ОИФНЭтнографическое обозрение Ethno review
- ISSN (Print) 0869-5415
- ISSN (Online) 3034-6274
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека
В статье рассматривается вопрос о влиянии Российского государства на миссионерскую деятельность в пределах Вятско-Камского региона в XVIII в. Если в Средние века христианизация осуществлялась в основном монашествующими лицами, то в указанный период доминирующее место в направлении и определении основных путей миссии занимают гражданские институты. Несмотря на общее усиление государственного влияния на процесс православного просвещения нехристианского населения, наблюдалась слабая заинтересованность в этом местных властей Вятки. Первые епископы региона, организовавшие миссию, практически не получали поддержки со стороны гражданской администрации. В некоторых случаях она противодействовала успешному ходу христианизации. Государственное финансирование осуществлялось нерегулярно, что приводило к перекладыванию расходов на вятских архиереев. Влияние монархии выразилось в частичной денежной поддержке миссионеров, присылке церковной утвари и предоставлении различных льгот для тех, кто принимал крещение.
В статье рассматривается процесс распространения православной веры среди татар Вятско-Камского региона. В XVIII в. духовные и гражданские власти России начали проявлять особый интерес к татарскому населению Поволжья и Приуралья. Основное внимание было приковано к казанским татарам. Татары Вятской провинции оказались на периферии активной политики российских властей. В середине XVIII в. в отношении вятских татар православное духовенство не вело сколь-либо масштабной миссионерской деятельности. Принятие православной веры татарами Вятско-Камского региона обусловливалось льготами, которые предоставлялись царскими указами. После упразднения Новокрещенской конторы процесс христианизации вятских татар не остановился. К концу XVIII в. численность крещеных татар Вятки была невелика, что можно связать с тесным проживанием крещеных татар и татар-мусульман, отсутствием специальной подготовки духовенства и достаточно твердыми мировоззренческими установками татар.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека