Водяная коровав севернорусской мифологии
Водяная коровав севернорусской мифологии
Аннотация
Код статьи
S0131-61170000402-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
101-109
Аннотация
В статье рассматриваются космологические представления, связанные с образом мифической водяной коровы. Этот субъектно-объектный персонаж, появляясь из глубин первозданных вод, одновременно и творит, и персонифицирует землю. Вместе с тем водяная корова осмысляется как средоточие жизненных сил и изобилия. Магической пастьбой регулярно воспроизводится сотворение/обновление земли. Мифологическая коллизия приобретает в системе фольклорного сюжета обытовленный характер.
Ключевые слова
Мифологический рассказ, севернорусские бывальщины, водяная корова, изначальные воды, демиург, персонификация земли,космогонический архетип.
Классификатор
Дата публикации
01.09.2014
Всего подписок
1
Всего просмотров
508
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. Денисова И.М. Мосты времен: космогонические архетипы в традиционной культуре // Древнерусская космология. СПб., 2004. С. 404– 407.
2. Петров К. Народные предания в Олонецкой губ. // Олонецкие губернские ведомости. 1860. No 2. Часть неофициальная. С. 102–103.
3. Криничная Н.А. Русская мифология: Мир образов фольклора. М., 2004. С. 744–745.
4. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М., 1996. С. 34.
5. Ончуков Н.Е. Северные сказки (Архангельская и Олонецкая гг.). СПб., 1908. (Зап. Имп. Русского географического об-ва по отделу этнографии. Т. 33). С. 499–500.
6. Криничная Н.А. Крестьянин и природная среда в свете мифологии. Былички, бывальщины и поверья Русского Севера: Исследования. Тексты. Комментарии. М., 2011. С. 351.
7. Топоров В.Н. Космогонические мифы // Мифы народов мира. В 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 9.
 
8. Денисова И.М. Зооморфная модель мира и ее отголоски в русской народной культуре // Этнографическое обозрение. 2003. No 6. С. 26– 30.
9. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии, собранные П.С. Ефименко. Ч. 1: Описание внешнего и внутреннего быта. М., 1877. Ч. 1. С. 188.
10. Невская Л.Г., Николаева Т.М., Седакова И.А., Цивьян Т.В. Концепт пути в фольклорной модели мира (от Балтии до Балкан) // Славянское языкознание. XII Международный съезд славистов. Доклады российской делегации. М., 1998. С. 442.
11. Лосев А.Ф. Посейдон // Мифы народов мира. В 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 323.
12. Этимологический словарь современного русского языка / Сост. А.К. Шапошников: В 2 т. М., 2010. Т. 1. С. 436–437.
13. Анисимов А.Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований. М.– Л., 1958. С. 29.
14. Пятницкий. Легенда // Олонецкие губернские ведомости. 1884. No 66. Часть неофициальная. С. 649.
15. Сказки и песни Белозерского края / Зап. Б. и Ю. Соколовы. М., 1915. С. XI–XII.
16. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903. С. 88.
17. Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М., 2000. С. 35, 37, 50, 56 и др.
18. Криничная Н.А. Водное божество: магия расчесывания волос как предпосылка к сотворению бытия (по севернорусским фольклорно- этнографическим материалам) // Этнографическое обозрение. 2013. No 1. С. 137–152.
19. Лесков Н. Представления кореляков о нечистой силе // Живая старина. 1893. Вып. 3. Отд. 5. Смесь. С. 417.
20. Потанин Г.Н. Этнографические заметки на пути от г. Никольска до г. Тотьмы // Живая старина. 1899. Вып. 1–2. С. 193.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести