс, М. Вебер, В. Зомбарт, А. Маршалл, Й. Шумпетер, П. Друкер, А. Муравьева, А. Игнатьева, А. Крутик, В. Видяпин, А. Добрынин, Г. Журавлева и др.
30 Общим признаком инновации является то, что это новшество, внедренное в практику. Новый или усовершенствованный продукт является внедренным, когда он вынесен на рынок. Новые производственные процессы, методы маркетинга или организационные методы являются внедренными, когда они стали реально использоваться в деятельности фирмы.
31 Инновационной является фирма, которая внедрила какую-либо инновацию за период времени, установленный при обследовании. Инновационное предпринимательство представляет собой сегмент экономики, удовлетворяющий меняющиеся общественные потребности и формирующий принципиально новые объекты спроса6.
6. Сумина Е.В., Бадюков А.А. Инновационное предпринимательство на субрегиональном уровне реиндустриализации экономики // Креативная экономика. 2015. Том 9. № 9. С. 1113-1132. DOI: 10.18334/ce.9.9.1925.
32 Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация − это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация − это такой общественный − технический − экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий и, в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. П. Дракер инновацию определяет как особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг. Определение П. Дракера, на наш взгляд, более полно отражает суть классического определения Й. Шумпетера, одновременно подчеркивая необходимость коммерциализации нового товара и значение предпринимательского фактора в качестве основного при развитии производства.
33 В целях коренного совершенствования институциональных и организационно-правовых основ поддержки инновационной деятельности, стимулирования внедрения инновационных идей, разработок и технологий принят Указ «Об образовании Министерства инновационного развития Республики Узбекистан».
34 Инновационная предпринимательская деятельность выступает в качестве ключевого фактора прогрессивного развития общества. Дальнейшее совершенствование инновационных отношений с участием субъектов предпринимательской деятельности существенно повысит уровень развития современных экономических отношений.
35 Г. Васильев, Э. Халикова 7 считают, что в настоящее время вопросы обеспечения условий экономического роста предприятия выходят на первый план. На экономический рост предприятия может оказывать влияние общеэкономическая ситуация в мире в целом и в данном государстве, в частности. Экономическая ситуация в государстве, кроме ряда прочих факторов, находится в зависимости от способности соответствующих государственных органов обеспечить экономическую безопасность как государства, так и хозяйствующих субъектов-предприятий. В современных условиях процесс успешного функционирования и экономического развития предприятий во многом зависит от совершенствования их деятельности в области обеспечения экономической безопасности.
7. Васильев Г. А., Халикова Э. А. Экономика и современный менеджмент: теория и практика // сб. ст. по матер. VIII Междунар. науч.-практ. конф. // Новосибирск : СибАК, 2011.
36 Д. Ермолаев8 утверждает, что функциональные составляющие экономической безопасности предприятия – это совокупность основных направлений его экономической безопасности, существенно отличающихся друг от друга по своему содержанию.
8. Ермолаев Д.В. Составляющие экономической безопасности предприятия // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2012, № 4. С. 15- 17.
37 Выделяют следующие функциональные составляющие экономической безопасности предприятия: − финансовую; − интеллектуальную и кадровую; − технико-технологическую; − политико-правовую; − экологическую; − информационную; − силовую.
38 Н. Матвеев9 предлагает следующее определение экономической безопасности предприятия: « это состояние предприятия, при котором обеспечивается стабильность его функционирования, финансовое равновесие и регулярное извлечение прибыли, возможность выполнения поставленных целей и задач, способность к дальнейшему развитию и совершенствованию».
9. Матвеев Н. В. Экономическая безопасность предприятия: дис. … канд. экон. наук // Н. В. Матвеев. Москва, 1999. 112 с.
39 Л. Ганчаренко10 под экономической безопасностью предприятия (ЭБП) понимает состояние наиболее эффективного использования ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия. Для того чтобы достичь наиболее высокого уровня экономической безопасности, предприятие должно следить за обеспечением максимальной безопасности основных функциональных составляющих системы ЭБП.
10. Гончаренко Л.П. Экономическая безопасность: учебник для вузов // М. : Издательство Юрайт, 2018. 340 с.
40 Обеспечение экономической безопасности предприятия – это процесс реализации функциональных составляющих экономической безопасности с целью предотвращения возможного ущерба и достижения максимального уровня экономической безопасности в настоящее время и в будущем. Способы обеспечения экономической безопасности предприятия – это набор мер и система организации их выполнения и контроля, которые позволяют достигать наиболее высоких значений уровня экономической безопасности предприятия.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести