ОИФНЭтнографическое обозрение Ethno review
- ISSN (Print) 0869-5415
- ISSN (Online) 3034-6274
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека
В статье на материалах Государственного музея этнографии народов СССР 1950-х годов рассматривается логика конструирования рабочих как объекта этнографического изучения и музейной репрезентации в условиях социально-политических трансформаций от позднего сталинизма к оттепели. В фокусе исследования – русские рабочие как самый крупный и значимый “национальный отряд пролетариата”. Этнография рабочих основывалась на монолинейном классовом анализе, устанавливающем темпоральную иерархию между “передовыми” рабочими и “отстающими” крестьянами. Если в начале 1950-х годов музейные этнографы в своих научных работах и экспозиционных планах строго отделяли рабочих от крестьян, то в период оттепели классовые перегородки стали истончаться, и исследователи начали акцентировать внимание на преемственности и общности их быта и культуры.
Drawn on archival materials produced by The State Museum of Ethnography of the Peoples of the USSR (nowadays The Russian Museum of Ethnography) in the 1950s, the article explores the ways in which the image of workers was constructed as an object of ethnographic inquiry and museum representation in the context of social and political changes that marked the period stretching from the late Stalinism to Khrushchev’s “thaw”. It focuses on the Russian workers seen as the largest and most significant “national group of the proletariat”. Ethnographic studies of workers conducted during the period were conceptually based on the monolinear class analysis that was instrumental in establishing a temporal hierarchy separating the “advanced” working class from the “backward” peasantry. Yet, if in the early 1950s museum ethnographers tended to draw sharp lines between the workers and the peasants in their scholarly writings and exhibitions, the situation started to change with the coming of the Khrushchev “thaw” when class distinctions began to be blurred and ethnographers would constantly emphasize commonalities and similarities in the everyday life and culture of both groups.
В статье рассматриваются проблемы этнографического описания и репрезентации культуры Других и анализируются присущие антропологии онтологические ограничения, ставящие под вопрос саму возможность получения объективного знания об изучаемых культурах. Предлагается понятие “другие антропологии”, которое предполагает признание значимых в эвристическом отношении альтернатив евроцентричной перспективе в описаниях и интерпретациях культур. Подобный подход, в основе которого лежат идеи Э. Вивейруш де Кастру, ставит следующие вопросы: чему нас, этнографов, может научить в теоретическом и мировоззренческом смысле знакомство с культурами, являющимися предметом исследования? каков вклад разных культур в производство новых дисциплинарных концепций и теорий? насколько мы готовы признать и включить “на равных” в свой научный дискурс “народные” знания?
Данный форум представляет собой дискуссионные реплики коллег в ответ на статью Н.В. Ссорина-Чайкова “Антропология времени: очерк истории и современности”. Авторы рассматривают основные положения статьи, указывают на возможные направления развития ее аргументации – особенно в области темпоральной множественности – а также подвергают критическому анализу ряд ее постулатов. Таким образом, дискуссия дополняет обзор истории и современного состояния антропологии времени, включая исследования постсоветской и постколониальной антропологии и исследования глобализации западного времени и проблематики темпоральности антропоцена. Дискуссия завершается ответом Н.В. Ссорина-Чайкова на данные реплики.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека