КИРИК НОВГОРОДЕЦ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ (XII ВЕК)
КИРИК НОВГОРОДЕЦ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ (XII ВЕК)
Аннотация
Код статьи
S0205-96060000616-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
633-667
Аннотация
Кирик Новгородец известен как автор первого русского сочинения по математической хронологии «Учение им же ведати человеку числа всех лет» (1136), которое посвящено практической хронологии, приуроченной к году создания автором этого произведения (антропоцентризм). В своем каноническом сочинении «Вопрошание» (XII в.) Кирик описывает средства этико-психологического воздействия на население с целью его приобщения к христианским нормам нравственности (психологизм). Также изучение работ Кирика показывает, что время им воспринималось в соответствии с меняющимися историческими реалиями (восприятие мира во времени). Антропоцентризм, психологизм, восприятие мира во времени являются характерными чертами Возрождения, в этой связи в статье рассматривается вопрос о правомерности причисления Кирика Новгородца к представителям раннего Возрождения.
Ключевые слова
Кирик Новгородец, «Учение им же ведати человеку числа всех лет», «Вопрошание», антропоцентризм, психологизм, восприятие мира во времени, Возрождение
Классификатор
Дата публикации
01.10.2016
Всего подписок
1
Всего просмотров
1234
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. Симонов Р.А. Древнейшие торгово-фискальные записи Х века с территории России // Но-мизма. 2011. № 2. С. 9-17. 
2. Симонов Р.А. Истоки нумерационных знаний Руси (VII-VIn вв.) // Историко-математические исследования. Вторая серия. М.: Янус-К, 2014. Вып. 15 (50). С. 120-151.
3. Зализняк А.А. Проблемы изучения Новгородского кодекса XI века, найденного в 2000 году // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2004. № 3 (36). С. 160-178.
4. Зализняк А.А. Древнейшая кириллическая азбука // Вопросы языкознания. 2003. № 2. С. 31.
5. Симонов Р.А. Откуда есть пошла арифметика на Руси: о предшественнике Кирика Новгородца - иеромонахе Исаакии // ВИЕТ. 2006. № 1. С. 52-60.
6. Числа в «Учении» записаны в древнерусской «буквенной» нумерации, в настоящей статье они переданы современными цифрами: первое число 6644 - год написания Кириком своего сочинения в эре «от сотворения мира», второе число 1136 - соответствующий год в современном летосчислении.
7. Подробности см. в монографиях: Мильков В.В., Симонов Р.А. Кирик Новгородец: ученый и мыслитель. М.: Кругь, 2011; Симонов Р.А. Кирик Новгородец - русский ученый XII века в отечественной книжной культуре. М.: Наука, 2013.
8. Кирик Новгородец. Учение им же ведати человеку числа всех лет // Историко-математические исследования. М.: ГИТТЛ, 1953. Вып. 6. С. 190. Фототипическое издание Погодинского списка XVI в. «Учения» Кирика, перевод на современный русский В.П. Зубова и Т.И. Коншиной.
9. Митрополит Евгений (Болховитинов). Сведение о Кирике, предлагавшем вопросы Нифонту, епископу Новгородскому // Труды и летописи Общества истории и древностей российских. 1828. Ч. 4. Кн. 1. С. 122-129; Хавский П.В. Примечания на русские хронологические вычисления XII века. [приложение:] Дополнительная выписка из вычислений Кирика XII века // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских. 1847. № 6. С. 35-39; Ун-дольский В.М. Исследование о значении вруцелета в пасхалии.. // Временник Императорского Московского общества истории и древностей российских. 1849. Кн. 4. С. 45; Бобынин В.В. Состояние математических знаний в России до XVI века // Журнал Министерства народного просвещения. 1884. Ч. 232. Апрель. С. 187-194.
10. Буняковский В.Я. Арифметика // Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами. СПб.: Тип. И.И. Глазунова, 1862. Т 5. Отд. 1. С. 350-351.
11. Юшкевич А.П. Математика и ее преподавание в России XVII-XIX вв. // Математика в школе. 1947. № 1. С. 29; История отечественной математики. В 4 т. / Отв. ред. И.З. Штокало. Киев: Наукова думка, 1966. Т 1. С. 63.
12. Юшкевич А.П. История математики в России до 1917 г. М.: Наука, 1968. С. 20; Симонов Р.А. Об одном разногласии в оценке «Учения» Кирика Новгородца // ВИЕТ. 1974. № 1 (46). С. 41-43; Симонов Р.А. Кирик Новгородец - ученый XII века. М.: Наука, 1980. С. 6-16.
13. Ryan, W.F. Astronomy in Church Slavonic: Linguistic Aspects of Cultural Transmission // The Formation of the Slavonic Literary Languages / G. Stone, D. Worth (eds.). Columbus, OH: Slavica, 1985. P. 53-60.
14. Парфененков В. О. Кирик-Новгородец - древнерусский ученый // Петербургские чтения-96 / Ред. Л. Мозгунова, Г. Яцевич. СПб.: Русско-балтийский информационный центр «Блиц», 1996. С. 343.
15. Кузенков П.В. Календарно-пасхалистические традиции в Византии и на Руси в XI-XII вв.: сопо ставление календарных трактатов Михаила Пселла (1092 г.) и Кирика Новгородца (1136 г.) // Вестник церковной истории. 2006. Вып. 2. С. 136, 146, 152.
16. Мильков В.В. Источники учености Кирика Новгородца // Календарно-хронологическая культура и проблемы ее изучения: к 870-летию «Учения» Кирика Новгородца. Материалы научной конференции. Москва, 11-12 декабря 2006 г. / Отв. ред. Р.А. Симонов. М.: РГГУ, 2006. С. 24.
17. Симонов Р.А. Греческий фут на фреске Антониева монастыря в Новгороде? // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. № 3 (53). С. 122-123; Симонов Р.А. Измерительный прибор, изображенный на фреске 1125 г. в Новгороде // Труды XI Международных Колмогоровских чтений / Ред. В.В. Афанасьев. Ярославль: Изд-во ЯПГУ, 2013. С. 307-312, ил.; Симонов Р.А. Новый аспект древнерусской метрологии // Семинар по геральдике и вспомогательным историческим дисциплинам. М.: РГГУ, 2014. Бюлл. № 105. Заседание 1 июля 2014 г. С. 3-8.
18. «Центрами образования в Средневековье были монастыри. Логично полагать, что обитель, в которой 26-летний инок составил "Учение о числах", и была той школой, которая подготовила одаренного и рано заявившего о своих высоких способностях юношу» (Мильков. Источники учености Кирика Новгородца.. С. 18).
19. Лихачев Д. С. Литература второй четверти XII - первой четверти XIII века // История русской литературы. В 3 т. / Гл. ред. Д.Д. Благой. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. Т. 1. С. 94; Лихачев Д.С. Текстология. На материале русской литературы X-XVII веков. 2-е изд. Л.: Наука, 1983. С. 364.
20. Мильков. Источники учености Кирика Новгородца. С. 25.
21. Смирнов С. Древнерусский духовник. Исследование по истории церковного быта. М.: Синодальная типография, 1913. С. 106.
22. Нельзя исключать, что писец мог так передать слово мжоно («как будто») (см. подробнее: Мильков, Симонов. Кирик Новгородец: ученый и мыслитель.. С. 39).
23. Гайденко П. И., Фомина Т.Ю. О церковном статусе Кирика Новгородца и иных составителей «Вопрошания» // Вестник Челябинского государственного университета. История. 2012. Вып. 51. № 16 (270). С. 85.
24. Вестник Челябинского государственного университета. История. 2012. Вып. 51. № 16 (270). С. 87.
25. Вестник Челябинского государственного университета. История. 2012. Вып. 51. № 16 (270). С. 87-88.
26. Вестник Челябинского государственного университета. История. 2012. Вып. 51. № 16 (270). С. 88.
27. Вестник Челябинского государственного университета. История. 2012. Вып. 51. № 16 (270). С. 88-89. См. также: Заозерский Н. О церковной власти. Сергиев Посад: 2-я тип. А.И. Снегиревой, 1894. С. 145-164.
28. Гайденко, Фомина. О церковном статусе Кирика Новгородца.. С. 88.
29. Музыка и математика могли не просто гармонично сочетаться у Кирика как творческой личности, но и благотворно влиять друг на друга; см. об этом подробнее: Симонов Р.А. Путь познания у Кирика Новгородца и о. Павла Флоренского: от музыки к математике // Свобода и творчество (междисциплинарные исследования) / Ред. И.А. Герасимова. М.: Альфа-М, 2011. С. 315-325; Герасимова И.А. Принципы гармонии в творчестве Кирика Новгородца // Кирик Новгородец и древнерусская культура. В 2 ч. / Отв. ред. В.В. Мильков. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2θ12. Ч. 1. С. 128-153.
30. Щапов Я.Н. Книга о первом русском математике // Симонов. Кирик Новгородец - ученый XII века.. С. 5.
31. Парфененков В. О. Трактат XII века «Вопрошание Кирика»: списки, редакции, источники // Кирик Новгородец и древнерусская культура. Ч. 2. С. 223-272.
32. Семикопова Т. Образ священнослужителя Древней Руси в памятнике канонического права «Вопрошание Кириково, иже вопроси епископа Нифонта и иных» (XII в.) // Будущее религии: из настоящего в грядущее / Ред. А.А. Федоров, А.М. Дорожкин, сост. И.И. Малин. Нижний Новгород: НГПУ, 2008. С. 327. См. также: ГромовМ.Н., МильковВ.В. Идейные течения древнерусской мысли. СПб.: РХГИ, 2001. С. 393-394; Мильков, Симонов. Кирик Новгородец: ученый и мыслитель.. С. 40-47.
33. Гайденко, Фомина. О церковном статусе Кирика Новгородца. С. 88.
34. Семикопова Т.В. Философско-антропологические представления в русской духовной культуре XII века: от теории к практике. Автореф. дис.. канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2011. С. 24. Следует учитывать, что вывод о влиянии язычества на особенности интимной жизни человека Древней Руси достаточно условен и частен, так как не подкреплен сопоставительным материалом современных данных. Ведь такой материал мог показать, что дело с интимной жизнью современного человека может обстоять не лучше, чем в Средние века, а это не объясняется языческими причинами.
35. Лихачев Д. С. О филологии. М.: Высшая школа, 1989. С. 148-149.
36. Лихачев Д. С. О филологии. М.: Высшая школа, 1989. С. 149.
37. Турилов А. А. О датировке и месте создания календарно-математических текстов - «се-митысячников» // Естественно-научные представления Древней Руси / Отв. ред. Р. А. Симонов. М.: Наука, 1988. С. 27-38.
38. Космологические произведения в книжности Древней Руси. В 2 ч. / Ред. В.В. Мильков, С.М. Полянский. Ч. 1: Тексты геоцентрической традиции. СПб.: Мфь, 2008. Ч. 2: Тексты пло-скостно-комарной и других космологических традиций. СПб.: М1рь, 2009.
39. Щапов. Книга о первом русском математике. С. 5.
40. Райнов Т. И. Наука в России XI-XVII вв. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1940. С. 105; см. также: Мавродин В.В. Научные знания // Советская историография Киевской Руси / Отв. ред. В.В. Мавродин. Л.: Наука, 1978. С. 257.
41. Помимо хронологических вычислений, представленных в «Учении», реконструированы некоторые математические расчеты предположительно Кирика прогностического характера, см.: Кузенков. Календарно-пасхалистические традиции в Византии. С. 151; Мильков, Симонов. Кирик Новгородец: ученый и мыслитель. С. 280-284; СимоновР.А. Средневековое предсказание об объединительной роли книжной культуры Руси // Книжная культура: опыт прошлого и проблемы современности: к 285-летию основания Академической типографии в России. Материалы V Международной научной конференции (Москва, 24-26 октября 2012 г). В 2 т. / Отв. ред. В.И. Васильев. М.: Наука, 2012. Т. 2. С. 227-241.
42. Симонов Р. А. Первые московские общественные часы 1404 г. как символ историчности сознания на пути от Предвозрождения к барокко // Человек в культуре русского барокко / Отв. ред. М.С. Киселева. М.: Институт философии РАН, 2007. С. 345-366; Симонов Р.А. О московских часах 1404 г. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2015. № 3. С. 105-106.
43. Паршин А. Н. Средневековая космология и проблема времени // Вестник русского христианского движения. 2004. № 2(188). С. 148.
44. Франклин С. Письменность, общество и культура в Древней Руси (около 950-1300 гг.). СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. С. 264, 266.
45. Фомина Т. Ю. «Вопрошание Кириково» как памятник покаянного права Древней Руси // Гайденко П.И., Москалева Л.А. Фомина Т.Ю. Церковь домонгольской Руси: иерархия, служение, нравы. М.: Университетская книга, 2013. С. 85. Мильков, Симонов. Кирик Новгородец: ученый и мыслитель.. С. 422, 455.
46. Фомина Т. Ю. Таинство святого причастия в «Вопрошании» Кирика Новгородца // Гайденко, Москалева, Фомина. Церковь домонгольской Руси. С. 95. См. также: Смирнов С.И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. М.: Синодальная типография, 1912. С. 85. Мильков, Симонов. Кирик Новгородец: ученый и мыслитель.. С. 416, 437.
47. Metro. 9 июля 2013 г. № 34 (118/2796).
48. Семикопова Т.В. Тема «брака и любви» в средневековой русской мысли: освящающая роль Церкви (на примере «Вопросов Кирика, Саввы и Ильи, с ответами Нифонта, епископа Новгородского, и других иерархических лиц», XII век) // Труды Нижегородской духовной семинарии. 2008. Вып. 6. С. 378.
49. Симонов Р.А. Древнерусская книжность (в свете новейших источников календарно-арифметического характера). М.: Мир книги, 1993.
50. Голубинский Е.Е. История русской церкви. 2-е изд. М.: Университетская типография, 1900. Т. 2. Полутом 1. С. 792. Критическое обсуждение соответствующей ошибочной оценки «Учения» Кирика см. в работе: Зверкина Г.А. Кирик Новгородец как зеркало культуры средневековой Руси // Кирик Новгородец и древнерусская культура.. Ч. 1. С. 59-61.
51. Паршин. Средневековая космология и проблема времени.. С. 148.
52. Лихачев. Текстология. С. 386.
53. Цыб С.В. Древнерусское времяисчисление в «Повести временных лет». Барнаул: Изд-во АлтГУ, 1995.
54. Парфененков. Кирик Новгородец - древнерусский ученый.. С. 343.
55. Кирик Новгородец и древнерусская культура..
56. Мурьянов М. Ф. О новгородской культуре XII века // Sacris Erudiri. 1969-1970. Bd. 19. S. 421-429. Переиздание: Мурьянов М.Ф. История книжной культуры России. Очерки. В 2 ч. СПб.: Мгрь, 2007. Ч. 1. С. 72-79.
57. Аргументы, опровергающие гипотезу, Мурьянова, см. в книге: Симонов. Кирик Новгородец - ученый XII века. С. 26-27.
58. Лазарев В.Н. Живопись и скульптура Новгорода // История русского искусства / Ред. И.Э. Грабарь, В.Н. Лазарев, В.С. Кеменов. М.: Изд-во АН СССР, 1954. Т 2. С. 78-82.
59. Мильков. Источники учености Кирика Новгородца. С. 13-25.
60. Мильков, Симонов. Кирик Новгородец: ученый и мыслитель.. С. 54.
61. Лихачев. О филологии. С. 152.
62. См.: Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М.: Высшая школа, 1998. С. 62-67.
63. Герасимова И. А., Мильков В.В. Целительство и медицинская книжность в Древней Руси // Философия науки. М.: Институт философии РАН, 2014. Вып. 19. Эпистемология в междисциплинарных исследованиях. С. 271-294.
64. Зубов В.П. Кирик Новгородец и древнерусские деления часа // Историко-математические исследования. 1953. Вып. 6. С. 196-212; Раик А.Е. К вопросу о делении часа у Кирика Новгородца // Историко-математические исследования. 1965. Вып. 16. С. 187-189; Юшкевич. История математики в России. С. 20.
65. Симонов. Древнерусская книжность. С. 106-131.
66. Мурьянов. О новгородской культуре XII века.;Мурьянов. История книжной культуры России. С. 144-145; Мильков В.В. Кирик Новгородец: грани творчества // Философский журнал. 2011. № 2 (7). С. 94-95; Зверкина Г.А. Архаические представления о числах и наследие Кирика Новгородца // Труды IX Международных Колмогоровских чтений / Гл. ред. В.В. Афанасьев. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. С. 242-243; Зверкина. Кирик Новгородец как зеркало. С. 57-71.
67. Мурьянов. История книжной культуры России. С. 144-145.
68. Зверкина. Архаические представления. С. 242.
69. Baer, K. Reden gehalten in wissenschaftlichen Versammlungen und kleinere Aufsatze vermischten Inhalts. St. Petersburg: Verlag der Kaiserlichen Hofbuchhandlung H. Schmitzdorff (Karl Rottger), 1864. S. 254-256.
70. Зверкина. Архаические представления. С. 242.
71. Свящ. Павел Флоренский. Детям моим. М.: Московский рабочий, 1992. С. 71-72.
72. Свящ. Павел Флоренский. Детям моим. М.: Московский рабочий, 1992. С. 78-81.
73. Свящ. Павел Флоренский. Детям моим. М.: Московский рабочий, 1992. С. 51-52.
74. Шапошников В. А. «Плотскость мысли» (к философии математики о. Павла Флоренского) // Историко-математические исследования. Вторая серия. М.: Янус-К, 2011. Вып. 14 (49). С. 246; Свящ. Павел Флоренский. Сочинения. В 4 т. М.: Мысль, 1998. Т 4. С. 216, 451 (Философское наследие. Т. 127).
75. Шапошников. «Плотскость мысли».. С. 245.
76. Герасимова. Принципы гармонии. С. 151; Платон. Собрание сочинений. В 4 т. М.: Мысль, 1990. Т 1. С. 373-379.
77. Вагнер В. Г., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993. С. 173.
78. Герасимова. Принципы гармонии. С. 151.
79. Симонов Р.А. Поверье о злой судьбе. К 900-летию Кирика Новгородца // Семинар по геральдике и вспомогательным историческим дисциплинам. М.: РГГУ, 2010. Бюлл. № 61. Заседание 20 января 2010 г. С. 3-12; Мильков В.В., Симонов Р.А. Прогностическая тема и сокрытые в ней смыслы //Мильков, Симонов. Кирик Новгородец: ученый и мыслитель. С. 260-284.
80. Мильков В.В. Источники учености Кирика Новгородца // Симонов. Кирик Новгородец -русский ученый XII века.. С. 222-223.
81. Кузенков. Календарно-пасхалистические традиции в Византии. С. 133-156.
82. Франклин. Письменность, общество и культура в Древней Руси. С. 264-266.
83. Глухов А.Г. Знаток счетной мудрости (Кирик Новгородец) // Библиография. 1997. № 5. C. 50.
84. Славова Т. "Учение за числата" (Учение им же ведати человеку числа всех лет), припи-свано на Кирик Новгородец // Медиевистични изследвания в памет на Пейо Димитров. Сборник с материали от IV Младежка медиевистична конференция, 1-3 декември 1994 г. Шумен: Университетско издателство, 1996. С. 53-57; Славова Т. Календарни текстове в Бьлгария през ранното средновековие. Палейният календар и Учение им же ведати человеку числа всех лет, приписвано на Кирик Новгородец // Slavia (Praha). 2000. Roc. 69. Ses. 3. S. 269-288.
85. Симонов Р. А. "Учение" Кирика - оригинальное древнерусское произведение // Историко-математические исследования. Вторая серия. М.: Янус-К, 1999. Вып. 4 (39). С. 25-56; переиздание: Симонов Р.А. Естественно-научная мысль Древней Руси: избранные труды. М.: Изд-во МГУП, 2001. С. 37-69; Симонов Р.А. Издания "Учения" Кирика Новгородца // Федоровские чтения 2011 / Отв. ред. В.И. Васильев. М.: Наука, 2012. С. 136-137; Симонов. Кирик Новгородец - русский ученый XII века.. С. 232-241.
86. Гаврюшин Н.К. Космологический трактат XV века как памятник древнерусского естествознания // Памятники науки и техники. 1981 / Отв. ред. Л.Е. Майстров. М.: Наука, 1981. С. 191.
87. Полянский С.М. Космологические представления и естественно-научные знания в Древней Руси // Древнерусская космология / Отв. ред. ГС. Баранкова. СПб.: Алетейя, 2004. С. 180, 204.
88. Симонов Р. А. О новом древнерусском тексте 1138 г. // Историко-математические исследования. Вторая серия. М., 1995. Вып. 1 (36). С. 66-84; переиздание: Симонов. Естественно-научная мысль Древней Руси. С. 70-88; Мильков В.В., Полянский С.М., Симонов Р.А. Новый список календарно-арифметического трактата о "поновлениях" с древнерусской частью 1138 года // Труды Вторых Колмогоровских чтений / Гл. ред. В.В. Афанасьев. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004. С. 105-110.
89. Хавский. Примечания на русские хронологические вычисления. С. 38-40.
90. См. подробнее: Симонов Р.А. Научное творчество Кирика Новгородца // Кирик Новгородец и древнерусская культура. Ч. 1. С. 105-107.
91. Кирик Новгородец. Учение им же ведати человеку числа всех лет. С. 190.
92. Фототипически изданный по Мазуринскому списку текст см.: Симонов Р.А. Математические тексты и материалы в славяно-русских рукописях XI-XV вв. // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР / Отв. ред. Л.П. Жуковская. М.: [Б. и.], 1976. Вып. 2. Ч. 2. С. 292. Рис. 2а. Симонов. Кирик Новгородец - ученый XII века. С. 13, фотография текста: С. 34. Рис. 2.
93. Бобынин В.В. Состояние математических знаний в России до XVI века // Журнал Министерства народного просвещения. 1884. Апрель. Ч. 232. С. 190.
94. Степанов Н. Заметка о хронологической статье Кирика (XII век) // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. 1910. Т 15. Кн. 3. С. 144-149.
95. Kavyrchine, M. Le traite de Kirik sur la chronologie: Novgorod, XIIe siecle // Revue des etudes slaves. 1995. T 67. Fasc. 2-3. P 277.
96. Секретарь Л.А. Антоний Римлянин и его деятельность по устроению монастыря в честь Рождества Богородицы: в Новгороде - месте формирования личности выдающегося учено-го-математика и богослова Кирика Новгородца // Кирик Новгородец и древнерусская культура.. Ч. 1. С. 95.
97. См. подробнее: Симонов Р.А. О возможной принадлежности св. Антонию Римлянину хронологического перечня, приписываемого Кирику Новгородцу // Румянцевские чтения-2013. В 2 ч. М.: Пашков дом, 2013. Ч. 2. С. 163-170.
98. Лихачев. О филологии.. С. 146.
99. Лихачев. Текстология. С. 364, 386.
100. Лихачев. О филологии. С 151.
101. Лихачев. О филологии. С. 149-150.
102. Лазарев. Живопись и скульптура Новгорода. С. 78-82.
103. После расчистки в 1971 г. замазанных (в XVII веке?) фресок целителей строго доказанным (обнаруженным) было только имя св. Кира. В конце XX в. было выявлено имя еще одного целителя св. Лавра: «Рядом с фигурой правого святого после раскрытия достаточно четко читается надпись ЛАВьРО. Таким образом, перед нами, вне всякого сомнения, представлены св. Флор и Лавр.» (Сарабьянов В.Д. Новые открытия в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1998. М.: Наука, 1999. С. 213).
104. Симонов Р.А. Возможное изображение шаблона греческого фута на фреске св. Флора Новгородского Антониева монастыря (1125 г.) // ВИЕТ. 2014. № 4. С. 45-60.
105. Симонов. Новый аспект древнерусской метрологии.. С. 3-8.
106. Рабинович И. М. О ятроматематиках // Историко-математические исследования. М.: Наука, 1974. Вып. 19. С. 223-230.
107. Симонов. Путь познания у Кирика Новгородца и о. Павла Флоренского..; Герасимова. Принципы гармонии. С. 128-153.
108. Зверкина. Архаические представления. С. 239-243; Зверкина. Кирик Новгородец как зеркало. С. 57-71.
109. Мильков, Симонов. Прогностическая тема. С. 260-284.
110. Лихачев. О филологии. С. 149.
111. Лихачев. О филологии. С. 148.
112. Кордуэлл М. Психология А-Я: словарь-справочник. М.: Гранд Фаир-пресс, 1999. С. 394.
113. Лихачев. О филологии. С. 149.
114. Голубинский. История русской церкви.. С. 792.
115. Зверкина. Кирик Новгородец как зеркало. С. 60-61.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести