ЛИЧНОСТНО-КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ И ИХ СВЯЗЬ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ И ХАРАКТЕРОМ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ
ЛИЧНОСТНО-КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ И ИХ СВЯЗЬ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ И ХАРАКТЕРОМ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000402-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Анализируются результаты сопоставления показателей когнитивных стилей с показателями темперамента и характера. Показано, что в раннем юношеском возрасте стилевая структура может быть представлена тремя когнитивно-стилевыми комплексами: социально-вербальным, эмоционально-моторным и интеллектуальным. Получены данные, подтверждающие, что данные когнитивно-стилевые комплексы сопряжены с разными видами модально-специфической активности (психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной). Обнаружено, что когнитивные стили, имея ряд общих связей с показателями модально-специфической активности (темперамента), дифференцированы на уровне черт характера.
Ключевые слова
Когнитивные стили, темперамент, характер, когнитивно-стилевые комплексы, ранняя юность, ментальные ресурсы
Классификатор
Дата публикации
03.09.2015
Всего подписок
1
Всего просмотров
764
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968.
  2. Велумян Н.А. Индивидуально-психологические предпосылки выбора профессии в подростковом и юношеском возрасте. Дис.. канд. психол. н. М., 2013.
  3. Волкова Е.В. О природных предпосылках химических способностей//Известия Уральского государственного университета, 2008. № 60. Серия I: Проблемы образования, науки и культуры. Выпуск 24. С.34-42.
  4. Волкова Е.В. Психология специальных способностей: дифференционно-интеграционный подход. М.: Москва, Изд-во “Институт психологии РАН”, 2011.
  5. Волкова Е.В. Единство дифференционно-интеграционных механизмов развития специальных способностей и креативности в контексте роста научных знаний//Психол. журн., 2014. № 1. С. 54-70.
  6. Егорова М.Е. Проблема зависимости-независимости от поля и возможность ее исследования в генетике//Вопр. психол., 1981. № 4. С. 161-168.
  7. Клаус Г. Когнитивные стили//Введение в дифференциальную психологию/Пер. с нем. Под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1987. С. 92113.
  8. Колга В.А, Лебедева Н.М., Агеев В.С. Семинар по когнитивным стилям//Вопр. психол., 1986. № 5. С.187-188.
  9. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.
  10. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.
  11. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976.
  12. Обознов А.А., Петрович Д.Л.Оценивание приборной информации: Когнитивно-стилевые характеристики//Экспериментальная психология, 2009. Т. 2. № 4. С. 74-80.
  13. Палей А.И. Эмоциональность и когнитивный стиль: соотношения и психофизиологические характеристики//Психологические проблемы индивидуальности. Вып.1. М.,1983.
  14. Падун М.А. Когнитивный стиль и депрессия//Экспериментальная психология, 2009. Т. 2. № 4. С. 81-90.
  15. Падун М.А., Загряжская Е.А., Гракова Г.С. Взаимосвязь когнитивного стиля “Полезависимость-поленезависимость” и предпочитаемой копинг-стратегии//Психология способностей: Современное состояние и перспективы исследований: Материалы научной конференции, посвященной памяти B. Н. Дружинина, ИП РАН, 19-20 сентября 2005 г. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2005. C. 216-219.
  16. Ратанова Т.А., Чуприкова Н.И. Время реакции как показатель дискриминативной способности мозга//Психология высших когнитивных процессов. Под ред. Т.Н. Ушаковой, Н.И. Чуприковой. М: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2004. С. 33-56.
  17. Русалов В.М., Трофимова И.Н. О представленности типов психической деятельности в различных моделях темперамента//Психол. журн., 2011. Т. 32. № 3. С. 74-84.
  18. Русалов В.М., Манолова О.Н. Опросник черт характера взрослого человека (ОЧХ-В). М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2003.
  19. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2012.
  20. Серегина Т.Н. Черты личности и когнитивный стиль (Взаимодействие и роль в успешности обучения): Дис.. канд. психол. наук. Краснодар, 2001.
  21. Толочек В.А. Проблема стилей в психологии: историко-теоретический анализ. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2013.           
  22. Холодная М.А., Кострикина И.С. Особенности когнитивных стилей “импульсивность/рефлективность” и “ригидность/гибкость познавательного контроля” у лиц с высокими и сверхпороговыми значениями IQ//Психол. журн., 2002. Т. 23. № 6. С. 72-82.               
  23. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002.
  24. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004.
  25. Чуприкова Н.И. Умственное развитие: Принцип дифференциации. СПб.: Питер, 2007.
  26. Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов н/Д.: РГПУ, 1994.
  27. Armstrong S.J. The influence of cognitive style on performance in management education//Educational Psychology, 2000. No 20. P. 323-339.
  28. Blajenkova O., Kozhevnikov M., Motes M.A. Object-spatial imagery: a new self-report imagery questionnaire//Applied cognitive psychology, 2006. Vol. 20. P. 239-263.
  29. Cassidy S. Learning styles: an overview of theories, models, and measures//Educational Psychology, 2004. No 24. P. 419-444.
  30. Campos A., Campos-Juanatey D. Mental rotation and object-spatial-verbal cognitive styles//Revista de estudios e investigacion, 2014. Vol. 1. No 1. P. 100102.
  31. Child D. Cognitive Styles: Some recent ideas of relevance to teachers/D. Child. Personality, Cognition and Values. London: Palgrave Macmillan, 1986. P. 171-195.
  32. Coffield F., Moseley D., Hall E., Ecclestone K. Learning styles and pedagogy in post-16 learning: a systematic and critical review. London: Learning & Skills Research Centre, 2004.
  33. Cools E., Van den Broek H. Development and validation of the Cognitive Style Indicator//Journ. of Psychology: Interdisciplinary and Applied, 2007. Vol. 141. No 4. P. 359-387.
  34. Cools E. A reflection on the future of the cognitive style field: a proposed research agenda//Reflection Education, 2009. Vol. 5. No 2. P. 19-34.
  35. Curry L. Review of learning style, studying approach, and instructional preference research in medical education/International perspectives on individual differences/R.J. Riding, S.G. Rayner (Eds.). Vol. 1: cognitive styles. Stamford, CT: Ablex, 2000. P. 239276.
  36. Curry L. Enabling life long learning at work and at school: what should we do if we meant it? Keynote address, Enabling Lifelong Learning in Education, Training and Development, Eleventh Annual Conference of the European Learning Styles Information Network, June 12-14, Oslo, Norway, 2006.
  37. Desmedt E., Valcke M. Mapping the learning styles jungle: an overview of the literature based on citation analysis//Educational Psychology, 2004. No 24. P. 445-464.
  38. Furnham A. The relationship of personality and intelligence to cognitive learning style and achievement//International handbook of personality and intelligence. D. H. Saklofske & M. Zeidner (Eds.). New York: Plenum Press, 1995. P. 397-413.
  39. Grigorenko E.L., Sternberg R.J. Thinking styles/International handbook of personality and intelligence. D. H. Saklofske & M. Zeidner (Eds.). New York: Plenum Press, 1995. P. 205-229.
  40. Hayes J., Allinson C.W. Cognitive style and the theory and practice of individual and collective learning in organizations//Human Relations, 1998. No 51. P. 847-871.
  41. Haeffel G.J., Gibb B.E., Metalsky G.I., Alloy L.B., Abramson L.Y., Hankin B.L., Joiner T.E., Swendsen J.D. Cognitive vulnerability to depression: Development and validation of the Cognitive style questionnaire//Clinical psychology Review, 2008. Vol. 28. 824-836.
  42. Hodgkinson G.P., Sadler-Smith E. Complex or unitary? A critique and empirical re-assessment of the Allinson-Hayes Cognitive Style Index//Journ. of Occupational and Organizational Psychology, 2003. No 76. P. 243-268.
  43. Kirton M.J. Adaption-innovation in the context of diversity and change. New York: Routledge, 2003.
  44. Klein G.S. Perception, motives and personality. NY.: Knopf, 1970.
  45. Messick S. Bridging cognition and personality in education: the role of style in performance and development//European Journ. of Personality, 1996. No 10. P. 353-376.
  46. Paivio A. Styles and strategies of learning//British Journ. of Education Psychology, 1971. Vol. 46. P. 128-148.
  47. Pervin L. Current controversies and issues in personality. N.Y., 1994.
  48. Richardson A. Verbalizer-Visualizer: A cognitive style dimension//Journ. of Mental Imagery, 1971. Vol. 1. P. 109-125.
  49. Riding R.J. Cognitive style: a strategic approach for advancement/International perspectives on individual differences/R.J. Riding & S.G. Rayner (Eds.). Vol. 1: cognitive styles. Stamford, CT: Ablex, 2000. P. 365-377.
  50. Riding R.J., Wigley S. The relationship between cognitive style and personality in further education students//Personality and Individual Differences, 1997. No 23. P. 379-389.
  51. Sternberg R.J., Grigorenko E.L. Are cognitive styles still in style?//American Psychologist, 1997. No 52. P. 700-712.
  52. Widiger T.A., Knudson R.M., Rover L.G. Convergent and discriminant validity of measures of cognitive style and abilities//Journ. of Personality and Social Psychology, 1980. Vol. 39. P. 116-129.
  53. Witkin H.A., Goodenough D.R. Cognitive styles: Essence and Origin. Field dependence and field independence. N.Y., 1982.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести