ОИФНЭтнографическое обозрение Ethno review
- ISSN (Print) 0869-5415
- ISSN (Online) 3034-6274
Фаис-Леутская Оксана Давидовна
- Кандидат исторических наук
- к.и.н., старший научный сотрудник центра европейских исследований
- Институт этнологии и антропологии РАН
- Код пользователя
- 14449
- ORCiD
- 0000-0002-2757-2434
Статьи автора
-
К вопросу о современном состоянии антропологии питания
№2 от 25.05.2019Настоящий обзор представляет собой введение в специальную тему номера “О еде: пища в контексте антропологических исследований”, в нем рассматривается судьба антропологии питания — нового направления мировой гуманитарной мысли, представляющего собой обширное исследовательское поле на стыке множества научных областей, что и предопределяет междисциплинарный подход к изучению такого интереснейшего социокультурного феномена, как пища. В тематический блок вошли статьи Ф. Пестей, Ж. Бонда, Е.А. Давыдовой и О.Д. Фаис-Леутской.
768 89 -
Скабрезности в сфере сицилийской традиционной кухни
№2 от 25.05.2019В статье рассматривается впервые сформулированная проблема существования в административной области Сицилия (Италия) скабрезного пласта в традиционной гастрономической сфере как реликта средневековой смеховой культуры. Исследование основано на анализе странных и неприличных названий блюд традиционной кухни, их специфической иконографии и формы, эротических и копрологических символов в Сицилии, антиклерикальных наименований в пищевой сфере, а также рекламных криков уличных торговцев пищевыми продуктами как источнике символической информации. Сохранение подобного пласта — результат особых консервирующих свойств локальных культуры и социума.
791 89 -
Напитки как социальные маркеры в Сицилии: традиции потребления и предпочтения
№4 от 11.09.2019В статье впервые в науке во многом на основе полевых материалов автора рассматриваются напитки Сицилии как особая сфера в системе питания этой административной области Италии. Внимание уделяется алкогольному и безалкогольному, древнему и современному, холодному и горячему, традиционному и заимствованному из инокультурных пластов питью: воде, вину, шампанскому, кофе, различным газированным напиткам, ликерам, наливкам, настоям, эликсирам. При этом акцент делается на соотнесении конкретных напитков с социальными группами ’u popolu и ‘i gran signuri в локальном обществе, на анализе аспектов сицилийских ментальности и культуры. Такой подход к теме напитков позволяет под определенным углом сделать специфический антропологический срез современного сицилийского социума, в котором в условиях глубокой консервативности быта и культуры традиции до сих пор определяют психологию поведения населения, а часто и вкусовые предпочтения.
727 89 -
ПРАЗДНОВАНИЕ "ДНЯ МЕРТВЫХ" НА СИЦИЛИИ
Выпуск 6 от 01.11.2011Данная статья представляет собой исследование прошлого и настоящего традиций празднования Дня Поминовения Усопших на Сицилии. В своей локальной разновидности этот праздник представляет собой не имеющее аналогов в Италии культурное явление. Хотя объектом анализа выступают различные аспекты поминальной традиции, основной акцент делается на ее гастрономической составляющей, в частности, на поминальных сладостях и хлебах. Также исследуется практика одаривания детей от "имени предков". Анализ материала позволяет утверждать, что традиция интерпретации сицилийцами Дня Мертвых как праздника, призванного соединить предков с потомками, и традиционные ритуалы его празднования, живы и сегодня.903 1 -
ПОМИНАЛЬНЫЕ ТРАПЕЗЫ В ИТАЛИИ
Выпуск №1 от 02.02.2011В статье предпринята реконструкция картины поминальных трапез в различных областях Италии. Выявлена связь между поминальной культурой Древнего Рима и итальянской народной поминальной традицией, несмотря на значительные изменения последней в процессе исторической эволюции. В процессе воссоздания картины поминальной трапезы в масштабах Италии удалось выявить то общее, что присуще не только отдельным региональным группам итальянцев, но и другим романским народам, населяющим Италию, - сардинцам и фриулам, что свидетельствует об их культурном сходстве и о древности происхождения общих культурных черт.743 1 -
Антропология питания: судьбы мясных деликатесов в Европе
№4 от 21.09.2020Настоящая статья рассматривает историю и состояние изученности темы пищи в антропологии и обосновывает актуальность проблематики предлагаемых ниже работ, посвященных мясному окороку и близким к нему продуктам. На примере отдельных стран и этнокультурных общностей в первую очередь регионов Южной и Центральной Европы, сравнивая “представителей” одного таксономического ряда – мясные продукты длительной консервации, выявляя их сходства и отличия, авторы предпринимают попытку комплексного рассмотрения пищевых аспектов традиционной культуры в их исторической ретроспективе. Традиционная пищевая культура не часто становилась предметом самостоятельного исследования как в отечественной, так и в зарубежной науке, однако она представляет несомненный интерес для антропологов, этнологов, историков, в т.ч. историков питания и материальной культуры, культурологов, социологов и политологов. Статья является введением к тематическому блоку, в который включены исследования Е.И. Водинар и М.П. Кляус, А.Н. Кожановского, М.Ю. Мартыновой, О.Д. Фаис-Леутской и Е.В. Холлер.
517 8 -
Prosciutto: от символа Италии до знака развития регионов
№4 от 21.09.2020В настоящей статье автор прослеживает судьбу прошутто – итальянского сыровяленого окорока, появившегося во второй половине ХХ в. на итальянском рынке и получившего широкую известность далеко за пределами Италии. Прошутто – “уроженец” регионов Севера Италии, ставший пищевым брендом и символом страны, в наши дни меняет имидж за счет многочисленных новых местных видов, увидевших свет в рамках сегодняшнего возрождения локальной алиментарной традиции в отдельных итальянских регионах. Особое внимание в настоящем исследовании уделяется процессу маркетинга и специфике продвижения знаменитых брендов прошутто в Италии на фоне происходящих в стране социально-политических процессов, а также своеобразию его восприятия как культурно-гастрономического феномена представителями различных социальных слоев в прошлом и настоящем.
432 8 -
Антропология питания в зеркале средневековой Сицилии (рец. на: Bresc H. Il cibo nella Sicilia medievale. Palermo: Palermo University Press, 2019. 142 p.)
№2 от 26.06.2021115 6 -
Растения в культуре: парадигма антропологии
№5 от 14.12.2021В настоящей обзорной статье авторы анализируют в исторической ретроспективе (от древности до наших дней) полифункциональность растений в культуре народов разных регионов мира, прослеживают полисемантизм, символизм, знаковость и применение в пищевой, медицинской, сакрально-магической, потестарной сферах различных видов местной флоры. Значительное внимание уделяется степени изученности каждой из этих сфер и основным направлениям исследования растений (в том числе этноботанике, или фитоантропологии) в зарубежной и отечественной академических традициях. Статья является введением к тематическому блоку, включающему работы В.Б. Колосовой, К.А. Джернигана и О.С. Беличенко, А.А. Новика и М.В. Домосилецкой, О.Д. Фаис-Леутской, В.Н. Давыдова.
135 6 -
Растения в народной культуре Южной Италии: традиции в прошлом и настоящем
№5 от 14.12.2021В данной статье автор рассматривает в исторической ретроспективе на примере Юга Италии бытование в народной культуре не утративших витальности и в наши дни архаичных практик широкого применения диких и культурных растений в локальных кухне, магии и медицине и их отражения в верованиях, знаковости, символизме. Более того, в условиях современности, особенно в ситуации с коронавирусом, эти традиции актуализируются, приобретают повышенную значимость и новое звучание. Автор уделяет внимание конкретным растениям (артишоку, фенхелю, аравийскому жасмину, цветкам цитрусовых), которые в локальном культурном контексте окружены особой знаковостью и несут специфическую символическую нагрузку, превращаясь в своеобразный маркер региона.
114 6 -
О судьбах человечества и пандемии COVID-19 (обзор рубрики Джорджо Агамбена La Voce на сайте издательства Quodlibet)
№6 от 23.12.2021157 6 -
Антропология криминальности: к вопросу о современном состоянии исследований
Номер выпуска 3 от 17.04.2025В настоящей работе, вводной к блоку статей, посвященных правонарушениям как устоявшимся социокультурным феноменам и их распространенности в ряде регионов Европы, в том числе в России, анализируется эволюция и оценивается современное состояние антропологии криминальности как направления в исследованиях антропологии права. Авторы отмечают крайне слабую разработанность темы (как в отечественном, так и в зарубежном дискурсах) и привязку в основном к культуре традиционных обществ Глобального Юга. В этой связи предлагаемые ниже статьи, в которых рассматривается делинквентность, зачастую основанная на пережитках обычного права и нашедшая отражение в эмическом видении населения и в фольклоре, приобретают особую актуальность. Все исследования основаны на "живом" полевом материале и представляют собой попытку этнографической реконструкции и антропологического анализа проявлений традиционной криминальности на примере ряда регионов и общностей Греции, Албании, Сардинии, России. Предлагаемый материал отличается новизной и до сих пор не затрагивался в научном дискурсе. В тематический блок вошли статьи С.А. Сидневой, А.А. Новика, О.Д. Фаис-Леутской, А.В. Черных, А.Д. Поташевой.40 0 -
Практика скотокрадства в Сардинии: из прошлого в современность
Номер выпуска 3 от 17.04.2025В настоящей статье на примере Сардинии – архаичного и консервативного региона Италии – и ее центрального горного ареала Барбаджи рассматривается феномен скотокрадства в его исторической ретроспективе. Автор в процессе анализа этого явления опирается не столько на библиографические источники (изучающие его преимущественно в правовом ключе), сколько на собственные полевые материалы. Такой подход способствует объемному и многомерному видению сардинского скотокрадства, позволяет раскрыть его специфику, философию, место и роль в локальной культуре, выявляет его связи с древнейшим кодексом обычного права, со сводом норм поведения и с системой ценностей, сложившимися в регионе. Становится очевидным, что в народном эмическом видении скотокрадство часто рассматривается как вполне органичное социоэкономическому и культурному контекстам явление, иногда осуждаемое, но часто “декриминализируемое”, “героизируемое” и требующее от задействованных в нем акторов проявления высших человеческих качеств. Анализ традиции скотокрадства в Сардинии позволяет пролить свет на многие реалии этого европейского региона, на его вчерашний и сегодняшний день.40 0
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека