Реализация Индо-Тихоокеанской военной стратегии США в Северо-Восточной Азии и реакция Китая
Реализация Индо-Тихоокеанской военной стратегии США в Северо-Восточной Азии и реакция Китая
Аннотация
Код статьи
S013128120019371-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
У Яньбинь  
Должность: Аспирант факультета мировой политики
Аффилиация: Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1, МГУ имени М.В. Ломоносова
Выпуск
Страницы
82-99
Аннотация

В статье рассматривается текущая структура военных сил США в Японии и Южной Корее и реализация Индо-Тихоокеанской военной стратегии США в Северо-Восточной Азии, а также реакция Китая на Индо-Тихоокеанскую военную политику США. После Второй мировой войны Северо-Восточная Азия стала одним из основных регионов мира, в котором оказались сосредоточены национальные интересы США, где они продвигают свои демократические ценности и осуществляют военно-стратегическое планирование. В последние годы по мере ускорения процесса военной модернизации Китая Народно-освободительная армия Китая (НОАК) становится все более активной в Восточной Азии и западной части Тихого океана. Стремительный подъем материкового Китая болезненно ощущается Соединенными Штатами и является одной из главных причин, по которой американцы переключили свое внимание на Азиатско-Тихоокеанский регион во второй половине президентского срока администрации Б. Обамы. Индо-Тихоокеанская стратегия — важная составляющая стратегии безопасности США, официально предложенная администрацией Д. Трампа. Ее эффективность в Северо-Восточной Азии во многом определит успех американской стратегии в Индо-Тихоокеанском регионе в целом. Конкретная реализация военной политики США в Индо-Тихоокеанском регионе неизбежно повлияет на ситуацию с безопасностью в регионе, изменит отношения между странами, а также окажет важное влияние на будущий политический ландшафт мира.

Ключевые слова
Индо-Тихоокеанская стратегия, Северо-Восточная Азия, США, Китай, Япония, Южная Корея, вооруженные силы, безопасность
Классификатор
Получено
20.10.2021
Дата публикации
21.06.2022
Всего подписок
12
Всего просмотров
836
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Северо-Восточная Азия стала одним из наиболее экономически динамичных регионов мира, но в то же время положение дел в сфере безопасности региона не внушает оптимизма1. В силу исторических и политических причин между Китаем, Японией, Южной Кореей, Северной Кореей и другими странами региона существует серьезный дефицит взаимного доверия в сфере безопасности, который усугубляется долгосрочным присутствием США в качестве внешнего гегемона. Северо-Восточная Азия — один из основных регионов, где сегодня сосредоточены национальные интересы США в сфере военной политики и безопасности, а с подъемом КНР к ним добавились также и задачи стратегического сдерживания Китая.
1. В данной статье рассматривается Северо-Восточная Азия только в относительно узком понимании, т.е. материковый Китай (КНР), Корейский полуостров и Япония. Ввиду сложности тайваньского вопроса Тайвань, Монголия и Дальний Восток РФ исключены из сферы охвата данной работы.
2 Администрация Д. Трампа опубликовала две Индо-Тихоокеанские стратегии (ИТС): первая была представлена публике в 2017 г., вторая, содержащая более структурированные предложения по сдерживанию Китая, — в 2019 г. Китайские и российские ученые провели многочисленные исследования и глубоко изучили эти документы. В числе наиболее известных китайских исследователей — Чжан Цзядун, Вэй Цзунъю, Ху Вэйсин, Чжу Цуйпин и др.2. Среди работ российских ученых можно выделить статьи А.В. Торкунова, Я.В. Лексютиной, Е.А. Канаева и др.3. Тем не менее необходимо признать, что обстоятельных исследований, российских и китайских, касающихся вопросов реализации Индо-Тихоокеанской стратегии США в Северо-Восточной Азии, по-прежнему не хватает. Внушительная военная реструктуризация, а также структура и дислокация вооруженных сил США в Северо-Восточной Азии, главным образом в Японии и Южной Корее, и их влияние на Китай — вопросы, заслуживающие дальнейшего изучения.
2. См. также: 张家栋: “美国的印太倡议及其对中国的影响” (Чжан Цзядун. Индо-Тихоокеанская инициатива США и ее влияние на Китай) // 印度洋经济体研究. 2018年. 第3期. 第1–26页; 韦宗友: “美国在印太地区的战略调整及其地缘战略影响” (Вэй Цзунъю. Стратегическая перестройка США в Индо-Тихоокеанском регионе и ее геостратегическое влияние) // 世界经济与政治. 2013年. 第10期. 第141页; 朱翠萍: “特朗普政府的印太战略及其对中国安全的 影响” (Чжу Цуйпин. Индо-Тихоокеанская стратегия администрации Трампа и ее влияние на безопасность Китая) // 南亚研究. 2018年. 第 4期. 第1–17页; 朱翠萍: “印太地区:概念解释、 实施限制和战略趋势” (Чжу Цуйпин. Индо-Тихоокеанский регион: концептуальная интерпретация, ограничения реализации и стратегические тенденции) // 印度洋经济体研究. 2018 年. 第 5期. 第 1–16 页. Hu Weixing, Meng Weizhan. The US Indo-Pacific Strategy and China’s Response. The China Review. Vol. 20. No. 3. 08.2020. P. 143–176; Hu Weixing. The United States, China, and the Indo-Pacific Strategy: The Rise and Return of Strategic Competition. The China Review. Vol. 20. No. 3. 08.2020. P. 127–142; Ye Xiaodi. Explaining China’s Hedging to the United States’ Indo-Pacific Strategy. The China Review. Vol. 20. No. 3. 08.2020. P. 205–238; Zhang Chunman. The Power of a Niche Strategy and China's Preemptive and Adaptive Response to the US Indo-Pacific Strategy. The China Review. Vol. 20. No. 3. 08.2020. P. 239–250 и др.

3. См. также: А.В. Торкунов. Стратегия администрации Д. Трампа в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Мировая экономика и международные отношения. 2019. No. 6. С. 25–37; Я.В. Лексютина. Роль Китая в стратегии «Свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион» Д. Трампа // Вестник РУДН. Серия: международные отношения. 2019. No. 1. С. 22–34; Е.А. Канаев. Большая Евразия, Индо-Тихоокеанскиий регион и отношения России с АСЕАН // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. № 1. С. 26–43; В.И. Батюк. Индо-Тихоокеанская стратегия США и Евразия // Актуальные проблемы Европы. 2021. № 1. С. 135–153 и т.д.
3

Основные положения Индо-Тихоокеанской стратегии США

4 В ответ на возрождение Китая и укрепление его сил в Восточной Азии и западной части Тихого океана в 2017 г. администрация Д. Трампа официально запустила Индо-Тихоокеанскую стратегию4, политическая цель которой состоит в противодействии китайскому и российскому влиянию в регионе. В 2019 г. в докладе Пентагона5 и Госдепартамента США6 по Индо-Тихоокеанскому региону детализируются политические, экономические и военные цели Америки в регионе. Логика Индо-Тихоокеанской стратегии США заключается в окружении и стратегическом сдерживании КНР путем укрепления связей с азиатскими союзниками.
4. Стрельцов Д. Индо-Тихоокеанский регион как новая реальность глобальной системы международных отношений // Международная жизнь. 2018. № 8. С. 65–74.

5. Indo-Pacific Strategy Report: Preparedness, Partnerships, and Promoting a Networked Region // U.S. Department of Defense. 06.01.2019. >>>> (дата обращения: 14.09.2021).

6. A free and open Indo-Pacific: Advancing a Shared Vision. U.S. Department of state. 04.11.2019. URL:  >>>> 2019/11/Free-and-Open-Indo-Pacific-4Nov2019.pdf (дата обращения: 14.09.2021).
5 В политической и экономической сферах США провозглашают создание свободного и открытого Индо-Тихоокеанского альянса и расширяют состав его участников. В военной сфере и сфере безопасности США активно используют четырехсторонний диалог по безопасности (QUAD)7 и военный альянс AUKUS8 с целью ограничить морскую активность Китая. Для сохранения эффективности своего военного потенциала в регионе в Индо-Тихоокеанской стратегии США делают акцент именно на военной составляющей9.
7. Rudd K. The Convenient Rewriting of the History of the ‘Quad’ // Nikkei Asia. 03.26.2019. URL:  https://asia.nikkei.com/Opinion/The-Convenient-Rewriting-of-the-History-of-the-Quad (дата обращения: 08.10.2021).

8. Joint Leaders Statement on AUKUS // Whitehouse. September 15, 2021. URL:  https://web.archive.org/web/20210916023441/https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/09/15/joint-leaders-statement-on-aukus/ (дата обращения: 10.10.2021).

9. Tellis A. Waylaid by Contradictions: Evaluating Trump’s Indo-Pacific Strategy // The Washington Quarterly. 2020. Vol. 43 No. 4. P. 123–154.
6 С учетом ускорения процесса военной модернизации Китая, растущей военной активности НОАК и способности Китая проецировать силу на США национальное Министерство обороны в рамках Индо-Тихоокеанской концепции администрации Д. Трампа в 2019 г. представило доклад об Индо-Тихоокеанской стратегии10. В нем предполагалось переименовать Азиатско-Тихоокеанское командование в Индо-Тихоокеанское командование11, выборочно увеличить численность сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе и развернуть стратегическое оружие, в частности ракеты, истребители пятого поколения, стелс-бомбардировщики, беспилотные системы, сети командования в масштабах всего региона и у союзников для того, чтобы дать США стратегическое и информационное преимущество в Азиатско-Тихоакеанском регионе (АТР). Тем самым подчеркивалась и важность союзников, особенно Японии и Южной Кореи. Внимание в докладе акцентируется на том, что «Американо-японский альянс является краеугольным камнем в вопросах мира и процветания в Индо-Тихоокеанском регионе, и Соединенные Штаты остаются непоколебимыми в своем обязательстве защищать Японию и территории, которыми она управляет. Однако по мере изменения динамики безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе американо-японский альянс должен адаптироваться к вызовам, угрожающим общей безопасности и ценностям. Будь то противодействие Северной Корее или долгосрочное стратегическое соперничество с Китаем и Россией, мы должны преследовать конкретные цели, которые сохранят альянс как наше ассиметричное преимущество»12. А также: «Соединенные Штаты неизменно привержены делу обороны Республики Корея (РК). Союз США и РК является основой мира и процветания в Северо-Восточной Азии, а также на Корейском полуострове»13. 11 февраля 2022 г. Белый дом США обнародовал новую версию Индо-Тихоокеанской стратегии (ИТС), которая содержит три основных элемента14: Обязательства ИТС, Пять перспектив ИТС и План действий ИТС (10 основных программ, которые США будут реализовывать в ближайшие 1–2 года). В нем также подробно описывается трехстороннее сотрудничество США — Япония — РК: «Почти каждый крупный вызов в Индо-Тихоокеанском регионе требует тесного сотрудничества между союзниками и партнерами США, особенно Японией и РК. Мы будем продолжать тесное трехстороннее сотрудничество в противодействии КНДР»15. Данный документ является первым докладом о региональной стратегии, выпущенным Байденом с тех пор, как он стал президентом США. В нем подчеркивается стратегическое намерение США сосредоточиться на Индо-Тихоокеанском регионе, привлечь союзников, экспортировать ценности, укрепить гегемонию и всесторонне противостоять Китаю.
10. Indo-Pacific Strategy Report: Preparedness, Partnerships, and Promoting a Networked Region // U.S. Department of Defense 2019.06.01. URL:https://media.defense.gov/2019/Jul/01/2002152311/-1/-1/1/DEPARTMENT-OF-DEFENSE-INDO-PACIFIC-STRATEGY-REPORT-2019.PDF (дата обращения: 14.09. 2021).

11. Pacific Command Change Highlights Growing Importance of Indian Ocean Area // U.S. Department of defense. 30.05.2018. URL:  >>>> (дата обращения: 08.09.2021).

12. Indo-Pacific Strategy Report: Preparedness, Partnerships, and Promoting a Networked Region // U.S. Department of Defense. 2019.06.01. P. 22. >>>> (дата обращения: 14.09. 2021).

13. Indo-Pacific Strategy Report: Preparedness, Partnerships, and Promoting a Networked Region // U.S. Department of Defense. 2019.06.01. P. 24. >>>> (дата обращения: 14.09. 2021).

14. Indo-Pacific Strategy of the United States. // Whitehouse. 11.02.2022. URL:  https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/02/U.S.-Indo-Pacific Strategy.pdf (дата обращения: 01.03.2022).

15. Indo-Pacific Strategy of the United States. // Whitehouse. 11.02.2022. P. 17. URL:  https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/02/U.S.-Indo-Pacific Strategy.pdf (дата обращения: 01.03.2022).
7 Рис. 1. Структура Индо-Тихоокеанского командования
8 Figure 1. Structure of Indo-Pacific Command
9 Источники: Составлено автором на основе информации Индо-Тихоокеанского командования США16.
16. United States Indo-Pacific Command (USINDOPACOM). URL:  >>>> (дата обращения: 10.06.2021).
10 Согласно официальному сайту Индо-Тихоокеанского командования17, в настоящее время в состав Индо-Тихоокеанского командования США (ИТК; United States Indo-Pacific Command (USINDOPACOM)) входят следующие организационные подразделения: Тихоокеанское командование сухопутных войск США; Тихоокеанский флот; Тихоокеанское командование ВВС; Тихоокеанское командование морской пехоты; Тихоокеанское командование специальных операций США в подчиненных объединенных командованиях сил США в Японии и Южной Корее; Тихоокеанский объединенный разведывательный центр; Центр передового опыта по управлению стихийными бедствиями и оказанию гуманитарной помощи; Западная объединенная межведомственная постоянная целевая группа (рис. 1).
17. United States Indo-Pacific Command (USINDOPACOM). URL:  >>>> (дата обращения: 08.07.2021).
11 В особых случаях в дополнение к двум подчиненным Объединенным боевым командованиям в Японии и Южной Корее, имеющим широкие оперативные полномочия, могут быть созданы дополнительные Объединенные силы, напрямую подчиненные Тихоокеанскому командованию ВС США. Например, командующий Тихоокеанским флотом также является командующим морскими операциями объединенных сил Индо-Тихоокеанского района, т.е. выполняет функции командующего совместными морскими военными операциями в Индо-Тихоокеанском районе. При этом ВМС и ВВС США рассматривают возможность интегрированной войны «воздух-море» и возможность взлетать с небольших платформ в море для проведения операций18.
18. Tellis A. Waylaid by Contradictions: Evaluating Trump’s Indo-Pacific Strategy // The Washington Quarterly. 2020. Vol. 43 No. 4. P. 123–154.
12

Индо-Тихоокеанские вооруженные силы США в Северо-Восточной Азии

13 Япония и Южная Корея являются важнейшими военными союзниками США в Северо-Восточной Азии, на их территории размещаются значительные контингенты американских вооруженных сил. В Японии флот и морская пехота насчитывают почти 40 000 человек, ВВС — почти 13 000, а сухопутные войска — около 2500 человек19; В Южной Корее сухопутные войска насчитывают почти 19 500 человек, ВВС — почти 7800, а ВМС — всего около 35020.
19. Benefits and Costs Associated with the U.S. Military Presence in Japan and South Korea // United States Government Accountability Office. March, 2021. URL:  >>>> (дата обращения: 08.10.2021).

20. Factbox: U.S. and South Korea's security arrangement, cost of troops // Reuters. 08.03.2021. >>>> (дата обращения: 08.09.2021).
14

Вооруженные силы США в Японии

15 Командование Вооруженных сил США в Японии подчиняется объединенному Индо-Тихоокеанскому командованию ВС США, и полномочия командующих по управлению своими силами также зависят от конкретных полномочий командующего ИТК, а командующий Вооруженными силами США в Японии (USFJ) обычно также является командующим 5й воздушной армией. В настоящее время под командованием Вооруженных сил США в Японии находятся следующие основные формирования: сухопутные войска США в Японии, 5я воздушная армия, 3я экспедиционная группа морской пехоты и военно-морские силы США в Японии. Общая миссия сил США в Японии заключается в разработке соответствующих оперативных планов, укреплении американо-японского военного союза, эффективном реагировании на кризисные события и поддержании повседневной оперативной готовности.
16 Важно отметить, что оперативное управление 7-м флотом, который в основном развернут в Японии, не возложено на командующего силами США в Японии, а остается у командующего Тихоокеанским флотом. Командующий ВМС США в Японии осуществляет командование и управление береговыми объектами ВМС США и связанными с ними силами только в Японии, а также выступает в качестве связующего звена между ВМС США и Морскими силами самообороны Японии, правительством Японии и т.д. Поскольку командующий также руководит Командованием военно-морских объектов США в Японии, он подчиняется как командующему Тихоокеанским флотом, так и командующему Командованием военно-морских объектов США.
17 Кроме того, согласно «Договору о безопасности между США и Японией», подписанному в 1960 г., в котором говорится, что «военно-морским, военным и военно-воздушным силам США разрешается использовать объекты и районы в Японии в целях содействия безопасности Японии и поддержания международного мира и безопасности на Дальнем Востоке»21, силы США в Японии имеют более широкие функции, чем силы США в Южной Корее с точки зрения правовой доктрины. Функции американских сил в Японии были шире, чем у американских сил в Южной Корее, предусматривалась более значительная роль за пределами Японии, поэтому командующий Индо-Тихоокеанским командованием не имел такой же широкой власти над командующим американскими силами в Японии, как командующий в Южной Корее, и значительная часть этих полномочий все еще сохранялась за другими командованиями на Индо-Тихоокеанском регионе.
21. Japan-U.S. Security Treaty // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL:  https://www.mofa.go.jp/region/n-america/us/q&a/ref/1.html (дата обращения: 08.09.2021).
18

Вооруженные силы США в Южной Корее

19 Как следует из текста Договора о взаимной обороне между Соединенными Штатами и Республикой Корея (Mutual Defense Treaty Between the United States and the Republic of Korea)22, структуры Индо-Тихоокеанского командования, Командование ВС США в Корее подчиняется объединенному Индо-Тихоокеанскому командованию США, а его командующий также руководит Командованием Организации Объединенных Наций и Командованием объединенных сил Южной Кореи и США. В настоящее время под командованием Вооруженных сил США в Южной Корее находятся 8я армейская группа, 7я воздушная армия, военно-морские силы США в Южной Корее, силы морской пехоты США в Корее и силы специальных операций США в Южной Корее.
22. Mutual Defense Treaty Between the United States and the Republic of Korea // Lillian Goldman Law Library. URL:  https://avalon.law.yale.edu/20th_century/kor001.asp (дата обращения: 08.12.2021).
20 Полномочия командующего силами США в Корее зависят от конкретных полномочий командующего ИТК, которому обычно предоставляются более широкие полномочия по оперативному управлению.
21 Исторически сложилось так, что командующий 8й армейской группой был также командующим войсками США в Южной Корее и напрямую подчинялся Министерству обороны США, минуя Тихоокеанское армейское командование. 1 декабря 1992 г. командующий 8й группой армий перестал быть командующим силами США в Корее и сменил звание с генерала на генерал-лейтенанта, а 23 января 2012 г. командование 8й группы армий было определено как чисто оперативное командование, а управление армией США в Южной Корее было передано командующему сухопутными войсками США в Тихоокеанском регионе23. С тех пор командование американских войск в Южной Корее стало соответствовать общей логике отношений военного командования США.
23. Adaptive Commands:Maintaining peace and security in a changing world // Indo-Pacific Defense Forum. July 30, 2018. URL:  https://ipdefenseforum.com/2018/07/adaptive-commands/ (дата обращения: 08.10.2021).
22 В обычное время силы, переданные южнокорейскому командованию Вооруженных сил США, представлены в основном сухопутными войсками и ВВС, а остальные три командования чаще всего насчитывают несколько сотен человек. Во время кризиса, войны или учений Индо-Тихоокеанское командование США либо Министерство обороны направляют дополнительные силы в Южную Корею. Кроме того, до 2010 г. срок командировок американских военнослужащих, направленных в Республику Корея, составлял всего один год, что аналогично сроку командировок в места боевых действий. Однако в 2010 г. было принято решение перенять модель размещения американских войск в Японии и Германии, что позволило увеличить до двух лет срок командировки военнослужащим без семей и до трех — военнослужащим, переехавшим вместе с семьей24.
24. Korea tour normalization // 07.27.2010. URL:  https://www.army.mil . (дата обращения: 08.07.2021).
23 В июле 2016 г. США и Южная Корея достигли соглашения о размещении американской системы THAAD (Terminal High Altitude Area Defense) на юге Южной Кореи для защиты мест дислокации войск и южных городов25. Размещение системы THAAD в Южной Корее вызвало обеспокоенность Китая и России, которые опасаются, что США могут перенацелить свой радар на них и даже использовать его для поддержки наступательных действий.
25. США и Южная Корея договорились о развертывании системы ПРО: Противоракетная система THAAD будет размещена на территории Корейского полуострова // Известия. 8 июля, 2016. URL:  >>>> (дата обращения: 08.09.2021).
24 Общее военное присутствие США в Японии и Южной Корее составляет почти половину от общего военного присутствия США за рубежом. В период 2008–2017 гг. Южная Корея импортировала из США оружие на общую сумму 6,731 млрд долларов США, что делает ее третьим по величине импортером оружия американского производства в мире. Саудовская Аравия закупила наибольшее количество оружия американского производства на сумму 10,639 млрд долларов США, Австралия заняла второе место с 7,279 млрд долларов США, а Япония заняла седьмое место с 3,752 млрд долларов США26. Поскольку Саудовская Аравия и ОАЭ имеют слабые вооруженные силы, а в Австралии дислоцировано чуть более 1000 военнослужащих США, у этих стран есть веские причины для покупки большого количества американского вооружения. Среди союзников США только Южная Корея и Япония разместили у себя большое количество американских войск и закупают много американского оружия, что свидетельствует о чрезвычайно сильной зависимости Японии и Южной Кореи от США в сфере безопасности и является одной из коренных причин, обостряющих ситуацию в Северо-Восточной Азии.
26. 韩国成近十年美制武器第三大买家 (Южная Корея становится третьим крупнейшим покупателем оружия американского производства за последнее десятилетие) // 韩联社 01.23.2019. URL:  >>>> (дата обращения: 09.09.2021).
25 С ростом Китая и его военной мощи в западной части Тихоокеанского региона США, безусловно, будут уделять больше внимания своей военной мощи и развертыванию сил в Японии и Южной Корее в рамках Индо-Тихоокеанской стратегии, что также усугубит кризис безопасности в Северо-Восточной Азии.
26

Развитие и тенденция Индо-Тихоокеанской стратегии США в Северо-Восточной Азии

27 Являясь центром развертывания вооруженных сил США в западной части Тихого океана, Индо-Тихоокеанское командование играет важную роль в военных операциях США в Восточной Азии, а военные планы и операции ИТК будут оказывать значительное влияние на ситуацию в Восточной Азии. Его важность подтверждается постоянно растущими расходами. Финансирование, запрошенное Индо-Тихоокеанским командованием для «Тихоокеанской инициативы по сдерживанию» (Pacific Deterrence Initiative)27, увеличилось с 2,2 млрд долларов США в 2021 фин.г. до 4,6 млрд долларов США в 2022 фин.г., а всего на следующие пять лет на эти цели запланировано выделить 27,3 млрд долларов США. В контексте «Тихоокеанской инициативы по сдерживанию»28 Индо-Тихоокеанское командование планирует использовать эти средства для укрепления четырех аспектов американского военного потенциала в регионе.
27. Eyeing China, Indo-Pacific Command seeks $27 billion deterrence fund // Defense news. 02.03.2020. URL:  https://www.defensenews.com/congress/2021/03/02/eyeing-china-indo-pacific-command-seeks-27-billion-deterrence-fund/ (дата обращения: 08.07.2021).

28. Pacific Deterrence Initiative // Office of the Under Secretary of Defense. May, 2021. URL: https://comptroller.defense.gov/Portals/45/Documents/defbudget/FY2022/fy2022_Pacific_Deterrence_Initiative.pdf (дата обращения: 08.09.2021).
28 Во-первых, средства будут потрачены на укрепление обороноспособности, закупку и развертывание все более современных систем противоракетной обороны и создание более плотной противоракетной сети на первой и второй островных цепях вблизи Китая. Во-вторых, запланировано создание системы слежения и наблюдения, создание радиолокационных станций, развертывание дополнительных, более мощных средств радиолокационного наблюдения в ключевых точках Тихого океана, таких как, например, тактический многофункциональный радар, развернутый на тихоокеанской островной базе Палау. В-третьих, намечено увеличение ударных возможностей, особенно в ключевых узлах первой островной цепи. Четвертым аспектом является укрепление системы материально-технического снабжения и сотрудничества с союзниками: планируется построить новые тренировочные базы, запустить новые спутники связи, улучшать возможности логистики и технического обслуживания, проводить учения объединенных сил.
29 Наряду с увеличением финансирования американские военные стали проявлять все большую активность в западной части Тихоокеанского региона. Частота появления американских подводных лодок, стратегических бомбардировщиков и авианосцев в западной части Тихого океана и Южно-Китайском море значительно возросла29. Понимая политическое и историческое значение региона, США также используют свой статус мирового гегемона для постоянного влияния на политическую структуру Северо-Восточной Азии. США использовали ядерную проблему Северной Кореи, а также островов Дяоюйдао, Тайваньский пролив, Южно-Китайское море и другие региональные горячие точки как средство продвижения своего стратегического узла и сети безопасности30.
29. 刘宗义: “美国的全球战略枢纽建设及其影响” (Лю Цзуньи. Геостратегические узлы и гегемония США: Последствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе) // 国际展望. 2020年. 第4期. 第16 页.

30. 刘宗义: “美国的全球战略枢纽建设及其影响” (Лю Цзуньи. Геостратегические узлы и гегемония США: Последствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе) // 国际展望. 2020年. 第4期. 第19 页.
30 Для того чтобы конкурировать, сдерживать и побеждать во все более сложной глобальной среде безопасности, США вводят новые военные концепции, такие как «многодоменное сражение» или «многодоменная война» (Multi-Domain Battle) и «многодоменная операция» (Multi-Domain Operations). Американцы подчеркивают свою зависимость от союзников для полной устойчивой мобилизации сил коалиции и поддержания основ гегемонии США31.
31. Vergu D. Multi-domain Operations Rely on Partnerships to Succeed // U.S. Department of Defense. 12.02.2019. URL:  https://www.defense.gov/explore/story/Article/1755520/multidomain-operations-rely-on-partnerships-to-succeed/ (дата обращения: 08.12.2021).
31 Несмотря на значительные усилия, приложенные администрацией Д. Трампа по формированию Индо-Тихоокеанской стратегии, ее дальнейшее развитие требовало многостороннего политического и экономического сотрудничества32. Администрация Дж. Байдена привлекла новых союзников, прежде всего Великобританию, которая после Брексита в рамках стратегии «Глобальная Британия» (Global Britain)33 стала уделять повышенное внимание Индо-Тихоокеанскому региону. Тем не менее в Индо-Тихоокеанской стратегии ключевая роль как на военном, так и на политическом и экономическом уровнях отводится основным союзникам США в Северо-Восточной Азии Японии и Южной Корее.
32. Tellis A. Waylaid by Contradictions: Evaluating Trump’s Indo-Pacific Strategy // The Washington Quarterly. 2020. Vol. 43 No. 4. P. 123–154.

33. Global Britain in a competitive age. The Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign Policy. // UK Government. 2021. URL:  https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/975077/Global_Britain_in_a_Competitive_Age-the_Integrated_Review_of_Security__Defence__Development_and_Foreign_Policy.pdf (дата обращения: 08.10.2021).
32 Южная Корея и США тесно связаны интересами в различных областях, включая военную безопасность, экономику, региональные и международные дела34. На фоне усиления трений между Соединенными Штатами и Китаем США не откажутся от использования межкорейского конфликта для регулирования регионального порядка на Корейском полуострове и влияния на ситуацию в Восточной Азии35. С 2016 г. Южная Корея все больше разочаровывается в позиции Китая в отношении Северной Кореи: Китай не способен ни разубедить Северную Корею в ее намерении разрабатывать ядерное оружие, ни принять требования США, Японии и Южной Кореи о прекращении поставок нефти в Северную Корею36. Это важная причина, по которой Южная Корея решила принять предложение США о размещении системы THAAD. Альянс Республики Корея и США, сдерживая Северную Корею и Китай, создал геополитическое стратегическое соперничество между двумя Кореями, а также дополнительно усилил соперничество между США и Китем, что привело к серьезной угрозе для региональной безопасности и Южной Кореи37.
34. 梁立昌: “新时期韩美同盟政策纷争、同盟协调、关系调整及其影响” (Лян Личан. Политические диспуты, координация альянсов, корректировка отношений и ее влияние на альянс Ю. Кореи и США в новый период) // 当代韩国. 2020年. 第3期. 第38页.

35. 梁立昌: “新时期韩美同盟政策纷争、同盟协调、关系调整及其影响” (Лян Личан. Политические диспуты, координация альянсов, корректировка отношений и ее влияние на альянс Ю. Кореи и США в новый период) // 当代韩国. 2020年. 第3期. 第47页.

36. 宋文志: “体系压力、威胁认知与韩国在中美之间的战略选择” (Сун Вэньчжи. Источники угроз, осведомленность об угрозах и стратегический выбор Ю.Корей между Китаем и США) // 东北亚论坛. 2019年. 第4期. 第93页.

37. 梁立昌: “新时期韩美同盟政策纷争、同盟协调、关系调整及其影响” (Лян Личан. Политические диспуты, координация альянсов, корректировка отношений и ее влияние на альянс Ю. Кореи и США в новый период) // 当代韩国. 2020年. 第3期. 第45页.
33 В то же время, в условиях ослабления самих Соединенных Штатов, американцы остро нуждаются в союзниках для противостояния Китаю в Индо-Тихоокеанском регионе. При этом усиление сотрудничества Японии с США неизбежно усилит позиции Японии в Индо-Тихоокеанской стратегии и будет способствовать развитию ее военно-политической мощи38. 19 апреля 2019 г. в совместном заявлении японо-американского консультативного совещания по безопасности "2+2" было сказано, что обе стороны приветствуют интеграцию Стратегии национальной безопасности и Стратегии национальной обороны США со Стратегией национальной безопасности и Планом обороны Японии39.
38. 王振宇: “对冲与制衡:日本印太战略的地缘政治逻辑与制约因素” (Ван Чжэньюй. Хедж и баланс: геополитическая логика и ограничивающие факторы японской "Индо-Тихоокеанской стратегии") // 日本研究. 2021 年. 第 1 期. 第33页.

39. 日米安全保障協議委員会共同発表 (Совместное заявление Консультативного комитета по безопасности США и Японии) // 防衛省. 19.04.2019. URL:  >>>> (дата обращения: 12.12.2021).
34 США и Япония всегда поддерживали тесное сотрудничество в области обороны, особенно в отношении Восточно-Китайского моря, проблемы Северной Кореи и Тайваня. США и Япония усилили обмен данными военно-морской разведки и материально-техническую поддержку на море. После того как американские военные предложили Индо-Тихоокеанскую стратегию, США и Япония продолжают наращивать совместные учения и укреплять морское сотрудничество. Примерами такого партнерства являются операция «Свобода навигации» (Freedom of Navigation), учения «Острый Меч» (Keen Sword), «Малабар» (Malabar) и т.д.40.
40. 美国在亚太地区的军力报告(2020) (Доклад о военной мощи США в Азиатско-Тихоокеанском регионе 2020) // 中国南海研究院. 2020. C. 49. >>>> (дата обращения: 08.09.2021).
35 Среди стран Индо-Тихоокеанского региона инвестиции Японии в американские системы противоракетной обороны являются самыми значительными, в основном за счет приобретения кораблей, оснащенных системой «Иджис» (Aegis). Япония уже оснастила системой «Иджис» четыре эсминца класса «Конго» (Kongo), два эсминца класса «Атаго» (Atago) и один эсминец класса «Мойо» (Moyo) (остальные находятся в разработке). С целью развертывания восьми кораблей, способных противостоять баллистическим ракетам, к 2021 г. Япония может продолжать продвигать развертывание систем «Иджис» в других конфигурациях в будущем41. Поскольку Япония отказалась от использования американской наземной системы «Иджис», основу противоракетной обороны страны теперь составляют комплексы «Пэтриот» (Patriot, PAC-3), корабли, оснащенные установками ПРО «Иджис», и наземные радары.
41. National Defense Program Guidelines and the Mid-Term Defense Program // Ministry of Foreign Defense of Japan. URL:  https://www.mod.go.jp/en/d_act/d_policy/national.html (дата обращения: 08.09.2021).
36 Обе страны считают, что совместное участие в «междоменных» операциях, расширение возможностей альянса, повышение оперативной готовности и укрепление сотрудничества должны стать основными целями в развитии их оборонных отношений42. США и Япония крайне обеспокоены глобальным распространением ракет средней дальности и намерены совместно работать над устранением этой растущей угрозы. Усиление военной техники является ключевой мерой для укрепления альянса США и Японии, при этом США экспортируют в Японию передовую технику, такую как F-35, E-2D и V-2243.
42. 肖 晞, 樊丛维: “美日海权同盟的背景、特征及中国的战略应对” (Сяо Си, Фань Цунвэй. Предпосылки и характерные черты американо-японского альянса морской мощи и стратегический ответ Китая) // 东北亚论坛. 2020年. 第4期. 第91页.

43. 肖 晞, 樊丛维: “美日海权同盟的背景、特征及中国的战略应对” (Сяо Си, Фань Цунвэй. Предпосылки и характерные черты американо-японского альянса морской мощи и стратегический ответ Китая) // 东北亚论坛. 2020年. 第4期. 第91页.
37 В контексте общей стратегии национальной безопасности США укрепили военное сотрудничество со своими союзниками в Индо-Тихоокеанском регионе и увеличили масштабы своего военного присутствия44. Можно предвидеть, что Южная Корея, и особенно Япония, как наиболее важные военные союзники США в Северо-Восточной Азии, займут центральное место в будущей Индо-Тихоокеанской военной стратегии США.
44. 蔡鹏鸿: “美军推进“印太”海上安全战略新动向:影响与挑战” (Цай Пэнхун. Стратегия безопасности США в Индо-Тихоокеанском море: Эффекты и вызовы) // 国际展望. 2020年. 第4期. 第38页.
38

Ответ Китая

39 Будь то администрация Д. Трампа или администрация Дж. Байдена, США последовательно придерживаются стратегии сдерживания (containment) в отношении Китая. В частности, после китайско-американской торговой войны США вместе с несколькими западными союзниками45 использовали так называемые вопросы Синьцзяна и Гонконга для политических нападок и санкций против Китая, а также постоянно участвуют в военных провокациях в Тайваньском проливе, Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, ставя под сомнение территориальный суверенитет Китая. Кроме того, Конгресс США в 2021 г. принял «Акт о стратегической конкуренции» (Strategic Competition Act of 2021)46, направленный непосредственно против Китая. В связи с подъемом Китая Соединенные Штаты считают все более важным для собственной глобальной гегемонии сохранить свое доминирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и «АТР как приоритетный регион» (Asia-Pacific First) постепенно становится важным стратегическим направлением в глобальной стратегической схеме США47. Суждения Китая о серьезности обстановки в сфере безопасности еще более актуализировались после предпринятых США мер по укреплению своего военного присутствия и военного альянса вокруг Китая48.
45. “Фултонская речь 2.0”. Грозит ли миру новая холодная война // РИА Новости. 07.25.2020. URL: https://ria.ru/20200725/1574882289.html (дата обращения: 25.09.2021).

46. Strategic Competition Act of 2021 // the U.S. Senate Committee on Foreign Relations.05.10.2021. URL:  https://www.congress.gov/bill/117th-congress/senate-bill/1169/text (дата обращения: 08.10.2021).

47. 凌胜利: “亚太优先:美国亚太主导权战略探析” (Линь Шэнли. Азиатско-Тихоокеанский первый: Анализ американской стратегии лидерства в Азиатско-Тихоокеанском регионе) // 东北亚论坛. 2020年. 第2期. 第45 页.

48. 李岩, 达巍: “中美在亚太地区的安全矛盾: 演变与逻辑” (Ли Янь, Да Вэй. Противоречия в сфере безопасности между Китаем и США в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Эволюция и логика) // 国际安全研究. 2020年. 第2期. 第9页.
40 Таким образом, Китай стремится иметь военный потенциал для поддержания своей суверенной безопасности и добивается баланса исключительно с ВС США в западной части Тихого океана, а не с объединенными силами Соединенных Штатов и их союзников или с глобальной военной мощью Америки49. Но очевидно, что США стали рассматривать Китай как главного стратегического соперника в мире. Администрация Дж. Байдена представила новый документ по Индо-Тихоокеанской стратегии, в котором вновь подчеркивается значение, которое США придают Индо-Тихоокеанскому региону, и констатируется усиление стратегического давления на Китай50. Все вышеперечисленное вынуждает КНР, помимо политики в области собственной стабильности и развития, уделять значительное внимание политике национальной обороны51. Более того, Китай уже активно принимает эффективные контрмеры.
49. 吕晶华, 罗曦: “冷战后中美西太平洋军力对比的发展演变” (Люй Цзинхуа, Ло Си. Эволюция баланса военной мощи Китая и США в западной части Тихоокеанского региона после холодной войны) // 美国研究. 2019 年. 第 3 期. 第95页.

50. Indo-Pacific Strategy of the United States. // Whitehouse. 11.02.2022. URL:  https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/02/U.S.-Indo-Pacific Strategy.pdf (дата обращения: 01.03.2022).

51. China's National Defense in the New Era. // The State Council Information Office of the People’s Republic of China. 24.07.2019. URL:  >>>> (дата обращения: 09.12.2021).
41 Так, в экономической и торговой сферах Китай стал крупным игроком в регионе. Он уже присоединился к RCEP52 и подал заявку на вступление в CPTPP53. Развитие проекта «Морской Шелковый путь XXI века» также является важной инициативой Китая по улучшению морского порядка в ИТР54.
52. RCEP为我国自贸区提升战略“踩油门”(RCEP “нажимает на газ” для нашей стратегии модернизации ЗСТ)// 中华人民共和国中央人民政府2021.08.27.URL:  >>>> (дата обращения: 08.09.2021).

53. 中国正式提出申请加入全面与进步跨太平洋伙伴关系协定(CPTPP) (Китай официально подал заявку на присоединение к Соглашению о всеобъемлющем и прогрессивном Транстихоокеанском партнерстве (CPTPP)) // Reuters. 17.12.2021. URL:  https://www.reuters.com/article/china-cptpp-0916-thur-idCNKBS2GD016 (дата обращения: 08.10.2021).

54. 肖 晞, 樊丛维: “美日海权同盟的背景、特征及中国的战略应对” (Сяо Си, Фань Цунвэй. Предпосылки и характерные черты американо-японского альянса морской мощи и стратегический ответ Китая) // 东北亚论坛. 2020年. 第4期. 第94页.
42 В ответ на китайскую стратегию «Пояс и путь» США и их союзники активно выступают за продвижение стратегии B3W (Build Back Better World) и своей Индо-Тихоокеанской экономической системы (Indo-Pacific economic framework), однако текущая ситуация свидетельствует о небольшом успехе55.
55. Автор считает, что B3W (Build Back Better World) не сможет стать альтернативой «Поясу и пути». Во-первых, инициатива «Пояс и путь» обладает преимуществами с точки зрения реализации инфраструктурных проектов. Инфраструктурные партнерства B3W не имеют механизмов координации. Во-вторых, китайские институты являются ведущей инвестиционной силой в рамках инициативы «Пояс и путь», при этом важную роль здесь играют именно государственные предприятия. Хотя соответствующие учреждения в странах G7 также могут предоставлять финансирование, в настоящее время большая часть инвестиций поступает из частного сектора, обычно менее охотно участвующего в крупных инфраструктурных проектах. Администрация Дж. Байдена также пытается создавать программы экономического сотрудничества в Индо-Тихоокеанском регионе, подобные Индо-Тихоокеанской экономической системе (Indo-Pacific economic framework), но они находятся в стадии разработки, не имеют конкретной реализации и подписанных соглашений.
43 В области мировой торговли Китай стал крупнейшим торговым партнером более чем 120 стран и регионов и продолжает привлекать глобальные инвестиции56. Это в некоторой степени делает политику «разрыва экономических связей» (US—China decoupling) США в отношении Китая несостоятельной57. Китай также осуществляет тесное сотрудничество с другими странами или группами. Примером тому может служить «25-летнее соглашение о всестороннем сотрудничестве между Китаем и Ираном»58. В целом, взаимодействие со странами Персидского залива в последние годы стало более интенсивным59.
56. 中国成120多个国家地区最大贸易伙伴, 持续吸引全球投资者 (Китай является крупнейшим торговым партнером более чем 120 стран и регионов и продолжает привлекать глобальных инвесторов.) // 中国新闻网. 19. 03. 2021. URL:  >>>> (дата обращения: 08.11.2021).

57. Автор считает, что США намерены сформировать разрыв связей с Китаем на четырех уровнях: торгово-экономическом, промышленном, финансовом и научно-техническом. В целом, значимое положение Китая в мировой экономической и торговой системе, тесная экономическая интеграция между странами, влияние эпидемии Covid-19 не позволяют США добиться отрыва от Китая в области торговли и промышленности. Однако в области финансов и техники, особенно высоких технологий (high-tech), вероятность того, что США смогут осуществить этот отрыв, остается высокой, и это потребует от КНР внесения изменений в свою научно-техническую политику и стратегию. Учитывая экономические успехи Китая, можно говорить о несостоятельности стратегии «декаплинга» США.

58. China, With $400 Billion Iran Deal, Could Deepen Influence in Mideast. // The New York Times . 29.03.2021. URL:  https://www.nytimes.com/2021/03/27/world/middleeast/chinairandeal.html?_ga=2.222682651.1458780909.16389843381556230879.1638984338 (дата обращения: 08.10.2021).

59. 中国中东贸易合作前景可期(Перспективы торгового сотрудничества между Китаем и Ближним Востоком многообещающие) // 中国贸易报. 05. 01. 2021. URL:  http://shanghaibiz.sh-itc.net/article/dwjjyw/202101/1507336_1.html (дата обращения: 10.03.2022).
44 В военной сфере, в свою очередь, ведется последовательная модернизация ВМС. С одной стороны, это укрепляет возможности КНР по защите национального суверенитета и территориальной безопасности и является эффективным ответом на угрозу американо-японского военного союза. С другой стороны, на благо стабильности и мира в регионе может послужить развитие морской торговли, стимулирование региональной экономической взаимозависимости, удовлетворение экономических интересов США и Японии и других стран, а также сокращение стратегического потенциала американо-японского военно-морского союза против Китая60. Чтобы оперативно реагировать на все более острую морскую военную конкуренцию, не отставать от темпов реформирования ВМФ США и других стран, внедрять инновации в военное дело с китайской спецификой, КНР необходимо развивать исследования в области военной передовой науки и техники, включая изучение искусственного интеллекта, квантовой информации, больших данных и облачных технологий. Это всецело будет способствовать скорейшему формированию благоприятной для Китая позиции в изменяющейся модели международной системы безопасности61.
60. 肖 晞, 樊丛维: “美日海权同盟的背景、特征及中国的战略应对”(Сяо Си, Фань Цунвэй. Предпосылки и характерные черты американо-японского альянса морской мощи и стратегический ответ Китая) // 东北亚论坛. 2020年. 第4期. 第96页.

61. 蔡鹏鸿: “美军推进“印太”海上安全战略新动向:影响与挑战” (Цай Пэнхун. Стратегия безопасности США в Индо-Тихоокеанском море: Эффекты и вызовы) // 国际展望. 2020年. 第4期. 第41页.
45

Внешнеполитическая стратегия

46 В связи с планами США по окружению Китая в рамках Индо-Тихоокеанской стратегии активное сближение КНР и России не может не волновать руководство Соединенных Штатов. Китайско-российское военное сотрудничество и учения, такие как «Морское взаимодействие-2021»62, в определенной степени являются ответом на Индо-Тихоокеанскую стратегию США. Совместное пересечение пролива Цугару российскими и китайскими военными кораблями в октябре 2021 г. также является стратегическим сдерживающим фактором для военного альянса США и Японии63.
62. В Японском море стартовали российско-китайские учения // РИА Новости. 10.04.2021. URL:  >>>> (дата обращения: 10.10.2021).

63. 中俄海军联合编队穿越航行,日本从未感到如此不安. (Япония еще никогда не чувствовала себя так беспокойно, когда совместное российско-китайское военно-морское соединение проплывало мимо) // 新华网27.10.2021.URL:  >>>> (дата обращения: 08.11.2021).
47 Помимо стратегической близости к России на суше Китай подчеркивает важность стратегического взаимодействия со странами региона с целью ослабления военного давления, оказываемого на КНР Соединенными Штатами. Китай поддерживает тесное сотрудничество как со странами ШОС, так и со странами АСЕАН. Даже в случае с Афганистаном он постарается сделать так, чтобы на его западном направлении было сосредоточено как можно меньше террористической угрозы. При этом Китай, безусловно, осторожно налаживает контакты с режимом талибов и пытается максимально стабилизировать хаотичную ситуацию в Афганистане после вывода войск США.
48 По мере того как интересы Китая расширяются в глобальном масштабе, а НОАК становится все более способной к обеспечению своего присутствия по всей планете, вполне возможно, что Китай и США найдут точки соприкосновения интересов в более широком международном контексте, тем самым освободившись от геостратегических оков Восточной Азии и ослабив конфронтационный характер отношений между своими вооруженными силами64. Но возможно и другое развитие событий, когда вооруженные силы Китая и США будут втянуты в больший конфликт по мере возникновения новых противоречий. Нестабильные отношения между США и Китаем привели к снижению готовности к сотрудничеству и повышению риска конфликта. С увеличением интенсивности взаимодействия США и Китая в западной части Тихого океана, риск морских и воздушных столкновений между военнослужащими обеих стран также возрастает, поэтому важно использовать каналы сотрудничества для продвижения мер по укреплению доверия, построения и введения в практику механизмов управления рисками, предотвращения и регулирования кризисов65. В долгосрочной перспективе успехи США и Китая в создании новой и стабильной основы для своих отношений во многом будут зависеть от того, смогут ли США объективно и рационально взглянуть на подъем Китая и развитие системы политического мироустройства, и в целом от того, сможет ли Америка разработать разумную, рациональную и осуществимую стратегию в отношении КНР66.
64. 姚云竹: “中美军事关系:从准同盟到竞争对手?” (Яо Юньчжу. Китайско-американские военные отношения: От квазиальянса к конкуренции?) // 美国研究. 2019 年. 第 2 期. 第 17页.

65. 吴心伯: “拜登执政与中美战略竞争走向” (У Синьбо. Стратегическое соперничество между Китаем и США при администрации Байдена) // 国际问题研究. 2021 年. 第 2 期.第 43页.

66. 吴心伯: “拜登执政与中美战略竞争走向” (У Синьбо. Стратегическое соперничество между Китаем и США при администрации Байдена) // 国际问题研究. 2021 年. 第 2 期. 第 48页.
49 ***
50 После Второй мировой войны Соединенные Штаты влияли на систему безопасности в Северо-Восточной Азии через свой военный союз с Японией и Южной Кореей. Международная ситуация, политическая и экономическая обстановка в Северо-Восточной Азии коренным образом изменилась с начала XXI в.: Китай, Япония и Южная Корея достигли экономического роста и больших успехов в восстановлении страны. Китайско-японские и китайско-корейские отношения значительно развиваются по сравнению с конфронтацией времен холодной войны, российско-японские и российско-корейские отношения имеют схожие характеристики. Однако в силу исторического наследия, такого как проблема Корейского полуострова и Тайваня, военный союз США с Японией и Южной Кореей принципиально не изменился.
51 С подъемом Китая и изменением политического ландшафта мира США под руководством администрации Б. Обамы не сразу, но все же начали увеличивать свои военные ресурсы и инвестиции в Азиатско-Тихоокеанский регион. Затем, во время администрации Д. Трампа, США изменили командную структуру своих вооруженных сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе и укрепили свое военное присутствие в Японии и Южной Корее посредством реализации Индо-Тихоокеанской стратегии. Однако администрация Дж. Байдена не остановилась на достигнутом и продолжила развитие идеологических концепций, которые неизбежно повысят геополитические риски в регионе и окажут глубокое влияние на политическую обстановку и безопасность в ИТР.
52 В Северо-Восточной Азии сложилась типичная китайско-американская дихотомия власти, и в этой обстановке Индо-Тихоокеанская стратегия США, имеющая весьма целенаправленный военный характер, может еще больше усложнить проблемы Корейского полуострова, Тайваня и островов Дяоюйдао, тем самым увеличивая риск военного конфликта в регионе. Идея о том, что США стремятся максимизировать выгоды на политическом уровне за счет увеличения военного риска, чрезвычайно опасна.
53 Индо-Тихоокеанская стратегия США является продуктом политического соперничества между США и Китаем на данном этапе, последствия ее реализации в военной сфере постепенно проявляются в некоторых регионах. Однако общая эффективность стратегии и ее дальнейшее развитие будут зависеть от увеличения роли Китая на международной арене и дальнейшей судьбы американо-китайских отношений.

Библиография

1. Стрельцов Д. Индо-Тихоокеанский регион как новая реальность глобальной системы международных отношений // Международная жизнь. 2018. № 8.

2. A free and open Indo-Pacific: Advancing a Shared Vision. U.S. Department of state. 04.11.2019. URL: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2019/11/Free-and-Open-Indo-Pacific-4Nov2019.pdf (дата обращения: 14.09.2021).

3. Adaptive Commands: Maintaining peace and security in a changing world // Indo-Pacific Defense Forum. July 30, 2018. URL:https://ipdefenseforum.com/2018/07/adaptive-commands/ (дата обращения: 08.10.2021).

4. Benefits and Costs Associated with the U.S. Military Presence in Japan and South Korea // United States Government Accountability Office. March, 2021. URL: https://www.gao.gov/assets/gao-21–270.pdf (дата обращения: 08.10.2021).

5. China's National Defense in the New Era // The State Council Information Office of the People’s Republic of China. 24.07.2019. URL: http://www.scio.gov.cn/ztk/dtzt/39912/41132/41134/Document/1660337/1660337.htm (дата обращения: 09.12.2021).

6. Global Britain in a competitive age. The Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign Policy // UK Government. 2021. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/975077/Global_Britain_in_a_Competitive_Agethe_Integrated_Review_of_Security__Defence__Development_and_Foreign_Policy.pdf (дата обращения: 08.10.2021).

7. Indo-Pacific Strategy of the United States. // Whitehouse. 11.02.2022. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/02/U.S.-Indo-Pacific Strategy.pdf (дата обращения: 01.03.2022).

8. Indo-Pacific Strategy Report: Preparedness, Partnerships, and Promoting a Networked Region // U.S. Department of Defense. 06.01.2019. URL:https://media.defense.gov/2019/Jul/01/2002152311/-1/-1/1/DEPARTMENT-OF-DEFENSE-INDO-PACIFIC-STRATEGY-REPORT-2019.PDF (дата обращения: 14.09.2021).

9. Japan-U.S. Security Treaty // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.mofa.go.jp/region/n-america/us/q&a/ref/1.html (дата обращения: 08.09.2021).

10. Joint Leaders Statement on AUKUS // Whitehouse. September 15, 2021. URL: https://web.archive.org/web/20210916023441/https://www.whitehouse.gov/briefing-room/ statements-releases/2021/09/15/joint-leaders-statement-on-aukus/ (дата обращения: 10.10.2021).

11. Mutual Defense Treaty Between the United States and the Republic of Korea // Lillian Goldman Law Library. URL: https://avalon.law.yale.edu/20th_century/kor001.asp (дата обращения: 08.12.2021)

12. National Defense Program Guidelines and the Mid-Term Defense Program// Ministry of Foreign Defense of Japan. URL: https://www.mod.go.jp/en/d_act/d_policy/national.html (дата обращения: 08.09.2021).

13. Pacific Command Change Highlights Growing Importance of Indian Ocean Area // U.S. Department of defense. May 30, 2018.URL: https://www.defense.gov/Explore/News/Article/Article/1535808/pacific-command- change-highlights-growing-importance-of-indian-ocean-area/ (дата обращения: 08.09.2021).

14. Pacific Deterrence Initiative // Office of the Under Secretary of Defense. May 2021.

15. URL: https://comptroller.defense.gov/Portals/45/Documents/defbudget/FY2022/fy2022_Pacific_Deterrence_Initiative.pdf (дата обращения: 08.09.2021).

16. Rudd K. The Convenient Rewriting of the History of the ‘Quad’. Nikkei Asia, 03.26.2019. URL: https://asia.nikkei.com/Opinion/The-Convenient-Rewriting-of-the-History-of-the-Quad (дата обращения: 08.10.2021).

17. Strategic Competition Act of 2021 // The U.S. Senate Committee on Foreign Relations. 05.10.2021. URL: https://www.congress.gov/bill/117th-congress/senate-bill/1169/text (дата обращения: 08.10.2021).

18. Tellis A. Waylaid by Contradictions: Evaluating Trump’s Indo-Pacific Strategy // The Washington Quarterly. 2020. Vol. 43 No. 4. P. 123–154.

19. Vergu D. Multi-domain Operations Rely on Partnerships to Succeed // U.S. Department of Defense. 12.02.2019. URL: https://www.defense.gov/explore/story/Article/1755520/multidomain-operations-rely-on-partnerships-to-succeed/ (дата обращения: 08.12.2021).

20. 蔡鹏鸿: “美军推进“印太”海上安全战略新动向:影响与挑战” (Цай Пэнхун. Стратегия безопасности США в Индо-Тихоокеанском море: Эффекты и вызовы) // 国际展望. 2020年. 第4期.

21. 李岩, 达巍: “中美在亚太地区的安全矛盾: 演变与逻辑” (Ли Янь, Да Вэй. Противоречия в сфере безопасности между Китаем и США в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Эволюция и логика) // 国际安全研究. 2020年. 第2期.

22. 梁立昌: “新时期韩美同盟政策纷争、同盟协调、关系调整及其影响” (Лян Личан. Политические диспуты, координация альянсов, корректировка отношений и ее влияние на альянс Ю. Кореи и США в новый период) // 当代韩国. 2020年. 第3期.

23. 凌胜利: “亚太优先:美国亚太主导权战略探析” (Линь Шэнли. Азиатско-Тихоокеанский первый: Анализ американской стратегии лидерства в Азиатско-Тихоокеанском регионе) // 东北亚论坛. 2020年. 第2期.

24. 刘宗义: “美国的全球战略枢纽建设及其影响” (Лю Цзуньи. Геостратегические узлы и гегемония США: Последствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе) // 国际展望. 2020年. 第4期.

25. 吕晶华, 罗曦: “冷战后中美西太平洋军力对比的发展演变” (Люй Цзинхуа, Ло Си. Эволюция баланса военной мощи Китая и США в западной части Тихоокеанского региона после холодной войны) // 美国研究. 2019 年. 第 3 期.

26. 美国在亚太地区的军力报告(2020) (Доклад о военной мощи США в Азиатско-Тихоокеанском регионе 2020) // 中国南海研究院. 2020. URL:http://www.nanhai.org.cn/uploads/file/20200623/jlbg.pdf (дата обращения: 08.09.2021).

27. 宋文志: “体系压力、威胁认知与韩国在中美之间的战略选择” (Сун Вэньчжи. Источники угроз, осведомленность об угрозах и стратегический выбор Ю.Корей между Китаем и США) //东北亚论坛. 2019年. 第4期.

28. 王振宇: “对冲与制衡:日本印太战略的地缘政治逻辑与制约因素” (Ван Чжэньюй. Хедж и баланс: геополитическая логика и ограничивающие факторы японской "Индо-Тихоокеанской стратегии") //日本研究. 2021 年. 第 1 期.

29. 吴心伯: “拜登执政与中美战略竞争走向” (У Синьбо. Стратегическое соперничество между Китаем и США при администрации Байдена) //国际问题研究. 2021 年. 第 2 期.

30. 肖 晞, 樊丛维: “美日海权同盟的背景、特征及中国的战略应对”(Сяо Си, Фань Цунвэй. Предпосылки и характерные черты американо-японского альянса морской мощи и стратегический ответ Китая) // 东北亚论坛. 2020年. 第4期.

31. 姚云竹: “中美军事关系:从准同盟到竞争对手?” (Яо Юньчжу. Китайско-американские военные отношения: От квазиальянса к конкуренции?) //美国研究. 2019 年. 第 2 期.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести