ОИФНЭтнографическое обозрение Ethno review
- ISSN (Print) 0869-5415
- ISSN (Online) 3034-6274
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека
история, антропология
Во введении к тематическому блоку о паломничестве российских буддистов авторы говорят об исследовании новых аспектов этого феномена, актуальных сегодня для монголоязычных народов. В предлагаемой серии статей это социальное явление рассматривается в сравнительной региональной перспективе с учетом местного политического контекста. Ставшие с 2000-х годов вновь актуальными, паломнические поездки буддистов внутри и за пределами РФ не воссоздают традицию в ее исторических версиях, а отражают трансформацию представлений и возможностей современного сообщества и человека, относящего себя к буддийской культуре. При этом растущая популярность тех или иных сакральных путешествий часто вписана в политическую географию и идентичность воображаемых этнических сообществ. Эта статья приглашает к дальнейшему обсуждению феномена паломничества в современном обществе как в антропологической, так и в междисциплинарной перспективах. В тематический блок вошли статьи Э.Б.-М. Гучиновой, М.М. Содномпиловой и Д.Д. Амоголоновой, Н.В. Цыремпилова, а также интервью с Н.Л. Жуковской, взятое Э.Б.-М. Гучиновой и Ц.А. Дариевой.
В статье на полевом материале показана специфика современной организации паломничества в Калмыкии, которая определяется местной конфессиональной ситуацией: деятельностью сангхи хурула “Золотая обитель Будды Шакъямуни” и лично Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. Автор исследует такой аспект феномена паломничества, как маршруты, отражающие не только политическую географию современного буддийского мира, но и изменения в перемещениях Далай-ламы, которые связаны с его дислокацией, изгнанием и мобильным характером подачи учения, даруемого людям. Автор выделяет переживание “чудесного”, которое подчеркивает конфессиональный характер этих массовых поездок и является одним из маркеров веры, поскольку на учения Далай-ламы едут и верующие люди, и те, кто только интересуется буддизмом.
Интервью с Н.Л. Жуковской посвящено ключевым аспектам ее академических интересов: Монголии и монгольскому миру как ареалу исследований, буддизму (ламаизму) и другим духовным практикам монгольской культуры, особенностям работы в этнографическом поле. Отвечая на вопросы редакторов настоящего тематического блока, Н.Л. Жуковская обобщает опыт работы многолетней комплексной российско-монгольской экспедиции. Через ее рассказ о беседе с жителем сомона Баян Агта Чойсуреном в 1978 г. мы получаем краткий мастер-класс полевой работы в незнакомой сельской среде. Особое место в интервью занимает тема паломничества как путешествия в пространстве и времени, например, автоэтнографическое повествование об опыте путешествия в Дхарамсалу в 2001 г. и общении с иерархами буддийского мира. Н.Л. Жуковская рассказывает о своем понимании феномена паломничества и отмечает примеры его “изобретения” у шаманистов, говорит и о других практиках позднего времени, при этом сопоставляя паломничество с опытом этнографического поля. Яркий стиль изложения отражает характер исследователя, из личного опыта которого мы узнаем многое о том, как работали российские этнографы в советский и в ранний постсоветский периоды.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека