ОИФНЭтнографическое обозрение Ethno review
- ISSN (Print) 0869-5415
- ISSN (Online) 3034-6274
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека
В статье рассматриваются практики частного неформального природопользования, осмысляемые жителями приморского поселка в дискурсе о государстве, власти и формах контроля. “Мозаика” ресурсной экономики сообщества включает добычу рыбы и морепродуктов, освоение участков земли, доступ к реке и морю, а также взаимодействие с туристами, чье появление в поселке меняет сложившееся поле природопользования. Особое внимание уделяется практикам обменных отношений и ситуативным конфликтам с представителями организаций, контролирующих рыбодобычу. Трансформации механизмов управления поселком и опыт освоения ресурсов в ранние постсоветские годы сформировали у изучаемого сообщества устойчивое ощущение опасности и неупорядоченности социальной жизни в целом и природопользования в частности. Напряжение между ощущаемым неприсутствием государства и гиперуправлением обусловливает актуальность риторики бесправности местных жителей и ностальгические нарративы, посредством которых критикуется современная форма государственности и утверждается идеал тотального контроля советского градообразующего предприятия.
В статье рассматривается проект создания общины “народа чудь” в одной из деревень Архангельской обл. на рубеже XX–XXI вв., разработанный московским энтузиастом Сергеем Григорьевым. Осмысление категории чудь как этнической стало легитимным основанием для проектирования автономной этнической группы “чудь”, обладающей всеми конвенциональными показателями этничности (идентификацией, этнической территорией, историей, специфическим языком, культурой и т.д.). Признание же новой этнической группы потребовало поиска институциональных форм ее объективации как на уровне государства (всероссийская перепись, обращения в Министерство по делам национальностей), так и на уровне локального сообщества (регистрация общины, музей чуди). Показательно, что выявление “определителей” чудской этничности у населения деревни через переосмысление существующих культурных практик или достраивание новых привело к неоднозначному или даже враждебному отношению сообщества к чудскому проекту и его автору. Моделирование чуди как “коренного народа” рассматривается в контексте советской этнографической парадигмы, национальной политики и постсоветских традиционалистских движений.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека