ОИФНЭтнографическое обозрение Ethno review
- ISSN (Print) 0869-5415
- ISSN (Online) 3034-6274
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека
Статья посвящена исследованию соотношения личной свободы и ответственности в период пандемии, проведенному среди студенток факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета. Автор связывает ценности свободы и ответственности с формированием культуры безопасности. Эти ценности являются значимыми для всех участниц исследования, но в кризисной ситуации различаются их оценки соотношения личной свободы и ответственности, а влияние на личную ситуацию в период пандемии переживается неоднозначно. Почти треть девушек испытали негативные чувства, вызванные ограничением свободы. К основным стратегиям, помогающим справиться с ситуацией, девушки отнесли: компенсацию дефицита включенности в социум; сближение с семьей; обучение и саморазвитие; отстранение от проблем; повышение комфортности жизни и т.д. Большая часть студенток считает, что их ответственность в период пандемии так или иначе была связана с моральной ценностью прав других людей. Вместе с тем около четверти девушек указали, что использование государством запретительных норм скорее подавляет моральную ответственность граждан, нежели стимулирует ее. Имеющиеся благоприятные предпосылки развития культуры безопасности могут быть укреплены установлением баланса между административно-правовыми мерами и бережным отношением к моральным составляющим свободы и ответственности.
Drawing on the outcome of field research conducted among female students at the St. Petersburg University, the article examines the relationship between values of personal freedom and those of responsibility under the conditions of the pandemic. I argue that this relationship is tied to the formation of a safety culture and that these values are significant for young women, but their assessment and impact on the personal situation during the pandemic is experienced ambiguously. Almost a third of the young women interviewed experienced negative feelings caused by the restriction of freedom. I specifically address the main strategies that the interviewees referred to as helping them cope with the situation of restriction of freedom: compensation for the lack of inclusion in society; rapprochement with family; training and self-development; withdrawal from or denial of problems; increasing the comfort of life; etc. Most of the female students believe that their responsibility during the pandemic was somehow connected with the moral value of the rights of other people. At the same time, about a quarter of them indicated that the imposition and use of prohibitive norms by the state suppresses the moral responsibility of citizens rather than stimulates it. The existing favorable conditions for the development of a safety culture can be strengthened by establishing a balance between administrative and legal measures and respect for the moral components of freedom and responsibility.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека