ОИФНЭтнографическое обозрение Ethno review
- ISSN (Print) 0869-5415
- ISSN (Online) 3034-6274
Морозов Игорь Алексеевич
- д.и.н.
- главный научный сотрудник
- Институт этнологии и антропологии РАН
- Код пользователя
- 14435
- ORCiD
- 0000-0002-1987-0706
Статьи автора
-
Смерть и посмертное существование в социальных стратегиях: зачем люди создают правила общения с мертвыми
№1 от 26.03.2019Современные исследования концепций смерти и умирания в разных культурах и разных социальных средах демонстрируют нарастание разнонаправленных тенденций их развития в постиндустриальную эпоху. С одной стороны, под влиянием глобализации усиливаются процессы унификации и технологизации похоронно-погребальной обрядности, внедряются новые “экологические” способы захоронения умерших и традиции их почитания, зачастую значительно отличающиеся от принятых ранее. С другой стороны, продолжают поддерживаться многие традиционные верования о посмертном существовании и погребальные ритуалы. Более того, в ряде случаев можно говорить о своеобразном “возврате к архаике”, когда под видом инноваций в повседневность современных социумов возвращаются давно забытые практики и представления о сущности смерти. Потребностью понять закономерности происходящих процессов, их специфику в разных культурных средах и социальных группах продиктовано предпринятое нами исследование постмортального, разные аспекты проявления которого в современном мире отражены в статьях М.Л. Бутовской, Д.А. Дроновой, А.А. Закурдаева, И.А. Морозова, Л.А. Ткачук, Е.Г. Чесноковой, вошедших в специальную тему номера.
703 89 -
“Правила смерти”: концепты “неправильный мертвец” и “неправильное погребение” в инструментарии социальных и политических технологий
№1 от 26.03.2019В статье рассматриваются концепции “неправильного мертвеца” и “неправильного погребения”, представленные в разных культурах и в разных социально-политических контекстах; предлагается интерпретация этих концепций как особых социальных и политических технологий, обеспечивающих поддержание социальной стратификации, регулирующих поведенческие стратегии и позволяющих формировать мировоззренческие модели в рамках господствующей идеологии, которая регламентирует характерные для данного сообщества “правила смерти”. Особое внимание авторы уделяют современным практикам, использующим концепты “неправильной смерти”, “неправильного мертвеца” и “неправильных похорон”. Анализ примеров из типологически разных культур показывает, что эти концепты актуализуются в тех случаях, когда возникает потребность в трансформации существующей мировоззренческой модели и связанных с ней мифологии и топики. Авторы приходят к выводу, что игнорирование существующих различий в традициях захоронений, которые на протяжении человеческой истории всегда имели культурную специфику, чревато серьезными конфликтами, которые можно предотвратить, лишь выработав новые “правила смерти”, которые будут соответствовать современным социокультурным стандартам.
744 89 -
ИСКУССТВО ОБНОВЛЕНИЯ ФОРМ": СКРЫТЫЕ ЗНАКИ ТРАДИЦИИ И ЕЕ ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ
Выпуск 1 от 12.12.2025В статье на материале полевых исследований авторов в Костромской обл. и Интернет-ресурсов обсуждается практика вторичного использования вещей и бытовых отходов (апсайклинга) при оформлении придомового пространства, детских площадок и приусадебных участков. Рассматривается место данного явления в культурных инновациях, осуществляющихся в рамках глобализационных процессов, и его соотношение с понятиями “мода”, “обычай”, “традиция”.600 4 -
ПРАКТИКИ "ПЕРЕИСПОЛЬЗОВАНИЯ" КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ "НОВЫХ ТРАДИЦИЙ": ОТВЕТ ОППОНЕНТАМ
Выпуск 1 от 12.12.2025Статья содержит ответ на комментарии С. Б. Адоньевой, З. С. Антипиной и К. Э. Шумова, М. Л. Бутовской, Д. В. Громова и Т. Б. Щепанской к статье «Искусство обновления форм: скрытые знаки традиции и ее движущие силы», в которой на материале полевых исследований авторов в Костромской обл. и Интернет-ресурсов обсуждается практика вторичного использования вещей и бытовых отходов (апсайклинга) при оформлении придомового пространства, детских площадок и приусадебных участков, а также рассматривается место данного явления в культурных инновациях, осуществляющихся в рамках глобализационных процессов, и его соотношение с понятиями «мода», «обычай», «традиция».598 4 -
ЛОКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск №2 от 12.12.2025846 1 -
ЛОКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И МЕНЯЮЩИЕСЯ ИДЕНТИЧНОСТИ
Выпуск №2 от 12.12.2025Статья посвящена анализу понятий “традиция”, “культура”, “локальная традиция”, “этнодиалект”, описанию иерархии и смыслового наполнения этих понятий и их соотношению с признаковым полем “локальности”, а также выяснению роли “локальностей” разного типа в формировании идентичности. Приведен сравнительный анализ этнолингвистических и этнодиалектных словарей, продемонстрированы их возможности при описании локальных традиций разного типа.809 1 -
КОРНИ ДРЕВА: ИНТЕРПРЕТАЦИИ АРХЕТИПИЧЕСКОГО ОБРАЗА "ДЕРЕВА" В СОВРЕМЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ
Выпуск 6 от 01.11.2012В статье проанализирован ряд показательных примеров использования образа дерева в современном кино, в том числе интерпретации триады “мировое древо” – “древо жизни” – “древо познания добра и зла”. Автор приходит к выводу, что в представленной выборке наиболее репрезентативна связанная с христианской аксиологией символика “крестного” и “родового” древа. Генеалогические ассоциации позволяютлегко переходить в другие регистры: “древо жизни”, “волшебное дерево”, “древо желаний”, “свадебное деревце”, связанное с плодородием и потомством, и др. Эти ассоциативные связи порождают ряд современных повседневных и обрядовых практик – от детских игровых домиков на деревьях до “свадебных деревьев” в пространстве города.840 1 -
ПИЩА "БОГАТАЯ" И "БЕДНАЯ": ПИЩЕВЫЕ МАРКЕРЫ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИЕРАРХИЙ
Выпуск 5 от 01.09.2012В статье проанализированы традиционные представления о “богатой” и “бедной” пище, напрямую связанные с социокультурными стратификациями. В народной терминологии, описывающей праздничные застолья (“богатый”, “щедрый”, “большой” стол), отражено понимание “изобилия” как “Божьей благодати”. Важную роль социокультурного регулятора выполнял голод, который существенно изменял наполнение понятий “богатый” и “бедный” и являлся катализатором процессов социального расслоения, распада большой патриархальной семьи и оттока сельского населения в другие регионы.797 1 -
РЕЦ. НА: С.Б. БОРИСОВ. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ДЕТСТВА: В ДВУХ ТОМАХ. ШАДРИНСК, 2008. Т. 1: А-Н. 520 С. Т. 2: О-Я. 520 С.
Выпуск №3 от 01.06.2009802 0
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека