ОИФНЭтнографическое обозрение Ethno review
- ISSN (Print) 0869-5415
- ISSN (Online) 3034-6274
Габдрахманова Гульнара Фаатовна
- Д. социол. н., доц.
- Зав. отд. этнологических исследований
- Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ
- Код пользователя
- 14440
Статьи автора
-
Татары современного Ташкента: этническая идентичность в контексте социальных трансформаций
№1 от 26.03.2019В статье рассматривается малоисследованная проблема этнической идентичности татар Узбекистана, в частности современного Ташкента. Анализ групповых интервью, проведенных авторами в семьях татар Ташкента, позволяет дать аргументированный ответ на ряд важных вопросов: В чем состоят особенности идентификации татар с Узбекистаном — советским и постсоветским? Каковы содержание и изменения этнической идентичности среди татар, родившихся и социализировавшихся в СССР и/или в постсоветское время? Как указанные идентичности соотносятся с официальными дискурсами — советским и постсоветским? и др. Авторы указывают на наличие четырех типов идентичности, носители которых различаются по признакам возраста, социализации и времени проживания в Узбекистане и основными маркерами которых могут выступать, например, как татарский язык, так и трудовой вклад, внесенный татарами в развитие советского Узбекистана. Значимым этническим “Другим” для татар в советский период выступали русские, в постсоветский — узбеки, с которыми начинают идентифицировать себя некоторые молодые татары. Этому способствуют такие факторы, как внутренняя государственная политика Узбекистана, активно используемый в 1990–2000-е годы в Ташкенте традиционный институт махалли, а также незначительная культурная дистанция между татарами и узбеками. Также в ходе исследования выявлено, что для части татар характерна устойчивая татарская идентичность.
914 89 -
Опыт изучения кыргызской миграции в постсоветской России: стратегии, практики, формы капитала
№3 от 28.06.2020Ключевое значение в формировании стратегий и практик постсоветских мигрантов из Средней Азии играет история самой миграции, в ходе которой кыргызам удалось накопить политический, экономический, физический, человеческий, социальный и культурный капитал. Его институционализация, инкорпорация и материализация привели к высокому качеству миграции: для приезжающих в Россию кыргызов действует упрощенный порядок оформления пребывания в стране; они имеют доступ к более статусным сферам труда, высокие заработки в экономически выгодных для них регионах, конвертируют знания и умения в экономический и социальный капиталы, обладают устойчивыми разветвленными социальными связями. В настоящее время наблюдается дальнейшая капитализация имеющихся у кыргызских мигрантов ресурсов. Стимулами и ограничителями данного процесса является множество факторов, в т.ч. вступление Кыргызской Республики в Евразийский.
859 29 -
Мусульманский культ святых у татар Волго-Уральского региона: особенности формирования и трансформации
Выпуск №2 от 12.12.2025Статья посвящена особенностям культуры культа святых у татар-мусульман Волго-Уральского региона. Авторы, используя разнообразные источники – произведениятатарских общественных деятелей XIX–XX вв., научную литературу, интернет-публикации, материалы специальных экспедиций, проведенных ими на исследуемой территории, показывают особенности данного явления, возникшие под влиянием своеобразной формы бытования суфизма, и антропологию изменений святых мест, произошедших в течение последних полутора столетий.791 8 -
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ОБЩНОСТЬ В ДИСКУРСЕ КРЫМСКОТАТАРСКОЙ МОЛОДЕЖИ И ЭКСПЕРТОВ
Выпуск 3 от 12.12.2025В статье на базе материалов экспертных интервью и фокус-групп с привлечением результатов наблюдения рассматривается, как крымские татары, проживающие в Республике Крым, определяют свою идентичность, насколько она для них значима, каковы ее культурные составляющие, какие символы и образы они приэтом используют. Авторами также поднимаются вопросы о каналах формирования и воспроизводства этнической идентичности, акторах, способствующих ееактуализации, о влиянии на нее характера и содержания взаимоотношений с этническими Другими.726 4 -
ТЮРКО-ТАТАРСКИЙ ВЕКТОР РОССИЙСКОЙ ЭТНОЛОГИИ (К 25-ЛЕТИЮ ОТДЕЛА ЭТНОЛОГИИ ИНСТИТУТА ИСТОРИИ АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Выпуск №5 от 01.09.2013В статье обозначены этапы становления тюрко-татарского направления этнологии в Татарстане, проанализированы основные итоги научно-исследовательской и издательской деятельности отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан. Публикация приурочена к 25-летию отдела этнологии.900 1 -
СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК МЯСНЫХ ХАЛЯЛЬ- ПРОДУКТОВ У ТАТАР
Выпуск №1 от 02.02.2011Одним из заметных проявлений ислама в современном мире стало формирование рынка товаров и услуг под маркой "халяль". Это явление стало довольно заметным и в российском обществе. В статье представлены результаты исследования современного рынка мясных халяль-продуктов у татар. Автор анализирует структуру рынка мясных халяль-продуктов, деловые стратегии его участников. Важный вывод работы - положение о том, что в современной России халяль-рынок не предполагает его обязательной монополизации в руках представителей исламского сообщества или какой то одной этнической группы. В российском халяль-рынке задействованы представители разных народов и конфессий, как на уровне производства, так и на уровне потребления. Это значит, что рынки этнических товаров и услуг могут продуктивно функционировать в полиэтничной и поликонфессиональной среде.669 1
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека