ОИФНЭтнографическое обозрение Ethno review
- ISSN (Print) 0869-5415
- ISSN (Online) 3034-6274
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека
В данной статье рассматривается питание амгуэмских чукчей как средство выстра‑ ивания социальной иерархии в коллективе. Ключевым источником исследования стали полевые дневники Варвары Григорьевны Кузнецовой — советского этногра‑ фа, кочевавшего с оленеводами в Амгуэмской тундре на Чукотке на протяжении трех лет с 1948 по 1951 г. Распределение пищевого ресурса в чукотских семьях от‑ личалось асимметричностью. Анализ различий позволяет показать особенности властных отношений у оленных чукчей. Характерной чертой этих отношений яв‑ лялась ситуативность. Человек, распределявший продукты питания, воспроизво‑ дил или “озвучивал” существовавшие в коллективе иерархии. Однако, во‑первых, они могли быть оспорены другими участниками интеракции, а во‑вторых, в раз‑ личные моменты и периоды повседневной жизни роль дистрибьютора пищевого и властного ресурсов выполняли разные люди.
В данной статье рассматривается специфика этнографической работы, осуществляемой исследователем вместе с членами своей семьи. Рефлексируя над собственным опытом, полученным во время трех экспедиционных выездов (2017–2019 гг.) на Чукотку общей продолжительностью полгода, мы анализируем, как присутствие в поле семьи антрополога, и главным образом ребенка, влияет на процесс этнографической работы и сбора материалов. Обсуждение сфокусировано на методах полевого исследования, специфика которых была во многом обусловлена тем, что мы находились в поле вместе с сыном. При этом за время трех экспедиций способы взаимодействия с информантами претерпели существенные трансформации. Анализ контекста проделанной этнографической работы позволил проследить эволюцию как наших взглядов на “поле с детьми”, так и применяемых нами исследовательских подходов. В статье рассмотрено, как ребенок, обладая субъектностью, определяет методы полевой работы, фокус наблюдений и даже в определенной степени влияет на процесс антропологической интерпретации. На примере нашей экспедиционной деятельности в поселках и тундре показано, что сбор этнографических данных в условиях вынужденного присутствия в поле ребенка исследователя требует поиска автономности и выработки стратегий пищевой безопасности. Мы не столько описываем положительные и отрицательные стороны, а также вызовы полевой работы, осуществляемой в сопровождении членов семьи, сколько стремимся показать, каким образом антропологическое знание производится в процессе сотрудничества родителей-исследователей, их детей и информантов.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека