RAS History & PhilologyЭтнографическое обозрение Ethno review
- ISSN (Print) 0869-5415
- ISSN (Online) 3034-6274
Alexander Novik
- Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera), Russian Academy of Sciences
- Author ID
- 19357
- ORCiD
- 0000-0002-1123-1109
By this author
-
Review of Evrei [Jews], edited by T.G. Emelyanenko and E.E. Nosenko-Shtein
№2 from 19.06.2020598 29 -
THE ADAPTATION OF ALBANIANS IN THE UKRAINE: HISTORICAL AND LINGUISTIC ASPECTS
Issue 5 from 01.09.2011На юге Украины расположены четыре села с албанским населением: Жовтневое в Одесской области, а также три села в Запорожской области - Георгиевка, Девнинское и Гаммовка. Предки нынешних албанцев Украины переселились (предположительно в XVI в.) из Юго-Восточной Албании в Восточную Болгарию, а спустя три столетия - в пределы Российской империи. До наших дней албанцы сохраняют свой идиом, а также устойчивое этническое самосознание, символами которого являются язык, конфессиональная принадлежность, общность исторического прошлого, сопричастность к единому духовному наследию. Полевая работа последних лет позволила локализовать происхождение этой этнической группы, существенно меняя принятые в науке взгляды на ее историю и язык.
861 1 -
Midwife Day in Traditions of the Azov Area Albanians: At the Breakpoint of Spatial and Temporal Codes
Issue 5 from 01.09.2013На юге Украины расположены четыре села с албанским населением: Жовтневое в Одесской обл., Георгиевка, Девнинское и Гаммовка в Запорожской обл. До конца ХХ в. албанцы отмечали Бабин день – праздник повивальных бабок и рожениц, который был заимствован потомками выходцев из юго-восточной Албании во время длительного совместного проживания с болгарами и гагаузами в Восточной Болгарии, а затем трансформировался в ходе миграции и дальнейшей адаптации в Буджаке и Приазовье. Многочисленные сценарии проведения праздника и анализ его акционального кода могут помочь в локализации происхождения и путях миграции данной этнической группы, около пятисот лет проживающей вне основного албаноязычного массива.811 1 -
РЕЦ. НА: Ю.В. ИВАНОВА. АЛБАНЦЫ И ИХ СОСЕДИ. М.: НАУКА, 2006. 367 С, ИЛ.
Issue №1 from 01.02.2009808 0 -
REVIEW OF HIRTEN IN KONTAKT. SPRACH-UND KULTURWANDEL EHEMALIGER WANDERHIRTEN (ALBANISCH, AROMUNISCH, GRIECHISCH) // BALKANOLOGIE. BEITRäGE ZUR SPRACH- UND KULTURWISSENSCHAFT/HRSG. VON T. KAHL, M. METZELTIN, G. SCHUBERT, C. VOSS. BAND 2. WIEN; BERLIN, 2007
Issue №2 from 01.04.2009633 0 -
On the Issue of Ethnic Consolidation of the Gypsies [K probleme protsessov etnicheskoi konsolidatsii tsygan]: A Review of Tsygane [The Gypsies], edited by N.G. Demeter and A.V. Chernykh
№1 from 25.02.2021544 23 -
Plants in Culture: A Paradigm of Anthropology [Rasteniia v culture: paradigmа antropologii]
№5 from 14.12.2021В настоящей обзорной статье авторы анализируют в исторической ретроспективе (от древности до наших дней) полифункциональность растений в культуре народов разных регионов мира, прослеживают полисемантизм, символизм, знаковость и применение в пищевой, медицинской, сакрально-магической, потестарной сферах различных видов местной флоры. Значительное внимание уделяется степени изученности каждой из этих сфер и основным направлениям исследования растений (в том числе этноботанике, или фитоантропологии) в зарубежной и отечественной академических традициях. Статья является введением к тематическому блоку, включающему работы В.Б. Колосовой, К.А. Джернигана и О.С. Беличенко, А.А. Новика и М.В. Домосилецкой, О.Д. Фаис-Леутской, В.Н. Давыдова.
130 6 -
The Fig Tree in Alimentary Culture, Folk Medicine and Traditions among the Peoples of the Western Balkans [Inzhir v alimentarnoi kul’ture, narodnoi meditsine i traditsiiakh u narodov Zapadnykh Balkan]
№5 from 14.12.2021В статье анализируется роль смоковницы в различных сферах культуры албанцев, хорватов, греков и других народов Балканского п-ва, использование ее плодов как пищевого продукта, сырья для производства алкогольных напитков и лекарственного средства. До XIX в. оставалось загадкой, каким образом происходит опыление растения (не смог раскрыть головоломку природы и “отец ботаники”, создатель современной классификации видов живой природы К. Линней), что привело к появлению фиксируемых и сегодня многочисленных мифологем, устойчиво связанных со смоковницей. В последнее время представления о магических свойствах растения и его плодов трансформируются под воздействием глобального увлечения экологически чистыми, или Bio, продуктами. Механизму вхождения таких “новых смыслов” в общественный дискурс будет уделено основное внимание авторов.
143 6 -
The Fig Tree in Alimentary Culture, Folk Medicine and Traditions among the Peoples of the Western Balkans
№6 from 23.12.2021The article analyzes the role of the fig tree in various spheres of culture of the Albanians, Croats, Greeks, and other peoples of the Balkan Peninsula, as well as the use of its fruit as food and raw material for the production of alcoholic beverages and medicine. Until the 19th century, the pollination of the plant remained a mystery (not even Carl Linnaeus, the “father of botany” and the creator of the modern classification of wildlife species, was able to solve the complex puzzle of nature), which led to the emergence and proliferation of numerous mythologemes, still recorded to date, that are consistently associated with the fig tree. Currently, notions about the magical properties of the plant and its fruit are being transformed under the influence of the global passion for environmentally friendly bio products. The discussion specifically focuses on the mechanism through which such “new meanings” enter the public discourse.
165 6 -
Anthropology of Criminality: On the Current State of Research
Issue number 3 from 17.04.2025В настоящей работе, вводной к блоку статей, посвященных правонарушениям как устоявшимся социокультурным феноменам и их распространенности в ряде регионов Европы, в том числе в России, анализируется эволюция и оценивается современное состояние антропологии криминальности как направления в исследованиях антропологии права. Авторы отмечают крайне слабую разработанность темы (как в отечественном, так и в зарубежном дискурсах) и привязку в основном к культуре традиционных обществ Глобального Юга. В этой связи предлагаемые ниже статьи, в которых рассматривается делинквентность, зачастую основанная на пережитках обычного права и нашедшая отражение в эмическом видении населения и в фольклоре, приобретают особую актуальность. Все исследования основаны на "живом" полевом материале и представляют собой попытку этнографической реконструкции и антропологического анализа проявлений традиционной криминальности на примере ряда регионов и общностей Греции, Албании, Сардинии, России. Предлагаемый материал отличается новизной и до сих пор не затрагивался в научном дискурсе. В тематический блок вошли статьи С.А. Сидневой, А.А. Новика, О.Д. Фаис-Леутской, А.В. Черных, А.Д. Поташевой.39 0 -
On Theft and Crime: Social Norms and Deviant Practices among Albanians in the Balkans
Issue number 3 from 17.04.2025В исследовании в парадигме антропологии анализируются нарушения правовых, социальных, культурных и нравственных правил и отношение к этому в обществе Албании в конце XX – начале XXI в. Запад Балканского п-ва до настоящего времени не отказался от многих норм обычного права, в период османского господства сложившихся в устойчивую систему самоуправления и саморегуляции различных сообществ как регионального, так и общенационального уровня. Главный фокус исследования направлен на феномен воровства, за которое в некоторых случаях (воровство стад, самовольный перенос границ земельных участков и пр.) по древним канунам горцев было предусмотрено наказание смертью. В новых условиях, когда правовые нормы, помимо прочего, регулируются Уголовным кодексом страны, уже более 30 лет стремишейся к вступлению в Европейский Союз и длительное время гармонизирующей свое законодательство с законодательством объединенной Европы, воровство, разбой и бандитизм перестают быть занятиями, опасными для жизни. Тем не менее почти что на государственном уровне не отменяет санкций коллектива на уровне локальном: мнение окружающих, репутационные потери, разрыв семейных и фиговых (родовых) отношений воспринимаются как неменьшее ("хуже смерти") наказание большинством албанцев. Статья, помимо исторических источников, базируется на полевых материалах автора, осуществлявшего ежегодные экспедиционные исследования региона с 1990 по 2024 гг.36 0
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library