ОИФНЭтнографическое обозрение Ethno review
- ISSN (Print) 0869-5415
- ISSN (Online) 3034-6274
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека
Статья посвящена песням 1970–2010-х годов о родной деревне. Тексты этих песен характеризуются высокой стереотипностью образов и мотивов, что позволяет рассматривать их как особую эстрадную и литературную традицию. В рамках этой традиции повествование ведется с позиции горожанина, чье детство и юность прошли в деревне. Лирический герой – эмигрант, отношения которого со “страной исхода” фреймируются императивами двойной зависимости: эмоциональной (любовь и ностальгия) и моральной (долг и вина). Таким образом в песнях конструируется биографический нарратив о деревне как о потерянным рае. В песнях 2010-х годов этот нарратив дополняется национально-историческим измерением: покинутая своими уроженцами, вся российская деревня обречена на исчезновение. В контексте текущего тренда “новой сельскости” традиция песен о родной деревне получила небывалое развитие. Однако на фоне дискурса ревитализации села она выглядит специфично: песни направляют вектор воображения деревни в сторону (утраченного) прошлого и могут быть интерпретированы в терминах ностальгической коммеморации.
Авторы статьи рассматривают, как в современном белорусском городе Глубокое функционирует память о еврейском прошлом – контексты ее производства и потребления, ключевые акторы, формы и механизмы. В качестве кейсов представлены два сюжета – восстановление старого еврейского кладбища приезжими активистами и установка памятника известному уроженцу Элиэзеру Бен-Иегуде. Анализ этих случаев позволяет говорить о существовании отдельных репрезентаций еврейского прошлого в локальном знании и отсутствии запроса на цельный нарратив о еврейском Глубоком со стороны как местных групп, так и внешних акторов. С одной стороны, память о еврейском прошлом не является обязательным элементом в локальном контексте, а с другой стороны – пользуется окказиональной востребованностью.
In this article, we discuss the ways in which the memory of the Jewish past functions in today’s Belarusian town of Hlybokaye: the contexts of its production and consumption, the key actors, forms and mechanisms. We take the restoration of the old Jewish cemetery by visiting activists and the installation of a monument to the famous townsman Eliezer Ben-Yehuda as case examples. We argue that only random representations of the Jewish past have been appearing in local knowledge and that neither local groups nor outside actors have so far stated demand for an overarching general local narrative about Jewish Hlybokaye. On the one hand, the Jewish theme in the local knowledge of today’s town is secondary, while on the other hand, there has been occasional demand for it.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека